Прочитав этот заголовок, многие подумают, не Лыков ли фамилия его автора? Не из глухой ли тайги он пришёл в современную российскую действительность? Неужели у нормального человека могут быть иллюзии того, что наш мир в одночасье преобразился и эпоха потребления достигла своей финальной фазы?
Однако людей, считающих так же в религиозной области, судя по заголовкам газет и записям в блогах, многие тысячи. Они искренне возмущены, что среди и священников, и монахов, встречаются такие, кто занимает достойное место даже в криминальной хронике и с нескрываемым удовлетворением смакуют чужие грехи. Речь идёт о последних скандалах со священниками-автомобилистами…
Я лично знаком не с одним десятком священнослужителей, и это высоконравственные люди, пример для подражания. Мои знакомые также высокого мнения об известных им священниках. Но, есть интересная закономерность: чем дальше человек отстоит от Церкви, тем больше негатива о священстве ему известно. Объяснение этому лежит на поверхности, такие случаи весьма комфортно оправдывают нерадение о собственном спасении. Мол, если в церкви есть такие случаи, то там всё также порочно, и, значит, правильно, что я подальше держусь от этого сообщества и верю «в душе». На поверхности такие размышления кажутся убедительными, только в этой логической цепочке есть один изъян – сама Церковь рассматривает себя не как общество святых, а как сообщество кающихся грешников и как больницу.
Некоторые из внешних даже считают, что мы зомбированы нашими пастырями. Как сказал один мой знакомый: «на вас кадят специальными веществами и, после этого, вы всему верите». Этот случай, несомненно, комичен, далеко не все критики священноначалия так примитивно воспринимают ситуацию. Тогда как оценить, много ли недостойных пастырей? На этот вопрос хорошо ответил один протодиакон: «Число же подлецов в рясах всегда стабильное, евангельское, – каждый двенадцатый». И ещё замечательный его совет: «Входя в храм, нужно снимать шляпу, а не голову».
Я не дерзну утверждать, что цифра, приведённая о. Андреем, не гротескная, тем не менее хотел бы рассмотреть проблему и с другой стороны, со стороны нас – духовных чад тех или иных священнослужителей. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» – сквозь столетия доносятся до нас слова Апостола. Если мы видим, что наш духовный руководитель начинает служить больше себе, чем Христу, если мы чувствуем, что он деградирует как пастырь, то в нашей ответственности помочь ему подняться или попросить разъяснений: ведь нередко мы заблуждаемся в оценке ситуации, не зная всех её деталей.
Ответственность священника за свою жизнь и судьбы вверенных ему людей очень велика. "Если кто отважится вступить в него <священство> недостойно, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – то уготовляет себе кромешную тьму и Суд без милости". Можем ли мы презрительно смаковать подробности падений наших старших братьев по вере, хладнокровно наблюдая как они духовно погибают?...
Каждый из нас имеет возможность выбрать себе того пастыря, который является для него авторитетом. Если же говорить о небольших городах и сёлах, где один священник и выбора нет, то и в данном случае ситуация не безвыходная, ведь Таинства Церкви действенны независимо от нравственного состояния преподающего их священника, а качественная духовная литература давно не в дефиците. "Пусть жизнь священника будет самая порочная,– говорит Златоуст, – но если ты внимателен к самому себе… <…> то <Господь> ниспошлет Духа Святаго… Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать". Кроме того, никто не отменял возможности обоснованных жалоб епархиальному архиерею, это вполне законно. Не нужно считать, что миряне совсем бесправны в Церкви…
Ну, а если кому-то кажется, что Бога можно заставить что-то сделать, играя на страстях своего духовного отца, то это большой самообман. Если священник купил элитную иномарку, то уж наверняка не на мелочь, оставляемую в церковных кружках стариками. Дорогие вещи обычно дарятся богатыми прихожанами-благотворителями. Не несут ли и такие спонсоры ответственности за то, что вводят в соблазн своих духовных наставников?
Откуда же берутся нерадивые пастыри? Из нашего общества. Несомненно, те, кто поступает в семинарию, проходят достаточно строгий отбор. Но надо учитывать и уровень искушений, которые выпадают на долю священников. Если кому интересно, то рекомендую несколько пособий по пастырскому богословию, там подробно сказано на этот счёт.
Что же делать нам? Сообщать о каждом известном случае в «Московский комсомолец» и «пылать праведным гневом» в ЖЖ – или всё же поступить по совету старца Паисия Святогорца:
«Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.
Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.
Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.
Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.
Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).
Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно, тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в…
Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».
P.S. Эта заметка была уже написана, когда в переписке я получил от человека упрёк том, что ему чужда Церковь, где священники ездят на Лэнд Круизерах и носят Ролексы. Я спросил у него, сколько, по его мнению, таких священников? Он предположил, что процентов 25. Хорошо - ответил, я, - не будем мелочиться, пусть их будет 50%. Представляете, каждый второй священник нестяжатель, какой огромный выбор! Если бы каждый второй врач нас устраивал!...
Также рекомендую: Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников
Однако людей, считающих так же в религиозной области, судя по заголовкам газет и записям в блогах, многие тысячи. Они искренне возмущены, что среди и священников, и монахов, встречаются такие, кто занимает достойное место даже в криминальной хронике и с нескрываемым удовлетворением смакуют чужие грехи. Речь идёт о последних скандалах со священниками-автомобилистами…
Я лично знаком не с одним десятком священнослужителей, и это высоконравственные люди, пример для подражания. Мои знакомые также высокого мнения об известных им священниках. Но, есть интересная закономерность: чем дальше человек отстоит от Церкви, тем больше негатива о священстве ему известно. Объяснение этому лежит на поверхности, такие случаи весьма комфортно оправдывают нерадение о собственном спасении. Мол, если в церкви есть такие случаи, то там всё также порочно, и, значит, правильно, что я подальше держусь от этого сообщества и верю «в душе». На поверхности такие размышления кажутся убедительными, только в этой логической цепочке есть один изъян – сама Церковь рассматривает себя не как общество святых, а как сообщество кающихся грешников и как больницу.
Некоторые из внешних даже считают, что мы зомбированы нашими пастырями. Как сказал один мой знакомый: «на вас кадят специальными веществами и, после этого, вы всему верите». Этот случай, несомненно, комичен, далеко не все критики священноначалия так примитивно воспринимают ситуацию. Тогда как оценить, много ли недостойных пастырей? На этот вопрос хорошо ответил один протодиакон: «Число же подлецов в рясах всегда стабильное, евангельское, – каждый двенадцатый». И ещё замечательный его совет: «Входя в храм, нужно снимать шляпу, а не голову».
Я не дерзну утверждать, что цифра, приведённая о. Андреем, не гротескная, тем не менее хотел бы рассмотреть проблему и с другой стороны, со стороны нас – духовных чад тех или иных священнослужителей. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» – сквозь столетия доносятся до нас слова Апостола. Если мы видим, что наш духовный руководитель начинает служить больше себе, чем Христу, если мы чувствуем, что он деградирует как пастырь, то в нашей ответственности помочь ему подняться или попросить разъяснений: ведь нередко мы заблуждаемся в оценке ситуации, не зная всех её деталей.
Ответственность священника за свою жизнь и судьбы вверенных ему людей очень велика. "Если кто отважится вступить в него <священство> недостойно, – говорит преподобный Ефрем Сирин, – то уготовляет себе кромешную тьму и Суд без милости". Можем ли мы презрительно смаковать подробности падений наших старших братьев по вере, хладнокровно наблюдая как они духовно погибают?...
Каждый из нас имеет возможность выбрать себе того пастыря, который является для него авторитетом. Если же говорить о небольших городах и сёлах, где один священник и выбора нет, то и в данном случае ситуация не безвыходная, ведь Таинства Церкви действенны независимо от нравственного состояния преподающего их священника, а качественная духовная литература давно не в дефиците. "Пусть жизнь священника будет самая порочная,– говорит Златоуст, – но если ты внимателен к самому себе… <…> то <Господь> ниспошлет Духа Святаго… Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать". Кроме того, никто не отменял возможности обоснованных жалоб епархиальному архиерею, это вполне законно. Не нужно считать, что миряне совсем бесправны в Церкви…
Ну, а если кому-то кажется, что Бога можно заставить что-то сделать, играя на страстях своего духовного отца, то это большой самообман. Если священник купил элитную иномарку, то уж наверняка не на мелочь, оставляемую в церковных кружках стариками. Дорогие вещи обычно дарятся богатыми прихожанами-благотворителями. Не несут ли и такие спонсоры ответственности за то, что вводят в соблазн своих духовных наставников?
Откуда же берутся нерадивые пастыри? Из нашего общества. Несомненно, те, кто поступает в семинарию, проходят достаточно строгий отбор. Но надо учитывать и уровень искушений, которые выпадают на долю священников. Если кому интересно, то рекомендую несколько пособий по пастырскому богословию, там подробно сказано на этот счёт.
Что же делать нам? Сообщать о каждом известном случае в «Московский комсомолец» и «пылать праведным гневом» в ЖЖ – или всё же поступить по совету старца Паисия Святогорца:
«Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется.
Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок.К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.
Те, которые оправдывают свою злобу тем, что они якобы должны обличать других, не желая обличать самих себя, или тем, что необходимо огласить то, что происходит в Церкви, – даже те вещи, о которых не принято говорить, и при этом ссылаются на заповедь: «Повеждь Церкви» (Мф. 18, 17), – пусть начнут со своей малой церкви: семьи или братии. И если это покажется им хорошим делом, тогда пусть позорят и Мать Церковь. Хорошие дети, думаю, никогда не будут клеветать на свою мать. Но многие безрассудные православные, к сожалению, дают еретикам обилие полемического материала, и православные города и села захватываются иеговистами и прочими сектантами, которые постоянно расширяют свою миссионерскую деятельность.
Духовным, рассудительным отцам известно, что этой демонической деятельностью (выставлением на позор клира и Церкви) они многих сделали иеговистами. А также всему миру известно, что таким неправославным способом еще ни одного иеговиста не удалось сделать православным.
Благий Бог терпит нас с любовью и никого не выставляет на позор, хотя и знает, как сердцеведец, наше греховное состояние. Также и святые никогда не оскорбляли грешного человека перед другими людьми, но с любовью и духовной деликатностью тайным образом способствовали исправлению зла. Мы же, несмотря на то, что являемся грешниками, делаем обратное (как лицемеры).
Только человеку, находящемуся под властью демона, простительно выставлять людей на позор (конечно, тех людей, на которых демон имеет право) перед посторонними, напоминая им об их прошлом, чтобы поколебать немощные души. Нечистый дух не выносит на свет добродетели людей, но лишь их немощи. Однако люди, свободные от страстей и не имеющие в себе зла, исправляют зло добром. Если они вдруг увидят небольшую нечистоту, которая не очищается, то покрывают ее плитой, чтобы она не вызвала чувства брезгливости у кого-нибудь другого, кто ее заметит. Те же, которые выгребают мусор наружу, похожи на кур, которые копаются в…
Не является искренним и прямым ни тот, кто говорит кому-то правду в лицо, ни тот, кто ее публикует, но тот, кто имеет любовь и истинную жизнь и говорит с рассуждением, когда нужно и что нужно».
P.S. Эта заметка была уже написана, когда в переписке я получил от человека упрёк том, что ему чужда Церковь, где священники ездят на Лэнд Круизерах и носят Ролексы. Я спросил у него, сколько, по его мнению, таких священников? Он предположил, что процентов 25. Хорошо - ответил, я, - не будем мелочиться, пусть их будет 50%. Представляете, каждый второй священник нестяжатель, какой огромный выбор! Если бы каждый второй врач нас устраивал!...
Также рекомендую: Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников