То есть, достаточно инструкции и Иблис нам не страшен.
А для чего вообще Аллах создавал Иблиса? Какой в этом творении был смысл?
Маркс "Капитал"
Чтобы он покланялся Аллаху
И иблис в этом преуспел, поклоняясь непрерывно Аллаху в течении 700 тысяч лет, согласно исламскому преданию.
Как может чёрное существовать без белого или белое без чёрного? Никак. Так предрешено Божественной Мудростью. Мудрый (аль-Хаким) в Своей мудрости поставил так - и стало так"
Хасан ал-Басри (8в.) сказал:
"На самом деле свет Иблиса - это огонь Великолепия, как в словах Божьих: «Ты создал меня из огня» (7:11). И если бы Иблис явил человечеству свой свет, ему бы поклонялись, как Богу.
То есть, если бы Бог не открывался людям через Пророков, они бы оказались во власти иблиса. В то же время, Аллах мог просто уничтожить иблиса и дать людям жить спокойно, но Аллах лишь дает людям свои законы, излагает свою волю. Он Справедлив! И как раз Бог при сотворении наделил людей своей частицей - душой, которая способна распознать чей это свет, этого нет у иблиса, котрый отказался поклониться человеку (не путать поклоняться), как Его наместнику (ангелы служат по воли Аллаха человеку! Джибриил, ангелы воинств, идущие впереди иудеев в Землю хаананскую, по 2 ангела у каждого человека, записывают дела, это тоже в той или иной мере служба, охраняют от джинов, преступивших дозволенное и т.д.), а способность эта, если и не в каждом, но у многих, у тех кто познал грехи и раскаялся в них сам, еще до предупреждения Всевышнего, научился отличать харам от хиляль и таких было много и именно из таких Аллах избирал Пророков.
"Соблазняй, кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту" (17:66)
И так Мы всякому пророку устроили врагов - шайтанов из людей и джиннов; одни из них внушают другим прелесть слов для обольщения. А е с л и б ы п о ж е л а л Г о с п о д ь т в о й , о н и б ы э т о г о н е д е л а л и . Оставь же их и то, что они измышляют!" (6:112). - то есть в задачу иблиса в.т.ч. входит постараться сбить с пути пророков, но это предопределенно, иблис проиграет, а Аллах еще раз унизит его тем, что наделенный плотью из глины сильнее "чистого огня, света". Плоть не только слабость, но то, через чего можно познать все величие Творения и самого себя, как творение.
Адам получил прощение Аллаха именно потому, что
е г о г р е х б ы л з а р а н е е п р е д о п р е д е л ё н Б о г о м , как и соответственно падение Сатаны (2:34, 7:19-21, 20:118), то есть падение Сатаны как орудия в судьбе Адама тем более было предопределеноВначале, он возомнил,что он получит "власть" раз сотворен зачем то Аллахом с тем, чтобы поклоняться? и думал уже о другом, но недождавшись воли Аллаха уже "в душе" реши
л. Затем не выполнил волю Аллаха и не поклонился Адаму, который был поставлен выше него, а не наоборот, как он думал и затем "устроил первый грех Адама", еще раз нарушив закон и волю.
