Исказила ли что-то Православная Церковь?
Приглашение к разговору…
Каждый день мы с вами читаем (а на богослужении даже поем) Символ веры. Мы уже разбирали с вами этот удивительный документ, который емко, лаконично, точно выражает веру Святой Православной Церкви.
Помните последние слова Символа веры? Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Давайте сегодня освежим в памяти: что же значит это выражение Апостольская Церковь? Протестанты делают акцент на том, что это та Церковь, которая осуществляет Апостольское служение, то есть несет Слово Божие миру. Именно этот смысл они подразумевают, читая Символ веры (они его тоже признают).
Но, согласитесь, нам важно узнать, не какое содержание в это понятие вкладывают те или иные конфессии, те или иные богословы, а то, что имели в виду богомудрые древние отцы первых веков христианской эры, которые этот термин ввели в употребление.
Давайте посмотрим, что же имелось в виду в самые первые столетия, когда Церковь называли Апостольской.
А имелось в виду то, что наша Церковь есть именно та самая Церковь, которая существует от времен Апостольских и возвещает истину, завещанную нам Святыми Апостолами.
Ап. Павел пишет: «Вы... сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем«» (Ефес. 2, 19-20). «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» (Откр. 21, 14).
Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» (создано в начале 2-го века) представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих полноту людей мира, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов (Подобия 9).
Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры вере, врученной Христом Апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности».
У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «...Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю, но, как ученик апостолов, становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины».
Св. Ириней Лионский, защищая истинную веру, указывал на «Предание апостолов, открытое во всем мире, которое могут узнать во всякой Церкви».
В другом месте он писал: «Одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде... ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так, что всякий желающий берет из нее питие жизни».
В контексте именно такого понимания появляется известная формула, определяющая, что критерий истинности учения, характеризующий Церковь, – согласие «с учением церквей апостольских, начал и источников веры (св. Ириней Лионский)».
На сочинения св. Иринея (2-й век) опирался и Тертуллиан (3-й век). В своем сочинении «Против возражений еретиков» он показывает, что все Церкви – «побеги Церквей апостольских». «Все они древние, все апостольские, ибо все – одно. Для свидетельствования этого единства они передают друг другу мир, обмениваются именем братьев, возлагают на себя обязанности взаимного гостеприимства и все остальные права, которые не дает никакой закон, кроме как единое предание в одной и той же тайне». Тертуллиан воспроизводит учение св. Иринея об апостольском преемстве учения и распространяет его и на Церкви, созданные позже: «В некотором общем смысле и другие церкви называются именем тех, которые, будучи через апостолов утверждены в епископстве, обладают ростками апостольского сеяния».
Мы видим, что для Тертуллиана важным критерием подлинности Церкви является преемство веры, полученное от Апостолов. Эта же верность вере Апостолов должна характеризовать и общины, созданные позже смерти последних из Апостолов: относительно тех, кто не может «отнести свое основание к какому-то апостолу или мужу апостольскому, но возникли много позже, как и тех, которые возникают ежедневно, (скажем) что все они споспешествуют в общей вере и из-за единокровности считаются апостольскими».
Как произошло, что круг 12 Апостолов, созданный Христом, разомкнулся и начал включать в себя тысячи и тысячи людей и общин, которые имеют право называть себя наследниками Апостолов?
Два слова об этом.
Первоначально Иисус Христос избирает в числе учеников – Двенадцать учеников. Это очень важное число. Иудеи верили, что Мессия восстановит двенадцать колен Израильских, потерявшихся во тьме веков из-за разных потрясений. Эти колена возглавят двенадцать родоначальников.
Но Иисус не ищет потерявшиеся двенадцать израильских колен, а создает Новый Израиль – Церковь, который будет включать в себя не только иудеев, а любого человека. И возглавлять этот Новый Израиль он избирает Двенадцать Апостолов.
Функция Двенадцати – прежде всего, быть Двенадцатью, то есть, являть эсхатологическое число вождей Нового Израиля.
Поэтому понятно, что после отпадения Иуды, апостола-предателя, это священное число необходимо восполнить, и к числу Двенадцати причисляют свидетеля Воскресения Христова – Матфея.
Однако стабильность и незыблемость этого числа относительна. После смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях: «Ирод... убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 2), – не последовало никакого нового избрания. Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. «Как “коллегия” Двенадцать исторически перестают существовать после смерти Иакова, а вскоре исчезнут и все ее члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – их миссионерского и пастырского служения», – пишет протопресв. Иоанн Мейендорф.
Мы видим, что после смерти одного из Апостолов (имеется в виду – из числа Двенадцати), а в более полном смысле – после смерти последнего Апостола, Церковь вступила в новую фазу: жить по принципам, сформулированным первыми Апостолами (передающими, разумеется, не свои мысли, а волю Христову), сохранять учение и творчески осмыслять его, в русле богословских идей первых Апостолов, делать то, что делали первые Апостолы...
Это стало тем более необходимым, что во втором веке появляются и быстро развиваются еретические гностические лжеучения. В это время задача учеников апостольских – хранить и защищать «веру, однажды преданную святым» (Послание Иуды 3).
Церковь называет себя Апостольской потому, что продолжает дело, начатое Двенадцатью. И, как замечает протопресв. Иоанн Мейендорф: «Это стало возможным не столько из-за личных поручений, делавшихся отдельным последователям отдельными апостолами, – даже если такие поручения время от времени давались (см. Пастырские послания), – сколько из-за сакраментального тождества между Церковью в Иерусалиме, принявшей Духа Святого в Пятидесятницу, и любой Церковью, собранной где бы то ни было во имя Христово».
…Протестанты, хвалящиеся своей верностью Писанию и Апостольской вере, исказили ее.
Благословение однополых браков, что, по неоднократно зафиксированному в Священном Писании мнению Господа, есть «мерзость»;
Допущение абортов и эвтаназии, то есть посягательство на жизнь, священное право распоряжаться которой принадлежит только Богу;
Нарушение в вероучении, то есть нарушение Апостольской веры…
Многое и многое было искажено в протестантских общинах. Но говорить об этом сегодня не хотелось бы.
Мне, дорогие, хотелось бы пригласить вас к разговору и поставить вопрос так: что, по вашему мнению, в вере и жизни Православной Церкви не соответствует Апостольской вере? Исказила ли Православная Церковь Апостольскую веру? Или курс Православной Церкви абсолютно верен Апостольскому курсу?
Давайте поговорим об этом. Пишите в комментариях, и будем думать над этим.
Знаете ли вы, что в Петербурге есть и вот такая скульптура Апостола Петра? Нога его покоится на камне (помните слова Христа: Ты еси Петр и на сем камне созижду Церковь Мою...); в руках – ключи, символ власти впускать или не впускать людей в Царство Божие. (О ключах см.: Ключи в руках Апостола...)
Вопрос мой такой: где в Петербурге находится эта скульптура?
Приглашение к разговору…
Каждый день мы с вами читаем (а на богослужении даже поем) Символ веры. Мы уже разбирали с вами этот удивительный документ, который емко, лаконично, точно выражает веру Святой Православной Церкви.
Помните последние слова Символа веры? Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Давайте сегодня освежим в памяти: что же значит это выражение Апостольская Церковь? Протестанты делают акцент на том, что это та Церковь, которая осуществляет Апостольское служение, то есть несет Слово Божие миру. Именно этот смысл они подразумевают, читая Символ веры (они его тоже признают).
Но, согласитесь, нам важно узнать, не какое содержание в это понятие вкладывают те или иные конфессии, те или иные богословы, а то, что имели в виду богомудрые древние отцы первых веков христианской эры, которые этот термин ввели в употребление.
Давайте посмотрим, что же имелось в виду в самые первые столетия, когда Церковь называли Апостольской.
А имелось в виду то, что наша Церковь есть именно та самая Церковь, которая существует от времен Апостольских и возвещает истину, завещанную нам Святыми Апостолами.
Ап. Павел пишет: «Вы... сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем«» (Ефес. 2, 19-20). «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов» (Откр. 21, 14).
Древнехристианский пророк Ерм в своем сочинении «Пастырь» (создано в начале 2-го века) представил Церковь, раскинувшуюся на двенадцати горах, символизирующих полноту людей мира, к которым весть о Сыне Божием пришла через двенадцать Апостолов (Подобия 9).
Церковь постоянно подчеркивала эту идентичность своей веры вере, врученной Христом Апостолам, что замечательно точно выразил св. Климент Римский: «Апостолы получили для нас Евангелие от Иисуса Христа, в свою очередь Иисус Христос был послан Богом. Итак, если Христос от Бога, а апостолы от Христа, следовательно, и одна и другая миссия берут свое начало из одной воли Божией, только в соответствующей очередности».
У неизвестного христианского автора II века в «Послании к Диогнету» читаем: «...Чуждого не говорю и неразумно не рассуждаю, но, как ученик апостолов, становлюсь учителем язычников и переданное мне достойно вручаю тем, кто становится учеником Истины».
Св. Ириней Лионский, защищая истинную веру, указывал на «Предание апостолов, открытое во всем мире, которое могут узнать во всякой Церкви».
В другом месте он писал: «Одна и та же животворная вера сохранялась в Церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде... ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так, что всякий желающий берет из нее питие жизни».
В контексте именно такого понимания появляется известная формула, определяющая, что критерий истинности учения, характеризующий Церковь, – согласие «с учением церквей апостольских, начал и источников веры (св. Ириней Лионский)».
На сочинения св. Иринея (2-й век) опирался и Тертуллиан (3-й век). В своем сочинении «Против возражений еретиков» он показывает, что все Церкви – «побеги Церквей апостольских». «Все они древние, все апостольские, ибо все – одно. Для свидетельствования этого единства они передают друг другу мир, обмениваются именем братьев, возлагают на себя обязанности взаимного гостеприимства и все остальные права, которые не дает никакой закон, кроме как единое предание в одной и той же тайне». Тертуллиан воспроизводит учение св. Иринея об апостольском преемстве учения и распространяет его и на Церкви, созданные позже: «В некотором общем смысле и другие церкви называются именем тех, которые, будучи через апостолов утверждены в епископстве, обладают ростками апостольского сеяния».
Мы видим, что для Тертуллиана важным критерием подлинности Церкви является преемство веры, полученное от Апостолов. Эта же верность вере Апостолов должна характеризовать и общины, созданные позже смерти последних из Апостолов: относительно тех, кто не может «отнести свое основание к какому-то апостолу или мужу апостольскому, но возникли много позже, как и тех, которые возникают ежедневно, (скажем) что все они споспешествуют в общей вере и из-за единокровности считаются апостольскими».
Как произошло, что круг 12 Апостолов, созданный Христом, разомкнулся и начал включать в себя тысячи и тысячи людей и общин, которые имеют право называть себя наследниками Апостолов?
Два слова об этом.
Первоначально Иисус Христос избирает в числе учеников – Двенадцать учеников. Это очень важное число. Иудеи верили, что Мессия восстановит двенадцать колен Израильских, потерявшихся во тьме веков из-за разных потрясений. Эти колена возглавят двенадцать родоначальников.
Но Иисус не ищет потерявшиеся двенадцать израильских колен, а создает Новый Израиль – Церковь, который будет включать в себя не только иудеев, а любого человека. И возглавлять этот Новый Израиль он избирает Двенадцать Апостолов.
Функция Двенадцати – прежде всего, быть Двенадцатью, то есть, являть эсхатологическое число вождей Нового Израиля.
Поэтому понятно, что после отпадения Иуды, апостола-предателя, это священное число необходимо восполнить, и к числу Двенадцати причисляют свидетеля Воскресения Христова – Матфея.
Однако стабильность и незыблемость этого числа относительна. После смерти одного из Двенадцати, отмеченной в Деяниях: «Ирод... убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12, 2), – не последовало никакого нового избрания. Иуда, предатель, нуждался в замене, но Иаков, мученик, – нет. «Как “коллегия” Двенадцать исторически перестают существовать после смерти Иакова, а вскоре исчезнут и все ее члены. Задача общины будет затем состоять в сохранении апостольского свидетельства в его первоначальной чистоте и в продолжении – без живых апостолов – их миссионерского и пастырского служения», – пишет протопресв. Иоанн Мейендорф.
Мы видим, что после смерти одного из Апостолов (имеется в виду – из числа Двенадцати), а в более полном смысле – после смерти последнего Апостола, Церковь вступила в новую фазу: жить по принципам, сформулированным первыми Апостолами (передающими, разумеется, не свои мысли, а волю Христову), сохранять учение и творчески осмыслять его, в русле богословских идей первых Апостолов, делать то, что делали первые Апостолы...
Это стало тем более необходимым, что во втором веке появляются и быстро развиваются еретические гностические лжеучения. В это время задача учеников апостольских – хранить и защищать «веру, однажды преданную святым» (Послание Иуды 3).
Церковь называет себя Апостольской потому, что продолжает дело, начатое Двенадцатью. И, как замечает протопресв. Иоанн Мейендорф: «Это стало возможным не столько из-за личных поручений, делавшихся отдельным последователям отдельными апостолами, – даже если такие поручения время от времени давались (см. Пастырские послания), – сколько из-за сакраментального тождества между Церковью в Иерусалиме, принявшей Духа Святого в Пятидесятницу, и любой Церковью, собранной где бы то ни было во имя Христово».
…Протестанты, хвалящиеся своей верностью Писанию и Апостольской вере, исказили ее.
Благословение однополых браков, что, по неоднократно зафиксированному в Священном Писании мнению Господа, есть «мерзость»;
Допущение абортов и эвтаназии, то есть посягательство на жизнь, священное право распоряжаться которой принадлежит только Богу;
Нарушение в вероучении, то есть нарушение Апостольской веры…
Многое и многое было искажено в протестантских общинах. Но говорить об этом сегодня не хотелось бы.
Мне, дорогие, хотелось бы пригласить вас к разговору и поставить вопрос так: что, по вашему мнению, в вере и жизни Православной Церкви не соответствует Апостольской вере? Исказила ли Православная Церковь Апостольскую веру? Или курс Православной Церкви абсолютно верен Апостольскому курсу?
Давайте поговорим об этом. Пишите в комментариях, и будем думать над этим.
Знаете ли вы, что в Петербурге есть и вот такая скульптура Апостола Петра? Нога его покоится на камне (помните слова Христа: Ты еси Петр и на сем камне созижду Церковь Мою...); в руках – ключи, символ власти впускать или не впускать людей в Царство Божие. (О ключах см.: Ключи в руках Апостола...)
Вопрос мой такой: где в Петербурге находится эта скульптура?