Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа: 7
Встреча на пути в Эммаус (В Евангелии от Луки)
Рассказ о явлении Воскресшего Христа двум ученикам на дороге в Эммаус по праву можно назвать маленьким шедевром. Кроме некоего факта о явлении Христа, в рассказе этом закодировано целое богословие.
Например, поразительно, как Лука установил параллели между этим рассказом, по сути, завершающим Евангелие, и историей, с которой начинается его Евангелие. Я имею в виду рассказ о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус был потерян родителями и потом Его нашли в Храме (Лк. 2: 41-51).
И в том рассказе, и в этом – действие происходит в Иерусалиме, причем на Пасху. И там, и здесь – потеря Иисуса и скорбь близких людей от этой потери. В обоих рассказах Иисуса безуспешно ищут три дня. Там родители нашли Иисуса и слышат загадочное: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2: 49). В этой, Пасхальной, истории двое слышат от Иисуса: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24: 25-26).
В русском переводе истории про Отрока потерялся маленький греческий глагол деи (надлежало), который является центральным в обоих текстах. Иисусу надлежало быть в Храме. Иисусу надлежало пострадать и через это войти в Славу.
Но историю о встрече с Воскресшим на дороге в Эммаус Лука запраллелил не только с рассказом о юном Иисусе. Здесь есть несомненные параллели с началом всей человеческой истории.
Помните, Ева ела запретный плод и дала мужу? И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3: 7). И в этом рассказе Луки – трапеза. И тоже открываются глаза: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24: 31).
Здесь – новое творение, новая жизнь, новые отношения с Богом и друг с другом. Эрле Эллис подсчитал, что трапеза в Эммаусе – восьмая трапеза в Евангелии от Луки. Если это не случайное совпадение, то, может быть, это намек Луки на то, что наступил новый День жизни мира (по мысли древних христиан, семь дней творения окончатся вечным и нескончаемым восьмым днем, который будет означать Царство Божие. По этой причине древнехристианские баптистерии – крещальные помещения – строились восьмиугольными).
Исповедание Фомы
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 19-29).
В этом небольшом, но чрезвычайно насыщенном отрывке мы видим несколько важных тем:
А) Реальность Воскресшего тела Христа. Христос показывает руки и ребра (не ноги![1]), а чуть позже предлагает Фоме вложить его палец и руку в раны.
Б) Христос дует на Апостолов, что согласуется с рассказом о творении человека (Быт. 2: 7). Здесь, в лице Апостолов, – творится новое человечество.
В) Христос посылает учеников в мир. Его миссия завершилась, теперь миссия учеников – продолжать Его дело и приводить людей к Спасению.
Г) Скрытая ирония рассказа: самый «неверующий» Апостол – Фома, становится самым верующим. Фома произносит исповедание, которого не произносил никто: Господь мой и Бог мой! Это самое полное исповедание, Кто такой Иисус. Согласно исповеданию Фомы, Иисус – Бог[2].
Есть и другие моменты, но эти – основные.
В отношении этого отрывка, надо заметить следующее: Как сейчас для многих людей верить в реальность Воскресения Христа непросто, так же было и в ранней Церкви. Почему мы думаем, что людям конца 1-го века было легко поверить в то, что Иисус действительно Воскрес? Они-то ведь этого не видели. И почему они должны верить своим священникам?
И вот Иоанн приводит уникальные слова Воскресшего, сказанные Фоме: Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Мысль последних слов очень важна! Тот, кто верует в реальность Воскресения Христова, не видев Самого Воскресшего (а таковы все мы!) – тот блаженней, то есть духовно выше того, кто убедился в этом увидев и потрогав Христа.
Явление на горе (в Евангелии от Матфея)
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28: 16-20).
Встреча происходит в Галилее, на одной из гор, на которую указал Сам Иисус. Что это за гора? Может быть, это гора, на которой произошло Преображение Христово? Матфей рассказывает, как прямо перед Преображением Христос сказал: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16: 28). Затем они поднимаются на некую гору и Христос перед ними преображается.
В рассказе о встрече с Воскресшим Христос говорит: дана Мне всякая власть на небе и на земле. То есть, обещание увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, исполнилось.
Было бы заманчиво сказать: «Ого! Значит, гору мы установили: это Фавор». Все было бы так, если бы мы про Фавор могли определенно сказать, что именно он был горой Преображения… Отождествление Фавора с горой Преображения произошло только в христианском предании в 5-м веке, до этого горой Преображения считались другие места.
Важна не гора[3], важны слова Иисуса. Они говорят о том, что Иисус получил от Отца полноту космической власти. Это то, что предсказывал пророк Даниил (гл. 7): что Сын Человеческий, исполнивший повеление Бога, получает всю власть над миром: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14). Это то, что ранняя Церковь исповедовала в своих первых Символах веры: …Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9-10).
Обратим внимание на слова: увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Слова, что кто-то усомнился в том, что это их знакомый Учитель очень показательны. Если бы этот рассказ был выдумкой Церкви, то, конечно, автор убрал бы момент о смущении некоторых. То, что этот эпизод остался, показывает, что это подлинное воспоминание, которое нельзя было замолчать.
Вопрос: почему некоторые усомнились? Самое правдоподобное объяснение – что Воскресший, как мы уже говорили выше, был одновременно «тем же», но и иным, чем ранее.
Наконец, последняя часть этого отрывка. Иисус посылает учеников в мир: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
В Галилее они впервые встретились с Иисусом и были призваны. И вот они вновь встречаются с Ним здесь, в Галилее, и теперь посланы призывать других.
Загадочная 21-я глава Ев. Иоанна, или еще одно явление Воскресшего!
В ученом мире сегодня достигнут консенсус по поводу того, что первоначально Ев. Иоанна не содержало 21-й главы.
Концовка 20-й главы настолько органична, что уже одно это может убедить в том, что 21-я глава присоединена позже. Вот, например, читаем в конце 20-й главы: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей… (Ин. 20: 30). А вот как автор 21-й главы, свою концовку адаптировал к вышеприведенной концовке: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21: 25).
Эта добавленная глава была присоединена очень рано, практически сразу после написания Евангелия. Автор Евангелия – «возлюбленный ученик» – находился уже на пороге смерти или умер (см. Ин. 21: 20сл.), и сама эта глава ставит важные для первых христиан вопросы: о роли Ап. Петра, о роли «возлюбленного ученика» и т.д.
Но мы сейчас не будем разбирать эти вопросы, потому что они нашей темы не касаются. Нам важно, что в этой главе дается рассказ о еще одном явлении Воскресшего Христа. Причем этот рассказ наполнен уникальными диалогами с Воскресшим и многими важными символическими деталями.
Кстати, по поводу того, что эта глава не принадлежит перу автора Евангелия, разногласий никаких нет. Эта глава, безусловно, принадлежит кругу последователей «любимого ученика», так как стиль речи, язык и все остальное в 21-й главе – те же, что и во всем Ев. Иоанна. То, что Церковь однозначно и сразу приняла эту главу как органичную, тоже говорит о том, что ее написал кто-то из учеников непосредственного автора Евангелия.
В 21-й главе сообщается о еще одном явлении Воскресшего. Оно происходит на берегу Галилейского озера.
Важная тема – восстановление Ап. Петра в Апостольском чине.
Мы помним, что Ап. Петр трижды отрекся от Христа, когда Того схватили. Потом Петр, встретившись с Иисусом, раскаялся и опять возглавил чин Апостолов. Но об этом его покаянии нигде не было записано, оно существовало только в устном предании. Поэтому можно предположить, что среди христиан в 1-м веке были недоразумения: насколько можно верить тому, что Петр прощен Иисусом? О его отречении Евангелия сообщают, а о покаянии и прощении – нет.
И вот на рубеже 1-го – 2-го веков некий автор, принадлежащий кругу учеников автора Ев. Иоанна, записывает устное предание о раскаянии Петра и присоединяет этот рассказ к Евангелию. Легко представить, что, если бы этого не произошло, нам непросто было бы принять, что Петр, как ни в чем не бывало, опять в лике Апостолов. Но благодаря этой 21-й главе все точки над i расставлены.
Греясь у костра в доме первосвященника, Петр трижды отрекся от Христа. И здесь, на берегу озера, Христос разводит огонь и возле этого костра трижды задает Петру вопрос: любишь ли ты Меня?
Троекратное отречение у костра. И троекратный вопрос у костра… Все это должно было, конечно, перевернуть душу Апостола, дать ему живо почувствовать ужас отречения и любовь Христа, который вот так, деликатно, дает ему все пережить снова и осознать свое падение.
Вторая тема – приближающаяся – или наступившая? – смерть «любимого ученика». Скорее всего, под ним имеется в виду Ап. Иоанн Богослов: именно он упоминается в 4-м Евангелии под именем «любимого ученика». Этот человек был так же весьма авторитетным, как и Ап. Петр. Петр видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною (Ин. 21: 20-22).
Если в двух словах, то главная мысль этих слов Христа – что Петр не должен думать о судьбе других, он должен думать о себе. О других у Христа – Свои планы, ты же кайся и трудись, думая о своей судьбе в Вечности.
В этом, если в двух словах, – смысл 21-й главы Ев. Иоанна. А теперь посмотрим, что нам сообщает этот текст с интересующей нас стороны – со стороны рассказа о явлении Воскресшего.
А текст этот сообщает то же, что и другие: Христос поразительно реален и осязаем! Он где-то раздобыл рыбу, выпотрошил ее, нашел дрова, огонь, развел костер, жарил рыбу, переворачивая, чтобы не пригорела… Это все может делать только человек из плоти, но никак не призрак.
Христос готовит пищу для Апостолов. Здесь Иисус делает то, чего мы не видим ни в одном Евангелии на протяжении всей Его жизни. В словах и жестах Христа слышны отзвуки Евхаристической лексики и жестов. Это намек на Причастие, которым отныне Иисус будет угощать всех, кто Его любит[4].
Подкрепление учеников пищей – это и намек на то, что им предстоит нелегкая работа: привести мир к вере, и они должны основательно подкрепиться перед тем, как вступят на это поприще.
И вместе с утверждением телесности Воскресшего, и здесь есть слова, которые позволяют предположить, что Иисус был не совсем таким, как раньше: Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь (Ин. 21: 12).
Глагол спросить (греч. – ексетаси) на самом деле означает не спросить, а исследовать, разузнать, выяснить. Ученики хотели бы точно убедиться, что это Иисус, но боялись, не дерзали это сделать (никто не смел).
Почему Иисус являлся только ученикам и не являлся врагам?
Еще во втором веке языческий писатель Цельс задавал вопрос: «Если Иисус действительно хотел бы засвидетельствовать Свою божественную силу, он был бы должен явиться именно тем людям, которые относились к нему презрительно, человеку, осудившему Его (Пилату. – прот. К.П.), и всем повсюду».
Ориген (3-й век) отвечает на этот вопрос в том ключе, что такое выборочное явление было со стороны Христа признаком милосердия. Его гонители не стерпели бы славы Воскресшего и могли ослепнуть. Или просто бы не увидели, так как глаза их оказались бы к этой тайне невосприимчивы.
Конечно, мы не знаем наверняка, почему Иисус не являлся Своим гонителям, но в Ев. от Иоанна находим слова, которые могут быть подсказкой в этом вопросе: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14: 18-21).
Итак, Иисус является только тем, кто любит Его и кто старается соблюдать Его заповеди. Почему? Может быть, потому, что Он не хочет принуждать к вере? Разве имеет нравственную ценность вера, которая строится на неоспоримости того, что Иисус Воскрес и, значит, ты обязан веровать, иначе будешь наказан? Не должна ли вера быть нашим свободным выбором?
Новые горизонты в толковании рассказов о явлении Воскресшего
Кажется, что рассказы о явлениях Воскресшего строятся по одному сценарию и, кроме смысла, лежащего на поверхности, другого смысла там нет. Это не так. В нашем небольшом очерке мы коснулись лишь самых общих моментов, не углубляясь в интересные и важные богословские детали. А они есть, и в изобилии. Текст Евангелий можно читать бесконечно, находя новые уровни смысла, новые грани этого рассказа.
Чтобы не быть голословным, обращу ваше внимание хотя бы вот на что: в Евангелии от Матфея рассказ о Воскресении Христовом, несомненно, скоррелирован с рассказом о… – вы не поверите! – Рождестве Христовом.
Я дам в колонку основные темы рассказов, и вы увидите, как начало Евангелия (Рождество) соответствует концу (Пасха):
Явление Новорожденного Иисуса / Явление восставшего к Новой Жизни Иисуса;
Ирод Великий задумал убить Иисуса / Понтий Пилат хочет не дать Ему воскреснуть (печать на гроб, стража);
Волхвы: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2: 10)/ Мироносицы: выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить (Мф. 28: 8)
поклоняются;
Увидев Новорожденного, волхвы падают ниц / Увидев Воскресшего женщины падают ниц.
Ключевой фигурой в повествовании Матфея становится Ангел Господень. В рассказе о Рождестве Ангел давал указания и этим спасал Святое семейство (Мф. 1: 20-25; 2: 19-20). И в рассказе о Пасхе вновь появляется Ангел, который руководит ситуацией (Мф. 28: 2-7).
Вот эти параллели двух рассказов, которые очевидны даже не на уровне исторических деталей, а на уровне лексики (в русском переводе это практически утеряно), утверждают мысль: Премудрость Божия все равно восторжествует над злыми замыслами людей. Христа не убить, не запечатать во Гробе, не лишить силы и возможности действовать. Ни тогда, ни – сейчас!
Благодаря Воскресению Христа человечество становится новым творением
В Евангелии от Иоанна мы встречаемся со многими «сюрпризами», спрятанными Иоанном так, чтобы их мог найти только внимательный и думающий человек. И такая находка будет для человека радостной.
Расскажу об одном таком «сюрпризе»:
Иоанн с самого начала своего Евангелия проводит параллель с рассказом Библии о сотворении мира. Эта параллель устанавливается словами «В начале». В книге Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1: 1). У Иоанна: В начале было Слово… (Ин. 1: 1).
Смысл этой параллели – в утверждении того, что через Иисуса возникает новое творение.
На шестой день творения, согласно книге Бытие, был создан человек. И в шестой же день недели Пилат выводит Иисуса к народу и провозглашает «Се человек». Седьмой день в книге Бытие – день покоя. И Христос тоже покоится во Гробе.
А на следующий день Христос воскресает! Это уже восьмой день, начало новой недели, недели нового творения: В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу… (Ин. 20: 1) Восьмой день, такой важный в христианском богословии первых веков. Это уже как бы день нового века, день Царствия Божьего. Весь мир живет в рамках семи дней, а христиане перешагнули в восьмой, в грядущий.
А подумайте над такой параллелью: Библия говорит: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… (Быт. 2: 7). И Воскресший Христос, явившись Своим ученикам, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22).
Ученики – начало нового творения. Там вдунут Дух в Адама, здесь – в Апостолов, родоначальников нового человечества.
В Новом Завете есть много указаний на то, что Воскресение Иисуса – не частный акт Бога Отца по отношению к Сыну, а начало великой истории Преображения мира. Наш материальный мир ждет своего искупления и исцеления, мы не можем, да и не желаем отвергнуть наш космос, все то, что составляет материальную сторону бытия. Мы, если так можно выразиться, любим не только духовное, но и материальное. Нам дорого то, как ткался в чреве матери наш любимый ребенок, мы храним память о поцелуях, объятиях с любимыми, нам вообще-то не все равно, что ждет нашу бедную, но любимую планету. Воскресение Иисуса в Его прежней, но подвергшейся радикальному Преображению плоти – подсказка, что материя не будет уничтожена, но исцелена.
«Бог стремится спасти людей как целостных существ и вместе с их миром (Рим. 6: 18-25); Он уже начал преображать мир и искупать человеческую историю, воскресив и преобразив мертвое тело Иисуса. Бог не «отбрасывает» прошлое, спасая душу Иисуса и, быть может, даруя ей новое телесное бытие, никак не связанное с прежним телесным существованием на земле… Мир – это не иллюзия, от которой мы должны пробудиться, и не зло, не подлежащее искуплению. Бог открывает нам это, начиная Свой труд нового творения над распятым телом Иисуса. Прошлое исцеляется и становится «материалом» для будущего Царства; материю ждет высокая, славная судьба» (Дж. О’Коллинс).
Вознесение Иисуса к Отцу
Несомненно, что Иисус какое-то время являлся людям, встречался с ними, а потом ушел к Отцу. Это событие мы называем Вознесением.
На протяжении какого времени происходили эти встречи? Единственную подсказку находим у Луки. Он говорит, что это было на протяжении сорока дней (Деян. 1: 3). В соответствии с этим числом был установлен Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи.
Но вполне возможно, что этот срок Лука просто придумывает. Вообще было бы странно, чтобы Иисус Свои встречи согласовывал с неким бизнес-планом: до сорокового дня являюсь, а уже в 41-й нет. Скорее, Лука использует это число, потому что это символическое иудейское число. Оно означало время Божьего посещения, или испытания (40 дней лила вода во время Потопа, 40 дней постились пророки перед важнейшими делами своей жизни и Сам Иисус).
Луке было важно подчеркнуть, что какое-то время Иисус периодически являлся, а потом явления прекратились. Сказать, что явления прекратились, не совсем верно. Ап. Павел говорит, что Иисус явился и ему, как являлся и другим Апостолам (1 Кор. 15: 8), а это явление произошло значительно позже, чем через 40 дней.
Что такое Вознесение?
Это отдельная интересная тема, которую разбирать мы сейчас не будем. Скажу лишь несколько слов:
Восхождение Иисуса на Небеса – это не взлет на небо на несколько сотен (тысяч? миллионов? и т.д.) километров. Да, именно как взлет изображает это событие Евангелист Лука. Мы можем гадать, не был ли рассказ Луки о полете Воскресшего просто адаптированной к уровню слушателей притчей, за которой думающий человек, прежде всего, призван искать богословие. Или Иисус, действительно, восшел на Небеса именно так, как это рассказал Евангелист?
В любом случае, как бы это ни было, перед нами – изложенная языком иудейских теофаний (богооткровений) и языческих апофеозов (так в античное время называлось прославление героев в лике богов) богословская история. Иисус восходит на Небеса, чтобы сесть одесную Отца, чтобы разделить с Отцом власть над обоими мирами (иным миром и этим, то есть нашей Вселенной).
Это возвышение Иисуса является исполнением пророчеств: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109: 1) и особенно рассказа из 7-й главы Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14).
Вознесение Иисуса для авторов Нового Завета – обретение полноты Божественного статуса. Теперь, оттуда, Иисус руководит миром.
Подведем итоги…
Итак, Христос Воскрес! Воскрес на самом деле, и Воскрес во плоти. Воскрес в той же самой плоти, что была рождена от Пречистой Девы, что пострадала на Кресте. Та же, но одновременно подвергшаяся радикальному исцелению и изменению: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6: 9).
Он стал иным, но не стал отталкивающим, пугающим. Скорее, можно сказать, что Он восхищал всех тех, с кем встречался!
Он принадлежит двум мирам: так же легко входит в потусторонний мир, как мы выходим в соседнюю комнату через открытую дверь. После Своего Воскресения Христос не стал грозным и недоступным, хотя обрел полноту власти над Вселенной и Небесами. Он иронизирует над неверующими Апостолами и носится с ними, как нянька, вновь и вновь давая им в руки свидетельства, доказывающие подлинность Его Воскресения.
Он все время говорит: не сидите на месте, будьте Моими свидетелями до края земли, идите и научите все народы, крестите их и умоляйте людей быть верными Мне, как я верен Отцу. А я, друзья Мои, пока пойду к Отцу …и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 3).
…Нам, удаленным на две тысячи лет от этого События, непросто представить как оно взорвало древний мир, какой силой и верой наполнило сердца первых христиан. Сегодня Христос (пусть даже и Воскресший) для многих христиан – некая абстракция, мало имеющая отношения к конкретной повседневной жизни. Не так было в первые века. Если мы зададимся вопросом, почему христиане презирали смерть и смеялись в лицо палачам, ответ будет таким: они знали, что смерть – это не более, чем короткая неприятность, не более. Будь верен Христу, и так же легко, как Он Сам победил смерть, он и тебя выведет из смертного плена и возведет к Вечной Жизни.
Реализм Воскресения – вот то знамя, которое гордо несли первые христиане и ничего не боялись. Прочитаем слова святителя Игнатия Антиохийского, в 110-х годах брошенного на съедение диким зверям на потеху римской толпе: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (К Смирнянам, 3).
Перечитайте слова святого Игнатия – и вы увидите родник, живой ключ веры и жизни нашей. А увидев, припадем и будем пить эту сладкую живительную влагу, которая сделает нас сильными и смелыми.
Конец цикла бесед «Тайна Пасхи»
Примечания
[1] В греческом тексте нет слова ноги. Переводчики вставили, чтобы согласовать это с сообщением Луки (Лк. 24: 40).
[2] Нигде более в Евангелии мы не найдем такого четкого исповедания Божественности Иисуса.
[3] А была ли вообще гора? Дело в том, что гора у Евангелиста Матфея является излюбленным местом Откровения Божьего (См.: Мф. 4: 8; 5: 1; 8: 1; 14: 23; 15: 29; 17: 1; 21: 1). По мысли Матфея, уместней всего, чтобы эпизод, где Воскресший Иисус, по сути, дает Откровение о Своей Божественной власти и полномочиях и о Троице, произошел на горе.
[4] Несомненное указание на Евхаристию мы находим и в рассказе о явлении Иисуса двум из учеников, идущих в Эммаус: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24: 30). Здесь просто невозможно не узнать жестов, знакомых нам по Тайной Вечери.
Намеки на Евхаристию есть и в других рассказах о встречах с Воскресшим.
Скорее всего, перед нами – плод осмысления этих встреч Церковью. Для Церкви каждая Евхаристия – есть встреча с Воскресшим Христом. И на службу эту мы собираемся, прежде всего, в воскресный день (а в древности – только в воскресный день).
..................
Воскресение Христово плавно переходит в Вознесение Христово. Какое-то время являясь ученикам, Спаситель ушел в мир иной, к Богу Отцу. Мы, кстати, в конце очерка «Тайна Пасхи» упомянули о Вознесении, но развивать эту тему не стали. А тема очень интересная. Сколько времени Иисус был с учениками: сорок дней или это число символическое? Почему один и тот же автор – Лука – в одном месте сообщает. что Иисус Вознесся к Отцу на второй день после Воскресения (Лк. 24: 51), а в другом месте – что через сорок дней (Деян. 1: 3)? «Летел» ли Иисус по небу, или это просто символический язык для изображения таинственных вещей и событий? Какое значение имеет Вознесение для нас, и почему Апостолы вернулись, проводив Учителя «с радостью великой» (Лк. 24: 52), ведь это было расставание?..
Много интересных вопросов, к которым мы вернемся в отдельной публикации.
А пока – несколько фотографий с Елеонской горы, с той самой, откуда Христос Вознесся.

Из любой точки Иерусалима, да что Иерусалима, мы видели это из Иерихона!!! видна «Русская свеча». Это колокольня русского Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской горе. Построенный в 19-м веке, монастырь стоит близ места (в двухстах метрах), откуда Вознесся Господь наш Иисус Христос.

Храм монастыря снаружи невзрачный. Такой, простите за прямоту, невзрачный, что за два посещения этого места я, не расстающийся в поездке с фотоаппаратом, ни разу его не сфотографировал. Эту фотографию пришлось брать из Интернета...

Но внутри храм замечателен!

Поднимаешь голову к куполу – и видишь Возносящегося Христа...

А вокруг – монастырские земли Елеонской горы, бережно культивируемые монахинями. Вот такая оливковая роща, в которой деревья утопают в цветах, есть в обители.
Исследуем событие Воскресения Христа: 7
Встреча на пути в Эммаус (В Евангелии от Луки)
Рассказ о явлении Воскресшего Христа двум ученикам на дороге в Эммаус по праву можно назвать маленьким шедевром. Кроме некоего факта о явлении Христа, в рассказе этом закодировано целое богословие.
Например, поразительно, как Лука установил параллели между этим рассказом, по сути, завершающим Евангелие, и историей, с которой начинается его Евангелие. Я имею в виду рассказ о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус был потерян родителями и потом Его нашли в Храме (Лк. 2: 41-51).
И в том рассказе, и в этом – действие происходит в Иерусалиме, причем на Пасху. И там, и здесь – потеря Иисуса и скорбь близких людей от этой потери. В обоих рассказах Иисуса безуспешно ищут три дня. Там родители нашли Иисуса и слышат загадочное: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2: 49). В этой, Пасхальной, истории двое слышат от Иисуса: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24: 25-26).
В русском переводе истории про Отрока потерялся маленький греческий глагол деи (надлежало), который является центральным в обоих текстах. Иисусу надлежало быть в Храме. Иисусу надлежало пострадать и через это войти в Славу.
Но историю о встрече с Воскресшим на дороге в Эммаус Лука запраллелил не только с рассказом о юном Иисусе. Здесь есть несомненные параллели с началом всей человеческой истории.
Помните, Ева ела запретный плод и дала мужу? И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3: 7). И в этом рассказе Луки – трапеза. И тоже открываются глаза: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24: 31).
Здесь – новое творение, новая жизнь, новые отношения с Богом и друг с другом. Эрле Эллис подсчитал, что трапеза в Эммаусе – восьмая трапеза в Евангелии от Луки. Если это не случайное совпадение, то, может быть, это намек Луки на то, что наступил новый День жизни мира (по мысли древних христиан, семь дней творения окончатся вечным и нескончаемым восьмым днем, который будет означать Царство Божие. По этой причине древнехристианские баптистерии – крещальные помещения – строились восьмиугольными).
Исповедание Фомы
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 19-29).
В этом небольшом, но чрезвычайно насыщенном отрывке мы видим несколько важных тем:
А) Реальность Воскресшего тела Христа. Христос показывает руки и ребра (не ноги![1]), а чуть позже предлагает Фоме вложить его палец и руку в раны.
Б) Христос дует на Апостолов, что согласуется с рассказом о творении человека (Быт. 2: 7). Здесь, в лице Апостолов, – творится новое человечество.
В) Христос посылает учеников в мир. Его миссия завершилась, теперь миссия учеников – продолжать Его дело и приводить людей к Спасению.
Г) Скрытая ирония рассказа: самый «неверующий» Апостол – Фома, становится самым верующим. Фома произносит исповедание, которого не произносил никто: Господь мой и Бог мой! Это самое полное исповедание, Кто такой Иисус. Согласно исповеданию Фомы, Иисус – Бог[2].
Есть и другие моменты, но эти – основные.
В отношении этого отрывка, надо заметить следующее: Как сейчас для многих людей верить в реальность Воскресения Христа непросто, так же было и в ранней Церкви. Почему мы думаем, что людям конца 1-го века было легко поверить в то, что Иисус действительно Воскрес? Они-то ведь этого не видели. И почему они должны верить своим священникам?
И вот Иоанн приводит уникальные слова Воскресшего, сказанные Фоме: Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Мысль последних слов очень важна! Тот, кто верует в реальность Воскресения Христова, не видев Самого Воскресшего (а таковы все мы!) – тот блаженней, то есть духовно выше того, кто убедился в этом увидев и потрогав Христа.
Явление на горе (в Евангелии от Матфея)
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28: 16-20).
Встреча происходит в Галилее, на одной из гор, на которую указал Сам Иисус. Что это за гора? Может быть, это гора, на которой произошло Преображение Христово? Матфей рассказывает, как прямо перед Преображением Христос сказал: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16: 28). Затем они поднимаются на некую гору и Христос перед ними преображается.
В рассказе о встрече с Воскресшим Христос говорит: дана Мне всякая власть на небе и на земле. То есть, обещание увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, исполнилось.
Было бы заманчиво сказать: «Ого! Значит, гору мы установили: это Фавор». Все было бы так, если бы мы про Фавор могли определенно сказать, что именно он был горой Преображения… Отождествление Фавора с горой Преображения произошло только в христианском предании в 5-м веке, до этого горой Преображения считались другие места.
Важна не гора[3], важны слова Иисуса. Они говорят о том, что Иисус получил от Отца полноту космической власти. Это то, что предсказывал пророк Даниил (гл. 7): что Сын Человеческий, исполнивший повеление Бога, получает всю власть над миром: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14). Это то, что ранняя Церковь исповедовала в своих первых Символах веры: …Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9-10).
Обратим внимание на слова: увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Слова, что кто-то усомнился в том, что это их знакомый Учитель очень показательны. Если бы этот рассказ был выдумкой Церкви, то, конечно, автор убрал бы момент о смущении некоторых. То, что этот эпизод остался, показывает, что это подлинное воспоминание, которое нельзя было замолчать.
Вопрос: почему некоторые усомнились? Самое правдоподобное объяснение – что Воскресший, как мы уже говорили выше, был одновременно «тем же», но и иным, чем ранее.
Наконец, последняя часть этого отрывка. Иисус посылает учеников в мир: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
В Галилее они впервые встретились с Иисусом и были призваны. И вот они вновь встречаются с Ним здесь, в Галилее, и теперь посланы призывать других.
Загадочная 21-я глава Ев. Иоанна, или еще одно явление Воскресшего!
В ученом мире сегодня достигнут консенсус по поводу того, что первоначально Ев. Иоанна не содержало 21-й главы.
Концовка 20-й главы настолько органична, что уже одно это может убедить в том, что 21-я глава присоединена позже. Вот, например, читаем в конце 20-й главы: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей… (Ин. 20: 30). А вот как автор 21-й главы, свою концовку адаптировал к вышеприведенной концовке: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21: 25).
Эта добавленная глава была присоединена очень рано, практически сразу после написания Евангелия. Автор Евангелия – «возлюбленный ученик» – находился уже на пороге смерти или умер (см. Ин. 21: 20сл.), и сама эта глава ставит важные для первых христиан вопросы: о роли Ап. Петра, о роли «возлюбленного ученика» и т.д.
Но мы сейчас не будем разбирать эти вопросы, потому что они нашей темы не касаются. Нам важно, что в этой главе дается рассказ о еще одном явлении Воскресшего Христа. Причем этот рассказ наполнен уникальными диалогами с Воскресшим и многими важными символическими деталями.
Кстати, по поводу того, что эта глава не принадлежит перу автора Евангелия, разногласий никаких нет. Эта глава, безусловно, принадлежит кругу последователей «любимого ученика», так как стиль речи, язык и все остальное в 21-й главе – те же, что и во всем Ев. Иоанна. То, что Церковь однозначно и сразу приняла эту главу как органичную, тоже говорит о том, что ее написал кто-то из учеников непосредственного автора Евангелия.
В 21-й главе сообщается о еще одном явлении Воскресшего. Оно происходит на берегу Галилейского озера.
Важная тема – восстановление Ап. Петра в Апостольском чине.
Мы помним, что Ап. Петр трижды отрекся от Христа, когда Того схватили. Потом Петр, встретившись с Иисусом, раскаялся и опять возглавил чин Апостолов. Но об этом его покаянии нигде не было записано, оно существовало только в устном предании. Поэтому можно предположить, что среди христиан в 1-м веке были недоразумения: насколько можно верить тому, что Петр прощен Иисусом? О его отречении Евангелия сообщают, а о покаянии и прощении – нет.
И вот на рубеже 1-го – 2-го веков некий автор, принадлежащий кругу учеников автора Ев. Иоанна, записывает устное предание о раскаянии Петра и присоединяет этот рассказ к Евангелию. Легко представить, что, если бы этого не произошло, нам непросто было бы принять, что Петр, как ни в чем не бывало, опять в лике Апостолов. Но благодаря этой 21-й главе все точки над i расставлены.
Греясь у костра в доме первосвященника, Петр трижды отрекся от Христа. И здесь, на берегу озера, Христос разводит огонь и возле этого костра трижды задает Петру вопрос: любишь ли ты Меня?
Троекратное отречение у костра. И троекратный вопрос у костра… Все это должно было, конечно, перевернуть душу Апостола, дать ему живо почувствовать ужас отречения и любовь Христа, который вот так, деликатно, дает ему все пережить снова и осознать свое падение.
Вторая тема – приближающаяся – или наступившая? – смерть «любимого ученика». Скорее всего, под ним имеется в виду Ап. Иоанн Богослов: именно он упоминается в 4-м Евангелии под именем «любимого ученика». Этот человек был так же весьма авторитетным, как и Ап. Петр. Петр видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною (Ин. 21: 20-22).
Если в двух словах, то главная мысль этих слов Христа – что Петр не должен думать о судьбе других, он должен думать о себе. О других у Христа – Свои планы, ты же кайся и трудись, думая о своей судьбе в Вечности.
В этом, если в двух словах, – смысл 21-й главы Ев. Иоанна. А теперь посмотрим, что нам сообщает этот текст с интересующей нас стороны – со стороны рассказа о явлении Воскресшего.
А текст этот сообщает то же, что и другие: Христос поразительно реален и осязаем! Он где-то раздобыл рыбу, выпотрошил ее, нашел дрова, огонь, развел костер, жарил рыбу, переворачивая, чтобы не пригорела… Это все может делать только человек из плоти, но никак не призрак.
Христос готовит пищу для Апостолов. Здесь Иисус делает то, чего мы не видим ни в одном Евангелии на протяжении всей Его жизни. В словах и жестах Христа слышны отзвуки Евхаристической лексики и жестов. Это намек на Причастие, которым отныне Иисус будет угощать всех, кто Его любит[4].
Подкрепление учеников пищей – это и намек на то, что им предстоит нелегкая работа: привести мир к вере, и они должны основательно подкрепиться перед тем, как вступят на это поприще.
И вместе с утверждением телесности Воскресшего, и здесь есть слова, которые позволяют предположить, что Иисус был не совсем таким, как раньше: Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь (Ин. 21: 12).
Глагол спросить (греч. – ексетаси) на самом деле означает не спросить, а исследовать, разузнать, выяснить. Ученики хотели бы точно убедиться, что это Иисус, но боялись, не дерзали это сделать (никто не смел).
Почему Иисус являлся только ученикам и не являлся врагам?
Еще во втором веке языческий писатель Цельс задавал вопрос: «Если Иисус действительно хотел бы засвидетельствовать Свою божественную силу, он был бы должен явиться именно тем людям, которые относились к нему презрительно, человеку, осудившему Его (Пилату. – прот. К.П.), и всем повсюду».
Ориген (3-й век) отвечает на этот вопрос в том ключе, что такое выборочное явление было со стороны Христа признаком милосердия. Его гонители не стерпели бы славы Воскресшего и могли ослепнуть. Или просто бы не увидели, так как глаза их оказались бы к этой тайне невосприимчивы.
Конечно, мы не знаем наверняка, почему Иисус не являлся Своим гонителям, но в Ев. от Иоанна находим слова, которые могут быть подсказкой в этом вопросе: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14: 18-21).
Итак, Иисус является только тем, кто любит Его и кто старается соблюдать Его заповеди. Почему? Может быть, потому, что Он не хочет принуждать к вере? Разве имеет нравственную ценность вера, которая строится на неоспоримости того, что Иисус Воскрес и, значит, ты обязан веровать, иначе будешь наказан? Не должна ли вера быть нашим свободным выбором?
Новые горизонты в толковании рассказов о явлении Воскресшего
Кажется, что рассказы о явлениях Воскресшего строятся по одному сценарию и, кроме смысла, лежащего на поверхности, другого смысла там нет. Это не так. В нашем небольшом очерке мы коснулись лишь самых общих моментов, не углубляясь в интересные и важные богословские детали. А они есть, и в изобилии. Текст Евангелий можно читать бесконечно, находя новые уровни смысла, новые грани этого рассказа.
Чтобы не быть голословным, обращу ваше внимание хотя бы вот на что: в Евангелии от Матфея рассказ о Воскресении Христовом, несомненно, скоррелирован с рассказом о… – вы не поверите! – Рождестве Христовом.
Я дам в колонку основные темы рассказов, и вы увидите, как начало Евангелия (Рождество) соответствует концу (Пасха):
Явление Новорожденного Иисуса / Явление восставшего к Новой Жизни Иисуса;
Ирод Великий задумал убить Иисуса / Понтий Пилат хочет не дать Ему воскреснуть (печать на гроб, стража);
Волхвы: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2: 10)/ Мироносицы: выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить (Мф. 28: 8)
поклоняются;
Увидев Новорожденного, волхвы падают ниц / Увидев Воскресшего женщины падают ниц.
Ключевой фигурой в повествовании Матфея становится Ангел Господень. В рассказе о Рождестве Ангел давал указания и этим спасал Святое семейство (Мф. 1: 20-25; 2: 19-20). И в рассказе о Пасхе вновь появляется Ангел, который руководит ситуацией (Мф. 28: 2-7).
Вот эти параллели двух рассказов, которые очевидны даже не на уровне исторических деталей, а на уровне лексики (в русском переводе это практически утеряно), утверждают мысль: Премудрость Божия все равно восторжествует над злыми замыслами людей. Христа не убить, не запечатать во Гробе, не лишить силы и возможности действовать. Ни тогда, ни – сейчас!
Благодаря Воскресению Христа человечество становится новым творением
В Евангелии от Иоанна мы встречаемся со многими «сюрпризами», спрятанными Иоанном так, чтобы их мог найти только внимательный и думающий человек. И такая находка будет для человека радостной.
Расскажу об одном таком «сюрпризе»:
Иоанн с самого начала своего Евангелия проводит параллель с рассказом Библии о сотворении мира. Эта параллель устанавливается словами «В начале». В книге Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1: 1). У Иоанна: В начале было Слово… (Ин. 1: 1).
Смысл этой параллели – в утверждении того, что через Иисуса возникает новое творение.
На шестой день творения, согласно книге Бытие, был создан человек. И в шестой же день недели Пилат выводит Иисуса к народу и провозглашает «Се человек». Седьмой день в книге Бытие – день покоя. И Христос тоже покоится во Гробе.
А на следующий день Христос воскресает! Это уже восьмой день, начало новой недели, недели нового творения: В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу… (Ин. 20: 1) Восьмой день, такой важный в христианском богословии первых веков. Это уже как бы день нового века, день Царствия Божьего. Весь мир живет в рамках семи дней, а христиане перешагнули в восьмой, в грядущий.
А подумайте над такой параллелью: Библия говорит: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… (Быт. 2: 7). И Воскресший Христос, явившись Своим ученикам, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22).
Ученики – начало нового творения. Там вдунут Дух в Адама, здесь – в Апостолов, родоначальников нового человечества.
В Новом Завете есть много указаний на то, что Воскресение Иисуса – не частный акт Бога Отца по отношению к Сыну, а начало великой истории Преображения мира. Наш материальный мир ждет своего искупления и исцеления, мы не можем, да и не желаем отвергнуть наш космос, все то, что составляет материальную сторону бытия. Мы, если так можно выразиться, любим не только духовное, но и материальное. Нам дорого то, как ткался в чреве матери наш любимый ребенок, мы храним память о поцелуях, объятиях с любимыми, нам вообще-то не все равно, что ждет нашу бедную, но любимую планету. Воскресение Иисуса в Его прежней, но подвергшейся радикальному Преображению плоти – подсказка, что материя не будет уничтожена, но исцелена.
«Бог стремится спасти людей как целостных существ и вместе с их миром (Рим. 6: 18-25); Он уже начал преображать мир и искупать человеческую историю, воскресив и преобразив мертвое тело Иисуса. Бог не «отбрасывает» прошлое, спасая душу Иисуса и, быть может, даруя ей новое телесное бытие, никак не связанное с прежним телесным существованием на земле… Мир – это не иллюзия, от которой мы должны пробудиться, и не зло, не подлежащее искуплению. Бог открывает нам это, начиная Свой труд нового творения над распятым телом Иисуса. Прошлое исцеляется и становится «материалом» для будущего Царства; материю ждет высокая, славная судьба» (Дж. О’Коллинс).
Вознесение Иисуса к Отцу
Несомненно, что Иисус какое-то время являлся людям, встречался с ними, а потом ушел к Отцу. Это событие мы называем Вознесением.
На протяжении какого времени происходили эти встречи? Единственную подсказку находим у Луки. Он говорит, что это было на протяжении сорока дней (Деян. 1: 3). В соответствии с этим числом был установлен Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи.
Но вполне возможно, что этот срок Лука просто придумывает. Вообще было бы странно, чтобы Иисус Свои встречи согласовывал с неким бизнес-планом: до сорокового дня являюсь, а уже в 41-й нет. Скорее, Лука использует это число, потому что это символическое иудейское число. Оно означало время Божьего посещения, или испытания (40 дней лила вода во время Потопа, 40 дней постились пророки перед важнейшими делами своей жизни и Сам Иисус).
Луке было важно подчеркнуть, что какое-то время Иисус периодически являлся, а потом явления прекратились. Сказать, что явления прекратились, не совсем верно. Ап. Павел говорит, что Иисус явился и ему, как являлся и другим Апостолам (1 Кор. 15: 8), а это явление произошло значительно позже, чем через 40 дней.
Что такое Вознесение?
Это отдельная интересная тема, которую разбирать мы сейчас не будем. Скажу лишь несколько слов:
Восхождение Иисуса на Небеса – это не взлет на небо на несколько сотен (тысяч? миллионов? и т.д.) километров. Да, именно как взлет изображает это событие Евангелист Лука. Мы можем гадать, не был ли рассказ Луки о полете Воскресшего просто адаптированной к уровню слушателей притчей, за которой думающий человек, прежде всего, призван искать богословие. Или Иисус, действительно, восшел на Небеса именно так, как это рассказал Евангелист?
В любом случае, как бы это ни было, перед нами – изложенная языком иудейских теофаний (богооткровений) и языческих апофеозов (так в античное время называлось прославление героев в лике богов) богословская история. Иисус восходит на Небеса, чтобы сесть одесную Отца, чтобы разделить с Отцом власть над обоими мирами (иным миром и этим, то есть нашей Вселенной).
Это возвышение Иисуса является исполнением пророчеств: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109: 1) и особенно рассказа из 7-й главы Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14).
Вознесение Иисуса для авторов Нового Завета – обретение полноты Божественного статуса. Теперь, оттуда, Иисус руководит миром.
Подведем итоги…
Итак, Христос Воскрес! Воскрес на самом деле, и Воскрес во плоти. Воскрес в той же самой плоти, что была рождена от Пречистой Девы, что пострадала на Кресте. Та же, но одновременно подвергшаяся радикальному исцелению и изменению: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6: 9).
Он стал иным, но не стал отталкивающим, пугающим. Скорее, можно сказать, что Он восхищал всех тех, с кем встречался!
Он принадлежит двум мирам: так же легко входит в потусторонний мир, как мы выходим в соседнюю комнату через открытую дверь. После Своего Воскресения Христос не стал грозным и недоступным, хотя обрел полноту власти над Вселенной и Небесами. Он иронизирует над неверующими Апостолами и носится с ними, как нянька, вновь и вновь давая им в руки свидетельства, доказывающие подлинность Его Воскресения.
Он все время говорит: не сидите на месте, будьте Моими свидетелями до края земли, идите и научите все народы, крестите их и умоляйте людей быть верными Мне, как я верен Отцу. А я, друзья Мои, пока пойду к Отцу …и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 3).
…Нам, удаленным на две тысячи лет от этого События, непросто представить как оно взорвало древний мир, какой силой и верой наполнило сердца первых христиан. Сегодня Христос (пусть даже и Воскресший) для многих христиан – некая абстракция, мало имеющая отношения к конкретной повседневной жизни. Не так было в первые века. Если мы зададимся вопросом, почему христиане презирали смерть и смеялись в лицо палачам, ответ будет таким: они знали, что смерть – это не более, чем короткая неприятность, не более. Будь верен Христу, и так же легко, как Он Сам победил смерть, он и тебя выведет из смертного плена и возведет к Вечной Жизни.
Реализм Воскресения – вот то знамя, которое гордо несли первые христиане и ничего не боялись. Прочитаем слова святителя Игнатия Антиохийского, в 110-х годах брошенного на съедение диким зверям на потеху римской толпе: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (К Смирнянам, 3).
Перечитайте слова святого Игнатия – и вы увидите родник, живой ключ веры и жизни нашей. А увидев, припадем и будем пить эту сладкую живительную влагу, которая сделает нас сильными и смелыми.
Конец цикла бесед «Тайна Пасхи»
Примечания
[1] В греческом тексте нет слова ноги. Переводчики вставили, чтобы согласовать это с сообщением Луки (Лк. 24: 40).
[2] Нигде более в Евангелии мы не найдем такого четкого исповедания Божественности Иисуса.
[3] А была ли вообще гора? Дело в том, что гора у Евангелиста Матфея является излюбленным местом Откровения Божьего (См.: Мф. 4: 8; 5: 1; 8: 1; 14: 23; 15: 29; 17: 1; 21: 1). По мысли Матфея, уместней всего, чтобы эпизод, где Воскресший Иисус, по сути, дает Откровение о Своей Божественной власти и полномочиях и о Троице, произошел на горе.
[4] Несомненное указание на Евхаристию мы находим и в рассказе о явлении Иисуса двум из учеников, идущих в Эммаус: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24: 30). Здесь просто невозможно не узнать жестов, знакомых нам по Тайной Вечери.
Намеки на Евхаристию есть и в других рассказах о встречах с Воскресшим.
Скорее всего, перед нами – плод осмысления этих встреч Церковью. Для Церкви каждая Евхаристия – есть встреча с Воскресшим Христом. И на службу эту мы собираемся, прежде всего, в воскресный день (а в древности – только в воскресный день).
..................
Воскресение Христово плавно переходит в Вознесение Христово. Какое-то время являясь ученикам, Спаситель ушел в мир иной, к Богу Отцу. Мы, кстати, в конце очерка «Тайна Пасхи» упомянули о Вознесении, но развивать эту тему не стали. А тема очень интересная. Сколько времени Иисус был с учениками: сорок дней или это число символическое? Почему один и тот же автор – Лука – в одном месте сообщает. что Иисус Вознесся к Отцу на второй день после Воскресения (Лк. 24: 51), а в другом месте – что через сорок дней (Деян. 1: 3)? «Летел» ли Иисус по небу, или это просто символический язык для изображения таинственных вещей и событий? Какое значение имеет Вознесение для нас, и почему Апостолы вернулись, проводив Учителя «с радостью великой» (Лк. 24: 52), ведь это было расставание?..
Много интересных вопросов, к которым мы вернемся в отдельной публикации.
А пока – несколько фотографий с Елеонской горы, с той самой, откуда Христос Вознесся.

Из любой точки Иерусалима, да что Иерусалима, мы видели это из Иерихона!!! видна «Русская свеча». Это колокольня русского Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской горе. Построенный в 19-м веке, монастырь стоит близ места (в двухстах метрах), откуда Вознесся Господь наш Иисус Христос.

Храм монастыря снаружи невзрачный. Такой, простите за прямоту, невзрачный, что за два посещения этого места я, не расстающийся в поездке с фотоаппаратом, ни разу его не сфотографировал. Эту фотографию пришлось брать из Интернета...

Но внутри храм замечателен!

Поднимаешь голову к куполу – и видишь Возносящегося Христа...

А вокруг – монастырские земли Елеонской горы, бережно культивируемые монахинями. Вот такая оливковая роща, в которой деревья утопают в цветах, есть в обители.
- Перейти к следующей записи Пасха в Троицком соборе
- Перейти к предыдущей записи Тайна Пасхи: 6