Сущность и ипостась

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Бог ипостасно соединился с человеком неслитно и нераздельно.
Но это не значит, что еретики не отпадут:
....Созыв IV Собора, Халкидонского, был вызван ересью монофизитов, называемой также евтихианством, по имени константинопольского архимандрита Евтихия, положившего ей начало. Монофизиты учили о Божественности Господа Иисуса Христа в том смысле, что в Нем, как в совершенном Боге, Божественность затмила и поглотила в себе человеческую природу, человеческая природа в Нем слилась с Божественной и таким образом осталась одна Божественная, «мони физис», отсюда «монофизитство». Учение это было реакцией против предыдущей ереси Нестория, давшей перевес человеческой природе в Иисусе Христе над Божественной и представлявшей Его человеком, только носящим в себе Божество. Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в числе до 630, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого,– так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».
Халкидонский Собор этим своим определением веры утвердил не одну лишь чисто догматическую отвлеченную истину, он выразил истину, имеющую и нравственное значение, имеющую непосредственное значение для нашего спасения. Христос есть Бог: и мы сами в Нем, во Христе, в теле Его Церкви, приобщаемся Божеству, «обожаемся», по выражению св. отцов Церкви (Св. Кирилл Иерусалимский. – у архиеп. Филарета. Догмат. богословие. т. II стр. 166. Св. Афанасий – Деян. Всел. Соб. Казань. т. IV. 164). Христос есть человек: и наше естество человеческое возносится на небо и достигает вечной жизни в Боге. Обожение человека есть возвращение его в «первое достояние», исправление в нем «образа и подобия Божия», помраченного грехом. Поэтому можем сказать: как в рождении Сына Божия от Девы Марии человеческая природа соединилась с Божеством, так в Церкви наша человеческая природа входит в общение с Богом, с Пресвятой Троицей, и сама Церковь являет собою во Христе уже богочеловеческий организм. Однако мы выражение «как» и «так» понимаем здесь как простое сравнение, подобие, пояснение. Халкидонский Собор и все Соборы Вселенские не дают нам никакого основания переносить на себя в прямом смысле то, что сказано в определении Собора о соединении во Христе Божества с человечеством. Мы не можем сказать о самих себе, что со дня нашего вступления в тело Церкви Христовой человеческая природа каждого из нас соединилась с Божественной в одной ипостаси неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Ведь человек может отпасть от Церкви и от Бога: уже это одно значит, что соединение не неразлучно...
 
Крещён в Православии
Бог присутствует в мире и сущностью, и энергиями. Если признать, что Бог не присутствует в мире Своею сущностью, но только Своими энергиями, придётся признать, что Он ограничен по сущности условиями пространства, тогда как в действительности Бог — безграничен (беспределен, бесконечен).
Данное утверждение из таблицы не соответствует ТИПВ в отношении утверждения, что Бог присутствует в мире сущностью.

Кн. 1, гл. 13
Следовательно, Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте.

Все – далеко от Бога не по месту, но по природе.
 
Православный христианин
Кн. 1, гл. 13
Следовательно, Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте.

Все – далеко от Бога не по месту, но по природе.
Продолжим ОДНАКО вырванную еретиками мысль :
...Однако говорится, что и Он находится в месте, также говорится и о месте Божием, где обнаруживается Его деятельность. Ибо Сам Он через все проникает, не смешиваясь [с этим], и всему уделяет Свою деятельность, сообразно со свойством каждой в отдельности вещи и ее способностью к восприятию; говорю же я как об естественной, так и обусловливаемой доброю волею чистоте. Ибо невещественное более чисто, чем вещественное, и добродетельнее, чем то, что соединено с пороком. Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати. Поэтому, небо – Его престол. Ибо на нем находятся творящие волю Его Ангелы и всегда Его прославляющие (см. Ис. 6, 1 и далее). Ибо это для него – покой, и земля подножие ног Его (Ис. 66, 1). Ибо на ней во плоти с человеки поживе (Вар. 3, 38). Ногою же Божиею названа святая Его плоть. Называется же местом Божиим и Церковь; ибо мы отделили это место для славословия Его, как бы некоторый храм, в котором и совершаем направленные к Нему молитвы. Равным образом называются местами Божиими и те места, в которых обнаружилась для нас Его деятельность или во плоти, или без тела.
Должно же знать, что Божество – неделимо, так что Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но – все во всем и все выше всего...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Это Халкидоский догмат - Бог ипостасно соединился с человеком неслитно и нераздельно.
Разве? Вы сказали иначе:
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово
Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным.
Читайте внимательно!!!
Человек может приближаться к обожению, но стать Сущностью Бога - никогда.

Поэтому можем сказать: как в рождении Сына Божия от Девы Марии человеческая природа соединилась с Божеством, так в Церкви наша человеческая природа входит в общение с Богом, с Пресвятой Троицей, и сама Церковь являет собою во Христе уже богочеловеческий организм. Однако мы выражение «как» и «так» понимаем здесь как простое сравнение, подобие, пояснение. Халкидонский Собор и все Соборы Вселенские не дают нам никакого основания переносить на себя в прямом смысле то, что сказано в определении Собора о соединении во Христе Божества с человечеством.
Именно так толкуется догмат.
 
Крещён в Православии
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Данное утверждение из таблицы не соответствует ТИПВ в отношении утверждения, что Бог присутствует в мире сущностью
А в чем противоречие с таблицей?

Кн. 1, гл. 13
Следовательно, Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте.
Вы подумали прочитав это ,что Бог - ограничен?
 
Крещён в Православии
Разве? Вы сказали иначе:

Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным.
Читайте внимательно!!!
Человек может приближаться к обожению, но стать Сущностью Бога - никогда.

Поэтому можем сказать: как в рождении Сына Божия от Девы Марии человеческая природа соединилась с Божеством, так в Церкви наша человеческая природа входит в общение с Богом, с Пресвятой Троицей, и сама Церковь являет собою во Христе уже богочеловеческий организм. Однако мы выражение «как» и «так» понимаем здесь как простое сравнение, подобие, пояснение. Халкидонский Собор и все Соборы Вселенские не дают нам никакого основания переносить на себя в прямом смысле то, что сказано в определении Собора о соединении во Христе Божества с человечеством.
Именно так толкуется догмат.
Человек - это имя сущности, природы, естества.

Халкидонский догмат.
"Последующе Божественным отцам, все единогласно поучаем исповедовати единого и такожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела; единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха; рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству; единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого); не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и единорожного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ отец наших.».
 
Крещён в Православии
А в чем противоречие с таблицей?
В таблице утверждается, что Бог своей сущностью присутствует в тварном мире, а в ТИПВ это отрицается утверждением, что Бог Своей сущностью далеко отстоит от тварного мира.
Вы подумали прочитав это ,что Бог - ограничен?
Если Бог не находится ни в каком месте, как Он может быть ограничен каким-то местом? Никак.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Человек - это имя сущности, природы, естества.

Халкидонский догмат.
"Последующе Божественным отцам, все единогласно поучаем исповедовати единого и такожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела; единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха; рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству; единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого); не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и единорожного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ отец наших.».
Вячеслав, вы вновь пытаетесь подменить понятия, зачем?
Да, человек (как человечество) - это сущность , а личностей мириады. И никак не может природа человека:
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово.
Сущность, природа человека соединилась неслитно .... с природой Бога в Ипостаси Сына Божия.
Не надо путаться и путать других. Давайте разбираться, а не жонглировать понятиями. В конце концов, мы ищем взаимопонимания в истине, а не в своих домыслах, верно?
 
Православный христианин
а в ТИПВ это отрицается утверждением, что Бог Своей сущностью далеко отстоит от тварного мира.
Это вы так утверждаете, свою еретическую мысль, а Иоанн Дамаскин говорит:
Однако говорится, что и Он находится в месте, также говорится и о месте Божием, где обнаруживается Его деятельность. Ибо Сам Он через все проникает, не смешиваясь [с этим], и всему уделяет Свою деятельность, сообразно со свойством каждой в отдельности вещи и ее способностью к восприятию; говорю же я как об естественной, так и обусловливаемой доброю волею чистоте. Ибо невещественное более чисто, чем вещественное, и добродетельнее, чем то, что соединено с пороком. Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати. Поэтому, небо – Его престол. Ибо на нем находятся творящие волю Его Ангелы и всегда Его прославляющие (см. Ис. 6, 1 и далее). Ибо это для него – покой, и земля подножие ног Его (Ис. 66, 1). Ибо на ней во плоти с человеки поживе (Вар. 3, 38). Ногою же Божиею названа святая Его плоть. Называется же местом Божиим и Церковь; ибо мы отделили это место для славословия Его, как бы некоторый храм, в котором и совершаем направленные к Нему молитвы. Равным образом называются местами Божиими и те места, в которых обнаружилась для нас Его деятельность или во плоти, или без тела.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
В таблице утверждается, что Бог своей сущностью присутствует в тварном мире, а в ТИПВ это отрицается утверждением, что Бог Своей сущностью далеко отстоит от тварного мира.

Если Бог не находится ни в каком месте, как Он может быть ограничен каким-то местом? Никак.
Однако, Вам Сергей дал цитату из ТИПВ, читаем:
Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати. Поэтому, небо – Его престол. Ибо на нем находятся творящие волю Его Ангелы и всегда Его прославляющие (см. Ис. 6, 1 и далее). Ибо это для него – покой, и земля подножие ног Его (Ис. 66, 1). Ибо на ней во плоти с человеки поживе (Вар. 3, 38). Ногою же Божиею названа святая Его плоть. Называется же местом Божиим и Церковь; ибо мы отделили это место для славословия Его, как бы некоторый храм, в котором и совершаем направленные к Нему молитвы. Равным образом называются местами Божиими и те места, в которых обнаружилась для нас Его деятельность или во плоти, или без тела.

Должно же знать, что Божество – неделимо, так что Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но – все во всем и все выше всего.


Может вы решили, что это человек находится в Сущности Бога? Бог трансцендентен нам, но Он же Иже везде сый и вся исполняяй.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, вы вновь пытаетесь подменить понятия, зачем?
Да, человек (как человечество) - это сущность , а личностей мириады. И никак не может природа человека:
Путаются составители таблицы, а не я. Надо было написать, что «никто из людей не может соединиться с Божественной сущностью».
Сущность, природа человека соединилась неслитно .... с природой Бога в Ипостаси Сына Божия.
Не надо путаться и путать других. Давайте разбираться, а не жонглировать понятиями. В конце концов, мы ищем взаимопонимания в истине, а не в своих домыслах, верно?
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово = человеческая природа приобщилась Божественной сущности в Ипостаси Слово.
Составители таблицы неверно применяют термин «человек».
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Путаются составители таблицы, а не я. Надо было написать, что «никто из людей не может соединиться с Божественной сущностью».

Ну так давайте исправим , что бы не путались. Хотя я еще не обнаружил ошибки. Если, я не прав, давайте обоснование. Я не считаю себя компетентней составителей. Однако ошибки случаются и в публикуемых документах.
 
Крещён в Православии
Однако, Вам Сергей дал цитату из ТИПВ, читаем:
Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати. Поэтому, небо – Его престол. Ибо на нем находятся творящие волю Его Ангелы и всегда Его прославляющие (см. Ис. 6, 1 и далее). Ибо это для него – покой, и земля подножие ног Его (Ис. 66, 1). Ибо на ней во плоти с человеки поживе (Вар. 3, 38). Ногою же Божиею названа святая Его плоть. Называется же местом Божиим и Церковь; ибо мы отделили это место для славословия Его, как бы некоторый храм, в котором и совершаем направленные к Нему молитвы. Равным образом называются местами Божиими и те места, в которых обнаружилась для нас Его деятельность или во плоти, или без тела.

Должно же знать, что Божество – неделимо, так что Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но – все во всем и все выше всего.


Может вы решили, что это человек находится в Сущности Бога? Бог трансцендентен нам, но Он же Иже везде сый и вся исполняяй.
Надо учиться читать правильно и то, что написано, а не вкладывать в текст свои заблуждения.

Например, написано:
Итак, местом Божиим называется то, которое больше причастно Его деятельности и благодати.
Это значит, что Бог присутствует в мире Своей Нетварной энергией, а не Свой Божественной сущностью. Следовательно «Божественным местом называется» присутствие Божественной энергии, а не Божественной сущности. Это надо знать, тогда не будет ляпов со Вашей стороны и со стороны Сергея, который капипостит без всякого понимания текстов.
 
Православный христианин
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово = человеческая природа приобщилась Божественной сущности в Ипостаси Слово.
Составители таблицы неверно применяют термин «человек».
Странно, почему вы везде упоминаете Иоанна Дамаскина?
Но не хотите на деле понимать его?
...Бог Своими руками творит человека и из видимой, и невидимой природы как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения (Быт. 2, 7; 1, 26–27), что именно, конечно, мы и называем Божественным образом; ибо выражение по образу обозначает разумное и одаренное свободной волею; выражение же по подобию обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно [для человека]...
Мы можем приобщиться Тела и Крови Христовой и в суд и осуждение!!!
Это зависит от человека, от его свободной воли.
 
Крещён в Православии
Ну так давайте исправим , что бы не путались. Хотя я еще не обнаружил ошибки. Если, я не прав, давайте обоснование. Я не считаю себя компетентней составителей. Однако ошибки случаются и в публикуемых документах.
Я уже обосновал и предложил как следует правильно написать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово = человеческая природа приобщилась Божественной сущности в Ипостаси Слово.
Составители таблицы неверно применяют термин «человек».
Или вы неправильно понимаете слово приобщился.
Это значит, что Бог присутствует в мире Своей Нетварной энергией, а не Свой Божественной сущностью. Следовательно «Божественным местом называется» присутствие Божественной энергии, а не Божественной сущности. Это надо знать, тогда не будет ляпов со Вашей стороны и со стороны Сергея, который капипостит без всякого понимания текстов.
Даже так?
То есть Вы опять выдвигаете себя, как эксперта понимающего богословие?
Сомнительно!
Итак, Вы ( именно вы) утверждаете, что:
Бог присутствует в мире Своей Нетварной энергией, а не Свой Божественной сущностью.
То есть, этим признаете, что Бог ограничен по сущности условиями пространства, тогда как в действительности Бог — безграничен (беспределен, бесконечен).
 
Крещён в Православии
Сущность Божия — онтологическое содержание Божественных Ипостасей.
Еще одна неверная мысль.
Если Божественные Ипостаси онтологический реализуются Божественной сущностью, тогда получается, что Бог Творец по необходимости Божественной Сущности, а не по свободной воле и любви.
Также Бог Слово является Спасителем по Своей Божественной природе, а не добровольно.
и многое другое.
 
Православный христианин
Разве я писал о соединении с человеской ипостасью? Нет. Какие мои слова сподвигли Вас так написать?
"...Бог ипостасно соединился с человеком..."

Что здесь имеется ввиду под "человеком"?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху