Храмы Петербурга
Церковь святого великомученика Димитрия Солунского
Сегодня я расскажу вам об одном интересном петербургском храме. Это церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
На рубеже 19-го – 20-го вв. Коломяги были пригородом Петербурга, дачной деревней. Здесь постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая церковь, Благовещенская, находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765 году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель Елизаветинской эпохи.
В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19-го века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить Литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого разработал А.А. Всеславин.
Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы, строился быстро: заложен в июле 1906 года, а уже 5 декабря был освящен.
На освящение храма, которое состоялось 9 июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется, и теперь и на некоторых современных иконах, подаренных благочестивыми людьми храму, можно такие таблички увидеть.
В настоящее время в храме хранятся частицы мощей св. великомученика Димитрия Солунского, покровителя Коломяг, преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святителя патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить отца Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода, по благословению священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков: он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.
Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример – выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день совершается по 20-30 крестин, поэтому рядом был построен храм-крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранится частица мощей святой мученицы Евгении.
Близ храма стоит часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .
Использованы материалы официального сайта храма св. великомуч. Димитрия: http://solunskij.ru/?page=history&i=0
А теперь посмотрим фотографии храма.
Заранее попрошу прощения за то, что некоторые фотографии (икон) перекошены. Мне приходилось искать такую точку съемки, чтобы блики стекла, которым закрыты иконы, не испортили кадра. Поэтому часто приходилось делать фотографию сбоку.
Так сегодня выглядит район Коломяг. Сто лет назад пригород, сегодня это – район города.
Часовня в честь св. Александра Невского. После реставрации освящена в 1990 году Святейшим Патриархом Алексием.
Приближаемся к храму. На переднем плане – крестильный храм во имя св. преподобномученицы Евгении. На заднем плане – храм во имя св. великомученика Димитрия.
У входа в церковь.
Входим с мороза в теплый, светлый храм.
Здесь изумительно чисто и аккуратно. Каждая икона находится в добротном позолоченном киоте.
Главная святыня, которая находится обычно в алтаре: мощи св. великомученика Димитрия. О мученической кончине св. Димитрия и о месте его захоронения см.: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7635
Здесь же, в алтаре, обращает на себя внимание старинный образ Христа Воскресшего, написанный на стекле.
За сто лет стекло в некоторых местах треснуло.
Придя в храм, я стал спрашивать старожилов: какие иконы этого храма пользуются почитанием и любовью народной? И меня начали водить от иконы к иконе, рассказывая с любовью о разных образах.
Это икона Божией Матери «Утоли моя печали».
И икона Божией Матери «Скоропослушница».
А на этой иконе изображены все главные святые церковного года. Очень тонкая и изящная работа.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В уголке храма совершается панихида – заупокойная служба.
Этот строгий прихожанин на самом деле оказался добрым и открытым человеком – я с ним впоследствии познакомился.
Очень почитаемая икона храма «Спас Нерукотворный».
«Христос и дети». Перед этой иконой молятся Христу о мудром воспитании детей.
Икона св. Георгия Победоносца.
Старинная паломническая «святынька» – копия Тернового венца Христова Она лежит в храме под стеклянным колпаком, и ее всегда можно видеть. (Подлинный Терновый венец, величайшая христианская святыня, хранится, как известно, в сокровищнице Собора Нотр-Дам-де-Пари.)
Чтимая святыня: икона Божией Матери Холмская.
Икона св. великомученика Димитрия Солунского.
Икона св. благоверного князя Александра Невского.
Протоиерей Александр Рябков, который и пригласил меня сделать фотографии храма, мой друг и известный петербургский пастырь, начинает пение молебна.
Прощаюсь с храмом. Навещаю могилку многолетнего настоятеля, сохранившего храм в годы блокады, прот. Иоанна Горемыкина.
Церковь святого великомученика Димитрия Солунского
Сегодня я расскажу вам об одном интересном петербургском храме. Это церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.
На рубеже 19-го – 20-го вв. Коломяги были пригородом Петербурга, дачной деревней. Здесь постоянно проживало около тысячи человек, а летом население возрастало впятеро. Ближайшая церковь, Благовещенская, находилась в Старой Деревне. Ее возвел в 1765 году для своих крестьян, переселенных из глубины России, канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, видный государственный деятель Елизаветинской эпохи.
В праздник Преображения Господня из Благовещенской церкви шел крестный ход в деревню Коломяги. Эта традиция существовала примерно со средины 19-го века.
На сходе в 1883 году коломяжские крестьяне постановили выстроить на горе при въезде в деревню каменную часовню в память Императора-Освободителя. Она возводилась на средства извозопромышленника Шумарина по проекту Ф.К. Пирвица и была освящена 30 августа 1885 года во имя св. благоверного князя Александра Невского.
В 1896 году к часовне добавили небольшую стеклянную пристройку, после чего в ней было дозволено служить Литургии. Места прихожанам все равно не хватало, к тому же в часовне осенью и зимой становилось так холодно, что богослужения проходили только в воскресные и праздничные дни. Спустя три года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского крестьяне начали собирать деньги, чтобы из часовни сделать теплую церковь. Когда в 1906 году средства были собраны, местный помещик граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил, кроме 5 тыс. рублей, землю для нового деревянного храма, проект которого разработал А.А. Всеславин.
Однопрестольный храм с приземистым куполом, посвященный освобождению крестьян и открытию Государственной Думы, строился быстро: заложен в июле 1906 года, а уже 5 декабря был освящен.
На освящение храма, которое состоялось 9 июня (праздник Тихвинской иконы Божией Матери) 1906 года, много икон пожертвовали купцы-огородники, снабжавшие город овощами. Несколько образов было преподнесено от пожарной команды. Имелись частные пожертвования, поэтому возникла традиция прикреплять к иконам таблички с именами дарителей. Эта традиция возобновляется, и теперь и на некоторых современных иконах, подаренных благочестивыми людьми храму, можно такие таблички увидеть.
В настоящее время в храме хранятся частицы мощей св. великомученика Димитрия Солунского, покровителя Коломяг, преп. Серафима Саровского, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святителя патриарха Тихона, святителя Питирима Тамбовского. Почитается прихожанами и привлекает внимание паломников икона Матери Божией Холмская – в районе Удельной до 1917 года существовала женская община, которая готовилась стать монастырем. Сестры имели этот образ, который считали своим покровителем. Нынче Холмская икона находится в храме.
С момента постройки храм святого великомученика. Димитрия Солунского не закрывался ни разу, кроме нескольких месяцев, когда здесь устроили клуб. Но в такое «место увеселения» не пришел ни один человек.
Церковь была одной из нескольких, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда. У северной стены храма находится могила протоиерея Иоанна Горемыкина. Он служил здесь в тяжелое военное время. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках на службу с Петроградской стороны. Имеются точные данные, что генерал Говоров приезжал благодарить отца Иоанна за сына, который, имея «бронь» как инженер оборонного завода, по благословению священника ушёл добровольцем на фронт. С другой стороны церкви погребен герой-летчик Фёдор Беляков: он, умирая от ран в госпитале, завещал похоронить его внутри церковной ограды.
Сегодня церковь продолжает действовать. В настоящее время это редчайший в пределах города деревянный храм дореволюционной постройки. C приходом сюда в 1990 году нынешнего настоятеля протоиерея Ипполита Ковальского многое изменилось к лучшему. Храм полностью отреставрирован внутри и снаружи, церковная территория приведена в полный порядок и удивляет своим благолепием. Она стала излюбленным местом прогулок молодых мам с маленькими детьми. Самый наглядный пример – выросло число прихожан. Раньше бывало лишь два-три причастника, сейчас даже по будням причащаются до 30 человек, а в воскресные и праздничные дни бывает в среднем от 50 до 200 причастников. Каждый день бывает 3-5 крестин, а в субботу и воскресный день совершается по 20-30 крестин, поэтому рядом был построен храм-крестильня в честь преподобномученицы Евгении. Святая преподобномученица Евгения – покровительница медицинских работников. Это единственная церковь в Петербурге, которая носит ее имя. В ней также хранится частица мощей святой мученицы Евгении.
Близ храма стоит часовня святого благоверного князя Александра Невского, которая попечением протоиерея Ипполита Ковальского осенью 1990 года после реставрации снова освящена святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II .
Использованы материалы официального сайта храма св. великомуч. Димитрия: http://solunskij.ru/?page=history&i=0
А теперь посмотрим фотографии храма.
Заранее попрошу прощения за то, что некоторые фотографии (икон) перекошены. Мне приходилось искать такую точку съемки, чтобы блики стекла, которым закрыты иконы, не испортили кадра. Поэтому часто приходилось делать фотографию сбоку.
Так сегодня выглядит район Коломяг. Сто лет назад пригород, сегодня это – район города.
Часовня в честь св. Александра Невского. После реставрации освящена в 1990 году Святейшим Патриархом Алексием.
Приближаемся к храму. На переднем плане – крестильный храм во имя св. преподобномученицы Евгении. На заднем плане – храм во имя св. великомученика Димитрия.
У входа в церковь.
Входим с мороза в теплый, светлый храм.
Здесь изумительно чисто и аккуратно. Каждая икона находится в добротном позолоченном киоте.
Главная святыня, которая находится обычно в алтаре: мощи св. великомученика Димитрия. О мученической кончине св. Димитрия и о месте его захоронения см.: https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=7635
Здесь же, в алтаре, обращает на себя внимание старинный образ Христа Воскресшего, написанный на стекле.
За сто лет стекло в некоторых местах треснуло.
Придя в храм, я стал спрашивать старожилов: какие иконы этого храма пользуются почитанием и любовью народной? И меня начали водить от иконы к иконе, рассказывая с любовью о разных образах.
Это икона Божией Матери «Утоли моя печали».
И икона Божией Матери «Скоропослушница».
А на этой иконе изображены все главные святые церковного года. Очень тонкая и изящная работа.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей.
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В уголке храма совершается панихида – заупокойная служба.
Этот строгий прихожанин на самом деле оказался добрым и открытым человеком – я с ним впоследствии познакомился.
Очень почитаемая икона храма «Спас Нерукотворный».
«Христос и дети». Перед этой иконой молятся Христу о мудром воспитании детей.
Икона св. Георгия Победоносца.
Старинная паломническая «святынька» – копия Тернового венца Христова Она лежит в храме под стеклянным колпаком, и ее всегда можно видеть. (Подлинный Терновый венец, величайшая христианская святыня, хранится, как известно, в сокровищнице Собора Нотр-Дам-де-Пари.)
Чтимая святыня: икона Божией Матери Холмская.
Икона св. великомученика Димитрия Солунского.
Икона св. благоверного князя Александра Невского.
Протоиерей Александр Рябков, который и пригласил меня сделать фотографии храма, мой друг и известный петербургский пастырь, начинает пение молебна.
Прощаюсь с храмом. Навещаю могилку многолетнего настоятеля, сохранившего храм в годы блокады, прот. Иоанна Горемыкина.