Борьба со страстями - это ошибка?

Православный христианин
Георгий, "Отдай кровь и приими Дух", плотские страсти, точнее борьба с ними имеет особенности, "мужество" подвизающихся заключается в бегстве от искушений, так как тело является союзником падших духов. Пример Марии Египетской как раз не в Вашу "полемическую" пользу. Преподобная Мария убежала в пустыню, подобрав благоприятные внешние условия для духовной борьбы, сладкоежке - не полезно "спасаться" рядом с кондитерской. Борьба - не самоцель, цель - освобождение от страсти, а Вы утверждаете, что цель - в мучительной борьбе, почувствуйте разницу!
Сергей, вы приписываете мне мысли, которые я не высказывал. Я не утверждал, что целью является сама борьба. Я лишь утверждал, что борьба со страстью является необходимым условием для избавления от страсти. Только тогда Господь поможет человеку, когда человек сам сделает всё возможное для искоренения страсти. В этом и есть суть синергии. Кстати, вы процитировали из моего комментария лишь слова о синергии, но ни слова не написали о своём отношении к этому положению православной веры. Как это понимать?
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Только тогда Господь поможет человеку, когда человек сам сделает всё возможное для искоренения страсти. В этом и есть суть синергии.
Точно так. Бог не спасает нас без нас самих. Бог есть Любовь. А любовь не насилует волю и выбор... даже заблудшего человека...
 
Православный христианин
Кстати, вы процитировали из моего комментария лишь слова о синергии, но ни слова не написали о своём отношении к этому положению православной веры. Как это понимать?
Понять просто, псалом 33: 15 "Уклони́ся от зла́ и сотвори́ бла́го: взыщи́ ми́ра и пожени́ и́". Утверждаю, что уклониться от зла - уже борьба. Есть люди, которые уклоняются от застолий, чтобы не напиться (или не впасть в запой), не доверяя своей "стойкости". Похваляю таковых, ибо избегают греха без большой борьбы с собой. Если до конца дней будут благоразумны - страсть винопития таковые мудрецы победили одними манёврами.
 
Православный христианин
Преподобный авва Дорофей
...Есть три устроения души в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет её. Действует по страсти тот, кто приводит её в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по ней и не отсекает её, но, любомудрствуя, как бы минует страсть, однако имеет её в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. ...

В чём опасность "лобовой отаки" на страсть.

...Отцы сказали, что всякое дело, которого душа не хочет, бывает маловременно. Но таковые должны испытать себя, не исполняют ли они если не самую страсть, то что-либо из побуждающего к страсти, и потому побеждаются или увлекаются ею? Находятся и такие, которые стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти - один молчит по тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти: сии злым хотят исцелить злое. Но авва Пимен сказал, что зло никак не истребляет зла. Таковые принадлежат к действующим по страсти, хотя и сами себя обольщают. ...

Жизнь человека полна не страстей, которые можно искоренять, а искушений - которые преследуют всюду.


Если человек бы знал, что такое Любовь, то не было-бы и проблем и оправданий в своих слабостях.

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»
Иисус Христос ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Это значит: все, чему учит Закон Божий, о чем говорили пророки, все это целиком содержат в себе эти две главные заповеди, то есть: все заповеди закона и учение его говорят нам о любви. Если бы мы имели в себе такую любовь, то не могли бы и нарушить все остальные заповеди, так как все они есть отдельные части заповеди о любви.
«Другой большей заповеди, чем эти две, нет»
(Марк. 12, 31).

"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Вот Сам Бог хочет к нам прийти, и Себя в познание нам подать!
Он у всякого при дверях стоит, и всякому хочет познаться, но мало кто слышит Его, стучащего в двери, поскольку у всякого слух заглушен похотями греховными и любовью мира. И так постучав в двери и ничего не обретя, отходит ни с чем от человека. Успокой и утишь ум и сердце твое от похотей плотских и шума мирских вожделений."
(Свт. Тихон Задонский)
Вот и получается два действа: либо возлюбить Господа и открыть "дверь сердца своего;
либо биться о "дверь головой до крови" и вопить Спаси. Конечно Поможет-Спасёт, потому-что Любит.
А человек грешит почему, потому-что ....
http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/carskij-put-2.html
Игорь Иванович, вы попытались дать мне ответ на мои слова: "Вы считаете, что усилия человека для преодоления страстей не нужны? Кто так учит?" Но в приведённых вами цитатах нет ни намёка на то, что для избавления от страстей усилия человека не нужны.

Также вы попытались возразить на следующие мои слова: "А как же соработничество или синергия?" Но далее вы ничего о синергии не пишете. Видимо вы меня совершенно не понимаете. Возможно, я плохо выражаю свои мысли или не правильно понимаю вас.

Хочу вам напомнить следующие слова Спасителя: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".
 
Православный христианин
Утверждаю, что уклониться от зла - уже борьба.
И я также считаю. И не писал обратного. Но ведь борьба же! Ведь для того, чтобы уклониться от зла, нужно поступать наперекор желаниям своей страстной души. Ваши слова, на мой взгляд, только подтверждают моё утверждение о том, что избавление от страсти без борьбы невозможно. Искренне не понимаю в чём между нами разногласие.
 
Православный христианин
Переславль Залесский
Православный христианин
Ведь для того, чтобы уклониться от зла, нужно поступать наперекор желаниям своей страстной души. Ваши слова, на мой взгляд, только подтверждают моё утверждение о том, что избавление от страсти без борьбы невозможно.
Бог общается с нами через наши поступки. Если мы не видим греховных помыслов, он даст греху проявить себя действием, поступком в нас, и уже после человек не скажет, что во мне этого нет.
Я пытаюсь вас подвести к более глубокому рассмотрению этого вопроса. Где борьба это лишь уже следствие противление греха человека Самому Христу. Вы этот момент упускаете почему то. Вы приписываете борьбу себе в заслугу, а не Христу в вас. Где до синергии пока далеко. Синергия это единство воли. А если есть противление о каком Единстве и синергии можно говорить.
Скажу больше, что противление признак любви человека ко греху. Отсутствие противления, говорит о том, что человек сдался, все грех победил его, человек больше не мнит себе, что он не такой плохой. И если он хочет спасения, то уже в этом состоянии молит Бога об этом. Метаноя если произойдёт, то во всем человеке, Любимая страсть станет безразлична ему, не интересна. Это и есть свобода от греха.
Но это слишком страшный путь. Равно прыгнуть в бездну и довериться Христу во всем.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Хочу вам напомнить следующие слова Спасителя: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его".

Употреблять усилие приходится даже, что-бы просто "попить воды". Какую силу Вы имеете ввиду, для "взятия" Царствия Небесного?
По мне так - это сила терпения, противопоставление ропоту.

"А как же соработничество или синергия?" Но далее вы ничего о синергии не пишете.
Синергия - усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.
1.Он (Бог) Любит меня + я Его (Бога) люблю очень-очень.Ему верю = счастье в жизни (хоть потоп)
2.Он Любит меня + я верю в Него, сомнение-ропот = страх в жизни (хоть в петлю)
Вот и вся синергия.
Люди забывают одну историю - в Раю Адам и Ева были под защитой Бога, а что вышло ...
Господь говорит нельзя-смерть, мы говорим, если очень хочется - то можно. О каких совместных действиях, можно рассуждать.
Христос стучит в двери нашего "сердца", ВОЗЛЮБИ,а мы не открываем Ему по двум причинам: либо мы просто не слышим стука (суета), либо слышим и сознательно не открываем - боимся Его (страх "сладких" потерь)
 
Православный христианин
Вы приписываете борьбу себе в заслугу
Я об этом не писал.
Где до синергии пока далеко.
А когда до синергии не далеко? Тогда, когда человек достиг бесстрастия? Но этот термин в богословии используется по отношению к тем, кто ещё только пытается избавиться от страстей.
Отсутствие противления, говорит о том, что человек сдался, все грех победил его, человек больше не мнит себе, что он не такой плохой.
Если человек пытается исполнять заповеди Божии и бороться со своими страстями, то это вовсе не означает что он что-то о себе мнит.
Любимая страсть станет безразлична ему, не интересна.
Если я вас правильно понимаю, то вы призываете не противиться греховным влечениям души, чтоб избавиться от страстей. Не знаю уж что и сказать, чтоб вас не обидеть. Это уже какое-то антихристианство.
 
