Сущность и ипостась

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Не можете согласиться? Ммм...
Ну так это ваша проблема, это именно так, независимо от вашего непонимания.
Не могу.
В моем понимании, это проблема тех, кто так определил термин, которы разняться от определений ФГ, и смущает своими определениями неискушенные умы.
Согласился с тем, что и Палама, и Нисский правы в определении Образа Бога.
Вам же следует учиться не гуглить тексты, ища свое понимание, а наоборот, искать общую идею у святых отцов.
Бог сотворил человека по своему Образу, сотворив душу и создав тело, но человек может достичь, вернее достигать Образа, ( быть иконой) лишь как мириады личностей в единой природе.
И это произошло, после грехопадения, когда душа человека :
С Вашим озвученным выше мнением, которое Вы пытаетесь выдать за понимание святых отцов, абсолютно не согласен.

Не гуглить - это Ваша оговорка по Фрейду.
 
Крещён в Православии
Назовите ипостасные идиомы апостола Павла, например
Я же назвал ранее. Повторю еще раз, что ипостасная идиома Павла, бывшего Савла - это апостол.

Так в Крещении все верующие приобретают ипостасную идиому - сыновства.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Не могу.
В моем понимании, это проблема тех, кто так определил термин, которы разняться от определений ФГ, и смущает своими определениями неискушенные умы.

С Вашим озвученным выше мнением, которое Вы пытаетесь выдать за понимание святых отцов, абсолютно не согласен.

Не гуглить - это Ваша оговорка по Фрейду.
Именно , в «моем» понимании. «Я, мое» - все это никак не согласуется с нашим христианским учением. А Вы, пытаетесь обособиться, используя и термины понятия в своих целях. По вашему же признанию, вы уже 10 лет участвуете в различных форумах, отстаивая СВОИ домыслы. По сути вы , присваиваете себе в заслугу, понимание Общей работы над созданием святоотеческого учения. Но даже не это главное, а то что в своей духовной жизни не используете главное : общения в любви, в Едином Теле. ( про ваш отказ от РПЦ) МП и осуждение патриарха). Есть такое выражение: « Медь звенящая». Личности раскрываются в общении друг с другом в Господе. PS. Насчет «гугления» взял у Вас, в обсуждении про Максима Исповедника. Радости Вам в Господе!
 
Крещён в Православии
Именно , в «моем» понимании. «Я, мое» - все это никак не согласуется с нашим христианским учением. А Вы, пытаетесь обособиться, используя и термины понятия в своих целях. По вашему же признанию, вы уже 10 лет участвуете в различных форумах, отстаивая СВОИ домыслы. По сути вы , присваиваете себе в заслугу, понимание Общей работы над созданием святоотеческого учения. Но даже не это главное, а то что в своей духовной жизни не используете главное : общения в любви, в Едином Теле. ( про ваш отказ от РПЦ) МП и осуждение патриарха). Есть такое выражение: « Медь звенящая». Личности раскрываются в общении друг с другом в Господе. PS. Насчет «гугления» взял у Вас, в обсуждении про Максима Исповедника. Радости Вам в Господе!
Я держусь православной веры как у греков, основанной на святоотеческом учении Церкви.
И Вас пусть благословит Бог!
 
Православный христианин
Мое понимание.
Для человеческой ипостаси (и тем более для Божественных Ипостасей Святой Троицы) сущность не может быть началом. Началом служит ипостась, которая осуществляют свою природу посредством наличествующей свободы. Ели сущность начало ипостаси (бытия) тогда ипостась несвободна в силу ее обязательности следовать сущностным свойствам по необходимости, по есть по природе.
Вот именно, что ВАШЕ личное понимание, а не основанное на учении св. отцов.
«...мы познали едино Существо и Естество Божества, сущего в Трех Ипостасях, различаемых Друг от Друга индивидуальными свойствами, и Три Ипостаси в одном и том же Существе и Естестве Божества. Ибо Единица в Троице, и Троица в Единице является Поклоняемое нами: Отец и Сын и Дух Святый – единый Бог; хотя Сын не есть Отец, но То, что – Отец; хотя Дух не есть Сын, но То, что – Сын; ибо во всем каков – Отец, таков – Сын, кроме нерождения (ибо Он – рожден); и во всем каков – Сын, таков – Дух Святый, кроме исхождения (ибо Он исходен). Свойствами – нерождения или рождения или исхождения не разделяется на три неравные или равные существа и естества единое Естество и Сила невыразимого Божества, но (этими свойствами) характеризуются Лица или Ипостаси, в которых – или именно как – существует единое Божество, т. е. Существо и Естество. Также и те, которые соединены согласно одной и той же ипостаси или лицу, т. е. являющиеся одной и той же ипостаси и единого полного лица, различаются понятием существа или естества, как это бывает в отношении человеческой души и тела и тех, которые существуют одинаковыми по ипостаси ради их взаимного сочетания. Ибо они не являются единосущными в отношении друг друга...».
(Преподобный Максим Исповедник (580–662); Избранные творения; Послание XV преподобного Максима Исповедника об общем и индивидуальном, т. е. о «существе» (ή оύαία) и «ипостаси» (ή νπόστασι) к Косьме, боговозлюбленнейшему александрийскому диакону).
Подробнее:
 
Православный христианин
В тему.

Палама:
энергии тем и похожи на акциденции, что могут проявлять себя или не проявлять. Но в корне отличаются от них тем, что их самих не может не быть.

Смысл в том, что энергии принадлежат сущности, а ее не может не быть.
А (даже неотделимые) акциденции принадлежат ипостаси, поэтому могут в ней отсутствовать.

---------------
Еще.

Палама:
не Сущий — из сущности, а сущность — из Сущего,
«ибо Сам Сущий вобрал в Себя всю полноту бытия».

Это к учению св. Василия Великого, показавшего, что создаваемые
нами имена не отражают сущности вещей, но лишь их дей-
ствия — энергии, доступные разным типам нашего восприя-
тия. К примеру, выражение «перст Божий» (Лк 11. 20) указы-
вает на «ту Божественную духовную энергию, которой Христос
изгонял бесов...».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В тему.

Палама:
энергии тем и похожи на акциденции, что могут проявлять себя или не проявлять. Но в корне отличаются от них тем, что их самих не может не быть.

Смысл а том, что энергии принадлежат сущности, а ее не может не быть.
А (даже неотделимые) акциденции принадлежа ипостаси, поэтому могут в ней отсутствовать.

---------------
Еще.

Палама:
не Сущий — из сущности, а сущность — из Сущего,
«ибо Сам Сущий вобрал в Себя всю полноту бытия».

Это к учению св. Василия Великого, показавшего, что создаваемые
нами имена не отражают сущности вещей, но лишь их дей-
ствия — энергии, доступные разным типам нашего восприя-
тия. К примеру, выражение «перст Божий» (Лк 11. 20) указы-
вает на «ту Божественную духовную энергию, которой Христос
изгонял бесов...».
Извините, при всем уважении, но это ... Ну как бы не обидеть... Не туда. Это же слова .. Не буду.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
В тему.

Палама:
энергии тем и похожи на акциденции, что могут проявлять себя или не проявлять. Но в корне отличаются от них тем, что их самих не может не быть.

Смысл а том, что энергии принадлежат сущности, а ее не может не быть.
А (даже неотделимые) акциденции принадлежат ипостаси, поэтому могут в ней отсутствовать.

---------------
Еще.

Палама:
не Сущий — из сущности, а сущность — из Сущего,
«ибо Сам Сущий вобрал в Себя всю полноту бытия».

Это к учению св. Василия Великого, показавшего, что создаваемые
нами имена не отражают сущности вещей, но лишь их дей-
ствия — энергии, доступные разным типам нашего восприя-
тия. К примеру, выражение «перст Божий» (Лк 11. 20) указы-
вает на «ту Божественную духовную энергию, которой Христос
изгонял бесов...».
По этому поводу есть тоже таблица
Сущность и энергии Божии
СУЩНОСТЬ БОЖИЯЭНЕРГИИ БОЖИИ
Сущность Божия — онтологическое содержание Божественных Ипостасей.Энергии Божии (от греч. ἐνέργεια — действие, деятельность; энергия) — проявление сущности Божьей, Божественные действия.
Пример: Излияние Божественных благости, милосердия, любви. Проявление Божественной премудрости.
Что чем обусловлено?
Сущность Божия не обусловлена энергиями Божиими.Энергии Божии обусловлены сущностью Божией.
О чём можно говорить только в единственном числе, а о чём и в единственном, и во множественном?
О сущности Божьей допустимо говорить только в единственном числе. Сущность Божья одна и неделима: Бог един по существу, и троичен в ЛицахО Божественной энергии можно говорить и в единственном числе, и во множественном.
Как соотносятся понятия «благодать» и «энергии Божии»?
Благодать — действие Божье, направленное на попечение (заботу) о мире. В более строгом значении благодать — действие Божие, направленное на спасение человека.
Божественные энергии тварны или нетварны?
Божественные энергии нетварны.
Пример: Мир сотворен благодаря Божественной энергии — благодаря действию Божьему. Стало быть, Божественная энергия существовала прежде творения мира, прежде, чем было сотворено самое первое творение.
Разделимы ли Божественная сущность и Божественные энергии?
Божественная энергия нераздельна с Божественной сущностью.
Что познаваемо, для творений, а что нет?
Сущность Божия не познаваемая для творений.Энергии Божьи познаваемы в той мере, в какой Бог открывается творениям и в какой творения могут это откровение воспринять
Допустимо ли прилагать к энергии Божьей именование «Бог»?
Допустимо.
Причастность твари Богу — это причастность Его сущности или Его энергиям?
Тварь не может соединиться с Богом по сущности.Причастность твари Богу — причастность Его нетварным энергиям.
Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным.Пример: Символом Бога нередко служит огонь. В святоотеческом богословии святые иногда сопоставляются с металлом, помещённым в огонь. Ржавое железо в огне начинает сиять, и чем больше нагревается в огне, тем больше сияет. Так и человек, приобщаясь к Богу, сияет светом благодати.
Уподобляясь Богу при содействии Божественной благодати, человек становится богом по благодати (по причастности к Богу).
Учитывая, что Бог троичен по Лицам, можно ли утверждать, что каждое Божественное Лицо обладает собственным обособленным действием?
Бог обладает единым (единотроичным), а не тройственным действием (не суммой трех обособленных действий). Действие Божье проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Сколькими естественными действиями обладает Господь Иисус Христос: одним (так как Он — одна Ипостась) или двумя (так как в Его Ипостаси заключено два естества)?
Господь Иисус Христос обладает двумя действиями: по Божескому и по человеческому естеству (то есть Он действует и как Бог, и как Человек).
Различать в Боге сущность и энергии, и при этом прилагать к энергиям именование «Бог» — не является ли это признанием двух Богов?
Не является.
Аналогия: Если мы говорим, что человек — это одно, а его действие — это другое, из этого не следует, что сложив (умозрительно) человека с его действием мы «получим» двух людей. Действующий человек — это один человек, а не два.
Мог бы существовать наш мир (вселенная) независимо об Божественных энергий?
В отличие от Самобытного Бога мир не самобытен. Если бы Бог хоть на мгновенье прекратил попечение о мире, мир тут же прекратил бы существовать (обратился бы в ничто).
Можно ли утверждать, что мир – проявление Божественных энергий?
Создание мира — результат (проявления) творческого действия Бога. Существование мира — результат Промысла Божьего о мире. Однако нельзя утверждать, что мир — это форма Божественного действия (нельзя отождествлять нетварное Божественное действие и тварный мир)
Существовала ли энергия Божья до создания мира?
Божественные энергии — проявление Божественной сущности. Бог существует вечно, и никогда не существовал как лишенный Своих (Божественных) энергий. Признать, что энергии Божьи — ровесники миру, значит признать, помимо прочего, изменяемость Бога и обусловленность Бога миром.
В некоторых пособиях по Догматическому Богословию утверждается, что Бог запределен миру по сущности, но во всём присутствует в Своих энергиях. Следует ли считать, что Бог присутствует в мире только Своими энергиями, но не сущностью и энергиями?
Бог присутствует в мире и сущностью, и энергиями. Если признать, что Бог не присутствует в мире Своею сущностью, но только Своими энергиями, придётся признать, что Он ограничен по сущности условиями пространства, тогда как в действительности Бог — безграничен (беспределен, бесконечен).
Почему к действиям (энергиям) Божьим мы прилагаем именование «Бог», а к действиям человека не прилагаем именование «человек»?
Согласно прологу Евангелия от Иоанна, прежде, чем было сотворено первое творение, существовал только Бог (Ин.1:1-3). Стало быть, нельзя утверждать, что энергии Божьи представляют собой нечто обособленное от Бога (равно как и нельзя утверждать, что они составляют некую часть Бога).
Что касается действий человека, например, он делает зарядку, читает книгу, они не являются человеком: хоть он совершает те или иные действия, хоть не совершает, он — человек по естеству.
 
Православный христианин
Андрюша , успокойтесь. Ну зачем ,лично для Вас, все это? Мужество , ну так и соответствует своему Причастию.
 
Крещён в Православии
Пример: Допустить, что человек может приобщиться к Божественной сущности, значит допустить, что он может стать обладателем и человеческих, и Божественных сущностных свойств, то есть стать, по сущности, и тварным, и нетварным, и зависящим от условий пространства и времени, и совершенно не зависящим от них, быть вместе и ограниченным, и беспредельным, бесконечным.
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я держусь православной веры как у греков, основанной на святоотеческом учении Церкви.
Как у греков или как у Константинопольского патриарха?
К примеру, митрополит Иоанн Зизулуас постулирует некую инициативную «асимметрию» в пользу понятия ипостаси по отношению к сущности в Боге. Митр. Зизиулас постулирует, что святоотеческое понимание монархии Отца сводится к тому, что «именно Лицо Отца, а не божественная субстанция, есть источник и причина Троицы».
Однако подобное видение митр. Зизиуласа существенно расходится с мыслью св. отцов. Так, согласно св. Афанасию Великому, рождение Сына относится именно к природе Бога в противовес творению мира по воле. Причем он подчеркивает, что Богу нечестиво приписывать необходимость в каком-либо виде.«Безумствует тот, кто между Отцом и Сыном поставляет хотение и совещание (рассуждение)», ибо «хотение есть сам» Бог и оно есть и в Сыне, т. е. воление есть принадлежность единой сущности.
Однако, здесь следует рассматривать почему, греки ( в понимании митр Зизилуаса), решаются ввести данные инициативы? И здесь мы вновь приходим к попытке КП оправдать свою "вселенкость", свой примат над другими церквями, о чем мы уже говорили в теме " О Константинопольской Церкви"
 
Православный христианин
Из таблицы:
+++Энергии Божии (от греч. ἐνέργεια — действие, деятельность; энергия) — проявление сущности Божьей, Божественные действия.
Пример: Излияние Божественных благости, милосердия, любви. Проявление Божественной премудрости.

Точнее сказать ἐνέργεια это действование, длящееся.
Примеры тоже, на мой взгляд, не слишком удачные. Энергии Божии -- не излияние, а сами по себе благость, милосердие и любовь. То, что изливается на творение, уже не энергии Божии, а их отпечаток в творении.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрюша , успокойтесь. Ну зачем ,лично для Вас, все это? Мужество , ну так и соответствует своему Причастию.
?
Человек приобщился Божественной сущности в Ипостаси Слово.
Это опять "инициатива" Зизиуласа, но не православия.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Точнее сказать

это действование, длящееся.
Примеры тоже, на мой взгляд, не слишком удачные. Энергии Божии -- не излияние, а сами по себе благость, милосердие и любовь. То, что изливается на творение, уже не энергии Божии, а их отпечаток в творении.
Я дал таблицу, для обсуждения. Чтобы что то опровергнуть необходимо найти обоснование в учении свв отцови потом утверждать. Так что обсуждение приветствуется.
 
Православный христианин
Я дал таблицу, для обсуждения
Я и цитирую таблицу, не Вас. Другое дело, что ссылка, получается так что указывает на Вас, а не на таблицу. За это, конечно, простите, но я не знаю, как этого избежать...

...Переделал ссылку, простите.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Православный христианин
Это опять "инициатива" Зизиуласа, но не православия.
Добавим, чтобы не было сомнений:
«...В беседе с автором настоящей статьи известный французский православный богослов Жан-Клод Ларше так высказался об учении Зизиуласа: «Персонализм Зизиуласа, как и Яннараса (Христос Яннарас – крупный греческий философ-модернист и экуменист, – примеч. ред.) представляется основанным на предании Святых Отцов, в частности, каппадокийцев. Но на самом деле это иллюзия, что очевидно для всех серьезных патрологов. Данная теория опирается на современные персоналистические „русскую“ (Бердяев), еврейскую (Бубер и Левинас) и римо-католическую (Муний и Недонсел) философии, а также философский экзистенциализм (Бердяев) и атеизм (Хайдеггер, Сартр).
Основная идея этой теории состоит в том, что личность онтологически предшествует сущности, или природе, по слову Сартра: „Существование предшествует сущности“. Первоначально Яннарас, а затем и вдохновленный им Зизиулас представили свою теорию в качестве православного ответа западной теологии, которая якобы выступает за сущность (природу) в ущерб личности. Но вскоре их концепция превратилась в замкнутую систему, в схоластику, где личность превознесена и украшена всеми положительными качествами, тогда как сущность (природа) совершенно лишена значения. Кроме того, Яннарас и Зизиулас превратили личность в синоним свободы, а природа стала у них отождествляться с необходимостью (также и в Боге!).
Можно констатировать, что для всех без исключения ересей о Святой Троице и Христе характерно нарушение равновесия между личностью (ипостасью) и природой (сущностью, эссенцией). Православная же Церковь ценой серьезной богословской борьбы и мученичества веками хранит в своем учении о Божестве тонкое равновесие. <…> Нарушая этот баланс, отдавая личности полный приоритет, Яннарас и Зизиулас создали новую ересь „противников природы“. А церковная история свидетельствует, что при повреждении того или иного догмата искажаются и иные положения вероучения. Т. е. любая ересь содержит в себе множество других ересей (порой противоречащих друг другу!). Поэтому неудивительно, что многие православные богословы замечают в концепции Зизиуласа следы монархианства, тритеизма, несторианства, докетизма, моноэнергизма и монофелитства...».
(Владимир Димитриевич; Собрание ересей Иоанна (Зизиуласа)).
Подробнее:
Собрание ересей
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху