Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Если бы мы ничего не знали о Иисусе, кроме тех нескольких скупых строк Евангелия, в которых описана драма отношений Иисуса с учеником Иудой, уже этого было бы достаточно, чтобы составить о Христе четкое и внятное представление.
Христос любит людей и бесконечно долготерпелив к ним. Он понимает, что человек несовершенен, ждет его исправления, вновь и вновь пытается достучаться до сердца.
Почему Христос взял в число учеников недостойного? А почему Он вообще призывает к вере нас с вами, людей, часто неверных Богу и порочных?
Он верит в нас. Верит, что Его любовь и терпение исправит и нашу душу. Так верят в своего ребенка любящие родители, хотя бы даже чадо сбилось с пути истинного.
Итак, Христос взял в ученики Иуду, человека жадноватого, мелочного.

Иуда из Кариота (сегодня этот комплекс городов, находящийся в 10 километрах от Хайфы, называется Крайот; значительная часть его населения – выходцы из СССР, эмигрировавшие в Израиль после 1990 года) не отличался никакими выдающимися данными. Евангелия не говорят о какой-то его активности в деле ученичества Христу, не донесли до нас каких-то других подробностей о его жизни среди Апостолов. А ведь он был одним из них, даже не другом их, а братом…
Похоже, призвав следовать за Собою такого человека, Христос дает ему возможность перевоспитаться и освободиться от каких-то его греховных качеств. Может быть, от жадности.
Специально для этого Иисус поручает не кому иному, а Иуде носить ящик с пожертвованиями, в который каждый из слушателей Христовых мог что-то опустить. Из этого ящика Апостолы брали деньги на пищу, ночлег, какие-то иные нужды. Только вот зарекомендовал себя Иуда нечестным хранителем. Когда одна женщина вылила на ноги Христу благовонное миро и отерла ноги волосами, Иуда брюзжал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Апостол Иоанн иронично замечает: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Мф. 12, 5-6). В греческом оригинале вместо слова носил стоит уносил, таскал, что придает этому свидетельству Ап. Иоанна больший драматизм, нежели есть в нашем русском переводе.

В другом месте Ап. Иоанн приводит такие слова Спасителя: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати» (Ин. 6, 70-71).

Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? Какая происходила в нем борьба, а то, что эта борьба, какая-то внутренняя работа происходила, – это несомненно? Мы этого не знаем, знаем только наверняка, что Христос пытался достучаться до сердца Иуды до самого последнего... На Тайной Вечери, когда Иуда уже договорился предать Учителя, Иисус показывает, что Он знает об этом: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13, 21).
Может быть, хоть эта терпеливая и ждущая отклика любовь остановит предателя?..
Но Иуда ускользает в ночь.
Гефсиманский сад. Иисус молится, ученики дремлют. Вдруг… сонные Апостолы переглядываются… Бряцание оружия, хруст камней под ногами идущих людей. Из темноты выныривает Иуда. Конечно, Иисус понял, что Иуда привел сюда отряд, который должен схватить Его. Иуда должен подать знак – кого хватать. В темную палестинскую ночь такой знак необходим, иначе можно было обознаться. Взволнованный Иуда подходит к Иисусу – и целует Его. Это знак, и уже ничего нельзя будет переиграть. Но спасти душу Иуды еще можно. И Иисус спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50).
Этот вопрос – самое сильное, на мой взгляд, доказательство того, что до последнего, даже когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус хочет спасти человека. Даже негодяя.

Чуть выше мы сказали, что в душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Находиться рядом с Иисусом, этой воплощенной Любовью и остаться прежним – жадным и мелким – невозможно. Пусть, предав Иисуса, Иуда проиграл эту схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе силы покаяться, как нашел Петр, трижды отрекшийся от Христа. Однако мы знаем, что и жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. Бросив деньги, полученные за предательство, он ушел и повесился…

34.JPG
Возле Гефсиманского сада. На том месте, на котором сейчас стоит столб,
стоял Спаситель, когда Иуда Его поцеловал.
Перейти к следующей записи Апостолы Христовы: Иоанн Богослов
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Симон Кананит

Комментарии

Мне кажется, Вы не случайно после рассуждения о покаянии благоразумного разбойника, рассказали о Иуде. Ведь он страдал от того, что предал Христа, но в своей гордости не смог обратиться к Богу с покаянием и упованием на милость Божию. Впал в отчаяние и совершил самоубийство. Простил Господь ап.Петра и разбойника. Здесь нам объясняется каким должно быть истинное, спасительное покаяние.
 
О. Константин, как относится к посмертным откровениям афонского святого Нила Мироточивого, где есть упоминание о Иуде Искариоте, о его жизни?
 
Этот вопрос мне иногда задают дети, но я и сама не знаю на него ответа. Если Бог изначально допустил страдания Христа, то значит ли это, что Он допустил и предательство Иуды (т.е. по сути у Иуды не было выбора) или , если бы Иуда не предал, Христос пострадал бы в другое время или по-другому? Христос в последние дни говорил, что пришло время Его страданий потому,что видел расположение сердца Иуды или Он знал от Отца, что Его миссия подходит к концу и наступает время отдать Жизнь за нас?
 
о. Константин, мне вот кажется, что Евангелие всё же могло иметь немного другое конечное повествование насчет Иуды, ведь был шанс у него... И нет предопределения о погибели чьей-то души. Просто Иисус знал, что какой-то промежуток времени Иуда Искариот будет себя так вести, а потом всё же давал ему возможность покаяться, взывал к его совести.
А мне Иуду жалко. ....
Мне тоже жаль Иуду.
 
Владимир Иосифович написал(а):
Кажется, профессор Осипов сказал, что Иуда -- первый покаявшийся человек.

Но покаялся ли он?

Нет, Вы что-то перепутали. Осипов так не говорил. И не мог сказать, потому, что это, в принципе, неверная мысль.
 
А.С. Лаврентьев написал(а):
А разве нет других версий о "предательстве Иуды"?

Друзья. Как вы, наверное, заметили, я, рассказывая об Апостолах, не использую массу житийных и сказочных историй. Наберите в Интернет-поиске имя любого Апостола и увидите массу историй их жития.
Эти жития почитать интересно, но в подавляющем большинстве случаев это не исторические сведения, а легенды. Какие-то появились в 5-м, какие-то в 10-м веке, но к жизни Апостолов исторического отношения они не имеют.
Я в своих очерках пишу только то, что определено современной богословской наукой как подлинные сведения. Но, повторяю, прочитать старинные жития, в которых христиане изображали, как могла бы выглядеть жизнь того или иного Апостола, очень интересно.

Итак, я в этих очерках придерживался строго научных известных нам сведений.

А теперь отдельно о Иуде.
Вы, наверное, отметили, что я никогда не пишу о том, осужден ли Иуда, или спасен... Осуждать человека или спасать - дело Божие. Мы не имеем права дерзать это делать.
Но мы можем размышлять о поступках человека, давать этим поступкам нравственную оценку.

Что касается других версий о Иуде, конечно, таких версий множество. Об этом написаны повести, романы, поставлены фильмы, спектакли; еретики (гностики) даже создали апокриф "Евангелие от Иуды".
Но к реальному Иуде это никакого отношения не имеет. Для нас реален тот Иуда, о котором говорят Евангелисты, сообщает Новый Завет, в крайнем случае, сообщают авторы, жившие в ту эпоху (отцы 1-2 столетий). И у них мы не найдем каких-то других версий, кроме той, что изложил я.
В богословской науке твердо и однозначно принято то понимание Иуды, которое нам оставили Апостолы, то есть люди, знавшие Иуду и жившие в его время.
При чем тут беллетристика Леонида Андреева, или Мережковского? Писательская фантазия не знает границ. Михаил Булгаков может как угодно изображать Христа - на то он и писатель. Но ведь есть совершенно определенный Христос - Христос Нового Завета. Тот Христос - о Котором нам рассказали Апостолы.
Вот так и с Иудой. Есть Иуда, о котором нам сообщают Евангелия, и его поступки совершенно очевидны, его намерения прозрачны.

С любовью...
 
Батюшка Константин, я где-то слышала, что одно из преданий повествует о том, что когда Иуда пытался повеситься, смоковница согнулась под тяжестью тела, но он подогнул колени, тем самым даже в последний миг отвергая помощь Божию. Подскажите пожалуйста, откуда это?
 
Татьяна С. написал(а):
Батюшка Константин, я где-то слышала, что одно из преданий повествует о том, что когда Иуда пытался повеситься, смоковница согнулась под тяжестью тела, но он подогнул колени, тем самым даже в последний миг отвергая помощь Божию. Подскажите пожалуйста, откуда это?

Дорогая Татьяна. Это какое-то из преданий, а какое, сказать не берусь. В любом случае это миф, потому что мы доподлинно ничего не знаем.

Есть 2 версии относительно его смерти.
Первая, что Иуда – повесился (это сообщает Ап. Матфей);
Вторая: Иуда умер от какое-то болезни: «расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деян. 1, 18). Это сообщает Ап. Лука.
Святой Папий Иерапольский в самом начале 2-го века также писал о болезни Иуды. Он пишет, что тело Иуды уродливо распухло и он в мучениях умер у себя дома.

Вот это три или, вернее, даже две более или менее достоверные версии. В 4-м веке Блаженный Августин попробовал примирить противоречие двух сказаний. Он пишет, что Иуда повесился, но веревка оборвалась и Иуда упал на камни, отчего его чрево расселось и вывалились внутренности.
Но это уже произвольные предположения.

Важно не то, как Иуда окончил свои дни, а то, какую нравственную оценку Апостолы делают в отношении Иуды. А они говорят, что Иуда отпал от «…служения и Апостольства… чтобы идти в свое место» (Деян. 1, 25). Это место означает ад.
 
Незарегистрированный написал(а):
Этот вопрос мне иногда задают дети, но я и сама не знаю на него ответа. Если Бог изначально допустил страдания Христа, то значит ли это, что Он допустил и предательство Иуды (т.е. по сути у Иуды не было выбора) или , если бы Иуда не предал, Христос пострадал бы в другое время или по-другому? Христос в последние дни говорил, что пришло время Его страданий потому,что видел расположение сердца Иуды или Он знал от Отца, что Его миссия подходит к концу и наступает время отдать Жизнь за нас?

Да, Христа, скорее всего, рано или поздно схватили бы. Иудейские старейшины много раз пытались сделать это, но по причине того, что Христа всегда окружали люди, толпы людей, не могли это сделать. Об этом Евангелия четко говорят.
Вот тогда и созрел план: найти слабое звено среди самых близких Христу людей – Апостолов. И удалось.

Был ли Иуда просто слепым исполнителем предначертанного свыше? Был ли Иуда запрограммирован на это предательств? Конечно, нет. У каждого человека в истории всегда есть выбор – поступить так или иначе. Если бы Иуда не предал Христа, Его могли бы схватить иным образом. А может быть, была вероятность и другого развития событий…

Кстати, по поводу 30 сребренников.
Откуда мы знаем об этой сумме так точно? Или иудейские старейшины трубили об этом на каждом углу? Или Иуда похвастался, сколько он получил?
Многие ученые считают, что это цифра символическая. Просто именно о 30 сребренниках говорят пророческие тексты: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11, 12).
Согласно книге Исход, это цена раба (Исх. 21, 32).

Не зная точно, сколько Иуда получил, Апостолы взяли известную из пророчеств сумму.

Сколько это было денег, если принимать эту сумму за конкретную? Во времена Иисуса это была плата за 4 месяца работы наемному работнику или солдату. Если принять за нынешнюю среднюю месячную зарплату 15-20 тысяч, то это 60-80 тысяч на наши деньги.

И последнее: по мнению большинства ученых, Иуде за предательство была обещана куда как большая сумма по сравнению с 30-ю сребрениками. Он получил лишь залог, например 1/3 или 1/4 суммы. Остальное ему должны были дать после того, как Иисуса схватят.
 
Незарегистрированный написал(а):
О. Константин, как относится к посмертным откровениям афонского святого Нила Мироточивого, где есть упоминание о Иуде Искариоте, о его жизни?

Сочинения афонского подвижника 17-го века преп. Нила Мироточивого очень интересны. Но в рассказах о Иуде подвижник просто приводит общеизвестные средневековые легенды.
 
А.И.Осипов в "Посмертной жизни" утверждает, ссылаясь на святых отцев (Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Епифания Египетского), что Господь опустошил (соделал пустым) ад сошедши во ад . Но даже временное пребывание в аду - это непередаваемый ужас, а ведь Иуде придется так долго ждать в муках спасения.
 
Елена Н. написал(а):
А.И.Осипов в "Посмертной жизни" утверждает, ссылаясь на святых отцев (Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Епифания Египетского), что Господь опустошил (соделал пустым) ад сошедши во ад . Но даже временное пребывание в аду - это непередаваемый ужас, а ведь Иуде придется так долго ждать в муках спасения.

Дорогая Елена. Думаю, Вы не совсем верно поняли А.Осипова. Действительно, Христос опустошил ад, как говорят некоторые святые отцы, но это не значит, что в аду совсем никого не осталось. Ад лишился всех добрых и благочестивых людей, которые там находились, но злые и нечестивые там и остались.

И второе: не совсем понял второе Ваше предложение: а ведь Иуде придется так долго ждать в муках спасения. Значат ли эти слова, что Вы думаете, что абсолютно все люди спасутся?
Это неправославная точка зрения. Согласно Священному Писанию и Преданию, будут и те, кто останется в аду навсегда.
Вот как об этом говорит Иоанн Богослов в Апокалипсисе:
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное... Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою". Гл. 20-21.
 
Да, действительно, драма отношений Христа с одним из учеников.Любимым. Он ведь любил всех своих учеников. Тема Иуды неисчерпаема, ведь он, может быть, один из самых "человечных" апостолов."Человечный" в том плане, что тема предательства проходит сквозь всю человеческую историю. Поэтому столько раз к этой теме обращаются писатели, поэты, художники ... Из последнего - очень интересен роман Юрия Вяземского "Эти сладкие весенние баккуроты".
 
Батюшка, вот ссылка http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=22057 на видео-лекцию "Посмертная жизнь" Алексея Ильича Осипова, где четко прослеживается мысль о том, что спасутся все (в доказательства приводятся мнения святых отцев) Верить этому мнению?
 
Елена Н. написал(а):
Батюшка, вот ссылка http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=22057 на видео-лекцию "Посмертная жизнь" Алексея Ильича Осипова, где четко прослеживается мысль о том, что спасутся все (в доказательства приводятся мнения святых отцев) Верить этому мнению?

Дорогая Елена. Мнение о том, что все люди спасутся и пойдут в блаженную вечность, не согласуется с учением Православной Церкви. Так что это личное мнение проф. А.И.Осипова. (Кто-то скажет: а святые отцы как же? Те святые отцы, которые высказывали это мнение, жили на заре христианского богословия. Тогда богословие только формировалось, четких представлений о духовной жизни не было. Теперь же пройден богословием огромный путь. И делать вид, что его не было, - невозможно.)

Если Вам интересно прочитать взвешенную и трезвую критику учения о всеобщем спасении (в богословии это учение называется апокатастасисом), то рекомендую:
http://www.pravenc.ru/text/75604.html
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
26.020
Комментарии
26
Последнее обновление
Сверху