Тайна Пасхи 7

Эта запись является частью серии записей Пасха Христова
Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа: 7


Встреча на пути в Эммаус (В Евангелии от Луки)
Рассказ о явлении Воскресшего Христа двум ученикам на дороге в Эммаус по праву можно назвать маленьким шедевром. Кроме некоего факта о явлении Христа, в рассказе этом закодировано целое богословие.
Например, поразительно, как Лука установил параллели между этим рассказом, по сути, завершающим Евангелие, и историей, с которой начинается его Евангелие. Я имею в виду рассказ о том, как двенадцатилетний Отрок Иисус был потерян родителями и потом Его нашли в Храме (Лк. 2: 41-51).
И в том рассказе, и в этом – действие происходит в Иерусалиме, причем на Пасху. И там, и здесь – потеря Иисуса и скорбь близких людей от этой потери. В обоих рассказах Иисуса безуспешно ищут три дня. Там родители нашли Иисуса и слышат загадочное: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2: 49). В этой, Пасхальной, истории двое слышат от Иисуса: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24: 25-26).
В русском переводе истории про Отрока потерялся маленький греческий глагол деи (надлежало), который является центральным в обоих текстах. Иисусу надлежало быть в Храме. Иисусу надлежало пострадать и через это войти в Славу.

Но историю о встрече с Воскресшим на дороге в Эммаус Лука запраллелил не только с рассказом о юном Иисусе. Здесь есть несомненные параллели с началом всей человеческой истории.

Помните, Ева ела запретный плод и дала мужу? И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3: 7). И в этом рассказе Луки – трапеза. И тоже открываются глаза: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24: 31).
Здесь – новое творение, новая жизнь, новые отношения с Богом и друг с другом. Эрле Эллис подсчитал, что трапеза в Эммаусе – восьмая трапеза в Евангелии от Луки. Если это не случайное совпадение, то, может быть, это намек Луки на то, что наступил новый День жизни мира (по мысли древних христиан, семь дней творения окончатся вечным и нескончаемым восьмым днем, который будет означать Царство Божие. По этой причине древнехристианские баптистерии – крещальные помещения – строились восьмиугольными).

Исповедание Фомы
В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 19-29).
В этом небольшом, но чрезвычайно насыщенном отрывке мы видим несколько важных тем:
А) Реальность Воскресшего тела Христа. Христос показывает руки и ребра (не ноги![1]), а чуть позже предлагает Фоме вложить его палец и руку в раны.
Б) Христос дует на Апостолов, что согласуется с рассказом о творении человека (Быт. 2: 7). Здесь, в лице Апостолов, – творится новое человечество.
В) Христос посылает учеников в мир. Его миссия завершилась, теперь миссия учеников – продолжать Его дело и приводить людей к Спасению.
Г) Скрытая ирония рассказа: самый «неверующий» Апостол – Фома, становится самым верующим. Фома произносит исповедание, которого не произносил никто: Господь мой и Бог мой! Это самое полное исповедание, Кто такой Иисус. Согласно исповеданию Фомы, Иисус – Бог[2].

Есть и другие моменты, но эти – основные.
В отношении этого отрывка, надо заметить следующее: Как сейчас для многих людей верить в реальность Воскресения Христа непросто, так же было и в ранней Церкви. Почему мы думаем, что людям конца 1-го века было легко поверить в то, что Иисус действительно Воскрес? Они-то ведь этого не видели. И почему они должны верить своим священникам?
И вот Иоанн приводит уникальные слова Воскресшего, сказанные Фоме: Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Мысль последних слов очень важна! Тот, кто верует в реальность Воскресения Христова, не видев Самого Воскресшего (а таковы все мы!) – тот блаженней, то есть духовно выше того, кто убедился в этом увидев и потрогав Христа.

Явление на горе (в Евангелии от Матфея)
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28: 16-20).
Встреча происходит в Галилее, на одной из гор, на которую указал Сам Иисус. Что это за гора? Может быть, это гора, на которой произошло Преображение Христово? Матфей рассказывает, как прямо перед Преображением Христос сказал: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16: 28). Затем они поднимаются на некую гору и Христос перед ними преображается.
В рассказе о встрече с Воскресшим Христос говорит: дана Мне всякая власть на небе и на земле. То есть, обещание увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем, исполнилось.
Было бы заманчиво сказать: «Ого! Значит, гору мы установили: это Фавор». Все было бы так, если бы мы про Фавор могли определенно сказать, что именно он был горой Преображения… Отождествление Фавора с горой Преображения произошло только в христианском предании в 5-м веке, до этого горой Преображения считались другие места.

Важна не гора[3], важны слова Иисуса. Они говорят о том, что Иисус получил от Отца полноту космической власти. Это то, что предсказывал пророк Даниил (гл. 7): что Сын Человеческий, исполнивший повеление Бога, получает всю власть над миром: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14). Это то, что ранняя Церковь исповедовала в своих первых Символах веры: …Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп. 2, 9-10).

Обратим внимание на слова: увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
Слова, что кто-то усомнился в том, что это их знакомый Учитель очень показательны. Если бы этот рассказ был выдумкой Церкви, то, конечно, автор убрал бы момент о смущении некоторых. То, что этот эпизод остался, показывает, что это подлинное воспоминание, которое нельзя было замолчать.
Вопрос: почему некоторые усомнились? Самое правдоподобное объяснение – что Воскресший, как мы уже говорили выше, был одновременно «тем же», но и иным, чем ранее.