Это говорил иблис ещё до "совращения" людей:
"Отсрочь мне до дня, когда они будут воскрешены! … Я соблазню и х в с е х , к р о м е р а б о в Т в о и х с р е д и н и х ч и с т ы х !" Закон всё же он знал и тех кто был чистым рабом, он не мог соблазнять. Возможно Аллах таким образом свершил выбор по по справедливости - предопределение было подтвержденно самими участниками. И иблис и Адам имели свободу выбора и иблис, появившийся первый, вернее до того, как Адам получил плоть рассчитывал, что он будет наместником Аллаха в Творении, а человека из плоти ему дадут в помощники:
Я лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины" (7:11). То есть преступил закон иьлис, выступил против воли Аллаха и пытался показать Аллаху, что он верный раб его, 700 тыс лет поклонявшийся ему более достоин наместническтва и устроил историю с запретным плодом. Но потом Человечество в лице Адама было прощено и, в известном смысле, ему оказывалось покровительство:
"Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделили им благ, и оказали им преимущество перед многими, которых создали" (17:72);
"…И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути. Потом избрал его Господь и простил его и повёл прямым путём" (20:119-120). Столь милосердное отношение Аллаха к Адаму проистекает из того, что последний, как утверждает большинство мистиков и богословов, покаялся в своём проступке и воззвал к милосердию Всемогущего:
"Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток" (7:22). Иблис же, напоминаем, так и не признал за собой греха, он никогда не сожалел о содеянном и не искал прощения, он не посчитал своё неповиновение промахом и никогда не каялся и не корил себя за это. Согласно Корану,
"…если кто совершит несправедливость, а потом заменит добром после зла, - то ведь Я - прощающий, милосердный!" (27:11), - Иблис не "заменил" зло своего проступка добром раскаяния, он игнорировал наказ ат-Тавваба (Приемлющего покаяние), и поэтому он явно не заслуживает прощения.
Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют!" (7:26),
"А кто уклоняется от поминания Милостивого, к тому Мы приставим сатану, и он для него - спутник" (43:35), - в этих айатах однозначно констатируется, что неверующий и непризнающий Аллаха отдаётся полностью во власть сатаны, как и сильно влияние сатаны на того, кто уклоняется от исполнения воли Всевышнего. Но человек всё же всегда способен вернуться на Прямой путь, шайтан может лишь увести с пути. иблис проникает в нафс, в душу, пытаясь подчинить её не только исключительно требованиям плоти, но и настроить её против верующих и против веры, привести к отрицанию Всевышнего, т. е. иблис это фактически низшая душа, лишенная божественной частицы и если человек в её власти, то он становиться рабом иблиса, не в прямом смысле конечно, это рабство добровольное, как и выход из него, и творит зло, именно о ней говорится:
"ведь душа побуждает ко злу" - Коран, 12:53, - это низменные человеческие инстинкты, его низшее начало, это стремление к наживе, власти, к накоплению и к тому, чтобы в мире этом человек не исполнил волю Аллаха и сошел с пути, думая возможно, что он как раз делает то, чем Аллах должен быть доволен. для этого он вначале пытается унизить человека, превратить его в послушное его нашептыванию животное, в скотину, в раба. Чтобы показать Аллаху - каким ничтожествам Он доверил быть своими наместниками, которые игнорируют право быть рабом Аллаха, а становяться рабами греха, вечного покаяния в грехе, рабами других людей - то есть иблис указывает, что он рассчитывал, что Аллах создал человека ему в помощники, а сам человек не только не ценит своего "избранния", а наоборот становиться слугой другого человека, то есть "падает" на дно, для иблиса же человек мог быть не слугой ни рабом, а пощником, которым бы иблис и руководил, согласно воли Аллаха, а Аллах превознес человека над иблисом, а сам человек этого не ценит. Но люди действительно не слабее джинов, Аллах им открыл знание, наделил разумом и есть те, кто не превращается)лся) в животное, не стал и рабом. а стал тем кто стремиться быть хозяином людей и единоличным властителем всех земных даров Аллаха, и здесь вновь появляется иблис и потворствует нашептываниями ему, хочет таким образом спровоцировать человека на непослушание Аллаху, чтобы человек либо именно возгордился, что он тоже творец, способный создавать свои "великие" "творения", жить по своим законам и принципам и игнорировать законы Аллаха (прости Аллах!), использовать то что дает Милостивый, как принадлежащее только ему, в том числе и знания и науку. Но с этим можно справиться тоже .
