Экзорцизм (священник К. Пархоменко)

выступ­ле­ние на радио­стан­ции «Град Петров»

Здрав­ствуйте, доро­гие братья и сестры. Здрав­ствуйте доро­гие радио­слу­ша­тели, у мик­ро­фона свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко. Сего­дня мы с вами пого­во­рим об экзор­цизме.

Для тех, кто не знаком с этим тер­ми­ном, экзор­цизм – изгна­ние нечи­стой силы из чело­века, изгна­ние демо­нов, кото­рые входят в чело­века, кото­рые дей­ствуют и как-то про­яв­ля­ются в чело­веке.

Свя­щен­ное Пре­да­ние Церкви хранит рас­сказ о собы­тиях, про­изо­шед­ших в ангель­ском мире еще до сотво­ре­ния все­лен­ной. Тогда самый ода­рен­ный и могу­ще­ствен­ный из анге­лов Ден­ница в порыве гор­до­сти и зави­сти к Творцу вос­стал против Бога и отпал от свет­лого ангель­ского мира. В Писа­нии также встре­ча­ются намеки на то, что с самого начала тво­ре­ния суще­ствует некая таин­ствен­ная сила с самого начала про­ти­вя­ща­яся Богу. Это лишь намеки чело­век ничего не знает о тра­ге­дии про­изо­шед­шей в мире духов. Но эти намеки вполне отчет­ливы: «Земля же была без­видна и пуста и тьма над без­дной» – читаем мы книгу Быт. Гл.1, Ст.2 Слово бездна, по-еврей­ски «техом» не раз встре­ча­ется в Ветхом Завете и обо­зна­чает стихию хаоса, про­ти­вя­щу­юся воле Бога. Вместе с после­до­вав­шими за ним анге­лами Ден­ница как бы обра­зует цар­ство про­ти­во­по­лож­ное Цар­ству Бога. Но что же полу­ча­ется? Ден­ница хотел авто­ном­ного суще­ство­ва­ния, но Бог – это основа всего. Бог – это само бытие и даже зло – грех не может суще­ство­вать отдельно от Него, от Творца, Зижди­теля всей все­лен­ной. Бог – это сама жизнь, и все, что теряет с ним связь, пре­кра­щает суще­ство­вать, поэтому дьявол может суще­ство­вать только за счет боже­ствен­ной жизни, у самого дья­вола нет бытия. Не даром он не может тво­рить, он только раз­ру­шает. Зло может суще­ство­вать только пара­зи­ти­руя на добре. Смерть может суще­ство­вать только уни­что­жая жизнь. Поэтому с самого пер­вого дня созда­ния людей дьявол пыта­ется про­ник­нуть в душу каж­дого чело­века, а через чело­века и во все тво­ре­ние и, таким обра­зом, обре­сти способ бытия, при­це­пив­шись к этому бытию как пле­сень, как пара­зит живя и пита­ясь за счет этого бытия, под­дер­жи­ва­е­мого Богом.

Об этом учили Святые отцы, утвер­ждая, что именно мы, скло­ня­ясь ко греху, даем бесам воз­мож­ность суще­ство­вать и про­яв­ляться в мире. Те, кото­рые гово­рят, что зло явля­ется чем-то суще­ству­ю­щим в себе, ничего не знают, но в нас оно дей­ствует со всей силой и ощу­ти­тельно, под­ска­зы­вая все гряз­ные жела­ния.

Мы сами вино­ваты, что дьявол правит этим миром, что в нашем мире так много демо­низма и стра­да­ния. Ведь по словам Анто­ния Вели­кого, демоны не имеют тела, но мы ста­но­вимся для них телами, при­ни­мая от них помыш­ле­ния. Мы ста­но­вимся, если захо­тим, аген­тами демо­ни­че­ского воз­дей­ствия в этом мире, аген­тами зла.

В своих тво­ре­ниях Святые Отцы уде­ляли много вни­ма­ния демо­ни­че­ским силам и их злому воз­дей­ствию на чело­века. В этом Святые Отцы не были ори­ги­нальны, они лишь про­дол­жали рас­кры­вать учение, изло­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, а в Свя­щен­ном Писа­нии, осо­бенно в Еван­ге­лии, очень много рас­ска­зов о бес­но­ва­тых и об исце­ле­нии их Хри­стом. Знать, кто такие бесы и как они иску­шают чело­века, нам просто необ­хо­димо, это не пустое умство­ва­ние, ведь бесы – наши враги и мы должны знать их методы борьбы, чтоб про­ти­во­сто­ять иску­ше­ниям.

Из лич­ного опыта святые отцы знали о реаль­но­сти дей­ствия темных сил, однако они нико­гда не боя­лись этих темных сил. Смер­тью на кресте и Вос­кре­се­нием Хри­стос уни­что­жил власть сатаны. Не сле­дует бояться бесов совер­шенно, ибо все их пред­при­я­тия обра­щены в ничто Бла­го­да­тью Хри­сто­вой, пишет святой Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский.

Все еван­гель­ские рас­сказы об изгна­нии бесов Хри­стом гово­рят прежде всего об одном: о власти Христа над дья­во­лом. Теперь, с помо­щью Божией хри­сти­ане могут побеж­дать бесов, дьявол поте­рял над ними власть. Однако, эта неспо­соб­ность сатаны побеж­дать в откры­той борьбе вынуж­дает сатану искать обход­ные пути, напа­дать неза­метно, с помо­щью хит­ро­сти и обмана иску­шать людей. Именно поэтому святой Мака­рий Еги­пет­ский, или как его еще назы­вают, Мака­рий Вели­кий срав­ни­вает с дей­ствием дья­вола на чело­века с впол­за­нием в наш ум змеи. С вхож­де­нием в душу дья­вола можно срав­нить попа­да­ние в орга­низм чело­века болез­не­твор­ных бак­те­рий: если физи­че­ски чело­век не защи­щен, имеет слабый имму­ни­тет, то он открыт про­ник­но­ве­нию в него раз­лич­ных мик­ро­бов и виру­сов. След­ствием такого попа­да­ния явля­ется болезнь, так и дьявол, когда душа чело­века не имеет защиты, полу­чает доступ к этой душе. Что явля­ется защи­той чело­ве­че­ской души, ее имму­ни­те­том. Что явля­ется пре­гра­дой для бесов, в силу чего душа может лишиться этой защиты. Пока чело­век пусть мед­ленно совер­шен­ству­ется, пока его дух устрем­лен к Богу, пока за паде­ни­ями сле­дует искренне пока­я­ние, чело­век нахо­дится в сфере дей­ствия Бога и в без­опас­но­сти. Но когда грех ста­но­вится при­выч­кой, когда все суще­ство чело­века ока­зы­ва­ется под­властно какой-нибудь стра­сти, чело­век лиша­ется охра­ня­ю­щего покрова Боже­ствен­ной бла­го­дати. Лиша­ется не потому, что Гос­подь уби­рает свои руки, нака­зы­вает про­ви­нив­ше­гося, Гос­подь всегда любит чело­века, всегда хочет ему помочь. Но в этом-то и заклю­ча­ется высота и исклю­чи­тель­ность любви Бога к чело­веку, Творец ува­жает сво­боду своего тво­ре­ния. Чело­век сам должен выбрать с кем он хочет быть: с Богом или с дья­во­лом. От чело­века тре­бу­ется лишь повер­нуться к Богу серд­цем и при­нять то, что Он пред­ла­гает.

Однако, если чело­век отво­ра­чи­ва­ется от бога, он неиз­бежно всту­пает в кон­такт с сата­ной, во всем добром и пре­крас­ном – Бог, в про­ти­во­по­лож­ном, даже если это на первый взгляд при­вле­ка­тельно – дьявол. Грех – это наш выбор в пользу дья­вола, согре­шая, мы как бы обра­ща­емся серд­цем к сатане. Это резуль­тат нашего сво­бод­ного выбора, в грехе чело­век как когда-то Адам с Евой отка­зы­ва­ется от даров Бога, уходит, пря­чется от Бога и откры­ва­ется воз­дей­ствию бесов. Теперь не Бог, а дьявол имеет воз­дей­ствие на чело­века, и теперь и дьявол про­ни­кает в его душу.

Итак, пота­кая своим стра­стям, мы поз­во­ляем бесам оби­тать и дей­ство­вать в нас. Но иногда кажется, что уни­что­жив ту или иную страсть в себе, мы уни­что­жим осо­бен­ность, непо­вто­ри­мость нашей лич­но­сти, а Гос­подь дей­стви­тельно, сотво­рил каждую лич­ность не похо­жей на другие. Только непо­вто­ри­мость эта не в грехе, вот что сле­дует пом­нить, а как раз наобо­рот! Под­чи­ня­ясь одним и тем же стра­стям, люди ста­но­вятся похо­жими, как все старые почер­нев­шие иконы похожи друг на друга. И как икону необ­хо­димо очи­стить от пыли и копоти, чтобы уви­деть ее истин­ный, пре­крас­ный, сия­ю­щий лик, так и чело­век – чем более он очи­щает зало­жен­ный в него образ Божий от налета греха, тем ярче и непо­вто­ри­мей ста­но­вится его лич­ность. Поэтому, начи­ная бороться со стра­стями, нужно, прежде всего, по словам свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника, осо­знать злые вле­че­ния дья­воль­ским вну­ше­нием. Не счи­тать их своими, но все­ян­ными нам от лука­вого, это и поз­во­лит нам уви­деть своего врага, встать к врагу лицом к лицу.

Тем-то и бед­ственна и пагубна эта болезнь, пишет святой Симеон Новый Бого­слов о людях, кото­рые не пони­мают, что источ­ни­ком зла в их душе явля­ется дьявол, что когда враг мой влачит туда и сюда мой соб­ствен­ный ум, я думаю, что эти кру­же­ния ума мои соб­ствен­ные. Дей­стви­тельно, у чело­века может быть горя­чая, страст­ная натура, или наобо­рот, спо­кой­ная склон­ная к созер­ца­нию, но именно от чело­века зави­сит, напра­вит ли он этот дар в заду­ман­ном Богом русле, или же под­дав­шись вли­я­нию дья­вола, иска­зит грехом. Так, горя­чий тем­пе­ра­мент можно напра­вить как на любовь к Богу и людям, так и гнев и на раз­дра­жи­тель­ность. А спо­кой­ствие и урав­но­ве­шен­ность могут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию в душе лени и без­раз­ли­чия.

Теперь посмот­рим, что гово­рит само Еван­ге­лие об отно­ше­ниях в кото­рые греш­ник всту­пает с дья­во­лом. Сам Спа­си­тель одна­жды сказал иудеям вопро­шав­шим его: «Ваш отец дьявол» Ин. Гл.8,Ст.44 Что Спа­си­тель имел в виду? Быть сынами божьими, значит при­над­ле­жать к гор­нему миру, значит быть в бли­зо­сти Бога. Быть же детьми дья­вола, значит иметь не с Богом, а с дья­во­лом непо­сред­ствен­ное обще­ние. Известно, что дети от отца полу­чают вос­пи­та­ние, черты харак­тера, отно­ше­ние к жизни. Но, прежде всего, они полу­чают от отца и матери само бытие. Так, дети Божьи похожи на своего небес­ного Отца, они ведь живут его жизнью. Люди же обра­тив­ши­еся ко злу в своих грехах тоже похожи на дья­вола как на своего отца, ведь от него, от дья­вола они полу­чают свое греш­ное бытие и тоже живут его жизнью. В другом месте Ново­за­вет­ных Писа­ний апо­стол Павел заост­ряет наше вни­ма­ние на том, что «греш­ники попали в сети дья­вола, что он уловил их в свою волю» 2 Тим. Гл.2, Ст. 26. Греш­ники как птицы, кото­рых поймал ловец. Ловец может делать теперь с ними все, что он хочет, они в его власти. Так и чело­век, пре­льстив­шийся при­ман­кой дья­вола. Эта при­манка – обман­чи­вая сла­дость греха. Ока­зы­ва­ется, чело­век в сетях, в зави­си­мо­сти от дья­вола. «Только птицы, – рас­стра­и­ва­ется свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский, – мечутся, ста­ра­ясь вырваться из плена. А мы – редко».

Нако­нец, сам Спа­си­тель срав­ни­вает пре­бы­ва­ние дья­вола в душе греш­ника с жизнью хозя­ина в своем доме. Такое срав­не­ние очень о многом нам гово­рит. Что хозяин может сде­лать со своим домом? Да все, что захо­чет! Он может при­брать и почи­нить его, а может раз­ру­шить. Сущ­ность дья­вола – зло, он не спо­со­бен к сози­да­нию. Не при­хо­дится сомне­ваться, что сде­лает дьявол, будучи хозя­и­ном души.

Вот что гово­рит об этом святой Иоанн Зла­то­уст: «Демоны, раз овла­дев душой, обра­ща­ются с ней так гнусно и оскор­би­тельно, как свой­ственно лука­вым, страстно жела­ю­щим нашего позора и гибели».

А святой Васи­лий Вели­кий вот как инте­ресно объ­яс­няет это страст­ное жела­ние: «Пони­мая свое бес­си­лие против Бога, дьявол скло­няет ко греху образ Божий – чело­века».

Однако чело­веку, попав­шему в сети дья­вола, став­шего его рабом, очень тяжело понять, что он не гос­по­дин себе, что он выпол­няет чужую волю. Это не уди­ви­тельно, что греш­ник не видит в себе бесов­ского дей­ствия: на белой одежде видно любое пят­нышко, на черной и боль­шое можно не заме­тить. Не слу­чайно святые так остро чув­ство­вали свою гре­хов­ность, так кая­лись. В чистой душе даже самый малый дурной помы­сел виден лучше, чем огром­ные грехи в темной душе.

«Цар­ство Божие внутри вас» 17 Глава Еван­ге­лия от Луки, так гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние, это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем при­об­щиться небес­ному свету, создать его в соб­ствен­ном нашем сердце. Цар­ство Божие внутри нас – это когда Бог бывает с нами в еди­не­нии. Но как в нашей власти создать в себе Цар­ство Божие, так же в нашей власти создать в себе и цар­ство дья­вола. В Цар­ство Божие входят через совер­шен­ство­ва­ние в доб­ро­де­те­лях, через позна­ние Бога, в цар­ство дья­вола через уко­ре­не­ние в поро­ках. И как в нашей власти рас­крыть свою душу перед Богом и впу­стить в нее Божью бла­го­дать, так и в наших же силах либо впу­стить дья­вола в сердце, либо вос­пре­пят­ство­вать ему.

«Посе­ля­ется дьявол в бес­но­ва­тых людях потому что эти люди при­влекли злых духов, они сами при­го­то­вили в себе жилище для дья­во­лов, выме­тен­ное и убран­ное, нерас­ка­ян­ными гре­хами. Вместо жилища Божия дела­ются вме­сти­ли­щем духа нечи­стого» – гово­рит пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин.

Это же под­твер­ждает свя­ти­тель Феофан Затвор­ник, цити­рую: «Внут­рен­нее наше всегда заклю­чено, Гос­подь сам стоит вне, и стучит, чтоб мы отво­рили душу ему и сердце. Чем же душа и сердце отво­ря­ется? Сочув­ствием, пред­рас­по­ло­же­нием к бла­го­дати, согла­сием. У кого все это кло­нится в сто­рону сатаны, в того сатана и входит. Что входит сатана, а не Бог в этом вино­ват сам чело­век».

Эта зако­но­мер­ность под­твер­жда­ется кон­крет­ными слу­ча­ями. Вот, напри­мер, исто­рия из прак­тики извест­ного свя­щен­ника Гри­го­рия Дья­ченко. Он рас­ска­зы­вает, что рядом с его домом жила одна кре­стьян­ская семья. Жена в этой семье была угрю­мой и свар­ли­вой и вечно с кем-то руга­лась. Не уди­ви­тельно, что после одной такой ссоры, когда за ничтож­ную про­вин­ность эта жен­щина кри­чала на сосед­ских детей, с ней стали тво­риться страш­ные вещи. О чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбе­си­лась, что к ней страшно под­сту­питься». Свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко пошел в этот дом, воз­ло­жил епи­тра­хиль на жен­щину. Жен­щина выры­ва­лась, бро­са­лась какими-то пред­ме­тами, цара­па­лась, куса­лась, а когда свя­щен­ник воз­ло­жил епи­тра­хиль, поте­ряла созна­ние. А когда очну­лась, была совер­шенно спо­кой­ной. Этот бес, кото­рый на секунду вошел в нее оста­вил ее. Здесь меха­низм про­ник­но­ве­ния дья­вола в душу жен­щины очень поня­тен, через злобу, через грех сатана входит в эту жен­щину.

Геро­ини дру­гого случая вхож­де­ния сатаны в чело­века – это две на удив­ле­ние поверх­ност­ные девушки. Пред­ставьте себе, они отпра­ви­лись гулять на клад­бище, и балу­ясь, стали пры­гать и играть на могиле одного недавно похо­ро­нен­ного само­убийцы. Все­ле­ние, также как и еди­не­ние с Гос­по­дом, не может быть меха­ни­че­ским дей­ствием, сле­ду­ю­щим за какими-то опре­де­лен­ными собы­ти­ями. Если бы так вот, как вели себя эти девушки, вели себя ничего не пони­ма­ю­щие дети, им бы не было вреда. Но это были взрос­лые, созна­тель­ные люди. Вместо жало­сти к само­убийце, они стали сме­яться и изде­ваться над ним, значит их сердце было злым. Когда девушки вер­ну­лись домой, в них про­яви­лись все при­знаки одер­жи­мо­сти. Они кри­чали, изда­вали нече­ло­ве­че­ские звуки. Не зная как с ними посту­пить, их заперли в отдель­ной ком­нате. Об этом тоже нам сооб­щает в своей книге «Область таин­ствен­ного» свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко. Свя­щен­ник, придя и про­чи­тав молитву, изгнал беса из этих деву­шек.

Я могу при­ве­сти пример из своей недол­гой свя­щен­ни­че­ской прак­тики. Одна­жды ко мне пришла жен­щина и ска­зала, что ее муж очень странно себя ведет. Когда он злится и начи­нает ругаться, то напа­дает на нее и на ее детей. Я пред­ло­жил мужу прийти и побе­се­до­вал с ним. Ока­за­лось, что дей­стви­тельно, этот муж чело­век обыч­ный, стан­дарт­ный, спо­кой­ный. Но вот, он взял моду кидаться на свою жену и на детей, ругаться, топать ногами, и, может быть, бить их даже чем-то. Он опи­сы­вает, что так все было несколько лет, и вот одна­жды, когда агрес­сия эта росла, и он стал топать ногами на свою жену и на своих детей, вдруг, на секунду он как будто отклю­чился. И вот, пред­ставьте себе, он хва­тает топор и начи­нает бегать по квар­тире за своей женой и за своими детьми. Жена в ужасе бежит к сосе­дям, сосед бьет этого чело­века, чело­век падает, теряет созна­ние. При­ез­жает скорая помощь, его при­во­дят в чув­ство. Этот чело­век, бега­ю­щий с топо­ром за своими род­ствен­ни­ками, он ничего не помнит после того, как пришел в себя. Он не помнит, что бегал с топо­ром за ними. Он просто помнит, что он жутко рас­сер­дился на свою жену и на своих детей и больше он ничего не помнит, очнулся он в боль­нице.

Вот видите, чело­век своим грехом, своей злобой он сам пере­ки­нул мост между чело­ве­че­ским и духов­ным миром. Он впу­стил в себя сатану. сатана не замед­лил явиться вместе с леги­о­ном бесов и стал дей­ство­вать в этом чело­веке.

Итак, люди, встав­шие на путь греха, всту­пают в союз с сата­ной и дьявол в боль­шей или в мень­шей сте­пени оби­тает в их душах. Ведь совсем необя­за­тельно одер­жи­мость обре­тает край­ние формы, когда все суще­ство чело­века, за исклю­че­нием самого глу­бин­ного, его духа пора­жено сата­ной. Чело­век, живу­щий по зако­нам сата­нин­ского царства,сам до конца не пони­мает, чьи законы он вопло­щает в жизнь. Такой чело­век тоже по-своему одер­жим.

Однако суще­ствует инте­рес­ная зако­но­мер­ность, на кото­рой сле­дует оста­но­виться: 90 про­цен­тов людей, в соб­ствен­ном смысле одер­жи­мых, ока­за­лись во власти дья­вола не просто так, а в резуль­тате заня­тия магией, спи­ри­тиз­мом, гада­нием и так далее. Одним словом, имели какое-то отно­ше­ние к оккуль­тизму. Конечно, это не значит, что в того, кто хоть раз гадал, зани­мался спи­ри­тиз­мом, все­ля­ется дьявол. Но это значит, как гово­рит извест­ный в Европе, и во Фран­ции извест­ный свя­щен­ник Жорж Марану, что чело­век, вслед­ствие заня­тий оккуль­тиз­мом, встал на скольз­кий путь и опас­ность попасть в сети дья­вола у него во много-много раз выше, чем у обыч­ного чело­века.

Логи­че­ски такая зако­но­мер­ность вполне объ­яс­нима. Не слу­чайно, Цер­ковь запре­щает своим чадам заня­тия оккуль­тиз­мом. Это не бес­смыс­лен­ный запрет из боязни дать веру­ю­щим слиш­ком много сво­боды и знания. При­чина проста: Цер­ковь знает, что скры­ва­ется за явле­ни­ями оккульт­ного мира и знает об опас­но­сти, кото­рую таит этот мир.

Само слово «оккульт­ный» в пере­воде с латин­ского «occultus» озна­чает «тайный, сокро­вен­ный». Исходя из этого учения, можно ска­зать, что оккуль­тизм – это учение о тайных, скры­тых пред­ме­тах и явле­ниях. Такое объ­яс­не­ние и дается обычно этому тер­мину. Гада­ние, магия, обще­ние с духами и все то, что под­ра­зу­ме­вает обще­ние с другим миром входит в это поня­тие. Однако можно задать вопрос, почему суще­ствует этот запрет, ведь и хри­сти­ане обща­ются с неви­ди­мым миром, напри­мер, обра­ща­ясь с молит­вами к Богу, святым, или анге­лам. «Наша брань, – гово­рит апо­стол Павел, это Посла­ние к Ефе­ся­нам Гл.6, Ст.12 – не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей»… Так апо­стол Павел пере­чис­ляет иерар­хию духов­ных существ. «…Против миро­пра­ви­те­лей века сего, против духов злобы под­не­бес­ных». О каких под­не­бес­ных духах злобы гово­рит апо­стол Павел?