Наконец, последняя часть этого отрывка. Иисус посылает учеников в мир: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
В Галилее они впервые встретились с Иисусом и были призваны. И вот они вновь встречаются с Ним здесь, в Галилее, и теперь посланы призывать других.

Загадочная 21-я глава Ев. Иоанна, или еще одно явление Воскресшего!
В ученом мире сегодня достигнут консенсус по поводу того, что первоначально Ев. Иоанна не содержало 21-й главы.
Концовка 20-й главы настолько органична, что уже одно это может убедить в том, что 21-я глава присоединена позже. Вот, например, читаем в конце 20-й главы: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей… (Ин. 20: 30). А вот как автор 21-й главы, свою концовку адаптировал к вышеприведенной концовке: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21: 25).

Эта добавленная глава была присоединена очень рано, практически сразу после написания Евангелия. Автор Евангелия – «возлюбленный ученик» – находился уже на пороге смерти или умер (см. Ин. 21: 20сл.), и сама эта глава ставит важные для первых христиан вопросы: о роли Ап. Петра, о роли «возлюбленного ученика» и т.д.
Но мы сейчас не будем разбирать эти вопросы, потому что они нашей темы не касаются. Нам важно, что в этой главе дается рассказ о еще одном явлении Воскресшего Христа. Причем этот рассказ наполнен уникальными диалогами с Воскресшим и многими важными символическими деталями.
Кстати, по поводу того, что эта глава не принадлежит перу автора Евангелия, разногласий никаких нет. Эта глава, безусловно, принадлежит кругу последователей «любимого ученика», так как стиль речи, язык и все остальное в 21-й главе – те же, что и во всем Ев. Иоанна. То, что Церковь однозначно и сразу приняла эту главу как органичную, тоже говорит о том, что ее написал кто-то из учеников непосредственного автора Евангелия.

В 21-й главе сообщается о еще одном явлении Воскресшего. Оно происходит на берегу Галилейского озера.
Важная тема – восстановление Ап. Петра в Апостольском чине.
Мы помним, что Ап. Петр трижды отрекся от Христа, когда Того схватили. Потом Петр, встретившись с Иисусом, раскаялся и опять возглавил чин Апостолов. Но об этом его покаянии нигде не было записано, оно существовало только в устном предании. Поэтому можно предположить, что среди христиан в 1-м веке были недоразумения: насколько можно верить тому, что Петр прощен Иисусом? О его отречении Евангелия сообщают, а о покаянии и прощении – нет.
И вот на рубеже 1-го – 2-го веков некий автор, принадлежащий кругу учеников автора Ев. Иоанна, записывает устное предание о раскаянии Петра и присоединяет этот рассказ к Евангелию. Легко представить, что, если бы этого не произошло, нам непросто было бы принять, что Петр, как ни в чем не бывало, опять в лике Апостолов. Но благодаря этой 21-й главе все точки над i расставлены.

Греясь у костра в доме первосвященника, Петр трижды отрекся от Христа. И здесь, на берегу озера, Христос разводит огонь и возле этого костра трижды задает Петру вопрос: любишь ли ты Меня?
Троекратное отречение у костра. И троекратный вопрос у костра… Все это должно было, конечно, перевернуть душу Апостола, дать ему живо почувствовать ужас отречения и любовь Христа, который вот так, деликатно, дает ему все пережить снова и осознать свое падение.

Вторая тема – приближающаяся – или наступившая? – смерть «любимого ученика». Скорее всего, под ним имеется в виду Ап. Иоанн Богослов: именно он упоминается в 4-м Евангелии под именем «любимого ученика». Этот человек был так же весьма авторитетным, как и Ап. Петр. Петр видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]? ты иди за Мною (Ин. 21: 20-22).
Если в двух словах, то главная мысль этих слов Христа – что Петр не должен думать о судьбе других, он должен думать о себе. О других у Христа – Свои планы, ты же кайся и трудись, думая о своей судьбе в Вечности.

В этом, если в двух словах, – смысл 21-й главы Ев. Иоанна. А теперь посмотрим, что нам сообщает этот текст с интересующей нас стороны – со стороны рассказа о явлении Воскресшего.
А текст этот сообщает то же, что и другие: Христос поразительно реален и осязаем! Он где-то раздобыл рыбу, выпотрошил ее, нашел дрова, огонь, развел костер, жарил рыбу, переворачивая, чтобы не пригорела… Это все может делать только человек из плоти, но никак не призрак.
Христос готовит пищу для Апостолов. Здесь Иисус делает то, чего мы не видим ни в одном Евангелии на протяжении всей Его жизни. В словах и жестах Христа слышны отзвуки Евхаристической лексики и жестов. Это намек на Причастие, которым отныне Иисус будет угощать всех, кто Его любит[4].
Подкрепление учеников пищей – это и намек на то, что им предстоит нелегкая работа: привести мир к вере, и они должны основательно подкрепиться перед тем, как вступят на это поприще.

И вместе с утверждением телесности Воскресшего, и здесь есть слова, которые позволяют предположить, что Иисус был не совсем таким, как раньше: Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь (Ин. 21: 12).
Глагол спросить (греч. – ексетаси) на самом деле означает не спросить, а исследовать, разузнать, выяснить. Ученики хотели бы точно убедиться, что это Иисус, но боялись, не дерзали это сделать (никто не смел).