…Ведь козни сатаны слабы!" (4:78);
"Поистине, рабы Мои - нет для тебя над ними власти" (15:42);
"Нет, поистине, у тебя власти над Моими рабами" (17:67) -сказал Всевышний
То есть существует сатана-вне плоти, нашептывающий из открытой ему души и сатана-животное, то есть сатана взявший власть над плотью человека (он согласно преданию знал тайну плоти вернее Аллах ему открыл) Однако не стоит бояться своих мыслей, приписывая их сатане и всех своих желаний, диктуемых плотскими наслаждениями - "затруднения" с сатаной бывают лишь у простых людей, - в жизни же людей Бога, верных рабов его, идущих прямым путем сатане нет места. да именно, человек сам должен определить, что харам, а что хиляль и где граница. если не сам решит, то иблис поможет решить, уйти же от "мирского и плотского". значит дать возможность иблису продемонстрировать Аллаху неспособность человека самому преодолеть слабость "человек создан слабым", да в отношении иблиса действительно, так как он наделен плотью. Но Аллах предопределил, что плоть лишь укрепляет человека, дает ему радости и наслаждения, которых лишен иблис и не должна она мешать поклоняться и служить Аллаху, раз Он ей наделил и не надо с ней же бороться, чтобы не уподоблять себя иблису - без плоти, который 700 тыс лет !!! поклонялся Аллаху, ему было не трудно, у него плотских желаний не было. А человек доказывает иблису, что всё как раз в нём совершенно и нафс и плоть и это именно и делает человека выше иблиса, который указывал Аллаху - здесь отказ подчиниться мотивируется осознанием своего гораздо более благородного происхождения, огонь в представлении Иблиса благороднее земли.
"Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облечённой в форму" (15:33).
"Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?" (17:63).
Но Иблис раб Аллаха и не нарушает его предписаний, ибо тогда он точно не сможет ничего доказать Ему, свою правоту то есть и действует по следующему правилу:
"Я сбиваю с пути тех, кто потерян, но мне близки те, кто находится на пути к Богу, и даже пыль под их ногами для меня - благословение". А для тех, кто приблизился к Богу, способен от Него получать ясные знамения, для тех, кто подчинил свою плоть духу, которые слились в гармонии и полностью контролируемы и кто обрёл власть над своим нафс, для тех сатаны-искусителя действительно не существует, таких сбить с Пути уже ничто не может, это прежде всего касается суффиев, Именно так стоит понимать хадис
"Мой шайтан стал мусульманином". то есть человек подчинил себе иблиса, доказав своё превосходство. однако, если у суфия нет шейха (учителя) то шейхом становиться сатан. поэтому я очень сильно не доверяю Духу, который нисходит на мирян, да и на священников в том или ином случае. Если человек к этому стремиться - он обязательно ощутит снисхождение на него Духа, только неизвестно какого, радость от этого может далеко завести и любое решение будет Дух определять, а критерий где? Закона нет. Преступление одной йоты и иблис уже нашептывает: "зачем не ешь свиниу, это же чушь, пережиток, над вами смеються все" или "выпей рюмку, поминки всё таки не обижай родственников", а потом, да зачем тебе этот джихад", уйти в горы и молись аллаху спокойно, потом будет, видишь, а зачем тебе 5 намазов в день, смысл? столько времени уходит, деньги потеряешь так молиться будешь, все же нормально живут смотри и верят без намазов", а в конце - "ну что совсем устал?" - прими христианство и уйди в монастырь, побори плоть, стань как я, как ангелы, она тебе мешает
И всё же иблис, согласно преданиям суфиев изрёк:
Несмотря на всё то, что случилось, я ещё питаю надежду, что Он простит меня - ведь сказано Им «Милость Моя объемлет всякую вещь», я же и есть такая «вещь»!
И Всевышний сказал: "Уходи же отсюда! Ведь ты - побиваемый камнями. И, поистине, над тобой - проклятие д о д н я с у д а ! " (15:34-35);
"Выходи же отсюда; ведь ты - побиваемый камнями. И над тобой Моё проклятие д о д н я с у д а " (38:78-79).
А после дня суда? Аллах уже предопределил. Если человек окажется недостоиным наместником и возгордившимся или "ничтожным", как иблис (
"Выходи же: ты - среди оказавшихся ничтожными!" (7:12)), то может своей верной службой именно он и шайтаны заслужат быть в Новом Творении, а люди, да - им минимум обещан фурии и реки с ручьями, а как же дальнейшая служба? наместничество? Всё предопределенно, но нам не известно, всё от людей зависит