Правильное толкование притчи о добром самарянине

Православный христианин
А вот это надо у него спросить. Лучше чтобы это он сам прокомментировал.
Так вот, он подтвердил мои слова (если Вы не видели): #182

А почему бы и нет? У вас практические результаты какие? Мы все ходим по воде и воскрешаем мёртвых?
Видите ли, святые отцы - это не просто какие-то случайные люди, которые что-то написали, и это ни с того, ни с сего стали считать истиной.
Они своей жизнью, своим подвигом доказали верность Богу. И на основании этого мы им доверяем и их считаем авторитетом. Потому что они подвигом очистились и стяжали Святого Духа, который истолковал им Писание. И поэтому их согласному толкованию можно доверять, в отличие от вашего.
А Вам мы почему должны верить и Вас воспринимать, как авторитет вместо святых отцов?
Нет, наоборот, вас все подряд мордуют,
Так и Христа мордовали, да еще и распяли в итоге. А все христиане должны принять крест и следовать за Ним (по Его заповеди).
и вы меня спрашиваете как поступать в каких-то ситуациях, вместо того чтобы самим ответить.
я Вас спрашиваю не потому, что Вы для меня авторитет, и не для того, чтобы получить от Вас руководство.
А значит - у вас неверная теоретическая база. Имею в виду не Писание, а толкования отцов.
Нет, не значит.
ваша философия беззубая,
Когда Христос гонял кнутом менял в храме - он что, очень их любил?
Да, очень. Господь очень любит всех людей.
Его философия не была беззубой, в отличие от вашей. Вы неверно его понимаете.
Это Вы неверно понимаете любовь. Любовь не всегда означает гладить по голове, кормить и говорить ласковые слова. Иногда любовь проявляется в том, чтобы выгнать из храма, а иногда даже убить (как в ситуации с фашистом). Так что, нет, наша философия не беззубая.

Может я пропустил, но по-моему вы сами не разрулили эту ситуацию. Если так - сделайте это пожалуйста
См. #199
Мария, вы слово "ближний" употребляете в бытовом смысле, а я - в религиозном. Видимо от этого всё недопонимание.
Если я утверждаю, что ближние - все люди, то явно не в бытовом смысле я его употребляю.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Конечно, но скорее всего её можно исполнить лишь имея в душе мало плевел.
Ничего тут такого архисложного нет. Даже простая молитва за врага "Господи, помилуй раба твоего..." - это уже проявление любви к нему и уже какое-то исполнение Божьей заповеди.
Это под силу абсолютно каждому человеку.
 
Крещён в Православии
Если я утверждаю, что ближние - все люди, то явно не в бытовом смысле я его употребляю.
1)
Я имею в виду что Вы употребили слово "ближний" в бытовом смысле вот в этом аргументе:
"Он ранее в теме написал, что если бы у него был ребенок инвалид, который ему ничего доброго не может сделать, то он бы этого ребенка не считал за ближнего. Это Вы называете нормальным, здоровым и честным суждением?"

2)
И там не совсем так было. Я имел в виду ребенка который меня не любит. Если он меня любит, но ничего доброго не может сделать - то он все равно ближний.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Возражу словами Серафима Саровского: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.
В действительности это широко распространившееся искажение, а прп. Серафим Саровский говорил иначе: стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя. И когда говорил это, никак не имел в виду "люби себя, наплюй на всех и в жизни ждет тебя успех" как персонаж известного мультфильма. Разумеется стяжать дух мирен без Бога никак, а любящий Бога обязательно захочет любить и людей.

А вот как пишет свт. Тихон Задонский:
Христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы
 
Православный христианин
Христос противопоставляет ближних и врагов. Но и тех и других надо любить.
Глупости транслируйте, не ссылаясь на Иисуса Христа ... Текст, пожалуйста, предложите.
Для раздумий:
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин.8:10-11).
 
Крещён в Православии
В ситуации, описанной Максимом фашист и ребенок - оба ближние. При этом убить фашиста и защитить ребенка будет проявлением любви по отношению к ним обоим. Т.к. фашиста это спасет от совершения тяжкого греха и вероятно многих других последующих грехов.
Мария, на первый взгляд у нас с Вами разница только в терминологии (кого считать ближним), а на практике вроде бы одно и то же получается:
У вас фашист ближний, и вы его убиваете чтобы он себе ещё больше не нагадил.
У меня фашист - не ближний, и я его убиваю потому что заповедь "люби ближнего" важнее заповеди "люби врага".

То есть в практическом плане вроде нет разницы.

Но это только на первый взгляд. Разница начинается при более сложных ситуациях.

Например: фашист никого не хочет убить, просто куда-нибудь идёт.

Ваша логика:
Может это хороший человек, просто его заставили пойти в армию? И тогда если Вы его убьёте - то будете не правы. Вы же точно не знаете что для него лучше. Может он завтра уедет домой и никого убивать не будет. Вывод: надо сначала выяснить что именно для него лучше. По факту вы просто ничего не сделаете. А если все так будут делать - нас в итоге истребят физически.

Моя логика:
фашист - враг, а значит не ближний. Значит заповедь "люби ближнего" к нему неприменима. А заповедь "люби врага" имеет меньший приоритет, поэтому ей в данном случае (в условиях неопределенности) можно пренебречь. Вывод: мочим фашиста.

Моя логика даёт однозначный ответ, а Вы - не знаете что делать.

Вывод: моя логика как минимум практичнее.
 
Православный христианин
Я имею в виду что Вы употребили слово "ближний" в бытовом смысле вот в этом аргументе:
"Он ранее в теме написал, что если бы у него был ребенок инвалид, который ему ничего доброго не может сделать, то он бы этого ребенка не считал за ближнего. Это Вы называете нормальным, здоровым и честным суждением?"
И там не совсем так было. Я имел в виду ребенка который меня не любит. Если он меня любит, но ничего доброго не может сделать - то он все равно ближний.
Делать доброе и любить - это одно и то же.
Когда я говорю "ближний", я всегда понимаю под этим одно и то же, в согласии со святыми отцами.
А в каком смысле Вы бы не считали ближним своего родного ребенка, это уже Вам виднее.
Например: фашист никого не хочет убить, просто куда-нибудь идёт.

Ваша логика:
Может это хороший человек, просто его заставили пойти в армию? И тогда если Вы его убьёте - то будете не правы. Вы же точно не знаете что для него лучше. Может он завтра уедет домой и никого убивать не будет. Вывод: надо сначала выяснить что именно для него лучше. По факту вы просто ничего не сделаете. А если все так будут делать - нас в итоге истребят физически.

Моя логика:
фашист - враг, а значит не ближний. Значит заповедь "люби ближнего" к нему неприменима. А заповедь "люби врага" имеет меньший приоритет, поэтому ей в данном случае (в условиях неопределенности) можно пренебречь. Вывод: мочим фашиста.

Моя логика даёт однозначный ответ, а Вы - не знаете что делать.

Вывод: моя логика как минимум практичнее.
А зачем Вы мне приписываете логику, которую сами придумали? Это лишь ваши домыслы безосновательные, а не моя логика.
 
сомневающийся
Мария, на первый взгляд у нас с Вами разница только в терминологии (кого считать ближним), а на практике вроде бы одно и то же получается:
У вас фашист ближний, и вы его убиваете чтобы он себе ещё больше не нагадил.
Если результат всё равно убийство фашиста, только одно вытекает из сострадания и любви к фашисту и его душе, и делается с любовью ( мозахизмом попахивает),а второе убийство для защиты самого себя и ближнего, и фашист умирает. То, второе рациональней, и ближнего защитишь и себя, и фашиста спасёшь от будущих преступлений. Хотя одно и то-же, только в первом случае, во главу угла ставиться любовь к фашисту (ближнему) и спасению его души, а во втором, во главу угла ставиться спасение себя и своих ближних. Которое святее и правильнее? Я выбираю второе.
 
Православный христианин
Если результат всё равно убийство фашиста, только одно вытекает из сострадания и любви к фашисту и его душе, и делается с любовью ( мозахизмом попахивает),а второе убийство для защиты самого себя и ближнего, и фашист умирает. То, второе рациональней, и ближнего защитишь и себя, и фашиста спасёшь от будущих преступлений. Хотя одно и то-же, только в первом случае, во главу угла ставиться любовь к фашисту (ближнему) и спасению его души, а во втором, во главу угла ставиться спасение себя и своих ближних. Которое святее и правильнее? Я выбираю второе.
Я не ставила во главу угла любовь к фашисту. Я сказала, что убить его будет проявлением любви к ним обоим, только и всего.
Я просто пояснила, почему по отношению к фашисту это также будет любовью. Это вовсе не значит, что любовь к фашисту я ставлю в приоритет по отношению к ребенку.
А мазохизм тут вообще ни при чем, т.к. мазохизм - это когда человек получает удовольствие от того, когда ему причиняют страдания, к чему Вы это вообще приплели?
 
Православный христианин
Игра слов. А разве спастись без стяжания духа мирён, возможно?
А зачем же такие игры? Когда учение прп. Серафима о стяжании Святого Духа выхолащивается до одного лишь слогана. Да и в самом слогане то, что преподобным сказано, заменяется на другое. И замененное на другое понимается по-третьему. Так что полученный результат многократного отражения в кривых (и тщательно расставленных) зеркалах оказывается противоположен исходному. Этакий испорченный телефон, который отнюдь не случайно сам собою образуется. Такие игры с осколками выгнутых зеркал - суть следы участия троллей и злых сил в процессе запутывания ими человека, возможно и не подозревающего о их проделках и присутствии.
 
сомневающийся
А мазохизм тут вообще ни при чем, т.к. мазохизм - это когда человек получает удовольствие от того, когда ему причиняют страдания, к чему Вы это вообще приплели?
Да, нет, просто, мне не понять как можно убивать любя, того, кого убиваешь. Мазохизм это вообще отклонение от нормы, например любить людей как самого себя, и убивать. Два не совместимых начала. Во всём этом какая-то несуразица. да и не о ребёнке я, уже в покое его нужно оставить. Какая -то совершенно не постижимая для меня мораль. Это как волк который плачет по овечкам, убивая их.
 
Православный христианин
Мазохизм это вообще отклонение от нормы, например любить людей как самого себя, и убивать. Два не совместимых начала. Во всём этом какая-то несуразица.
Вообще-то нет. Мазохизм это не вообще отклонение от нормы, а "склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения" (определение из Википедии). Так что он тут вообще ни при чем.
А насчет того, что для Вас любить и убивать - несовместимо: ваше непонимание происходит
от того, что у Вас понимание любви мирское, а не христианское.
В христианстве во главу угла ставится спасение души, а не земная жизнь и благоденствие плоти. И поэтому иногда надо убить плоть человека для общей пользы и для спасения его бессмертной души, а также своей.

Это как волк который плачет по овечкам, убивая их.
Т.е. фашист который хочет убить ребенка - овечка; а солдат, убивающий фашиста, чтобы спасти ребенка - волк? Правильно?
И опять же, просматривается ваше плотское понимание любви. Любовь в христианском понимании - это не чувство, а действие.

Если эта логика неправильная - изложите правильную
Слишком мало данных для того, чтобы предложить какое-то решение.
"фашист никого не хочет убить, просто куда-нибудь идёт".
Зависит от времени, места, обстоятельств...
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Вообще-то нет. Мазохизм это не вообще отклонение от нормы, а "склонность получать удовольствие, испытывая унижения, насилие или мучения" (определение из Википедии).
Есть такое понятие в психологии Стокго́льмский синдро́м , когда жертва испытывает любовь к палачу, если жертва христианин, это святость. Если простой человек, неверующий - это психика.
А насчет того, что для Вас любить и убивать - несовместимо: ваше непонимание происходит
от того, что у Вас понимание любви мирское, а не христианское.
Да уж, я понял что, христианство недосягаемо для меня.
Т.е. фашист который хочет убить ребенка - овечка; а солдат, убивающий фашиста, чтобы спасти ребенка - волк? Правильно?
Да, нет, не правильно. Пример не применительно к этой ситуации. Не про фашистов и детей. Пример просто про жалостливого волка, который голодный, и вынужден убивать поэтому овечек, которых любит и жалеет всей душой. И одна мысль только спасает волка от отчаяния и печали, что, бедные овечки, приняв мучительную смерть от волчьих клыков, попадут в свой овечий рай. А он, просто волк, вынужден убивать - но, он, не убийца просто кушать хочется. Ну и на луну повоет затем, вроде как за бедных овечек своему волчьему богу помолился, тем и свою душу спасёт для волчьего рая. Как вот в стихотворении об этом примерно;

ВОЛК​

За тёмною речкой дремучей
что с юга течёт на восток
с матёрою серой волчицей
в лесу обитал грозный волк

Клыками добычу на части
безжалостно рвал на куски
потом соблюдая обычай
он выл на луну от тоски

Однажды у старого клёна
на шаг разменяв быстрый бег
волк повстречал человека
у волка спросил человек

Ты серый как я - убийца
я тоже всю жизнь убивал
скажи напоследок разбойник
а ты убивать не устал?


И волк подумав ответил
на этот извечный упрёк
я убивал чтоб быть сытым
я не убийца - я волк!
 
Православный христианин
Но, здесь не сказано, любите убивающих вас, и ваших детей.
Сказано именно это. А потом на Кресте утверждено.

Читал. Вот Вы пишете следующее; Господь говорит " возлюбите врагов ваших".
Но, есть и другие слова Господа; И враги человеку - домашние его. Так каких врагов любить нужно?
"враги человеку домашние его" надо понимать в том смысле, что домашних нельзя любить больше Бога.
 
сомневающийся
Сказано именно это. А потом на Кресте утверждено.


"враги человеку домашние его" надо понимать в том смысле, что домашних нельзя любить больше Бога.

Но, здесь не сказано, любите убивающих вас, и ваших детей.
Полагаю на Кресте, Господь показал возможное отношение, к Своим личным врагам, распинающим Его. И объяснил почему. Потому-что не ведают что, творят, да и действуют по приказу свыше. Так это Господь всеведец, а вы всеведцы? Любите своих личных врагов, если сможете как Христос, Вам никто не запрещает. Но, это не касается, ваших детей, Отечества, Родины, веры. Защищать которые святой долг каждого гражданина, тем более христианина. Вы -же мне рисуете картину царства извращённой любви, до маразма. В котором царит любовь и взаимо-понимание, хотя все вынуждены всё равно убивать друг, друга. Но, делают это с любовью и пониманием. Фашист (волк) убивает потому что, фашист и не может не убивать (хотя дома прекрасный человек и семьянин), ребёнок (овечка) вообще смиренная жертва, и понимает что, волку кушать хочется, и который в принципе убивая её, овечку, делает для неё возможным проявить своё смирение, что, ведёт к святости и спасению. Человек, убивает волка (фашиста) что-бы спасти его душу, и своих овечек (детишек), и в принципе он тоже понимает, что волку нужно жрать, и не сердится на него. Все убивают и умирают, по необходимости и с любовью, и взаимопониманием, и убийц нет, все святые. Такое животное царство, где все убивают по необходимости и без ненависти. А сверху солнце светит на добрых и злых, и дождь орошает и злых и добрых. Это я и называю извращением, неким духовным мозахизмом, доведённым до абсурда. Такая вот мораль, которой нет, Нет, нет и нет;
ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
Послание к Римлянам 13:4
"враги человеку домашние его" надо понимать в том смысле, что домашних нельзя любить больше Бога.
Полаю в другом смысле, потому что, домашних любить нужно, семья малая церковь, обязан сотворить в ней церковный порядок, а это без любви невозможно. Полагаю что, то, о чём Вы пишете сказано в другом месте Господом; возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36-40).

А это так, для информации, и размышления, святой Иоанн Кронштадтский в сторону Толстого Льва.

«6 сентября. Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли – этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь. 9 вечера…»

Прочтите статью время будет, или всю книгу, там как раз про "любовь" к ближнему своему.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всё-таки вижу необходимым признать не совсем согласное мнение 2-х св. отцов о ближнем. По мнению свт. Игнатия нет вопросов. Мнение блж. Феофилакта Болгарского видится не таким однозначным, и думаю, что он назвал ближним самарянина на основании ветхозаветного вероучения, более понятного вопросившему, а далее уже добавил, как следует поступать каждому уверовавшему в Мессию: оказывать милость всем, "кои нуждаются в нашей помощи".
Не получается согласия мнений 2-х св. отцов, которое нам следовало бы однозначно принять, а имеется их лишь возможное частичное согласие, а потому любой православный имеет право (имхо) не согласиться с личным мнением лишь одного св. отца, что и сделал Максим, создав эту тему.
 
Православный христианин
Есть такое понятие в психологии Стокго́льмский синдро́м , когда жертва испытывает любовь к палачу, если жертва христианин, это святость. Если простой человек, неверующий - это психика.
Но это не мазохизм, это другое. И к тому же в обсуждаемом нами примере ситуация обратная - любит тот, кто убивает, а не тот, кого убивают.
Да уж, я понял что, христианство недосягаемо для меня.
тут все зависит от самого человека. Если он хочет стать христианином, то Бог поможет.
Да, нет, не правильно. Пример не применительно к этой ситуации.
А к чему он тогда вообще и зачем Вы его здесь привели?
 
Православный христианин
Мнение блж. Феофилакта Болгарского видится не таким однозначным
"Все имеющие одну и ту же природу суть ближние твои".
Блаженный Феофилакт Болгарский.

По-моему, это его определение вполне однозначно говорит о том, что ближние все люди. Т.к. что еще можно понимать под природой?
И кроме того, даже если считать, что ближний - это тот, кто нуждается в помощи, то все равно получается, что это все люди, т.к. все люди нуждаются в помощи других людей (хотя бы молитвенной).
И праведный Иоанн по сути говорит о том же. Так что я считаю, что согласное толкование святых есть.
 
Сверху