Из Писа­ния и пре­да­ния Церкви мы знаем, что суще­ствует абсо­лют­ный Дух – Бог. Бог творит физи­че­ский мир и чело­века, соеди­ня­ю­щего в себе физи­че­ское и духов­ное. Еще мы знаем, что прежде тво­ре­ния мира Бог создал анге­лов, духов­ных существ, кото­рые тварны и отно­си­тельно Бога мате­ри­альны, веще­ственны, но с другой сто­роны они не имеют физи­че­ских тел.

Если мы погру­зимся в Библию, и ее язык для нас станет ясным, что имел в виду апо­стол Павел, когда гово­рил о духах под­не­бес­ных. Небо на биб­лей­ском языке – это символ Бога. Когда евреи хотели ска­зать Бог, чтобы не про­фа­ни­ро­вать свя­щен­ное имя, чтобы не упо­ми­нать пона­прасну, они гово­рили «небо». Напри­мер, выра­же­ние «Цар­ство небес­ное» озна­чает Цар­ство Божие. Земля же всегда была сим­во­лом физи­че­ского мира. Итак, небо – это область оби­та­ния Бога, земля – это область оби­та­ния чело­века, но суще­ствуют еще и ангелы и суще­ствуют они между Богом и чело­ве­ком, между абсо­лют­ным Духом и между тво­ре­нием, име­ю­щим тело, между небом и землей, в под­не­бес­ном про­стран­стве. Поскольку гово­рится о духах злобы под­не­бес­ных, мы пони­маем, что речь идет об анге­лах отпав­ших от Бога, о бесах.

Неви­ди­мый мир не сокрыт от нас, но только Цер­ковь ука­зы­вает нам верный путь обще­ния со свя­тыми и свет­лыми анге­лами. Ока­зав­шись же без руко­вод­ства в этом таин­ствен­ном, незна­ко­мом для нас духов­ном мире, мы не в силах найти верную дорогу и под­да­емся на обман дья­вола, кото­рый редко пока­зы­вает свое истин­ное лицо.

Сколько при­ме­ров в житиях святых и в повсе­днев­ной жизни, когда бесы упорно выда­вав­шие себя за анге­лов, или за души умер­ших, при закли­на­нии их именем Христа, ска­зать кто они на самом деле, были вынуж­дены назвать себя анге­лами пад­шими или демо­нами. Отец Гри­го­рий Дья­ченко запи­сал один случай, про­изо­шед­ший с его зна­ко­мым.

Этот чело­век долго зани­мался спи­ри­тиз­мом и вот, одна­жды этому чело­веку посо­ве­то­вали задать духу три вопроса. Веришь ли ты в Иисуса Христа? Боишься ли ты Иисуса Христа? Любишь ли ты Христа? После долгих жалоб и отго­во­рок духа были полу­чены ответы: «Верю. Тре­пещу. Не люблю». Когда этот чело­век потре­бо­вал, чтобы дух отве­тил кто он такой, дух отве­тил: «сатана».

Иеро­мо­нах Ана­то­лий Бере­стов при­во­дит похо­жий пример из своей жизни, он рас­ска­зы­вает, что как-то много лет назад при­сут­ство­вал на сеансе спи­ри­тизма, в то время он только что пришел к вере и прак­ти­че­ски ничего о вере не знал. Он решил, что при­сут­ство­вать на сеансе можно, но участ­во­вать в нем как веру­ю­щий чело­век, не стал, лишь сидел и наблю­дал. И вот, когда сеанс был в самом раз­гаре, блюдце вер­те­лось, дух давал ответы. Буду­щий отец Ана­то­лий мыс­ленно пере­кре­стил стол. И хотя видеть этого никто не мог, он делал это мыс­ленно, да и сидели все к нему спиной, сеанс спи­ри­тизма вдруг пре­кра­тился, как будто провод пре­рвался. Кон­такт с духами пре­кра­тился. Так от крест­ного зна­ме­ния бежали бесы.

На этом мы закан­чи­ваем нашу пере­дачу, в сле­ду­ю­щий раз мы вер­немся к этой теме, у мик­ро­фона был свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­менко. Пусть вас всех хранит Гос­подь.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки