Но это не значит, что еретики не отпадут:Бог ипостасно соединился с человеком неслитно и нераздельно.
....Созыв IV Собора, Халкидонского, был вызван ересью монофизитов, называемой также евтихианством, по имени константинопольского архимандрита Евтихия, положившего ей начало. Монофизиты учили о Божественности Господа Иисуса Христа в том смысле, что в Нем, как в совершенном Боге, Божественность затмила и поглотила в себе человеческую природу, человеческая природа в Нем слилась с Божественной и таким образом осталась одна Божественная, «мони физис», отсюда «монофизитство». Учение это было реакцией против предыдущей ереси Нестория, давшей перевес человеческой природе в Иисусе Христе над Божественной и представлявшей Его человеком, только носящим в себе Божество. Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в числе до 630, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого,– так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».
Халкидонский Собор этим своим определением веры утвердил не одну лишь чисто догматическую отвлеченную истину, он выразил истину, имеющую и нравственное значение, имеющую непосредственное значение для нашего спасения. Христос есть Бог: и мы сами в Нем, во Христе, в теле Его Церкви, приобщаемся Божеству, «обожаемся», по выражению св. отцов Церкви (Св. Кирилл Иерусалимский. – у архиеп. Филарета. Догмат. богословие. т. II стр. 166. Св. Афанасий – Деян. Всел. Соб. Казань. т. IV. 164). Христос есть человек: и наше естество человеческое возносится на небо и достигает вечной жизни в Боге. Обожение человека есть возвращение его в «первое достояние», исправление в нем «образа и подобия Божия», помраченного грехом. Поэтому можем сказать: как в рождении Сына Божия от Девы Марии человеческая природа соединилась с Божеством, так в Церкви наша человеческая природа входит в общение с Богом, с Пресвятой Троицей, и сама Церковь являет собою во Христе уже богочеловеческий организм. Однако мы выражение «как» и «так» понимаем здесь как простое сравнение, подобие, пояснение. Халкидонский Собор и все Соборы Вселенские не дают нам никакого основания переносить на себя в прямом смысле то, что сказано в определении Собора о соединении во Христе Божества с человечеством. Мы не можем сказать о самих себе, что со дня нашего вступления в тело Церкви Христовой человеческая природа каждого из нас соединилась с Божественной в одной ипостаси неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Ведь человек может отпасть от Церкви и от Бога: уже это одно значит, что соединение не неразлучно...
Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы - протопресвитер Михаил Помазанский - читать, скачать
Труд «Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы» протопресвитера Михаила Помазанского. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
azbyka.ru