Мои Православные Братья!
Я Вас прекрасно понимаю. Вы верите в то, что именно в Православии пребывает полнота Истины. Я это уважаю. Более того, я признаю, что ПЦ - действительно Церковь Божия. Это признают все «Ориентальные» Церкви. Даже католики признают, что ПЦ - действительно Церковь, хоть и не имеет полного общения с католичеством. Мы (армяне) не считаем Вас еретиками или «заблудшими». Мы даже не переманиваем у ПЦ паству, хотя многие русские (как ни странно!) хотят ходить в Армянскую Церковь. Армянские священники всегда настаивают на том, чтобы они ходили именно в ПЦ, т.к. только там литургия на русском языке.
Но прежде чем обвинять кого-то в ереси, умейте понимать других. Церковь и раскололась, и раскалывается каждый день из-за того, что разные люди не могут или не хотят слушать и слышать других людей, считают своё мнение единственно верным, хотя Церковь разделилась в их вопросе. Даже Святые Отцы (как наши общие, так и не общие) имели разные мнения по многим ключевым вопросам христианства. Если бы они жили сегодня, то их бы назвали еретиками, и святыми бы они уже не стали. Примером тому может служить учение Осипова о конечных мучениях в аду. Многие Святые Отцы действительно говорили в пользу этого учения, однако еретиками мы их не считаем и не говорим, что они вне Церкви. Я уже не говорю про то, что многие Святые Отцы говорили даже в пользу главенства Рима и т.д. Можете подискутировать с католиками)))
Чтобы решить подобные вопросы, где нет единства мнения Отцов, нужно созывать Вселенский Собор. Но чтобы Собор был действительно Вселенским, нужно, чтобы его признала собственно полнота христианства во Вселенной) Если нет единства в принятии Собора (как это было в Халкидоне, ибо признал его полностью только Рим) - то нужно не начинать войну, не предавать анафеме друг друга, не начинать гонения, не раскалывать Церковь, а продолжать диалог в Лоне Вселенской Церкви, пока не определится истина и не исчезнет ложь, либо пока не станет ясно, что Бог не дал нам ответ на поставленный вопрос. Таким принципам придерживалась и придерживается ААЦ. Когда сирийцы стали следовать заблуждению Севира, армяне не отвернулись от них, но начали диалог, в котором смогли показать и доказать православное учение. Копты до сих пор следуют учению Севира, но армяне не разрывают с ними евхаристического общения уже 1500 лет. Кто знает, может они в будущем тоже пересмотрят своё мнение...
Если мы вернёмся к нашим разногласиям между ААЦ и ПЦ - то их нет в плане вероучения. Есть разногласия в плане терминологий слов «ипостась», «лицо», «воля», «действие». Отсюда и разные христологические формулы. Но они разные только на словах, но не по смыслу. Если же мы будем придираться к терминологии, то таким же образом можно придираться и к обрядам, языку богослужения и т.д., что, конечно же, абсурд и ключничестово в чистом виде. А ключничество - это первый шаг к сектанству и фанатизму.
Так соглашение смешанной межцерковной богословской комиссии в Шамбези, призванной положить конец конфессиональному противостоянию, дала свое заключение:
«В свете нашего Согласованного Заявления по христологии, так же как и вышеприведенных общих положений, мы теперь ясно осознали, что обе семьи (Церквей) всегда сохраняли верно одну и ту же подлинную православную христологическую веру и неразрушенную преемственность Апостольского Предания, хотя они и могли использовать по-разному христологические термины. Именно эта общая вера и преемственная верность Апостольскому Преданию должны стать основой нашего единства и общения».
Мысля в том же направлении, но уже конкретно об ААЦ, говорил и Ваш Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
«С Армянской Церковью все очень просто. Сейчас закончился богословский диалог между православными и так называемыми ориентальными Церквами. Вся трагедия взаимоотношений восточных Православных Церквей, к которым относимся и мы, и ориентальных Православных Церквей в том, что между нами различия — в терминологии, а не в сути вероучения. И вот сейчас закончился официальный диалог, и обе стороны через этот диалог заявили о полном православии другой стороны. С догматами у членов Армянской Церкви все в полном порядке».
Основная проблема Шамбезийских соглашений - это их компромиссность. И как мы все это понимаем, именно против этого и вопиют ключники. Мол они не хотели бы свою "чистую, доставшуюся от Апостолов" веру смешивать с "монофизитской ересью" (которой на самом деле нет). Ведь о том и вопит Лурье в унисон с подпевающим ему Кураевым, про "станут ли они монофизитами". Ключники считают, что если они согласятся на даже компромиссное, усредненное учение (50 на 50), то уже этим предадут истину и станут "монофизитами". А потому, их рецепт только тот, что они не могут ни буквы изменить в своем учении, но что "монофизиты" должны отвергнуть свое и тупо принять "православное".
Я, конечно же, являюсь радикальнейшим противником ключников и прочих тупоголовых фанатиков, но причины неприятия Шамбези вижу тоже в неприемлемости компромиссов, предлагающих гибридные учения. Естественно, что миафизиты-дохалкидонцы считают свое учение наиболее качественным, из которого не стоило бы что-то удалять, заполняя место удаленного чем-то чужим. Разница разве что в том, что дохалкидонцы не говорят, мол, что смешение их учения с учением диофизитов-халкидонитов ввергнет в ересь, но то точно такая замена убавит качества, так это несомненно. Так вот и вопрос - а стоит ли формальное единство в учении между поместными Церквями того, чтоб пожертвовать одной из сторон абсолютной истиной? Уверен, что нет.
Но! Я же при этом являюсь горячим сторонником Единства Церкви. Так что же делать для воссоединения Церкви, коль компромиссный гибрид учения не годится, и каждая сторона считает свою версию лучшей и чистейшей? Ответ проще, чем могло бы показаться в самом оптимистическом представлении. Нужно просто оставить учения как есть, восстановив единство без предусловия единства в учениях (терминологии). Ведь на самом деле, в сути, в стержне Предания, мы едины и всегда были едины, но отличаемся только в подробностях. Эти подробности тоже важны, но не настолько, чтоб ошибающуюся сторону всю в целом отправить в ад.
Таким образом, объединив Вселенскую Церковь вокруг общего Ядра веры, признать непреложными догматами только то, что есть общего. А это, без сомнения, есть именно то Предание, что пришло к нам от общего древнего неразделенного состояния. И составляет по общему объему 99% веры. А вот то, чем мы отличаемся, то все позднее, то, о чем так и не смогли договориться и о чем теперь вопят ключники, на самом деле в вопросах реальной веры обычного христианина практически ничего не значат. Никакой нормальный человек не ходит день и ночь словоблудия о природах, волях и сущностях. Это удел идиотов и борящихся с ними антиидиотов. Нормальному же обычному человеку достаточно просто веровать во Христа, Который есть Бог и Человек в одном Лице. Все остальное к профессиональным богословам.
Таким образом, в Единой для всех Церкви, не запрещая ни чьих этих "второстепенных" подробностей, оставить их как возможные богословские варианты одного и того же учения, предоставив о том спорить, обсуждать и развивать богословам, но не парить головы простым людям. Восстановленный Соборный Разум Церкви тогда очень быстро все устроит в лучшем виде, ибо Дух Святой, не действующий там, где амбиции и разлад, вернется в помощь верным. Когда-то и фарисеи с саддукеями верили об одних и тех же вещах по разному, но умудрялись быть членами одной Ветхозаветной Церкви. А тут проблемы куда меньшие, чем признание или отвержение воскресения мертвых.
Если не делить Христианство на внутренние враждующие партии, но предоставить изучать богословам разных народов все исторические богословские доктрины, как возможные и приемлемые варианты, то при помощи Божьей, сложится общее для всех учение и в вопросах второстепенных, но уже не как вынужденный гибрид-компромисс, а как естественное стремление к лучшему из того, что есть. Т.е., если что-то правильнее в халкидонизме, то примется это всеми, без давления и принуждения. А если что лучшее в дохалкидонстве, то оно.
В заключение я хочу сказать, что не надо жалеть меня за то, что я армянин. Давайте лучше молиться о Единстве Церкви и за друг друга, чтобы мы поменьше грешили против нашего Господа!)