Вопрос поставлен непростой, хотя на него практически уже ответили, приводя места из писания и высказываний св. отцов. Несмотря на это согласия меж нами нет. Каждый остается при своем мнении. Почему такое разногласие? Потому что рассуждаем полагаясь на свой ум. А он обманчив, ибо наши мысли отличаются от Божьих как Небо от Земли. Об этом говорил еще Серафим Саровский: ...когда отвечал людям по собственному рассуждению, не дождавшись Божьего ответа, всегда ошибался... А ведь он Святой, хорошо усвоивший принципы православного вероучения.
Для примера вспомним слова Христа о толпе, кричащей "распни!": Отче, прости им, ибо не ведают что творят... Покаявшийся правый разбойник был прощен. Левый - не раскаявшийся - нет. Одни не ведают, и Господь готов их простить. Другой прощен, ибо раскаялся. Третий остался при своем, и получил заслуженное наказание. То есть, прощение зависит ни только от ситуации, но и от самого обидевшего нас. Однозначного ответа тут быть не может.
Нам заповедано прощать всех, включая врагов. Почему? Потому что не ведаем, не знаем, не видим ситуацию таковой, как видит ее Господь. Как прощать, если сердце с этим не согласно? Нельзя полагаться на свой ум, коль сами грешники. Тем паче зная, что и святые ошибались. Сделали нам зло - это попущение Божие ради нас совершено. Есть причина свалившегося на нас зла, и в этом есть наша вина. Обидчик - человек через которого Господь нас спасает. Поэтому мы обязаны его простить. Кричащая толпа - это промысел Божий, Распятие - зло, но свершилось Спасение! Кто ведает пути Божии, чтобы осуждать кого-либо, когда обидчик, если простим, очищает нас от наших грехов. Не зло он творит, а благодеяние, сам не ведая о том.
Поймем это, усвоим, тогда сможем прощать, виня себя и Славя Бога! Да, трудно следовать заповедям, если заражен тщеславием. Прощению нужно учиться. Человек на зло может отвечать только злом - око за око. Господь поступает иначе - Он учит отвечать на зло добром, ибо так оно уничтожается. И способность эту мы имеем только если исполняем Волю Божию, а не свою. Человекам прощать зло несвойственно, это под силу только Богу.