Православный христианин
Какую силу Вы имеете ввиду, для "взятия" Царствия Небесного?
Максимальную, на которую способен конкретный человек. Ибо написано: "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" Евр.12,4. Что же касается конкретных качеств, то для победы над разными страстями нужны свои качества. Поэтому св. отцы и пишут отдельно о борьбе с каждой страстью. Но это отдельная тема для обсуждения.
Синергия - усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.
Советую вам почитать о синергии здесь: https://azbyka.ru/sinergiya .
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Если я вас правильно понимаю, то вы призываете не противиться греховным влечениям души, чтоб избавиться от страстей. Не знаю уж что и сказать, чтоб вас не обидеть. Это уже какое-то антихристианство.
Вы опять ничего не хотите понимать. Потакание страстям крайне опасно. Но если есть противление им, то надо воспринимать это не как свою заслугу, что это вы боретесь с ними, а что Христос в вас удерживает от свершения греха, и именно вы стоите на Его пути вашего спасения. Отсутствие чувства противления греху бывает лишь в двух случаях, когда человека оставляет Бог, так как прежде была заглушена совесть или когда человек преображен, и становится блаженным, прибывая в мире с Богом. В нем нет греха, так как он живёт по воле Божьей. Он не прикаснется даже помыслом ко греховному. Других вариантов просто нет. Осознание чувства противления греху, должно приводить к осознанию наличия в вас греха , и давать повод в усердной молитве выпрашивать ещё большего пребывания Христа в вас. Выпрашивать у Бога победы над вашими страстями. А не преписывать эти победы себе.
Этот путь требует крайней честности к себе и дюжей отваги, так как придётся с головой окунуться в свой ад страстей оставив возможность самооправдаться ,с готовностью умиреть для себя. Без этого отношения, человек быстро сломается и найдёт причину не идти до конца,оставив страсти не тронутыми. Соглашательство со грехом, говорит о мере присутствия в вас Христа, а возможно и Его отсутствия. Ужас должен приводить христьянина если он видит, как он совершает грех и не чувствует противления греху. Значит нет в нем Христа, и он не христьянин.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы опять ничего не хотите понимать. Потакание страстям крайне опасно. Но если есть противление им, то надо воспринимать это не как свою заслугу, что это вы боретесь с ними, а что Христос в вас удерживает от свершения греха, и именно вы стоите на Его пути вашего спасения. Отсутствие чувства противления греху бывает лишь в двух случаях, когда человека оставляет Бог, так как прежде была заглушена совесть или когда человек преображен, и становится блаженным, прибывая в мире с Богом. В нем нет греха, так как он живёт по воле Божьей. Он не прикаснется даже помыслом ко греховному. Других вариантов просто нет. Осознание чувства противления греху, должно приводить к осознанию наличия в вас греха , и давать повод в усердной молитве выпрашивать ещё большего пребывания Христа в вас. Выпрашивать у Бога победы над вашими страстями. А не преписывать эти победы себе.
Этот путь требует крайней честности к себе и дюжей отваги, так как придётся с головой окунуться в свой ад страстей оставив возможность самооправдаться ,с готовностью умиреть для себя. Без этого отношения, человек быстро сломается и найдёт причину не идти до конца,оставив страсти не тронутыми. Соглашательство со грехом, говорит о мере присутствия в вас Христа, а возможно и Его отсутствия. Ужас должен приводить христьянина если он видит, как он совершает грех и не чувствует противления греху. Значит нет в нем Христа, и он не христьянин.
Думаю, что теперь я вас понял правильно. Не вижу в ваших словах противоречий с моей позицией. Сейчас вы не отвергаете необходимость борьбы со страстями. А я, кроме этого, ни на чём не настаивал.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
вы не отвергаете необходимость борьбы со страстями
Борьба со страстями это следствие присутствия в человеке святого духа, Бог призывает к действию и исполнению Его воли. Но воля человека противится этому. Нужно осознать, прочувствовать этот "механизм", и тогда борьбы не будет, а будет некое состояние "парения" и не касания греха, уклонения от него. Соблзны перестают соблазнять и теряют свою привлекательность. В душе обитает мир, гармония и тихая радость, радость от правильного исполнения воли Божьей, радость от взаимной синргии и единства. Тогда и восприятие мира окружающего меняется. А прикасание ко греху становится ощущением касания к "раскаленным углям" и отдаёт внутренней дрожью в теле, так что не незаметишь его. Ангелы бьют в колокола тревоги в этот момент.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Не "кормить" страсти это и есть борьба с ними!:)
Наше внимание привязывает в сердце то, к чему устремлно оно. Надо проявлять его ко Христу, и тогда Он будет в центре нашего сердца. А если внимание будет уделено страхам и страстям, то они там и будут. Об этом часто говорил отец Парфирий Кавсокалевит.
 
Православный христианин
Нужно осознать, прочувствовать этот "механизм", и тогда борьбы не будет
Вадим, от осознания некоего "механизма" влечение ко греху в страстной душе никуда не денется. О борьбе со страстями пишут многие отцы. О том же, что страсть можно победить без противления своим греховным желаниям (т.е. без борьбы) я нигде не читал. Вы тоже таких цитат не привели. Всё, что вы пишете, как я понимаю, это лишь ваши собственные рассуждения. Для меня св. отцы авторитетнее ваших рассуждений. Я своё мнение высказал. Дальнейший спор считаю бессмысленным.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вадим, от осознания некоего "механизма" влечение ко греху в страстной душе никуда не денется. О борьбе со страстями пишут многие отцы. О том же, что страсть можно победить без противления своим греховным желаниям (т.е. без борьбы) я нигде не читал.
"Не нужно бороться со страстями, а следует любить Христа", вот основной принцип которому учил о. Парфирий.
А вообще эта тема уже обсуждалась.
https://azbyka.ru/forum/threads/smi...nikto-ne-mozhet-dat-opredelenija.12022/page-3
 
Православный христианин
"Не нужно бороться со страстями, а следует любить Христа", вот основной принцип которому учил о. Парфирий.
А вообще эта тема уже обсуждалась.
https://azbyka.ru/forum/threads/smi...nikto-ne-mozhet-dat-opredelenija.12022/page-3
Ссылка, которую вы дали посвящена смирению, а не борьбе со страстями. Смирение, конечно, во всём необходимо, но это разные темы. Вас не смущает тот факт, что в этой теме все ссылаются только на о. Парфирия? А как же необходимость согласия отцов? Ведь у святых нередко бывают ошибочные мнения, противоречащие всем прочим отцам. Кроме того, ссылаясь на о. Порфирия, никто ни привёл ни одной цитаты. Вадим, разве вы не понимаете, что тот, кто любит пороки (т.е. имеет в себе страсти) не может мгновенно всем сердцем возлюбить Бога? Для того, чтобы полюбить Бога всем сердцем, необходима борьба с любовью ко греху.
 
Православный христианин
"Не нужно бороться со страстями, а следует любить Христа", вот основной принцип которому учил о. Парфирий.
А вообще эта тема уже обсуждалась.
https://azbyka.ru/forum/threads/smi...nikto-ne-mozhet-dat-opredelenija.12022/page-3
А вы про Иоанна многострадального читали?Был такой подвижник в Киево-Печерской лавре.Или про Нила Сорского!?Да и вообще,а как-же наука аскетика!Целые тома написаны о том как побороть ту или иную страсть.Невидимая брань,Добротолюбие!Истинная любовь ко Христу это цель!Но как-же мы все далеки от нее!

Или вот,из книги "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов"

"2. Авва Фока рассказывал еще: авва Иаков, перешедши в Скит, сильно был искушаем от демона блуда и, находясь близ опасности, пришел он ко мне и открыл мне свое состояние. Потом сказал: через два дня я уйду в такую-то пещеру; прошу тебя ради Господа, никому об этом не сказывай, даже отцу моему, но отсчитай сорок дней и по прошествии их, сделай милость, приди ко мне и принеси с собою Святого Причастия. Если найдешь меня мертвым, похорони меня; а если живым, то приобщи Святых Таин. Я обещался; и когда прошло сорок дней, взяв Святое Причастие, также обыкновенный чистый хлеб и немного вина, я пошел к нему. Приближаясь к пещере, почувствовал я сильный дурной запах, который выходил из пещеры, и сказал сам себе: почил блаженный! Войдя в пещеру, нашел его полумертвым; он, приметив меня, собрал все силы и сделал небольшое движение правою рукою, напомнив сим движением руки о Святом Причастии. Я сказал ему: имею. Хотел я открыть уста его, но они были крепко сжаты. Не зная, что делать, вышел я в пустыню и сорвал с куста небольшую ветку. Ею с большим трудом едва мог я несколько открыть уста его и приобщил его Честнаго Тела и Крови, раздробляя первое сколько можно мельче. От приобщения Святых Таин авва Иаков получил силу. Немного спустя дал я ему несколько крошек обыкновенного хлеба, размочив их в вине; потом еще немного, сколько мог он принять. Таким образом, по благодати Божией, через день он пошел со мною, пришел в свою келью и с того времени при помощи Божией освободился от пагубной страсти блуда."

Не имея любви ко Христу невозможно вынести такую брань!
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
кто любит пороки (т.е. имеет в себе страсти) не может мгновенно всем сердцем возлюбить Бога
Не может, а как-бы должен.

таинства крещения
В чине отречения от сатаны крещаемые подтверждают отказ от пути Смерти: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих», а в чине сочетания со Христом сознательно выбирают путь Жизни: «Сочетаюсь с Тобою, Христе».

По мнению о. Александра ( Шмеман), отречение от сатаны не означает отвержение некоего мифического существа, в существование которого никто не верит, отречься от сатаны значит «отвергнуть целое мировоззрение, сотканное из гордыни и самоутверждения, из той гордыни, которая похитила человека у Бога и погрузила его во тьму, смерть и ад»

Чин отречения от сатаны и сочетания со Христом имеет два аспекта: негативный – отречение – и позитивный – сочетание. Сочетание со Христом –«божественное стремление двигаться, пойти за Христом» [Якунцев, Кочетков Г., свящ. из обсуждения доклада, 73]. «Выметенный и убранный» дом (Мф 12:44) необходимо наполнить новым содержанием жизни. Возвращение к Богу-Отцу, преодоление разрыва, отпадения от Бога, всегда несет в себе аспект новой жизни с Богом во Христе.

Когда крещаемый отрекся от сатаны, он должен быть готовым к тяжелой борьбе с ним. Но катехумен ведет борьбу с сатаной, с духами зла внутри себя и в мире не своей силой, его Защитником выступает Христос.

Свт. Златоуст предупреждает христиан не быть беспечными и сохранить обещания, данные Христу при крещении, поскольку их нарушение необратимо: «ибо не бывает второго креста, ни второго отпущения в купели возрождения»

«Сочетаюсь с Тобой, Христе» и личный вызов сатане: «Отрекаюсь от тебя, сатана», которые утрачены в современном чинопоследовании. Отречение от прежней греховной жизни, отказ быть рабом «князю мира сего» суть непременные условия крещения. Чин сочетания со Христом отражает сущность христианского крещения, стремление следовать за Христом, признав его своим единственным Богом и Царем. Возрождение святоотеческой катехизации позволит вернуть чину отречения от сатаны и сочетания со Христом ключевое место в таинстве просвещения.
https://sfi.ru/science/srietienskii...-istoricheskoj-praktiki-ego-soversheniya.html
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху