Великий пост: основные вехи

Опубликовал священник Константин Пархоменко в блоге «священник Константин Пархоменко». Просмотры: 5466

Великий пост: основные вехи. Часть 1

Перед началом Великого поста предлагаю беседу, проведенную перед прихожанами Свято-Троицкого Измайловского собора и всеми желающими.
Вы познакомитесь с основными вехами Великого поста, с его службами, обрядами… Думаю, что настоящая беседа, расшифрованная моим другом Натальей Авдейчук, будет интересна и полезна как тем, кто несомненно собирается поститься, так и тем, кто еще колеблется в этом вопросе.

IMG_0756.JPG
Петербург прекрасен всегда. Когда позволяет время и силы, я не еду на метро или маршрутном такси,а иду в храм пешком. Транспорт занимает 45-50 минут. Пешком в собор я дохожу за 55 минут.Да, идти, сгибаясь под пронизывающим ветром по прекрасным петербургским мостам, нелегко, но зато и увидишь ты то, чего никак не разглядеть через заиндивевшее окно автобуса.

IMG_0759.JPG
Петербургские школьники, чьи школы находятся в этом районе, для занятий спортом (в частности, лыжным)облюбовали самые прекрасные места.По-моему, человек, который занимается физкультурой в таком месте, да и вообще ходит по таким улицам, по определению не может вырасти плохим.

IMG_0768.JPG
Конь Петра Великого соревнуется с солнцем...

IMG_0791.JPG
Эти живописные персонажи, разочаровавшись в публике, которая тоже не спешила с ними фотографироваться при минус 20, шли греться... в кафе. Фотография моментальная и случайная, но, кажется, точно передающая атмосферу и дух места.

IMG_0794.JPG
Прекрасный и трагичный Исаакиевский собор.
Одна из жемчужин зодчества былой России, в советское время собор стал гигантским наглядным пособием по «научному атеизму». Здесь подвесили маятник Фуко, который, по уверениям лекторов, напрочь опровергал религиозные учения (чему обыватели верили).Здесь проводились антирелигиозные выставки и мероприятия.

IMG_0798.JPG
...

IMG_0800.JPG
Обхожу мощные, сверкающие в лучах солнца колонны и...

IMG_0815.JPG
В следующий раз достаю фотоаппарат через полчаса, когда подхожу к Никольскому собору. Здесь меня посвящали в сан священника.

IMG_4658.JPG
Наконец, наш собор. Вхожу под своды.

IMG_4675.JPG
Традиционная субботняя беседа с прихожанами и гостями собора. Каждую субботу, в 16 часов.
Запомните и приходите:)

Начинается Великий пост. «Весна для души», как его называют святые отцы. Великий пост продолжается с понедельника первой седмицы по пятницу шестой седмицы включительно. Последующие суббота и воскресенье (Лазарева суббота и Вербное воскресенье) к Посту уже не относятся. А затем начинается Страстная неделя, семь Страстных дней.

Хотя Лазарева суббота и Вербное воскресенье к Посту не относятся, но, чтобы не было разрыва между Постом и Страстной неделей, хотя и ослабляется Пост (разрешаются рыбная икра и рыба), все-таки положено эти дни проводить постно, не позволяя себе вкушать ни мясного, ни молочного.

Итак, сорок дней Великого поста плюс два дня (суббота и воскресенье) и плюс шесть дней Страстной недели. Именно шесть, а не семь, потому что воскресенье – уже Пасха. Значит, Пост будет длиться 48 дней!

Великий пост сформировался не сразу. Еще в III – IV веках шли споры, сколько дней поститься в дни Великого поста. Но к IV веку этот период был определен как сорокадневный. Христос постился сорок дней перед вступлением на Свое служение после Крещения. И мы должны поститься сорок дней по примеру Христа, чтобы очистить душу, возвысить ум.

Какая польза от Поста? Я не говорю про физическую пользу Поста, как сейчас пишут во многих газетах и журналах. Церковь никогда такие практические цели, как очистка организма от шлаков, не преследовала. Да и шлаков в то время, как я думаю, не было, так как люди питались здоровой пищей. Пост существует, прежде всего, как упражнение для души. Это наша жертва Богу. В дни Великого поста мы показываем Богу и самим себе, что не зависим от требований плоти. Хочется что-нибудь изнеженное, вкусненькое, расслабляющее поесть или выпить, но мы должны держаться, воспитывать, тренировать волю и, тем самым, доказать себе самим, что в нас главное – дух, душа с ее требованиями, а не физиологические желания.

Это очень серьезное упражнение. В древности святые отцы сравнивали дисциплину Поста со стоянием солдата на посту. По-латыни пост и означает именно стояние на посту. Как часовой, стоящий на посту, ничего не вкушает, но проявляет, преодолевая усталость или лень, свою волю, также и человек, «стоящий на посту» в дни Поста, не должен вкушать ничего запретного. Некоторые люди в древности постились очень строго, а некоторые – мягко, и никогда никто никого не осуждал. К сожалению, не так бывает сегодня. Если в Петербурге люди интеллигентные и никогда не осуждают тех, кто не постится, то в «традиционных» православных областях приходилось встречаться с отрицательным отношением к не постящимся. Там постящиеся относятся с каким-то пренебрежением к тем, кто не постится. (Я не говорю о том, что не постящиеся неверующие относятся со злобой к тем, кто постится, но это их, безбожников, дело. Мы же, верующие, должны ко всем питать добрые чувства, не заглядывать ни в чью тарелку и думать только о своем духовном делании.)

Помните: соблюдение телесного, физического поста является самостоятельным, свободным решением.
Это актуально для некоторых семей, в которых одна супружеская половина является верующей, а другая – нет. Нет никакой ценности в посте, если человека заставляют поститься. Например, если человек сидит в тюрьме и его плохо кормят, или если жена говорит: «Не мытьем, так катаньем, но я своего мужа заставляю поститься. Он не хочет поститься, а я только постное и готовлю», – это, конечно, не пост. Если муж не хочет поститься, нужно дать ему свободу в этом отношении. Но если с мужем есть взаимопонимание (а в той или иной степени оно все равно есть, даже если наши родственники или супруг/супруга не очень верующие), то можно договориться, что, например, в какие-то дни человек не будет вкушать скоромной пищи. То есть всегда нужно подходить к неверующему родственнику или супругу/супруге с щадящими требованиями.

И, уж, конечно, надо стараться, чтобы наше пощение, вызывающее дискомфорт в желудке и в общем самочувствии, не приводило нас к злости, плохому настроению. Если говорить о строгих монашеских правилах относительно телесного поста, то первые три дня Великого поста вообще предписывается не вкушать и только в среду вечером после захода солнца разрешается немного поесть. Кстати, некоторые наши прихожане так и постятся. Но это уже экстремальный вариант, это для людей здоровых. В любом случае, надо посоветоваться сначала со священником и взять у него на это благословение. Но следите, дорогие, чтобы на настроении, характере это отрицательно не отражалось.
Я знаю одного начальника, который именно так и «постится». Каждый раз в среду вечером на первой седмице Поста он собирает подчиненных, чтобы устроить им взбучку. И все работники иронизируют, что понедельник и вторник он накручивал себя, ничего не вкушал, чтобы стать злее, к среде у него настроение стало никаким, поэтому он всех и ругает.

Надо понимать, что пост – это, прежде всего, духовное воздержание, а не только физическое. Некоторые (и даже пастыри) говорят, что Богу не важно, что мы постимся, для Него главное – чтобы мы никого не обижали. На самом деле это потворствование слабостям, потому что по церковным древнейшим канонам пост всегда подразумевал и отказ от чего-то вкусного, приятного, сытного. Пост – это наша жертва, и не только духовная, но еще и жертва физическая.

В Пост, конечно, надо усилить молитву. Благодаря тому, что сейчас многим семьям доступен Интернет, очень легко взять какие-то великопостные тексты в Интернете и почитать.
Книги, конечно, есть, но многие из них церковнославянским шрифтом напечатаны, а не русским, да еще эти книги надо пойти и купить, в них нужно как-то разобраться… В Интернете же для желающих осмысленно идти путем Поста размещаются соответствующие великопостные тексты. Можно это сделать прибавкой к вечернему молитвенному правилу или заменить вечернее правило чтением этих великопостных текстов.

На сайте АЗБУКА ВЕРЫ: https://azbyka.ru/bogosluzhenie/
Календарь Великого поста (ежегодно автоматически меняется): https://azbyka.ru/days/paskha/velikiy_post.php

Начинаем мы готовиться к Великому посту за четыре недели до его начала… Два слова об этих неделях, так называемых подготовительных.

Самая первая из них называется «О мытаре и фарисее». И Евангелие, и богослужебные песнопения напоминают нам об этой теме. Только кающийся человек приятен Богу, говорят они, самодовольство в вопросах веры и духовной жизни – путь тупиковый.

Вторая подготовительная неделя – это неделя «О блудном сыне». Мы вспоминаем о том, что, как бы далеко человек ни ушел от Господа, всегда есть возможность вернуться и Господь его примет, как любящий отец.

Третья неделя называется «О Страшном Суде». Читается Евангелие о том, что все предстанут на Страшный Суд перед Господом и каждому он вынесет приговор. Когда мы говорим «приговор», то не надо понимать это буквально, то есть, что Бог, как какой-то судья, вынесет нам приговор. Мы сами выносим себе приговор своей жизнью. В потустороннем мире обнаружится та судьба, к которой мы себя расположили: или мы всю жизнь во тьме жили, поглощенные земными вещами, или мы заботились о духовном, прекрасном, небесном.
У меня в руках – книга об архиепископе Михаиле (Мудьюгине). Эту книгу, в которой собраны высказывания владыки, издали его почитатели. И вот сегодня, когда я ехал на нашу встречу в метро, я читал эту книгу и нашел здесь очень проникновенные слова о том же, о чем мы сейчас говорим. О том, что каждый человек сам себе выносит вечный приговор. «Весь мир, – говорит владыка, – о чем я в силу своего возраста могу свидетельствовать, находится в постоянном ускорении. В таком ускорении, что он перестает жить, а только существует. Крещендо в ходе (владыка развел руками, вздохнул и продолжил). Некогда думать – надо успеть отреагировать. Нет, это не грустно, это страшно. Нет, конечно, движение – это хорошо. Всему своя мера, и мера действию – осмысленность целеполагания и направления. В противном случае человечество загонит себя до смерти. Знаете, я думаю, что прогресс и ускорение – одна из самых удачных дьявольских уловок. Бег за материальными благами – иначе говоря, бег за тленной тварностью. Это ли не глупость?»

Но мы отвлеклись. Наконец, подготовительное воскресенье к Посту, последнее, называется «Сыропустное», то есть сыр (молочная продукция) опускается, больше мы не будем вкушать ничего молочного. А в богослужении это воскресенье названо «Неделей воспоминания об Адамовом изгнании». (Неделя – так по-старославянски называется воскресный день.) Мы слышим песнопения, каноны, стихиры, напоминающие о том, что человек потерял, отойдя от Бога.

В последний день перед Великим постом совершается чин прощения, когда священники просят друг у друга прощения, потом выходят, кланяются людям, и люди тоже подходят к священникам и просят у них прощения. Это очень древний обычай. Хорошо бы всем людям, которые поссорились, примириться, чтобы вступить в Пост примиренными, открытыми для принятия благодати, настроенными на покаяние.

Какие будут совершаться службы в дни Поста? Сразу хочу сказать, что та Литургия, которую мы знаем и любим, будет служиться только в субботу и в воскресенье. В будние дни такая полная Литургия служиться не будет. Многие люди разочаровываются этим. Бывает так, что люди соберутся утром в храм, придут, а тут все читают, поют, да поклоны кладут, и потом говорят мне: «Мы хотели прийти на Причастие, подготовились, подумали о грехах, пришли, а там никакой Литургии не было». Надо знать, что в Посту только по субботам и воскресеньям совершается полная Литургия. Но по средам и пятницам совершается служба, которая называется Литургией Преждеосвященных Даров.

Почему она так называется?
Потому, что во время этой Литургии мы используем Дары – Тело и Кровь Христовы, заготовленные заранее, на полной воскресной Литургии.
Во время Литургии Преждеосвященных Даров мы Частицу Тела, напоенную Кровью Христовой, раздробляем и кладем в Чашу с вином. Этими Божественными Частицами люди и причащаются

Откуда произошла практика в дни Великого поста служить такую Литургию, на которой причащаются заранее приготовленными Дарами? Это пошло со времен монашеского подвижничества. В древности была практика, когда пустынники, монахи, уходили на весь Пост в пустыню, чтобы молиться и поститься, по примеру Спасителя, который 40 дней провел в пустыне. И вот в качестве духовной поддержки, чтобы поддержать себя Божественной пищей, монахи брали с собой Причастие. Монахи положили начало созданию молитвенного последования, которое впоследствии и выросло в Литургию Преждеосвященных Даров. Первоначальное небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, чтения, молитв, поклонов, сегодня превратилось в пышную, красивую Литургию.

И вот начался Пост… Скажу о нем немного, чтобы вы ориентировались в пространстве этих дней.

Каждый будний вечер в храме служится великое повечерие. Это монашеская служба. Она состоит из чтения, большого количества псалмов и разных молитвенных текстов. Обычно великое повечерие совершается при погашенном свете – только лампадки горят. В некоторые особо торжественные дни к Великому повечерию прибавляется и утреня.

Что совершается утром в те будние дни, когда Литургии нет? Каждый день совершаются службы:
часов,
изобразительных,
вечерни.

Часы – это краткие службы. Правильнее даже перевести не часы, а стражи. В древности были установлены эти последования, потому что четырежды менялся караул, то есть каждые шесть часов происходила смена городского караула. Монахи ввели то же самое: раз стражники выходят караулить и стеречь город четырежды, то и мы введем свои стражи, только духовные, молитвенные стражи. И были введены эти четыре стражи, или, как по-славянски мы их называем, часы. Эти часы должны читаться на протяжении суток, но для удобства все часы соединили воедино, так как обычные люди не могут несколько раз приходить в храм, это монахи могут по каждому удару колокола прийти в храм. Существуют четыре часа (или стражи). Они называются первый, третий, шестой и девятый. Эти часы совершаются всегда утром.
Во многих храмах на часах читается Евангелие. Служба каждого часа занимает 15-20 минут.

Заканчиваются такие маленькие службы (часы), и начинается служба, которая называется изобразительны. Начинается она с песнопения: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем…»

И, наконец, в будние дни утренние службы заканчиваются вечерней. Сейчас вечерня совершается утром, хотя в древности она совершалась вечером. На этих службах Причастия нет. Есть чтение, пение и много-много поклонов. Каждый раз – молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с поклонами.
Мы сейчас еще мало кланяемся. Я читал воспоминания иностранных паломников, которые были на Руси в XVI – XVII веках. Они рассказывали, как присутствовали за великопостной службой и клали поклоны, и насчитали 400 поклонов, которые за службу люди положили. Сейчас, конечно, гораздо меньше, чем четыреста, совершается поклонов.

Вот такая служба: часы, изобразительны и вечерня – совершается по утрам в понедельник, вторник и четверг на протяжении Великого поста.
По средам и пятницам, к этой службе добавляется Литургия Преждеосвященных Даров.

В субботу и воскресенье служится обычная и привычная нам Литургия. По субботам это Литургия св. Иоанна Златоуста, а по воскресеньям – Литургия св. Василия Великого. На слух почти никакой разницы нет, но если вы возьмете тайные молитвы, которые читает лишь священник, вы увидите, что молитвы разные.
Для священников это принципиальная разница – какую Литургию совершать, а обычному человеку все равно, потому что песнопения все те же самые – «Милость мира», «Херувимская» и проч.
Вам необходимо войти, чтоб оставлять комментарии