К большому сожалению призрак этнофилетизма никуда не исчезал из Церкви, даже несмотря на его осуждение. И если уж на то пошло, то в отличии от тех же католиков, православные с самого начала не ставили своей целью языковую унификацию; древнегреческий доминировал только в греческой среде, в негреческой (например, в славянской) он не присутствовал. Так что, разделение по национальному признаку неизбежно. Возможно ли этому противостоять? Возможно... но не думаю, что за счёт языка
А в чём проблема с этнофилетизмом, а если говорить по существу, с банальным национализмом?
Могу сослаться на Ильина с его главу
«О христианском национализме» из «Основ христианской культуры». И я согласен с ним.
Христианство, и православие это религия полиэтническая и поликультурная. "Новая историческая общность" - Церковь, не предполагала по-советски унифицирования народов и языков. Наоборот, именно появление Церкви создало народы в современном понимании (хотя национальные государства возникли ещё позже, уже в Новое Время). Именно христианство принесло в мир ситуацию, когда религия и национальность стали различаться. Древний мир это мир не народов, а этно-религиозных сообществ. Египтянин это тот, кто верит в египетских богов, римлянин - тот, кто верит в римских, а евреи вообще особенные и верят только в своего одного бога. И тут эти евреи разнесли по всей ойкумене веру в еврейского Мессию и еврейского Бога. Многие римляне перестали верить в римских богов, а стали верить в еврейского бога. Строго религиозно они стали евреями - вошли в Народ Божий. Но культурно они оставались римлянами. От римлян язычников их отличала вера и нравственность, но не этничность, ни язык, ни культура.
Вселенский характер Церкви, единый Народ Божий, не отменяли национализма, не унифицировали народы, а наоборот, Церковь создала народы, создала ситуацию различия национальности и религии.
По-моему естественно любить свой язык, свой народ, свою культуру. Это здоровый нацинализм видеть ценность в своём национальном я, национальной самобытности.
Считаю, что Ильин прав.
«Культура творится не одним человеком. Она есть достояние многих людей, духовно объединенных между собой. Каждые двое друзей образуют в своем общении известный культурный уровень и создают известные культурные содержания. Так обстоит и в каждой семье, в каждом обществе, в каждой организации, в каждом сословии и у каждого народа. Люди не случайно объединяются друг с другом; их влечет друг к другу
сходство материальных и духовных интересов; из этого сходства возникает
общение; длительное общение увеличивает взаимное подобие и, если общение носит
творческийхарактер, то возрастает и взаимное
влечение, крепнет взаимная связь. Эта связь закрепляется
традицией, передающейся из поколения в поколение. Так постепенно возникает
единая и общая всем культура.
...
Так, каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему ленится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет и отчаивается; по-своему улыбается, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует; по-своему воюет… Он по-своему возносится и падает духом; по-своему организуется. У каждого народа иное, свое чувство права и справедливости; иной характер, иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале; иная политическая мечта; иной государственный инстинкт. Словом: у каждого народа иной и особый душевный уклад и духовно-творческий акт. И у каждого народа
особая, национально-зарожденная, национально-выношенная и национально-выстраданная культура».
И я не считаю, что это плохо. В этом есть ценность.
Это коммунисты создавали свою "новую историческую общность" унифицируя всех. Их новый советский человек уже не русский абсолютно. А вот Христос даёт стать новым человек и оставаться русским, арабом, японцем. Вселенская Церковь, Единый Народ Божий удивительным образом не раскалывается о того, что кто-то в Церкви грек, а кто-то араб.
Апостол верно говорит:
Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
14 Тело же не из одного члена, но из многих. 15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? 16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? 17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? 18 Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. 19 А если бы все были один член, то где было бы тело? 20 Но теперь членов много, а тело одно. 21 Не может глаз сказать руке: "ты мне не надобна"; или также голова ногам: "вы мне не нужны". 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.
27 И вы — тело Христово, а порознь — члены. 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? 31 Ревнуйте о дарах бóльших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
Думаю это же можно сказать о народах и национальных культурах.
Я не считаю, как коммунисты, что национальное не имеет ценности. А если имеет, тогда чего же тут бояться?
Какой физик боится своего брата поэта, хотя они будут очень разными? Бояться не национализма, а вражды. Но враждуют люди по самым разным причинам. И не национальное я и не национальная культура является источником вражды и разделений.
Бог однажды спас человечество от глобалистского проекта вавилонской башни, а Апостолам дал дар языков. И они на всех языках призывали язычников в Народ Божий.
И если бы Бог хотел, чтобы Его Народ был национально, языково и культурно унифицирован, то Апостолы бы всех проводили бы через гиюр, учили бы ивриту и делали бы то же, что делают мусульмане и сегодняшние иудеи-раббаниты. Но Апостолы не занимались гебраизацией.
Этнофилетизм это когда создают "церковь без русских" как на Украине сделали ерунду. Смешно даже. Денисенко скрепя зубы служит русским святым или уже расплевался и с Небесной Церковью, куда денет русских из Нового Иерусалима? Этнофилетизм у тех же, кто такой решительный сторонник ЦСЯ. ЦСЯ, напомню, это искусственно созданный язык для славян. Кто говорит, что только ЦСЯ достоин быть языком богослужения, придаём ему сакральный смысл, тот фактически говорит, что только славяне, только РПЦ есть истинная Церковь, а все остальные поместные Церкви уже отпали. А как ещё?
Православие не знает сакральных языков. Со дня Пятидесятницы этого быть не может.