Зло и Добро

Крещён в Православии
"Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом, гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах
Сердце его занято тем, чтобы проводить борозды, и забота его – о корме для телиц.
Так и всякий плотник и зодчий, который проводит ночь, как день: кто занимается резьбою, того прилежание в том, чтобы оразнообразить форму;
сердце свое он устремляет на то, чтобы изображение было похоже, и забота его – о том, чтоб окончить дело в совершенстве.
Так и ковач, который сидит у наковальни и думает об изделии из железа: дым от огня изнуряет его тело, и с жаром от печи борется он;
звук молота оглушает его слух, и глаза его устремлены на модель сосуда;
сердце его устремлено на окончание дела, и попечение его – о том, чтобы отделать его в совершенстве.
Так и горшечник, который сидит над своим делом и ногами своими вертит колесо,
который постоянно в заботе о деле своем и у которого исчислена вся работа его:
рукою своею он дает форму глине, а ногами умягчает ее жесткость;
он устремляет сердце к тому, чтобы хорошо окончить сосуд, и забота его – о том, чтоб очистить печь.
Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле;
без них ни город не построится, ни жители не населятся и не будут жить в нем;"

Все перечисленные в этом месте люди занимаются каждый своим делом. Их помыслы о деле. Что делает доброго или злого пастух, пасущий стадо, или гончар, изготавливающий горшок? Они занимаются ремеслом и зарабатывают на пропитание. Их доброе или злое деяние может проявиться тогда, когда они с плодами своего труда выйдут к другим людям на рынок. Когда гончар покажет свой товар и не скроет дефектов, а скажет о них. Когда за свой товар попросит не высокую цену и, уступив просьбе покупателя, снизит цену. А какой-то вдове подарит самую красивую чашку, а не ту,с браком, которую всё равно никто не купит. И в этом случае его помыслы, и добрые или злые намерения будут иметь значение.
 
Православный христианин
По Библии, естественное зло следствие морального зла. Изначально безгрешный человек был помещен в райский сад, где жил в счастливом единстве с Создателем, женой и животными. У него могла быть вечная жизнь. В день, когда он ослушался Бога, т.е. совершил моральное зло, он навлек на себя позор, смущение и страх, был проклят Богом и изгнан из рая. Отныне мужчина обречен добывать хлеб в поте лица, а женщина рожать детей в муках (Быт 3).
Это представление проходит через весь Ветхий Завет (Втор 27:14; Пс 1; Притч 14:31; Мал 4:16). Хотя Иов уверен, что он страдает незаслуженно, но, выслушав укоры Божьи, в конце концов смиряется (Иов 42:16). Пророки предсказывали приход Мессии, чей праведный суд вернет естественный порядок вещей к райскому состоянию (Ис 11:19; Ос 2:18). В истории Иова в биографической форме выразилось то, что в Библии высказано дидактически, хотя естественное зло существует в грешном мире, оно не коснется души праведника.

В философии различают четыре вида зла: физическое, моральное, социальное и метафизическое. Первое зло, зло физическое, есть то, что причиняет человеку страдание и нарушает его благосостояние (болезнь). Нравственное зло коренится в несовершенстве нравственной природы человека, которая позволяет ему переступать моральный закон. Социальное зло исходит из несовершенства общественного и государственного устройства. Наконец, зло метафизическое вытекает из природы бытия вообще и природы человека.
 
Крещён в Православии
По-настоящему оценить что-либо можно в его отсутствие . Свет свечи бесполезен в солнечный день , но драгоценен во
тьме ночи . Наполнение Богом можно оценить, толь о испытав пустоту.
Похоже на слова Воланда обращенные к Левию Матвею:"... что бы делало добро если бы не существовало зла?"
Сердце человека не может быть пусто по определению:"свято место пусто не бывает" и если в нем нет Бога, то там поселиться кто то другой.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Зло вошло в природу человека, когда он согрешил. Есть такая точка зрения, что зло существует, чтобы человек понимал, что он не всесилен, своими силами он не может преодолеть зло, то, что причиняет ему негатив.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Можем ли мы сказать это - то, что постигло Иова, или это- то что привело его к новым вершинам?
Можем ли говорить о том, что благодаря "черной" полосе, человек укрепляется духом, становится сильней и задумывается о Боге? И наоборот, почему подарки судьбы , сваливаясь на голову,приводят к закономерной деградации и падению. Имеет ли "зло" отношение к Божественным законам бытия, к одному общему корню, или это сила прямо противоположна Божественной и не подконтрольна Творцу?
Многие знают по своему опыту, что та или иная очень плохая ситуация в жизни, по прошествии лет, если оценивать ее ретроспективно, в итоге приносит только добрые плоды, только с одним "но", с осознанным пониманием , что все происходит по воли Божьей. Если такого понимания нет, и человек разделяет плохое и хорошее, что- это от Бога, а - это от лукавого, то жизнь подминает его приводя в состояние ни чем не отличающееся от животного (например пьянство, или глухая злоба на всех), деградацию и бесславную смерть.
Святитель Иоанн Тобольский (Илиотропион, или cообразование с Божественной волей) пишет о зле, в частности, следующее: - «Причиной греха является лживость, или своеволие грешника. Наказания же вообще (как исправительные, так и казни), будучи горькими последствиями причины, происходят по воле Божьей, как причине не греха, но исправления или уничтожения его. Итак, если мы из понятия греха отбросим его причину, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божьей, или было бы ему неугодно
Бог и злые дела иногда обращает во благо.
Бесконечная благость Божья никогда бы не попустила быть на земле таким злым беззакониям, если бы отсюда она не производила величайших благ, и сделанное по злобе не обращала бы во спасение.
Бог попустил умножиться братней зависти против неповинного Иосифа, но попустил для какого благодеяния? Не для спасения ли от голодной смерти не только его родителей, братьев и родственников, но и всего Египта? Попустил Бог нечестивому Саулу всячески озлоблять кроткого, незлобивого Давида, но не для пользы ли самого Давида и всего царства Еврейского (да, для величайшей пользы не только их, но и всего рода человеческого через потомка Давидова Христа Спасителя нашего)? Попустил Бог бросить в ров к разъяренным львам безвинно оклеветанного Даниила пророка; но для чего? для возведения его самого и друзей его на высшую степень величия и славы.
Но зачем мне рассказывать о многочисленных фактах Ветхозаветной истории, когда через попущение Божье завистливые первосвященники, фарисеи и старейшины Еврейские, по зависти, предали на распятие Единородного Сына Божьего, Иисуса Христа, и это попущение обратилось во спасение всего рода человеческого. Таким образом, от каждого попущения происходят и открываются нам величайшие богатства славы Божьей и Его благодеяний каждому человеку и всему роду человеческому. Отсюда открываются нам благость Божья и милосердие Его, щедроты, всемогущество и величество, предвидение и промысел Его. Отсюда Высочайшая мудрость и правда Его неведомыми нам путями озаряют нас, и тем самым возбуждают весьма многих, внимательных людей, к возращению добродетели, к умножению многотрудных, но славных подвигов, награждаемых обильными благодеяниями в нынешней жизни и будущей и вместе с тем ореолом славы.
О, как дивно и величественно проявляет себя Божественное промышление в повседневных своих попущениях!


Неважно от добра произвести добро, но весьма удивительно злое обратить в добро. Есть общая поговорка: "на спокойном море всякий может быть кормчим." Невелика мудрость, когда ветер попутный, корабль крепок, море не волнуется, еще и матросы корабля знают свое дело, пристань видна, - направить к ней корабль. Но иное дело, когда буря бушует на море, корабль поврежден, волны с шумом вливаются на палубу и внутрь корабля, или когда ночь темная, ничего невидно, пираты окружили корабль, экипаж малочислен и плохо вооружен; и при всем этом капитан корабля так искусно распорядился, что безбедно избежал опасности; вот это удивительное дело: капитан корабля делом доказал свою мудрость и свою опытность править кораблем.
Подобное замечаем мы и в мироправлении Божьем: кажущееся нам попущение воли Божьей не ведущим к добру, Бог приводит к наилучшему концу по Своей неизреченной премудрости и правде. Чрез попущение противозаконных деяний и приключений горестных Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. По Божьему промыслу, направляющему все к наилучшему концу, хитрые замыслы, направленные для вреда обольщаемого ими, часто обращаются ему в пользу и честь; делаемые на кого-либо нападения и обиды нередко умножают его силы; величайшие беззакония нечестивых утверждают многих в благочестии и добродетели и предохраняют от погибели.


Оттуда же происходит, что многие люди, на первый взгляд, уже совершенно погруженные в бездну погибели, на деле оказываются бывают через то самое спасены. Иосифу узы и темница служат к почестям и к его величайшей славе, братняя в нему зависть доставила ему больше пользы, чем благоволение всего мира. Саулова злоба доставила Давиду царский венец. Львиный ров ввел Даниила в большую честь и славу, каких не достигали и цари земные. Христос с креста вошел в рай вместе с покаявшимся разбойником, а с горы Елеонской вознесся на небеса и сел по правую сторону Бога Отца. Если бы Бог не попускал грехопадения и не исправлял допущенных, и через это не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли бы могли мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую добрых. Но через такое допущение злых деяний мы учимся познавать пользу исследования самих попущений и осознавать, какими чудными путями Бог из величайших зол производит бесчисленное множество добра.
Об этом весьма умно выразился знаменитый ученый Боэтий, говоря: известный порядок Божественного управления всегда достигает своих целей; ибо если иногда что-нибудь и уклонится от Божественного установления в сторону, то оно хотя и другим путем, все же направляется к предположенной цели, дабы ничто не оказалось неразумным в управлении Промысла. Хотя и неудобно человеку постигать ограниченным умом и выражаться слабым словом о величайших и бесчисленных деяниях неограниченного и всемогущего Божества, но для нас достаточно удостовериться, что Бог есть творец и промыслитель всего сущего, и Сам же Он все направляет наилучшим образом к достижению наибольшего добра. А потому, если благоразумно всмотримся в многоразличные явления природы и человеческих обществ, то ничего не найдем злого (в собственном смысле) и неразумного в порядке высшего управления миром
».

Примерно об этом также пишет и преподобный Исаак Сирин Ниневийский (Слова подвижнические): - «Слово 58. О том, что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, и о подвижнических деланиях.
Поползнуться на что-либо греховное – обнаруживает человеческую немощь, потому что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям. Ибо Он не усмотрел полезным поставить ее выше страстей прежде пакибытия. И душе быть доступною страстям – полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – дерзко и бесстыдно. Есть три способа, которыми всякая разумная душа может приближаться к Богу: или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним. И никто не может приблизиться к Божией любви, если не поведет его один из сих трех способов
».
 
Православный христианин
Похоже на слова Воланда обращенные к Левию Матвею:"... что бы делало добро если бы не существовало зла?"
Добра бы не было, по определению, как и не было бы человеческой цивилизации не вкусив Адам запретного плода.
Как день нуждается во тьме и свете, как суд в обвинителе -прокуроре, так и возрастание души к Богу не возможно без борьбы добра со злом.
 
Крещён в Православии
Добра бы не было, по определению, как и не было бы человеческой цивилизации не вкусив Адам запретного плода.
Можно ли любовь назвать добром? Если да , то это добро не нуждается во зле, что бы оттенять себя, а насчет цивилизации , то пути Господни неисповедимы.


Как день нуждается во тьме и свете, как суд в обвинителе -прокуроре, так и возрастание души к Богу не возможно без борьбы добра со злом.
Не существует в априори никакой глобальной борьбы добра со злом которое повержено , а есть только борьба самого человека с тем злом которое проникло в него по его же вине и в этой борьбе не возможно победить без помощи и заступничества Бога. Зло противоестественно истинной природе человека и без него он(человек) отлично бы себя чувствовал.
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
Добра бы не было, по определению, как и не было бы человеческой цивилизации не вкусив Адам запретного плода.
Как день нуждается во тьме и свете, как суд в обвинителе -прокуроре, так и возрастание души к Богу не возможно без борьбы добра со злом.
Нет никакой необходимости в зле для проявления добра. Не Бог причина греха, а сам согрешивший человек. Бог не принуждает никого грешить. Ведь грех это то, что противно воле Божией и Бог не может действовать противно Своей воле. Но если может возникнуть или возникло зло по воле согрешившего, то Бог по возможности направляет зло для проявления добра. В вечной жизни в Царстве Небесном не будет зла, а будет одно только возрастающее добро. В Царстве Небесном не будет борьбы добра со злом.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Похоже на слова Воланда обращенные к Левию Матвею:"... что бы делало добро если бы не существовало зла?"
Сердце человека не может быть пусто по определению:"свято место пусто не бывает" и если в нем нет Бога, то там поселиться кто то другой.
Нет, абсолютно не похоже!
Воланд, сатана, лжец и отец лжи, солгал и на этот раз, сказав: "если бы не существовало зла", как будто зло существует! Но в том-то и дело, что зло - это отсутствие добра, это пустота. Нечто несуществующее само по себе.
 
Православный христианин
В вечной жизни в Царстве Небесном не будет зла, а будет одно только возрастающее добро. В Царстве Небесном не будет борьбы добра со злом.
Мир Вам, Юрий! Полностью с Вами согласен, что зла В Царстве Небесном нет, нет соответственно и никакой борьбы. Это выглядело бы безумной фантазией.
Оно есть только в нашем мире и как я ранее сказал, только для возрастания души к Богу. И это обязательное условие нашего мира. Это закон Творца! Увы здесь наши представления расходятся..
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Так как Бог позволяет людям действовать противно Божией воле, то согрешение Адама, не имеющего преграды к уменьшению добра, стало неизбежным. Бог скорбел, когда Адам согрешил. И скорбел Он, как я предполагаю, от того, что не мог предотвратить согрешение Адама, как бы ни желал этого. Адам рано или поздно согрешил бы в раю. Но еще больше желал Бог поделиться Своей любовью с людьми и научить их жить в любви и единстве с Ним и друг с другом. А жить в любви это значит жить в вечной радости и блаженстве. Ради этой радости любви и славы Своей и создал Бог Творение Свое.

Бог не хочет зла и нет никакой необходимости для Бога во зле для возрастания добра. Но зло неизбежно в мире из-за неизбежности согрешения человека и поэтому Бог иногда попускает зло, чтобы использовать его во благо. Неизбежность зла заключается в том, что первоначально, пока не проявились последствия греха человека и пока нет преграды к уменьшению добра, человек может уклониться как в сторону возрастания добра, так и в падение. И только познав чувственно на своем опыте или опыте жизни других людей последствия зла, человек, понимая свою немощь преодолеть эти последствия, обращается к Богу с доверием и надеждой на то, что Бог будет вести его по пути Истины и любви. Бог попущением зла, во-первых, формирует устремленность человека вверх к Богу и прочь от падения и плена дьявола. Человек посредством покаяния и активными усилиями по восхождению к Богу посредством молитв, поста и прочее стремится вырваться из ямы падения, обрести благодать Божию и удерживать ее в себе. Во-вторых, мудрость Бога состоит также в том, что зло, которое возникает или может возникнуть из-за согрешения человека, Бог направляет на формирование у человека отвращения к греху, а в конечном итоге на формирование преграды к уменьшению добра. Эта преграда создается совместными усилиями Бога и человека.
 
Крещён в Православии
Оно есть только в нашем мире и как я ранее сказал, только для возрастания души к Богу. И это обязательное условие нашего мира. Это закон Творца! Увы здесь наши представления расходятся.
Сергей, по-моему Юрий Вас поддерживает:
Но зло неизбежно в мире
Бог попущением зла, во-первых, формирует устремленность человека вверх к Богу
Юрий, возможно, здесь
Человек посредством покаяния и активными усилиями по восхождению к Богу
правильно сказать не "человек", а "христианин" или "верующий"? Потому как есть "сыны противления", человек с убеждением творить злое. Это сыны погибели.
 
Православный христианин
Что такое добро, об этом сказано много и правильно. Но, что такое зло?
Можем ли мы сказать это - то, что постигло Иова, или это- то что привело его к новым вершинам?
Можем ли говорить о том, что благодаря "черной" полосе, человек укрепляется духом, становится сильней и задумывается о Боге? И наоборот, почему подарки судьбы , сваливаясь на голову,приводят к закономерной деградации и падению. Имеет ли "зло" отношение к Божественным законам бытия, к одному общему корню, или это сила прямо противоположна Божественной и не подконтрольна Творцу?
Многие знают по своему опыту, что та или иная очень плохая ситуация в жизни, по прошествии лет, если оценивать ее ретроспективно, в итоге приносит только добрые плоды, только с одним "но", с осознанным пониманием , что все происходит по воли Божьей. Если такого понимания нет, и человек разделяет плохое и хорошее, что- это от Бога, а - это от лукавого, то жизнь подминает его приводя в состояние ни чем не отличающееся от животного ( например пьянство, или глухая злоба на всех), деградацию и бесславную смерть.
В итоге главный вопрос: Как человеку прийти к Богу в течении жизни, если разделение мира, его восприятие на добро и зло (не имею ввиду грехи), просто по определению, не приведут к желаемому результату?
Не по Воле Божией зло.
Зло – помысл, мысль, действие, поступок разумно-свободного тварного существа, противоречащие Божественной воле(Божьему благоволению) и ведущее к отпадению от Бога.

Причем НЕ СУЩЬНОСТЬ.

Пример:

Женщина (сущьность) - не зло
Прилюбодеяние (НЕ сущьность) - зло.
Деньги не зло.
Сребролюбие - зло.
Пища не зло.
Чревоугодие - зло.

и т.д.

Да Бог ограничил Себя волей человека = личности и дает возможность реализовываться воле человека.

А природные бедствия напрямую связанны с грехом.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

Бытие 3 глава.
 
Крещён в Православии
Мир Вам, Анатолий.
Допускаю, что есть люди, которые могут управлять своими помыслами во сне. Но я, к сожалению или к счастью, не могу вмешаться и изменить свой сон, "блудный"ли он или "праведный".
А Вы действительно считаете, что спящий человек может грешить помыслами, т.е. делать зло во сне ?
 
Крещён в Православии
Мир Вам, Анатолий.
Допускаю, что есть люди, которые могут управлять своими помыслами во сне. Но я, к сожалению или к счастью, не могу вмешаться и изменить свой сон, "блудный"ли он или "праведный".
А Вы действительно считаете, что спящий человек может грешить помыслами, т.е. делать зло во сне ?
Позволю себе разрядить разговор шуткой на тему управления снами. :)
Молодой француженке снится сон. Она одна возвращается домой по темной ночной улице. Позади нее слышатся тяжелые мужские шаги. Девушка ускоряет темп, - шаги ускоряются. Она переходит на бег, - преследователь не отстает. Несчастная подбегает к своему дому и судорожно пытается попасть ключом в замочную скважину. В это самое время она чувствует у себя за спиной тяжелое дыхание. Девушка резко поворачивается.
- Ну и что дальше, месье?!
- Не знаю... Это Ваш сон...
Я всегда по-доброму, без зла воспринимал такой юмор. :)
 
Крещён в Православии
Позволю себе разрядить разговор шуткой на тему управления снами. :)
Молодой француженке снится сон. Она одна возвращается домой по темной ночной улице. Позади нее слышатся тяжелые мужские шаги. Девушка ускоряет темп, - шаги ускоряются. Она переходит на бег, - преследователь не отстает. Несчастная подбегает к своему дому и судорожно пытается попасть ключом в замочную скважину. В это самое время она чувствует у себя за спиной тяжелое дыхание. Девушка резко поворачивается.
- Ну и что дальше, месье?!
- Не знаю... Это Ваш сон...
Я всегда по-доброму, без зла воспринимал такой юмор. :)
Забавно. Я тоже пытался прояснить один вопрос анекдотом, но к сожалению удалили и получил предупреждение (#16).
Ну а если серьёзно и по существу вопроса есть что ответить?
 
Крещён в Православии
Мир Вам, Анатолий.
Допускаю, что есть люди, которые могут управлять своими помыслами во сне. Но я, к сожалению или к счастью, не могу вмешаться и изменить свой сон, "блудный"ли он или "праведный".
А Вы действительно считаете, что спящий человек может грешить помыслами, т.е. делать зло во сне ?
Святыми отцами говорится, что сон с грешными помыслами или действиями не вменяется в грех, если не был спровоцирован действиями или помыслами человека накануне.
 
Сверху