О православной мистике (религиозном опыте)

Оренбург
Православный христианин
Товарищи! Бог - это реальность, Высшая Реальность. Практически каждый христианин имеет сейчас личный мистический религиозный духовный опыт Богообщения. Это - фундамент и основа веры. Не книжки, не другие люди, не воспитание, не окружение и даже не чудеса - а именно мистика, живое Богообщение вводит человека в мир веры. Об этом говорил Иисус в Нагорной проповеди: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матфея 5:8). Это не просто слова, не просто "аналогия", это реальная инструкция как мистически увидеть Бога и общаться с Ним. Почему я так уверен, что большинство христиан имеет этот опыт? Потому что прошло то время (в Российской империи перед революциями), когда все автоматически записывались в православные и была обязанность ежегодной ОДНОЙ исповеди и причастия с получением от священника справки и предъявления этой справки начальству. Сейчас такого нет, сейчас вера - дело только добровольное. Но настоящая вера основана на мистическом опыте. Да, иногда его нет, но это не значит, что его не может быть, и это не значит, что это норма. Если этого опыта нет, к нему надо стремиться, ожидать его с терпением. Но искусственно вызывать его нельзя - это путь к прелести - ложной мистике, ложной духовности. Мистический опыт познаётся в тихом Созерцании, в молчании. Вот ссылки на небольшие статьи по православной мистике, чтобы никто не думал, что я тут пишу отсебятину и ахинею:
1) https://reading-hall.ru/publication.php?id=23111 - Архимандрит Рафаил (Карелин) "О православной и ложной мистике".
2) https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_N...istika-v-sostave-khristianskogo-verouchenija/ - мученик Михаил Александрович Новоселов "Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения".
3) https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novoselov/zabytyj-put-opytnogo-bogopoznanija/ - мученик Михаил Александрович Новоселов "Забытый путь опытного богопознания".
4) https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novoselov/o-neposredstvennom-otkrovenii-po-ucheniju-slova-bozhija/ - мученик Михаил Александрович Новоселов "О непосредственном откровении по учению Слова Божия".

Мои статьи на дзене:
1) "Основа религиозной веры (о религиозном опыте)" - https://dzen.ru/a/Ytt6OnSYSiNkwroV
2) "Краткий обзор одного мистического Откровения Божьего" - https://dzen.ru/a/YL3fibvVl0F4Zg9r

Ещё о православной мистике много пишет митрополит Иларион (Алфеев) в своих книгах "Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание" - https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/prepodobnyj-simeon-novyj-bogoslov-i-pravoslavnoe-predanie/ и "Духовный мир Исаака Сирина" - https://predanie.ru/book/74198-duhovnyy-mir-isaaka-sirina/
В этих книгах есть специальные разделы по мистике.

Обсудим.
 
Православный христианин
Сергий, вы правильно пишете и объясняете, но делаете это как уже имеющий Благодать. А начинать объяснять людям, особенно новичкам, нужно с простых вещей: как начать каяться, как прийти к искреннему покаянию, как иметь упование на Бога и пребывать в Боге, как быть искренним с Богом и уважать Бога, имея непрестанное памятование о Нём. Нужно чтобы люди восприняли поиск богообщения как достижимое, поэтапное и постоянное устранение препятствий к нему, достижение чистоты сердца. И этот опыт будет у каждого свой, со своими искушениями, вразумлениями, скорбями и утешениями, обстоятельствами и молитвенной или другой деятельной реакцией на них в соблюдение Заповедей.

Поэтому нужно раскрывать какие-то общие для всех вещи. Например, что богообщению может воспрепятствовать давний разрыв с кем-то из родных, или одна обида, нанесённая когда-то сироте/вдове/болящему, неурегулированная, нераскаянная. Или что веровать нужно догматически верно. Все эти тонкие проблемные моменты нужно вытаскивать наружу, объяснять, и тогда люди будут вдохновляться общением с Богом, пойдут по пути благочестия и будут несомненно принимать благодатные ответы от Бога, получая удивительный и неповторимый, непреходящий опыт общения с Богом Живым.
 
Оренбург
Православный христианин
Я заметил, эта тема умалчивается в церковной среде, и так было ещё во времена мученика Михаила Новосёлова больше ста лет назад, о чём он с сожалением и пишет. И как итог - масса людей, в том числе верующих, ничего об этом не знают. А это неправильно. Мученик Михаил Новосёлов пишет:

---------------

"Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие, что оно мистично; третьи, что в нем существенно нравоучение; четвёртые, что оно догматично и мистично, но вовсе не этично (безразлично к добру и злу, аморально), пятые, что оно прежде всего догматично, а затем – этично.

Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения.

Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест, как ригоризм, как «толстовщина», плоды которой достаточно, дескать, известны. Но, ведь, только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого.

Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном.

В чем же та целостная истина, о которой только что было упомянуто? Ответ на этот вопрос таков: «Христианство и догматично, и этично, и мистично». Эти три элемента так крепко, так, можно сказать, органически связаны между собой, что нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, один из этих элементов христианского учения – это значит неизбежно исказить два других.

Так учил Господь Иисус, так учит и хранительница Господня учения Святая Церковь.

Эту органическую связь между догматом, этикой и мистической жизнью христианина нетрудно указать и в Евангелии, и в Деяниях и Посланиях Апостольских, и в творениях отцов и учителей Церкви, из которых некоторые, как например, св. Макарий Египетский, св. Исаак Сирский, св. Симеон Новый Богослов, с особенным вниманием останавливались на соотношении указанных сторон христианского учения."
---------------------
 
Православный христианин
Христианство потрясающе мистично по самой сути, причём чего бы мы ни коснулись. Что касается внутренней духовной жизни тема не то что умалчивается и умалчивалась. В Православии принято скрывать не только свои мистические переживания, но и Дары Духа, и даже явные чудеса, если они не публичны. О многих из них, кстати, мы хорошо знаем по патерикам и отечникам, но и сейчас чудеса происходят точно так же. Считается, что любые подобные свидетельства вредят духовной жизни и можно потерять то, что имеешь, молитву, дар или ведение. В какой-то степени это верно, ведь мистика это область сокровенного и удивительного, того, что подвижнику даётся и открывается как бы доверительно, в залог его рассуждению и самоконтролю, причём всегда с конкретной целью.

Понимание православной мистики раньше было нормой не только в монашестве, но и у мирян, поскольку многие жили очень чисто и удостаивались многих духовных даров и ведения. А сейчас даже рассказав кому-то из духовенства об этих вещах, скорее всего удостоишься ярлыка подозрительности и поставления тебя в разряд прельщенных. Да и харизматы с их завлекающими сказками сейчас активно обесценивают истинное богообщение. Ну кто захочет следовать за Христом в трудах служения и исполнения Заповедей, если каждый протестант лет тридцати активно рассказывает, что он вот, де, уверовал, и без всяких трудов и Таинств удостоился видений уровня тех, что были у святых Апостолов. Тем не менее сейчас есть и священники, имеющие глубокий мистический опыт жизни с Богом, и епископы, и миряне, это абсолютный факт.
 
Православный христианин
Мистический опыт познаётся в тихом Созерцании, в молчании. Вот ссылки на небольшие статьи по православной мистике, чтобы никто не думал, что я тут пишу отсебятину и ахинею:
Скорее, наоборот, очевидные вещи. Для обсуждения нужен более конкретный предмет.
 
Оренбург
Православный христианин
Я привык к профанации и непониманию со стороны непосвящённых.
Ааа , ну да. Мы тут все не посвященные( во что?). Подобными ,,видениями " дискредитируется христианство. Думают , что у нас, извини , больные на голову люди. К присутствующим это не относится.
 
Православный христианин
Прочел вашу первую статью и статью о. Рафаила. Почему-то не встретил упоминания о так называемой призывающей благодати. Которую еще иногда называют предваряющей. Это тот опыт, который подаётся авансом, даже и не только чистому сердцем. А и всякому мытарю и грешнику, блуднице и вороватому управителю. Без этой призывающей благодати никто наверное и не уверовал. Потому что никто не может прийти к Сыну если не привлечет его Отец (Ин. 6:44-46).
Дарование призывающей благодати как правило носит мистический характер: ведь это личное посвящение в таинства истинной реальности. Это откровение (приоткрытие) для человека, прозябающего в матрице, сущего во гробех, опытной встречи с настоящей действительностью. Но мистика не всегда встреча с дружелюбной силой. У многих кроме того бывает и опыт встречи с демоническими сущностями, имеющими свои виды на людей, и тоже проникающими в наши земные края. С другими целями, чем Бог, конечно. Так что, как говорится, поле мистической битвы - сердце человека.
 
Такая реакция ожидаема. Поэтому люди-боговидцы и молчат.
И правильно делают. Если разве Бог им не велит откровенничать. У Вас не Божьи откровения. Это болезнь , либо психическая , либо духовная ( бес в свете) , либо то и другое вместе. Врачи известны - психиатр и священник. Не верите мне - поделитесь с духовником своими ,, видениями ".
 
Оренбург
Православный христианин
Почему-то не встретил упоминания о так называемой призывающей благодати. Которую еще иногда называют предваряющей. Это тот опыт, который подаётся авансом, даже и не только чистому сердцем. А и всякому мытарю и грешнику, блуднице и вороватому управителю. Без этой призывающей благодати никто наверное и не уверовал.
Призывающая благодать даётся неофиту, только что уверовавшему, пришедшему от неверия или иноверия к истинной вере. Это не совсем мистика. Мистика - прямое богообщение.
 
Оренбург
Православный христианин
И правильно делают. Если разве Бог им не велит откровенничать. У Вас не Божьи откровения. Это болезнь , либо психическая , либо духовная ( бес в свете) , либо то и другое вместе. Врачи известны - психиатр и священник. Не верите мне - поделитесь с духовником своими ,, видениями ".
Я лучше промолчу тут.
 
Православный христианин
Вот моя попытка описать мой духовный опыт

"Краткий обзор одного мистического Откровения Божьего" - https://dzen.ru/a/YL3fibvVl0F4Zg9r
Мне понравилось. Есть тонкие признаки того, что разговор мог быть с Богом. Разговор с противоположными силами тоже не исключается:)
 
Сверху