Почему Иисус являлся только ученикам и не являлся врагам?
Еще во втором веке языческий писатель Цельс задавал вопрос: «Если Иисус действительно хотел бы засвидетельствовать Свою божественную силу, он был бы должен явиться именно тем людям, которые относились к нему презрительно, человеку, осудившему Его (Пилату. – прот. К.П.), и всем повсюду».
Ориген (3-й век) отвечает на этот вопрос в том ключе, что такое выборочное явление было со стороны Христа признаком милосердия. Его гонители не стерпели бы славы Воскресшего и могли ослепнуть. Или просто бы не увидели, так как глаза их оказались бы к этой тайне невосприимчивы.

Конечно, мы не знаем наверняка, почему Иисус не являлся Своим гонителям, но в Ев. от Иоанна находим слова, которые могут быть подсказкой в этом вопросе: Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14: 18-21).
Итак, Иисус является только тем, кто любит Его и кто старается соблюдать Его заповеди. Почему? Может быть, потому, что Он не хочет принуждать к вере? Разве имеет нравственную ценность вера, которая строится на неоспоримости того, что Иисус Воскрес и, значит, ты обязан веровать, иначе будешь наказан? Не должна ли вера быть нашим свободным выбором?

Новые горизонты в толковании рассказов о явлении Воскресшего
Кажется, что рассказы о явлениях Воскресшего строятся по одному сценарию и, кроме смысла, лежащего на поверхности, другого смысла там нет. Это не так. В нашем небольшом очерке мы коснулись лишь самых общих моментов, не углубляясь в интересные и важные богословские детали. А они есть, и в изобилии. Текст Евангелий можно читать бесконечно, находя новые уровни смысла, новые грани этого рассказа.
Чтобы не быть голословным, обращу ваше внимание хотя бы вот на что: в Евангелии от Матфея рассказ о Воскресении Христовом, несомненно, скоррелирован с рассказом о… – вы не поверите! – Рождестве Христовом.
Я дам в колонку основные темы рассказов, и вы увидите, как начало Евангелия (Рождество) соответствует концу (Пасха):
Явление Новорожденного Иисуса / Явление восставшего к Новой Жизни Иисуса;
Ирод Великий задумал убить Иисуса / Понтий Пилат хочет не дать Ему воскреснуть (печать на гроб, стража);
Волхвы: Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2: 10)/ Мироносицы: выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить (Мф. 28: 8)
поклоняются;
Увидев Новорожденного, волхвы падают ниц / Увидев Воскресшего женщины падают ниц.

Ключевой фигурой в повествовании Матфея становится Ангел Господень. В рассказе о Рождестве Ангел давал указания и этим спасал Святое семейство (Мф. 1: 20-25; 2: 19-20). И в рассказе о Пасхе вновь появляется Ангел, который руководит ситуацией (Мф. 28: 2-7).

Вот эти параллели двух рассказов, которые очевидны даже не на уровне исторических деталей, а на уровне лексики (в русском переводе это практически утеряно), утверждают мысль: Премудрость Божия все равно восторжествует над злыми замыслами людей. Христа не убить, не запечатать во Гробе, не лишить силы и возможности действовать. Ни тогда, ни – сейчас!

Благодаря Воскресению Христа человечество становится новым творением
В Евангелии от Иоанна мы встречаемся со многими «сюрпризами», спрятанными Иоанном так, чтобы их мог найти только внимательный и думающий человек. И такая находка будет для человека радостной.

Расскажу об одном таком «сюрпризе»:
Иоанн с самого начала своего Евангелия проводит параллель с рассказом Библии о сотворении мира. Эта параллель устанавливается словами «В начале». В книге Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1: 1). У Иоанна: В начале было Слово… (Ин. 1: 1).
Смысл этой параллели – в утверждении того, что через Иисуса возникает новое творение.
На шестой день творения, согласно книге Бытие, был создан человек. И в шестой же день недели Пилат выводит Иисуса к народу и провозглашает «Се человек». Седьмой день в книге Бытие – день покоя. И Христос тоже покоится во Гробе.
А на следующий день Христос воскресает! Это уже восьмой день, начало новой недели, недели нового творения: В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу… (Ин. 20: 1) Восьмой день, такой важный в христианском богословии первых веков. Это уже как бы день нового века, день Царствия Божьего. Весь мир живет в рамках семи дней, а христиане перешагнули в восьмой, в грядущий.

А подумайте над такой параллелью: Библия говорит: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… (Быт. 2: 7). И Воскресший Христос, явившись Своим ученикам, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22).
Ученики – начало нового творения. Там вдунут Дух в Адама, здесь – в Апостолов, родоначальников нового человечества.

В Новом Завете есть много указаний на то, что Воскресение Иисуса – не частный акт Бога Отца по отношению к Сыну, а начало великой истории Преображения мира. Наш материальный мир ждет своего искупления и исцеления, мы не можем, да и не желаем отвергнуть наш космос, все то, что составляет материальную сторону бытия. Мы, если так можно выразиться, любим не только духовное, но и материальное. Нам дорого то, как ткался в чреве матери наш любимый ребенок, мы храним память о поцелуях, объятиях с любимыми, нам вообще-то не все равно, что ждет нашу бедную, но любимую планету. Воскресение Иисуса в Его прежней, но подвергшейся радикальному Преображению плоти – подсказка, что материя не будет уничтожена, но исцелена.
«Бог стремится спасти людей как целостных существ и вместе с их миром (Рим. 6: 18-25); Он уже начал преображать мир и искупать человеческую историю, воскресив и преобразив мертвое тело Иисуса. Бог не «отбрасывает» прошлое, спасая душу Иисуса и, быть может, даруя ей новое телесное бытие, никак не связанное с прежним телесным существованием на земле… Мир – это не иллюзия, от которой мы должны пробудиться, и не зло, не подлежащее искуплению. Бог открывает нам это, начиная Свой труд нового творения над распятым телом Иисуса. Прошлое исцеляется и становится «материалом» для будущего Царства; материю ждет высокая, славная судьба» (Дж. О’Коллинс).

Вознесение Иисуса к Отцу
Несомненно, что Иисус какое-то время являлся людям, встречался с ними, а потом ушел к Отцу. Это событие мы называем Вознесением.
На протяжении какого времени происходили эти встречи? Единственную подсказку находим у Луки. Он говорит, что это было на протяжении сорока дней (Деян. 1: 3). В соответствии с этим числом был установлен Праздник Вознесения Господня, который отмечается на 40-й день после Пасхи.
Но вполне возможно, что этот срок Лука просто придумывает. Вообще было бы странно, чтобы Иисус Свои встречи согласовывал с неким бизнес-планом: до сорокового дня являюсь, а уже в 41-й нет. Скорее, Лука использует это число, потому что это символическое иудейское число. Оно означало время Божьего посещения, или испытания (40 дней лила вода во время Потопа, 40 дней постились пророки перед важнейшими делами своей жизни и Сам Иисус).
Луке было важно подчеркнуть, что какое-то время Иисус периодически являлся, а потом явления прекратились. Сказать, что явления прекратились, не совсем верно. Ап. Павел говорит, что Иисус явился и ему, как являлся и другим Апостолам (1 Кор. 15: 8), а это явление произошло значительно позже, чем через 40 дней.

Что такое Вознесение?
Это отдельная интересная тема, которую разбирать мы сейчас не будем. Скажу лишь несколько слов:
Восхождение Иисуса на Небеса – это не взлет на небо на несколько сотен (тысяч? миллионов? и т.д.) километров. Да, именно как взлет изображает это событие Евангелист Лука. Мы можем гадать, не был ли рассказ Луки о полете Воскресшего просто адаптированной к уровню слушателей притчей, за которой думающий человек, прежде всего, призван искать богословие. Или Иисус, действительно, восшел на Небеса именно так, как это рассказал Евангелист?
В любом случае, как бы это ни было, перед нами – изложенная языком иудейских теофаний (богооткровений) и языческих апофеозов (так в античное время называлось прославление героев в лике богов) богословская история. Иисус восходит на Небеса, чтобы сесть одесную Отца, чтобы разделить с Отцом власть над обоими мирами (иным миром и этим, то есть нашей Вселенной).
Это возвышение Иисуса является исполнением пророчеств: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109: 1) и особенно рассказа из 7-й главы Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7: 13-14).
Вознесение Иисуса для авторов Нового Завета – обретение полноты Божественного статуса. Теперь, оттуда, Иисус руководит миром.

Подведем итоги…
Итак, Христос Воскрес! Воскрес на самом деле, и Воскрес во плоти. Воскрес в той же самой плоти, что была рождена от Пречистой Девы, что пострадала на Кресте. Та же, но одновременно подвергшаяся радикальному исцелению и изменению: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6: 9).
Он стал иным, но не стал отталкивающим, пугающим. Скорее, можно сказать, что Он восхищал всех тех, с кем встречался!
Он принадлежит двум мирам: так же легко входит в потусторонний мир, как мы выходим в соседнюю комнату через открытую дверь. После Своего Воскресения Христос не стал грозным и недоступным, хотя обрел полноту власти над Вселенной и Небесами. Он иронизирует над неверующими Апостолами и носится с ними, как нянька, вновь и вновь давая им в руки свидетельства, доказывающие подлинность Его Воскресения.
Он все время говорит: не сидите на месте, будьте Моими свидетелями до края земли, идите и научите все народы, крестите их и умоляйте людей быть верными Мне, как я верен Отцу. А я, друзья Мои, пока пойду к Отцу …и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 3).

…Нам, удаленным на две тысячи лет от этого События, непросто представить как оно взорвало древний мир, какой силой и верой наполнило сердца первых христиан. Сегодня Христос (пусть даже и Воскресший) для многих христиан – некая абстракция, мало имеющая отношения к конкретной повседневной жизни. Не так было в первые века. Если мы зададимся вопросом, почему христиане презирали смерть и смеялись в лицо палачам, ответ будет таким: они знали, что смерть – это не более, чем короткая неприятность, не более. Будь верен Христу, и так же легко, как Он Сам победил смерть, он и тебя выведет из смертного плена и возведет к Вечной Жизни.
Реализм Воскресения – вот то знамя, которое гордо несли первые христиане и ничего не боялись. Прочитаем слова святителя Игнатия Антиохийского, в 110-х годах брошенного на съедение диким зверям на потеху римской толпе: «Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом» (К Смирнянам, 3).
Перечитайте слова святого Игнатия – и вы увидите родник, живой ключ веры и жизни нашей. А увидев, припадем и будем пить эту сладкую живительную влагу, которая сделает нас сильными и смелыми.

Конец цикла бесед «Тайна Пасхи»

Примечания
[1] В греческом тексте нет слова ноги. Переводчики вставили, чтобы согласовать это с сообщением Луки (Лк. 24: 40).
[2] Нигде более в Евангелии мы не найдем такого четкого исповедания Божественности Иисуса.
[3] А была ли вообще гора? Дело в том, что гора у Евангелиста Матфея является излюбленным местом Откровения Божьего (См.: Мф. 4: 8; 5: 1; 8: 1; 14: 23; 15: 29; 17: 1; 21: 1). По мысли Матфея, уместней всего, чтобы эпизод, где Воскресший Иисус, по сути, дает Откровение о Своей Божественной власти и полномочиях и о Троице, произошел на горе.
[4] Несомненное указание на Евхаристию мы находим и в рассказе о явлении Иисуса двум из учеников, идущих в Эммаус: И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им (Лк. 24: 30). Здесь просто невозможно не узнать жестов, знакомых нам по Тайной Вечери.
Намеки на Евхаристию есть и в других рассказах о встречах с Воскресшим.
Скорее всего, перед нами – плод осмысления этих встреч Церковью. Для Церкви каждая Евхаристия – есть встреча с Воскресшим Христом. И на службу эту мы собираемся, прежде всего, в воскресный день (а в древности – только в воскресный день).

..................

Воскресение Христово плавно переходит в Вознесение Христово. Какое-то время являясь ученикам, Спаситель ушел в мир иной, к Богу Отцу. Мы, кстати, в конце очерка «Тайна Пасхи» упомянули о Вознесении, но развивать эту тему не стали. А тема очень интересная. Сколько времени Иисус был с учениками: сорок дней или это число символическое? Почему один и тот же автор – Лука – в одном месте сообщает. что Иисус Вознесся к Отцу на второй день после Воскресения (Лк. 24: 51), а в другом месте – что через сорок дней (Деян. 1: 3)? «Летел» ли Иисус по небу, или это просто символический язык для изображения таинственных вещей и событий? Какое значение имеет Вознесение для нас, и почему Апостолы вернулись, проводив Учителя «с радостью великой» (Лк. 24: 52), ведь это было расставание?..
Много интересных вопросов, к которым мы вернемся в отдельной публикации.
А пока – несколько фотографий с Елеонской горы, с той самой, откуда Христос Вознесся.

в1аа.jpg
Из любой точки Иерусалима, да что Иерусалима, мы видели это из Иерихона!!! видна «Русская свеча». Это колокольня русского Спасо-Вознесенского монастыря на Елеонской горе. Построенный в 19-м веке, монастырь стоит близ места (в двухстах метрах), откуда Вознесся Господь наш Иисус Христос.

в0.jpg
Храм монастыря снаружи невзрачный. Такой, простите за прямоту, невзрачный, что за два посещения этого места я, не расстающийся в поездке с фотоаппаратом, ни разу его не сфотографировал. Эту фотографию пришлось брать из Интернета...

в2в.jpg
Но внутри храм замечателен!

в3аав.jpg
Поднимаешь голову к куполу – и видишь Возносящегося Христа...

в4ав.jpg
А вокруг – монастырские земли Елеонской горы, бережно культивируемые монахинями. Вот такая оливковая роща, в которой деревья утопают в цветах, есть в обители.
Перейти к следующей записи Пасха в Троицком соборе
Перейти к предыдущей записи Тайна Пасхи: 6

Комментарии

Спасибо, отец Константин. Интересно и познавательно. Хотя параллели, о которых вы упомянули при обсуждении встречи на пути в Эммаус, мне показались надуманными.
 
Отец Константин пишет: "Помните, Ева ела запретный плод и дала мужу? И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги (Быт. 3: 7). И в этом рассказе Луки – трапеза. И тоже открываются глаза: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24: 31)."

У Адама и Евы открылись глаза, но помог им в этом дьявол....поэтому открывшись они одновременно закрылись для видения Бога. Глаза как бы открылись, но в другую сторону: от Бога.

Во втором случае уже Бог предлагает трапезу и через неё у человека вновь открываются глаза видеть Господа. Происходит восстановление первоначального зрения.

Вот такие у меня мысли, eсли я правильно понимаю.
 
"Но вполне возможно, что этот срок Лука просто придумывает. Вообще было бы странно, чтобы Иисус Свои встречи согласовывал с неким бизнес-планом: до сорокового дня являюсь, а уже в 41-й нет."

Отец Константин, если у нас нет веских доказательств, то ни в коем случае мы не должны "просто так" подвергать сомнению слова Апостола о сорока днях.... Если так легкомысленно подходить к вопросу, то можно далеко зайти.
 
1) в последних строках Евангелие от Луки сказано о Вознесении на второй день
2) срок «сорок дней» очень особенный срок для иудеев:
- ноев потоп был 40 дней по замыслу Бога
- Моисей чуть ли не постоянно использовал 40 дней для уединения с Богом
(Исход 24:18) (Исход 34:28) (Второзаконие 9:9) (Иона 3:4)
- сорок дней стали сорока годами скитаний по пустыне (Числа 14:34)
- и еще (Иона 3:4), (От Матфея 4:2) (От Марка 1:13) (От Луки 4:2)

Недоразумение о дне Вознесения очевидно есть.
В книге Деяний есть и другие недоразумения.
 
Евгений Горчагов написал(а):
1) в последних строках Евангелие от Луки сказано о Вознесении на второй день
где конкретно об этом сказано? ... возможно вы домыслили это сами? Сделали вывод на основании непрерывного повествования, не делая паузы между разными событиями, либо что-то другое, даже не знаю что. Но вы не правы. Там ничего подобного нет и в помине.

Никаких недоразумений о сорока днях после Воскресения нет, и никогда не было!
По крайней мере я не встречал ничего подобного у толкователей.

Где, хоть один Святой Отец высказывал сомнения на этот счёт? Я эти сомнения впервые услышал в этом труде отца Константина, поэтому и высказался.

Если же я заблуждаюсь, и этому всегда и повсеместно учила Святая Церковь, то укажите мне соответствущие места в трудах Святых Отцов.

"Бизнес-план", если так угодно называть, у Бога действительно имелся и имеется, и не только об этом событии, а обо всём! Ибо 40 дней Господь наш Иисус Христос пребывал с учениками после Своего Воскресения, а на 50 день после Воскресения сошёл Дух Святой на Апостолов. Да возьмите всё земное пребывание Господа Иисуса Христа, там всё по "бизнес-плану", всё соединено с ветхозаветной историей, всё переплетено. Ветхозаветно-пророчески, новозаветно-явно. Праздники ветхозаветные переходят в новозаветные, раскрывая свой истинный смысл. Христос не мог воскреснуть не в Пасху, Дух Святый не мог сойти на Апостолов не в Пятидесятницу. Это же очевидный "бизнес-план" Бога.
 
Христос воскресе! Спасибо, отец Константин! Всегда с большим интересом читаю Ваши записи. Редко пишу комментарии, потому что по невежеству моему у меня редко возникают вопросы - мне бы эту информацию переварить :). Вернее, нет... один вопрос все-таки есть (скорее даже не вопрос, а недоумение): когда же Вы спать успеваете?
 
Михаил Р.Б. написал(а):
...Это же очевидный "бизнес-план" Бога.
Вы правы, скорее всего, с огромнейшей долей вероятности.
только не стоит горячиться, ну какой тут бизнес, план - да, очевиден, а еще мягче и точнее - "замысел".

И да, наверное в последней главе Евангелия Луки нужно отметить временной пропуск в повествовании.
В этом и суть осмотрительных рассуждений, и отметить это было важно и уместно.

Михаил, Вы критичные моменты воспринимаете особенно, не как многие,
а видите ситуацию в очень контрастных тонах, очень остро реагируете,
это благо для "напарников по Евхаристии", для обсуждения насущного в Духе через Евангелие,
но Вам тяжело, потому что не сохраняете (не знаете) блаженство.
Знаю уникальный чисто православный метод обретения блаженства (и сохранения в любой ситуации),
это трепетное отношение к святым и святыням.
Если человек перед иконой или размышляет о святых, его "задевают" и он грубо отвечает или негативно оценит
(даже если есть все основания подозревать самое худшее),
то говорит "прости Господи" или прости святому за свои негативные мысли.
Тогда у человека формируется надежный оплот духовной силы при мыслях о святом,
- надежный светлый мир, где нет беспокойства и "ни грязи ни пыли".
 
У меня есть два вопроса. Один не по теме.

1. Что говорит Святая Церковь о Воскрешении на третий день (почему не в четвертый или в первый)?

2. Как поступают со святыми дарами (кровь и тело) Христова после литургии, если и дьякон и батюшка садятся за руль после службы?

Спасибо!
 
Михаил Р.Б. написал(а):
"Но вполне возможно, что этот срок Лука просто придумывает. Вообще было бы странно, чтобы Иисус Свои встречи согласовывал с неким бизнес-планом: до сорокового дня являюсь, а уже в 41-й нет."

Отец Константин, если у нас нет веских доказательств, то ни в коем случае мы не должны "просто так" подвергать сомнению слова Апостола о сорока днях.... Если так легкомысленно подходить к вопросу, то можно далеко зайти.


Дорогой Михаил.
Я про условность 40-дневного срока, который мы находим у Ев. Луки, сказал не просто так. Не хочу приводить аргументы, Вы, при желании, можете сами все узнать, обратившись к современным трудам по библеистике. Я, когда что-то пишу, десять раз продумываю и выверяю свои слова, так что можете быть уверенным, что я не просто так все это написал, это в современной науке общепринятая точка зрения.
Скажу о другом. Вы думаете, что выступаете как бы в авангарде Православного Предания и боретесь с либерализмом. А знаете ли Вы его, это Предание? Вы в одном из комментариев пишете: «Никаких недоразумений о сорока днях после Воскресения нет, и никогда не было!»
Поражаюсь Вашей самоуверенности. Вы, наверное, глубоко этот вопрос изучили? Тогда Вы, конечно, знаете, что праздник Вознесения в 40-й день стали отмечать только в 5-м веке. До этого временем пребывания Воскресшего Христа с учениками считался период до дня Пятидесятницы.

Приведу отрывок из Православной Энциклопедии:
До кон. 4 в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. В 4 в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как самостоятельный праздник (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (после 300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особое празднование выделилось и Вознесение.
Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64; см.: Kretschmar. 1954-1955).
Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о В. Г. (Eger. Itiner. 43. 5)…
Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Госпдня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (V 19). См.: ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

И еще одно, для размышления: …В последних стихах Ев. от Луки рассказывается о Вознесении Христа через 2 дня после Его Воскресения. А в 1-й главе книги Деяний тот же Лука дает другой вариант: 40 дней. Можно легко «разделаться» с этим сложным местом, сказав, что в Евангелии речь идет не об окончательном Вознесении, а просто о временном уходе. Сегодня ушел, завтра опять вернулся, а вот на 40-й день Христос окончательно ушел на Небеса. Но все не так просто. Лексические формы двух рассказов показывают, что говорится об одном и том же. Перечитайте, и Вы убедитесь, что слова Христа – одинаковые, Его повеление – одинаковое, реакция учеников – одинаковая. То есть, Лука сообщает об одном и том же событии. И в Евангелии оно происходит на 2-й день после Воскресения, а в книге Деяний на 40-й. А автор обоих текстов – Евангелист Лука.

Словом, не все так просто… Но подробно разбирать эту тему я сейчас не буду.

С любовью, прот. К.
 
Спасибо отец Константин за аргументированный ответ. Прошу прощения за отнятое у Вас время.
Тема не об этом, Вы правы. Но 2 дня - этого вообще не может быть, и я не видел что бы в Евангелии от Луки об этом было сказано, откуда взялось это число мне не понятно.
Напротив, вот здесь
http://azbyka.ru/forum/showpost.php?p=52726&postcount=2
Леонов Алексей Михайлович, пишет чётко:
"После этого свидетелями Воскресшего сделались ближайшие Его ученики - апостолы, - находившиеся вместе в одном из домов. Апостола Фомы в тот момент в доме не было, оттого он, впоследствие, с недоверием отнесся к рассказу о чудесном явлении Христа. Спустя восемь дней по Воскресении, Спаситель вновь посетил Своих учеников, среди которых на этот раз был и Фома. Затем Господь явился Петру, Фоме, Нафанаилу, Сыновьям Заведеевым ( Иоанну и Иакову ) и двум другим ученикам на Тивериадском море, где удивил и обрадовал их чудесно-успешным результатом рыбалки. В сороковой день по Воскресении Иисус, в присутствии апостолов, вознесся на Небо."

Что касается празднования в древности одновременно Пятидесятницы и Вознесения, то это не говорит о том что считалось что Христос пребывал с учениками до Схождения Святого Духа. Просто не было выделено Вознесение в отдельный праздник.
 
Алексей Михайлович, использовал общепринятое предположение,
(чтобы узнать официально принятое, то нужно именно к нему).

Но на каком основании принятое - вопрос, сомнения уместны.
Если уточнение будет необходимо, то Бог даст его в свое время.

Михаил! если Вам принципиально важен факт соответствия разных мест в писании,
то Вам нужно изучить вопрос об оригиналах, текстах-первоисточниках,
и тогда поймете, что Новый Завет написан не на скрижалях, а душах,
например, не во всех первоисточниках есть слова (Лк.23:34)
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.»

Все, что относиться к насущным вопросам, в Завете дано четко.
Пусть Вас не пугает человеческое соавторство (что передано оно в душах людей).
Мне, например, важна доступность мудрости для всех моих насущных вопросов,
(мудрость Иисуса, которую найти больше нигде не возможно, мудрость не доступная человеку)
Важно, что нет повода усомниться в мудрости слов Христа.
 
р_б_ Андрей написал(а):
У меня есть два вопроса. Один не по теме.

1. Что говорит Святая Церковь о Воскрешении на третий день (почему не в четвертый или в первый)?

2. Как поступают со святыми дарами (кровь и тело) Христова после литургии, если и дьякон и батюшка садятся за руль после службы?

Спасибо!

1. В Библии третий день имеет особое значение: это день Спасения.
В 4-й книге Царств в 20-й главе читаем: В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: "О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем, и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень... И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел. И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень? И сказал Исаия...........

У пророка Осии читаем: Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его (Ос. 6: 2)
.

Можно приводить и другие примеры, но достаточно.

2. Святые Дары всегда потребляют и потом садятся за руль. Никаких проблем обычно не бывает.
 
Сергей Н написал(а):
Спасибо, отец Константин. Интересно и познавательно. Хотя параллели, о которых вы упомянули при обсуждении встречи на пути в Эммаус, мне показались надуманными.

Дорогой Сергей. Это не я придумал про параллели. а общепринятая точка зрения среди ученых-библеистов. Дело в том, что мы читаем Писание по-русски. А если бы Вы взяли текст на языке оригинала, Вы бы увидели, что параллели есть. Есть определенные лексические конструкции, повторяющиеся с зеркальной точностью.
Поэтому либо учим греческий текст, чтобы убедиться лично, либо поверим ученым, которые этим профессионально занимаются, ОК?
 
Здравствуйте, отец Константин. Христос Воскресе!

Когда воскрес Христос?
Григорий Нисский пишет (Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова):
«Ибо был вечер, когда снедено было сие священное и святое тело. За сим вечером последовала ночь пред пятницею. Далее — день пятницы, разсеченный вводною ночью, разделяется на одну ночь и два дня. Ибо если Бог «тму нарече нощь»(Быт. 1:5), а в продолжении трех часов была тма по всей вселенной, то эта тма и есть ночь, новоразделившая день по средине, разграничившая собою два отдела дня, один, — от разсвета до шестого часа, другой, — от девятого (часа) до вечера. Таким образом доселе было два дня и две ночи. Далее, — ночь пред субботою и с нею день субботы, — ты имеешь три ночи.
Наконец исследуй время воскресения, и найдешь истину сказанного. Когда последовало воскресение? «В вечер субботный» — провозглашает Матфей (Мф. 28:1). Итак, вот (самый) час воскресения по гласу Ангела. Вот предел пребывания Господа в сердце земли. Ибо когда был уже глубокий вечер, начинавший собою ту ночь, за которою последовал первый из (после) субботних дней; тогда произошло землетрясение; тогда блистающий одеждами Ангел отвалил камень надгробный. А жены вставшие незадолго до утра, когда уже появлялся дневной свет, так что показывалось и некоторое сияние восходящего солнца, возвещают уже совершившееся воскресение; о чуде они узнали, час же не был им открыт. Ибо Ангел сказал им, что Господь возстал, а когда, — в слове (своем) не прибавил. Но великий Матфей один из всех Евангелистов точно обозначил время, говоря, что вечер субботный был часом воскресения
».

Как Вы прокомментируете это?
 
Не дождался Вашего комментария о. Константин, поэтому попытаюсь разобраться в вопросе о том, когда воскрес Христос, самостоятельно.

«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф.12:40). Я это понимаю так, что Христос пребывал в преисподней, то есть в аду, три дня и три ночи. Но, если делать отсчет трех ночей с момента смерти Христа в пятницу, то время воскресения Христа отодвигается на понедельник.

Проблему трех ночей, прошедших от смерти до воскресения Христа, поможет решить идея Григория Нисского о затмении после смерти Христа в пятницу: «Если Бог «тму нарече нощь»(Быт. 1:5), а в продолжении трех часов была тма по всей вселенной, то эта тма и есть ночь, новоразделившая день по средине, разграничившая собою два отдела дня, один, — от разсвета до шестого часа, другой, — от девятого (часа) до вечера».

Тогда, если отсчитать три ночи от момента смерти Христа – тьма вселенская (первая ночь), затем ночь с пятницы на субботу и ночь с субботы на воскресение, то определим, что Христос воскрес в ночь после окончания субботнего дня, то есть перед рассветом воскресного дня.
 


Идея считать затмение ночью неубедительна
(потому, что тогда любую тьму нужно считать ночью).
И из трех дней очевиден только день в субботу.

Он Воскрес в третий день, а не "через три дня" или "в три дня".

Иисус не явился сразу, в Воскресение.
Можно полагать, что уже воскресшим Он все еще прибывал в сердце земли.

У Марка и Матфея идет речь о встрече в Галилее,
а это 100 км от Иерусалима т.е. 2 дня пути пешком
(1 день если очень поспешить, ученики были молоды).

По Луке, два путника, встретивших Иисуса (~понедельник/вторник),
вернувшись в Иерусалим (~во вторник/среду)
услышали, что Петр уже встретил Иисуса (первым).
 
Последнее редактирование:
Евгений, разве Иисус не явился сразу Марии и ученикам Его в воскресение?
«В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба…А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб…обратилась назад и увидела Иисуса стоящегоВ тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоан.20).

Я придерживаюсь толкования блаженного Феофилакта Болгарского: - «Ибо Он, сойдя в сердце земли — разумею преисподнее место, ад — в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей».

Но в этом толковании трех ночей, даже и неполных, никак не получается. Есть только две ночи – полная ночь с пятницы на субботу и неполная ночь с субботы на воскресение. Поэтому, чтобы это толкование отображало правдивость Евангелие, первой ночью следует считать вселенскую тьму, которая действительно есть самая настоящая ночь, наступившая после смерти Христа.

А объяснение Григория Нисского с отсчетом от четверга, может быть, для богословов и сойдет, но оно слишком заумно для простых людей. Мы по-простому говорим, что Христос умер в пятницу и в этот же день, сошел в преисподнею. А истина, как правило, а простоте.
 
Чтобы свести воедино все четыре Евангелия нужно рассматривать сюжет так

По (Ин.20) в день Воскресения Мария видела не то ангела, не то садовника, и как бы на мгновение Иисуса и так, что запрещено к Нему прикоснуться.
Далее по (Ин.20), к ученикам Иисус пришел в тот же день недели
(а не в тот же именно день, иначе зачем в (Ин.20:19) речь о дне недели, если можно сказать просто "тот де день"),

С учетом Марка и Матфея необходимо предполагать:
1) что первой была встреча в Галилее (еще до встречи у озера по Иоанну),
и была она не ранее первого понедельника после Воскресения.
2) что у Луки потерян текст в (Лк.24:1…13), например, сообщение о Галилеи и поэтому слова (Лк.24:13) «В тот же день двое из них шли в селение … » относятся ко дню следующему (понедельнику или вторнику), поскольку расстояние до селения 10км т.е. всего 2 часа. И если путники пошли в воскресение, то по Луке, Петр видел бы Иисуса уже в воскресение, а за часть дня нельзя дойти до Галилеи (и еще сообщение об этом вернулось) и тогда Евангелия Марка и Матфея не вписываются.

К тому же, с этими предположениями сходится и сказанное в (Матф.12:40) о 3х днях и ночах,
и объясняется почему Иисус не встретился прямо у гроба (потому что как Иона Он был заперт).
 
По Матфею первая встреча с Иисусом была не в Галилее, а когда они шли возвестить ученикам Его. «...И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня…». (Матф.28).

Итак, по Матфею получается, что они встретили Христа в воскресение недалеко от Иерусалима.
 
(Мф.28:9).
Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Это речь о двух Мариях, в те времена, евангелисты, как и все, не воспринимали женщин всерьез, как свидетелей. С перепугу и радости они могли не разобраться (как сказано в ев. от Иоанна о Марии у гроба) видели они Иисуса или ангела или встречного или им как-то еще так представилось. Главное что это со слов женщин (того времени), поэтому Матфий мог это писать, не задумываясь, было ли это так или как-то иначе. Просто вот такая особенность того времени, поэтому эту строку нельзя воспринимать как точный факт появления Иисуса - Матфий так понимал, это было и в его подсознании (до мозга костей).
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
6.063
Комментарии
21
Последнее обновление
Сверху