12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Вот всё же написано, русским языком, соблюдаешь - брат, не соблюдаешь - не брат, отпал от Церкви, покайся, измени свою жизнь и соблюдай, тогда будешь братом.
3:9 и не думайте говорить в себе: 'отец у нас Авраам', ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
Жень, это всё известно до банальности. По другому и быть не могло.
Христос приходит собрать овец Своих из всех народов. И более чем логично, Христу было сказать, что произойдёт это через обращение и веру. Тут мы ведь уже упоминали гиюр, так вот Руфь то стала еврейской через веру, через гиюр, а не родилась заново от евреев.
И вспомним тут беседу Христа с Никодимом:
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. 4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? 5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
Так и гиюр это образ рождения свыше.
И у пророков читаем об этом же.
3
Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу:
«Господь совсем отделил меня от Своего народа»,
и да не говорит евнух:
«вот я сухое дерево».
4
Ибо Господь так говорит:
об евнухах которые хранят Мои субботы
и избирают угодное Мне,
и крепко держатся завета Моего —
5
тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих
место и имя лучшее,
нежели сыновьям и дочерям;
дам им вечное имя,
которое не истребится.
6
И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу,
чтобы служить Ему и любить имя Господа,
быть рабами Его,
всех, хранящих субботу от осквернения ее
и твердо держащихся завета Моего,
7
Я приведу на святую гору Мою
и обрадую их в Моем доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их
будут благоприятны на жертвеннике Моем,
ибо дом Мой назовется домом молитвы
для всех народов.
...
24 В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли,
25 которую благословит Господь Саваоф, говоря:
благословен народ Мой — Египтяне,
и дело рук Моих — Ассирияне,
и наследие Мое — Израиль.
И конечно в отношении спасения нет у иудея никаких преимуществ. До Христа в ад шли и иудеи и язычники. И родиться свыше нужно и еврею и греку. Еврейство от ада не спасало и в рай не вводило.
Всё это нам известно, об этом мы и не говорим, как мне кажется.
В теме мы обсуждаем другой вопрос - религиозное значение еврейства. Есть ли оно и если есть то какое?
И вот оно всё-таки есть.
"А что это действительно будет, заключать следует из того, что хотя теперь иудеи за свое неверие не пользуются действительными благодеяниями Божиими,
но поелику они принадлежат к избранному роду, — такому, который из всех языков выбран Богом и Себе усвоен; то Бог ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их, но продолжает Отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют. Таким образом они не перестают быть возлюбленными Богу, ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них — и их самих. Этим внушает Апостол иудеям: видите, как любит вас Бог, что, несмотря на ваше неверие и противление Ему, все еще не отвергает вас вконец, а ждет вашего обращения" (Свят.
Феофан Затворник,
Толкование послания апостола Павла к Римлянам - Рим.11,28).
Вот святитель Феофан, русский, фамилия у него Говоров. Но вот он прямым текстом говорит как раз о религиозном значении еврейства.
Он говорит:
- отпавшие иудеи в своём неверии не пользуются благодеяниями Божьими.
- но принадлежат таки к избранному роду
- что такого в этом роде? Что из всех языков выбран Богом и Себе усвоен;
- И поэтому Бог ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их они не перестают быть возлюбленными Богу, ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них — и их самих.
Думаю, что русский православный святой в этом вопросе лицо не заинтересованное. Он ведь не еврей, чтобы просто так похвалить евреев. Но вот он прямым текстом говорит, что еврейство имеет религиозное значение, так как относится к делам Божиим, и вот даже конкретно пишет в чём это значение состоит.
Точно также например религиозное значение имеет священнический сан. Но это совсем не значит, что всякий священник автоматически спасается. До рая и священник может не дойти, может отпасть. Однако же священство - Таинство. И дары Божии непреложны и обратно не отнимаются. Так нельзя креститься дважды. Отпавший восстанавливается через покаяние, а не через повторное крещение.
В этом смысле я склонен согласиться с католическим определением
Римско-католич. Церковь не знает такой меры наказания, как совершенное извержение из священства. Придавая таинству Священства значение абсолютной неизгладимости (character indelebilis), католич. доктрина и католич. церковное право знает лишь низложение (depositio и degradatio); Кодекс канонического права 1983 г. содержит только термин dimissio, т. е. увольнение из священного чина,- что можно сопоставить с пожизненным запрещением в священнослужении, практикуемым в правосл. Церкви,- низложенный клирик утрачивает все права и обязанности, присущие ему, за исключением обязанности целибата (CIC. 290-293) и права, если он имеет сан епископа или пресвитера, принимать исповедь у находящегося при смерти христианина (CIC. 976).
Думаю, это верно и для Православной Церкви и извержение из сана нельзя рассматривать как откатку Таинства обратно. Ведь изверженный из сана в сан снова не поставляется.
Есть и другая, более существенная черта в таинстве рукоположения: священство - неизгладимо, учат римо-католики. Того же мнения придерживаются и греческие богословы. По существу говоря, благодать, низведенная архиереем в таинственном священнодействии во время литургии, не может быть снята никакой властью на земле. Считать, что консисториальный акт может лишить человека благодати Святаго Духа, является богословской непоследовательностью. Ни крещение, ни священство неотъемлемы и неизгладимы. Даже грех отступничества не смывает благодати крещения, поэтому возвращающегося из апостазии не перекрещивают. Точно также и самый страшный грех, совершенный священником и доведший его до осуждения на “лишение сана” не может сам по себе (как не может и консисториальный акт) лишить священника благодати. В случае какой-либо судебной ошибки такого расстриженного священника (который бы оказался невиновным) пришлось бы снова перерукополагать? Такого, конечно, не дерзнет сказать и самый строгий ригорист.
Греки знают лишь пожизненное запрещение священнослужения, но никак не “лишение сана”. Католики развили, как известно, целое учение о так называемом характере таинства, которое говорит о неизгладимой печати двух таинств - крещения и священства.
Протоиерей Вячеслав Винников
http://www.regels.org/Priesthood-indelible.htm
Это отступление по как раз вопросу, что дары и призвание Божие непреложны.
И вот святой Апостол именно на это указывает, говоря об евреях, причём говоря об отпавших евреях.
В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
Итак, мы уже выяснили, что спасение и погибель не зависят от еврейства. Даже сам Авраам сошёл в шеол. И родиться свыше нужно и еврею и греку.
Так что надеюсь, всеми участниками дискуссии это будет усвоено как априори и выводов о «спасении ради еврейства» никто делать не будет, как не будут делать выводов будто я тут говорю о каком-то «сотериологическом национализме», как никто из нас, разумеется, не будет говорить, что священство само по себе возводит человека в рай.
Итак, усвоим, что еврейство само по себе никого не спасает. Что толку говорить "отец у нас Авраам"? Само по себе это не спасает.
Но как мы видим и в словах Апостола Павла и в словах святителя Феофана, еврейство всё таки имеет религиозное значение. Как имеет религиозное значение священнический сан. Само по себе не спасает, но значение имеет.
Вот давайте так же об этом и поговорим.
Какое же это значение и как оно соотносится с Церковью и Новым Заветом?
Для начала повторю тезисы святителя Феофана.
- отпавшие иудеи в своём неверии не пользуются благодеяниями Божьими.
- но принадлежат таки к избранному роду
- этот род из всех языков выбран Богом и Себе усвоен;
- И поэтому Бог ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их они не перестают быть возлюбленными Богу, ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них — и их самих.
Думаю тут всё понятно.
Теперь рассмотрим более широко.
Итак, Священная История:
- Бог избирает Авраама. Авраам избирает Бога.
- Бог заключает Завет с Авраамом. За верность Авраама Бог обещает ему, что в семени его благословятся все народы.
- Этот Завет Бог повторяет с Исааком. И Исаак сын обетования. Рождён чудесно, актом Бога. (Надеюсь излишне говорить, что и рождение Исаака и жертвоприношение Исаака Авраамом - праобразы Рождества Спасителя и Его Жертвы).
- Итак, Бог создаёт Себе Народ в Аврааме и Исааке. Народ который пестует, воспитывает, ведёт, Сам сражается за Израиль, ему одному даёт Откровение и наконец Воплощается в Своём Народе, Рождается от чистых кровей Девы Марии в городе Давидовом Спаситель, как и обещал Аврааму для спасения всего человечества.
Думаю, всё это также неоспоримо.
Итак, Мессия пришёл. Заключён
Новый Завет, язычники обратились к Господу.
Закончилась ли на этом история Израиля?
То есть создание Богом Себе Народа имело целью только Рождение Спасителя и с Приходом Спасителя смысл еврейства, Израиля заканчивается, подобно тому как цель Закона - Христос и в Новом Завете целый ряд положений Закона Моисея утрачивает силу уже по силе своей же внутренней логики, или смысл Израиля продолжается и в Новом Завете?
Обратимся снова к Апостолу Павлу.
Вот он пишет:
Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. 2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. ...5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
Итак, Апостол говорит, что Бог не отверг Свой Народ. Для Апостола Израиль Народ Божий.
Ибо дары и призвание Божие непреложны.
На этом основании Апостол предрекает и возвращение отпавших евреев, как по меньшей мере то, что должно быть.
Но сейчас не об отпавших. Поговорим о Церкви.
У Апостола я не вижу различия между Израилем и Церковью. Ап.Павел не противопоставляет эти понятия.
Вот он говорит об Израиле как Народе Бога. Значит ли это, что Церковь не Народ Бога? Никак, абсурд!
А если Церковь Народ Божий, то как же Израиль Народ Божий? Два разве Народа Божьего? Никто никогда не говорил, что у Бога два народа.
Два Народа у Бога невозможны.
Песнь Песен об этом. Отношения Христа и Церкви это отношения Бога и Его Народа. Строгая моногамия. Это фундаментальный образ в Писании. Для пророков прелюбодеяние и язычество вещи одного порядка. Брак - малая Церковь. Строгая моногамия соизмеряется с отношениями Бога и Народа. Идолопоклонство сравнивается с прелюбодеянием и наоборот.
Поэтому нельзя предположить, что у Бога есть Два Народа. Бог не многожёнец.
Из этого следует один вывод, что у Бога один Народ.
И если Церковь - Народ Бога и Израиль Народ Бога - вывод один Церковь и Израиль одно и то же.
Что и видим у Ап.Павла. Он пишет, что Израиль Народ Божий и Бог Народа Своего не отвергал. И не противопоставляет Израиль Церкви.
Но пишет, что сохранился остаток.
И далее пишет об обращении язычников:
Если же некоторые из ветвей отломились,
а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня из сока маслины
Обращённые из язычников прививаются к сохранившемуся остатку и так входят в Народ.
То же читаем у пророков:
3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу:
«Господь совсем отделил меня от Своего народа»,
и да не говорит евнух:
«вот я сухое дерево».
...
ибо дом Мой назовется домом молитвы
для всех народов.
8 Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит:
к собранным у него
Я буду еще собирать других.
...
Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; 21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я. 22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. 23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
...
И придут народы к свету твоему,
и цари — к восходящему над тобою сиянию.
...
3 И пойдут многие народы и скажут:
придите, и взойдем на гору Господню,
в дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям
и будем ходить по стезям Его;
ибо от Сиона выйдет закон,
и слово Господне — из Иерусалима.
Как вновь говорит Ап.Павел:
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, 12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. 13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
И говорит Ап.Пётр:
вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ,
а ныне народ Божий;
некогда непомилованные,
а ныне помилованы.
И мы уже выяснили, что Народ это один. Церковь-Израиль.
Итак, всё по пророкам: к Израилю прививаются и другие народы.
И
Новый Завет заключается также с Израилем.
Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет
А вот теперь НО!
В том и дело, что заключается
Новый Завет.
Произошли фундаментальные перемены. Спасение.
И Христос не просто Мессия, но Сам Бог.
И Церковь действительно уже Новый Израиль, потому, что имеет общность не только в Аврааме, но в Самом Боге, и уже не только наследники Обетования и Завета, но сыны Божии, наследники Царства Небесного.
Я писал ранее, что во Христе мы и по плоти приобщаемся к Аврааму.
Но приобщаемся Богу, о чём Авраам и пророки тогда могли только мечтать.
Что я хочу сказать?
Израиль остался Народом Божиим. Но изменил своё качество, отношения Бога и Народа существенно изменились.
Отношения Бога и Народа в ВЗ можно сравнить с помолвкой, в НЗ уже сам брак, плоть едина.
И приобщение язычников к Израилю есть приобщение ко Христу и Церкви. Всё это происходит одновременно.
Во Христе все обращённые из язычников также становятся сынами Авраама, даже по крови в Крови Христа, и одновременно в силу Божества Христова становятся и наследниками Царства Небесного.
Всякий христианин сын Божий и одновременно еврей, наследник Авраама, потому, как показано выше Церковь и Израиль одно и то же.
И у пророка Исаии же читаем:
И увидят народы правду твою
и все цари — славу твою,
и назовут тебя новым именем,
которое нарекут уста Господа.
Новое имя - новая сущность, новая жизнь.
Как
Лопухин и толкует:
По свойству еврейского мировоззрения, «имя» — это самая сущность предмета; отсюда перемена имени отдельного ли человека, или целого народа — это крупнейшая перемена во всей их судьбе. Приурочивая эту перемену к самому Иерусалиму, мы, основываясь на контексте, можем догадываться, что его новое имя это — «город Господа, Сион святого Израилева» ( 60:14 ). Относя же ее ко всему Израилю, или, собственно к христианам, как его духовному потомству, мы должны будем счесть за такое новое имя название его «народом святым» ( 62:12 ), что вполне согласно и с новозаветными свидетельствами ( Деян 26:10 ; Рим 1:7 ; 1 Кор 1:2 ).
Итак, думаю, надеюсь, теперь понятно о чём я говорю.
Значение еврейства не отменяется, Израиль не перестал быть Народом Бога, но стал Церковью.
И естественно все в Церкви автоматически евреи и иудеи, в новозаветном уровне, ещё большем, чем имел Израиль в ВЗ.
Значение еврейства не отменяется, Израиль не перестал быть Народом Бога, изменилось его качество, отношения с Богом. Потому для Апостола нет никакой разницы говорить о приобщении язычников к Израилю и к Церкви. Это одно и то же.
Приобщаясь Христу приобщается и к Народу Его, и естественно становишься и семенем Авраама и сыном Божиим в силу Божества Христа.
И весь этот разговор очень на своём месте. Как раз для раздела
Православие и иудаизм.
Посмотрите как говорит Апостол.
Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак.
...
Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. 14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
И наш конфликт с талмудистами конфликт о Христе и конфликт о том, кто собственно Народ Божий.
И заметьте, Апостол не говорит иудеям: знаете, с вами история закончена, вы теперь не Народ Божий, Бог другой народ избрал.
Нет, не говорит так. Но говорит, что и эти отпавшие всё ещё Народ Его, возлюбленные ради отцов.
На этом и желает возбудить ревность. Говорит иудеям: подумайте кто вы и к чему предназначены! И что же, когда Израиль воссиял больше, чем когда либо, когда язычники обращаются к Господу Богу Израиля, Царю Израиля, что же вы Царю противитесь, отпадаете и уходите гулять? Вы не на своём месте!
Более того, талмудическая ересь совершенно не отвечает ни предназначению Израиля и конечной цели.
Что говорят талмудисты? Ну что они Народ Бога и... ? И что?
Вот говорят, пусть не-евреи соблюдают заповеди Ноя и будет с них.
Потом придёт Машиах и... и как-то ничего. В радикальном изводе гои будут служить евреям. Круто, понтово. Но что дальше?
Что дальше с Израилем? Что дальше с гоями?
Вообще никакой эсхатологии и сотериологии.
А пророки то говорят совсем иначе!
Пророки говорят, что язычники обратятся к Богу Израиля. И не заповеди Ноя соблюдать будут, а служить Богу, приносить Жертву, иметь Храм.
Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
Вот у талмудистов и правда фетиш национализма. Еврейство, еврейство, а смысла то никакого.
В чём у них смысл Израиля? Где благословение всем народам? Где у них язычники хватаются за полу иудея?
А Христос всё это сделал.
За полу Апостолов хватались.
От востока до запада во всех народах славится Имя Божие, Богу Израиля приносится Жертва и фимиам имени Его.
А у талмудистов ничего нет. Ни Храма, ни Жертвы, ни священства. Блудные дети без наследства отца.
И главное нет смысла. Нет смысла ни в Израиле, ни в Машиахе. Приход Машиаха по талмудизму никак не связан ни с прощением грехов, ни с воскресением мертвых. Где благословлённые народы? Где свет Израиля?
Не ясно, что, почему и в силу чего происходит.
В то же время в Православии всё на своём месте. Всё чётко и логично. И Завет с Авраамом, и создание Богом Себе Народа, и Приход Мессии, и Спасение и воскресение мертвых, и прощение грехов, и Жертва, и обращение язычников.
И именно в православии смысл еврейства наполняется своим законным и оправданным содержанием.
И вся моя апология еврейства в этой теме по своему существу анти-талмудическая.
Ну вот, на этом пока всё.
Надеюсь, в целом понятно, что я хочу сказать.