Дни памяти:

4 февраля  (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

2 ноября

Житие

Cвя­щен­но­му­че­ник Зо­си­ма, в ми­ру Зо­си­ма Алек­се­е­вич Пе­пе­нин, ро­дил­ся в 1888 г. в де­ревне Пе­пе­ни­но Вят­ской гу­бер­нии, в бед­ной кре­стьян­ской се­мье. Учил­ся в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. Под впе­чат­ле­ни­ем от жиз­ни древ­них мо­на­хов ухо­дил в лес, рыл пе­ще­ры и уеди­нял­сяд­ля мо­лит­вы. В де­ревне о нем го­во­ри­ли: «Этот бу­дет по­пом или мо­на­хом». Вме­сте с тем он был очень тру­до­лю­бив, умел де­лать лю­бую ра­бо­ту и от­ли­чал­ся доб­рым нра­вом. В сем­на­дцать лет с от­цом и бра­тья­ми ушел на за­ра­бот­ки в го­род, шил шу­бы, та­чал са­по­ги, сто­ляр­ни­чал, а ко­гда за­кон­чи­лись ра­бо­ты, в де­рев­ню не вер­нул­ся.
При­зва­ние при­ве­ло его в Ир­кутск, ку­да он до­би­рал­ся несколь­ко лет, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ре­меслом. Око­ло го­да был по­слуш­ни­ком в од­ном из мо­на­сты­рей на пу­ти в си­бирь. В Ир­кут­ске Зо­си­ма Пе­пе­нин по­сту­пил в ду­хов­ную се­ми­на­рию. По окон­ча­нии се­ми­на­рии, в 1913 г., он же­нил­ся на до­че­ри из­вест­но­го ир­кут­ско­го про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла Чир­це­ва, мис­си­о­не­ра, про­све­ти­те­ля яку­тов.
Алек­сандра Ми­хай­лов­на Чир­це­ва бы­ла очень хо­ро­шо об­ра­зо­ван­на, зна­ла язы­ки, иг­ра­ла на фор­те­пи­а­но, пе­ла, бы­ла очень хо­ро­ша со­бой, и мно­гие же­ни­хи про­си­ли ее ру­ки. Она же вы­бра­ла мо­ло­до­го се­ми­на­ри­ста Зо­си­му, юно­шу из бед­ной кре­стьян­ской се­мьи, при­шед­ше­го из­да­ле­ка. Он был кра­сив и ста­тен, хо­ро­шо пел и ри­со­вал, но глав­ное, что от­кры­ва­лось в нем, – внут­рен­няя кра­со­та, мо­лит­вен­ность и щед­рость ду­ши. Отец Ми­ха­ил, опыт­ный и про­ни­ца­тель­ный свя­щен­ник, одоб­рил вы­бор до­че­ри, сам вен­чал мо­ло­дых, и Зо­си­ма был с лю­бо­вью при­нят в се­мье. В этом же го­ду он­стал свя­щен­ни­ком. А вер­ный друг и доб­рый по­мощ­ник Алек­сандра Ми­хай­лов­на – ма­туш­кой Алек­сан­дрой.
При­ход отец Зо­си­ма по­лу­чил в се­ле Бо­ри­сов­ском под Бар­на­у­лом. Здесь у них с ма­туш­кой ро­ди­лись до­че­ри: в 1914 г. – стар­шая, Алек­сандра († 2000), в 1919 г. – млад­шая, Га­ли­на († 2008).
Ти­хое, мир­ное жи­тие и слу­же­ние бы­ло недол­гим. В 1917 г. на­сту­пи­ли тра­ги­че­ские для Рос­сии и ее Церк­ви вре­ме­на.
Труд­ным и дол­гим был путь юно­го Зо­си­мы в си­бирь, где на­ча­лось его свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. Но еще бо­лее дол­гий и труд­ный путь ждал его впе­ре­ди – из си­би­ри в Моск­ву, где в хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­ка­нуне празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва он от­слу­жил по­след­нюю в сво­ей жиз­ни ли­тур­гию.
В 1920 г. жизнь ба­тюш­ки под­верг­лась се­рьез­ной опас­но­сти. Его увез­ли ро­гов­цы – бан­да, из­вест­ная сво­и­ми же­сто­ки­ми рас­пра­ва­ми. Про­мы­сел Бо­жий со­хра­нил его. Чу­дом, ста­ра­ни­я­ми ма­туш­ки отец Зо­си­ма из­бе­жал смер­ти и вер­нул­ся до­мой. Но его на­чи­на­ют пре­сле­до­вать ор­га­ны со­вет­ской вла­сти. В 1921 г. он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к за­клю­че­нию в бар­на­уль­ской тюрь­ме. Ма­туш­ка, чтобы быть ря­дом с му­жем, оста­ви­ла дом, хо­зяй­ство и вме­сте с детьми пе­ре­еха­ла в Бар­на­ул, устро­и­лась на ра­бо­ту вос­пи­та­те­ лем в дет­ский при­ют и пас­пор­тист­кой в ­пас­порт­ный­ стол. В 1922 г. за при­мер­ную ра­бо­ту в тю­рем­ной са­пож­ной ма­стер­ской от­ца Зо­си­му осво­бо­ди­ли.
В 1923 г. – сно­ва арест, вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на. Мла­де­нец се­ра­фим про­жил недол­го, ба­тюш­ку от­пу­сти­ли толь­ко по­хо­ро­нить сы­на. Осво­бо­ди­ли его через год, он сно­ва слу­жит в Бо­ри­сов­ском, у них рож­да­ет­ся сын Кон­стан­тин. Но го­не­ния не пре­кра­ща­ют­ся, ба­тюш­ке гро­зит оче­ред­ной арест, и в 1925 г. отец Зо­си­ма с се­мьей уез­жа­ет в Ир­кутск, к род­ным ма­туш­ки Алек­сан­дры. Отец ее, свя­щен­ник Ми­ха­ил Чир­цев, к это­му вре­ме­ни уже умер, мать – ма­туш­ка Алек­сандра Ва­си­льев­на со сво­и­ми детьми, пе­ре­еха­ла в Моск­ву к стар­ше­му сы­ну.
с 1925 г. от­ца Зо­си­му на­зна­ча­ют и пе­ре­во­дят на раз­ные при­хо­ды. Та­ким об­ра­зом Цер­ковь в те го­ды ста­ра­лась убе­речь сво­их слу­жи­те­лей от пре­сле­до­ва­ний и аре­стов. Око­ло двух лет ба­тюш­ка был на­сто­я­те­лем (и един­ствен­ным свя­щен­ни­ком) хра­ма в де­ревне Ко­за Яро­слав­ской обл. За­тем в г. Лю­бим Вла­ди­мир­ской обл., здесь свя­щен­ни­ков бы­ло несколь­ко; за­тем в де­ревне Шап­ки­но под г. Ков­ров Вла­ди­мир­ской обл.
По­след­нее на­зна­че­ние – в 1929 г. в Моск­ву, на­сто­я­те­лем хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Кры­лат­ском. В его при­хо­де бы­ло пять де­ре­вень: Кры­лат­ское, Те­ре­хо­во, Та­та­ро­во, Верх­ние и Ниж­ние Мнев­ни­ки. Здесь ба­тюш­ка так­же слу­жил один, по­мо­гал ему пса­лом­щик, ко­то­рый жил при хра­ме с же­ной и доч­кой. Отец Зо­си­ма с се­мьей сни­мал ком­на­ту в част­ном до­ме на Мо­жай­ском шос­се.
Ма­туш­ка Алек­сандра вез­де, где слу­жил отец Зо­си­ма, пе­ла на кли­ро­се, бы­ла ре­ген­том, за­ни­ма­лась с детьми при­хо­жан. Ба­тюш­ка очень це­нил и бе­рег свою се­мью, в ко­то­рой ца­ри­ли лю­бовь и со­гла­сие. Ма­туш­ка от­ли­ча­лась стро­го­стью, а ба­тюш­ка лас­ко­во­стью. При­хо­жане по­чи­та­ли от­ца Зо­си­му как креп­ко­го мо­лит­вен­ни­ка и очень лю­би­ли за то, что он был добр и внут­ренне ра­до­стен.
Труд­но по­стичь это тра­ги­че­ское вре­мя, сре­ди «граж­дан» на­шлись до­нос­чи­ки, ко­то­рые на­пи­са­ли, что сво­и­ми про­по­ве­дя­ми лю­би­мый все­ми ба­тюш­ка «аги­ти­ру­ет про­тив со­вет­ской вла­сти».
От­ца Зо­си­му аре­сто­ва­ли в Ве­ли­кую суб­бо­ту, в ап­ре­ле 1935 г. На­ка­нуне, в Ве­ли­кую Пят­ни­цу, по­сле ве­чер­ни к нему по­до­шел незна­ко­мый ста­ри­чок. «Вы, ба­тюш­ка, зав­тра в цер­ковь не при­хо­ди­те, вас аре­сту­ют», – ска­зал он от­цу Зо­си­ме. До­ма отец Зо­си­ма по­ве­дал об этом ма­туш­ке Алек­сан­дре и о том, что об­лик неиз­вест­но­го ста­рич­ка ему стран­ным об­ра­зом зна­ком. Они ре­ши­ли, что это был свя­ти­тель Ни­ко­лай. Но как оста­вить храм в Ве­ли­кую Cуб­бо­ту? «Ес­ли кто хо­чет ид­ти за Мною, от­верг­нись се­бя и возь­ми крест свой и сле­дуй за Мною; ибо кто хо­чет ду­шу свою сбе­речь, тот по­те­ря­ет ее; а кто по­те­ря­ет ду­шу свою ра­ди Ме­ня, тот об­ре­тет ее» (Мф.16,24-25). Отец Зо­си­ма по­сле­до­вал за Хри­стом.
Во­семь ме­ся­цев отец Зо­си­ма про­вел в Бу­тыр­ской тюрь­ме. Осо­бым со­ве­ща­ни­ем при УНКВД CCCР был осуж­ден по ста­тье 58­10 УК РсФсР на три го­да за­клю­че­ния в Кар­ла­ге. Пе­ред от­прав­кой бы­ло ко­рот­кое «сви­да­ние», ко­гда мож­но бы­ло в те­че­ние несколь­ких ми­нут уви­деть ба­тюш­ку в тол­пе за­клю­чен­ных, от­прав­ля­е­мых по эта­пу. Ма­туш­ка, об­ла­дав­шая силь­ным ха­рак­те­ром и пе­ре­жив­шая несколь­ко аре­стов му­жа, по­ня­ла, что ви­дит от­ца Зо­си­му в по­след­ний раз. Алек­сандра Ми­хай­лов­на Пе­пе­ни­на умер­ла в 1969 г. в Москве на вось­ми­де­ся­том го­ду жиз­ни.
В день осво­бож­де­ния из за­клю­че­ния в Кар­ла­ге ба­тюш­ка был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что, «под­дер­жи­вая тес­ные от­но­ше­ния с враж­деб­но на­стро­ен­ны­ми к со­вет­ской вла­сти и со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству за­клю­чен­ны­ми, про­во­дил аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту, го­во­ря, что при ца­ре Ни­ко­лае ра­бо­че­му клас­су жи­лось луч­ше». Трой­кой при НКВД по Ка­ра­ган­дин­ской обл. при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 2 но­яб­ря 1937 г.
Па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Зо­си­мы от­ме­ча­ет­ся два­жды: в день кон­чи­ны – 2 но­яб­ря и в день празд­но­ва­ния со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков рос­сий­ских XX ве­ка – в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 7 фев­ра­ля.


Ис­поль­зо­ван ма­те­ри­ал: Его­ро­ва Т. И. Свя­щен­но­му­че­ник Зо­си­ма // Храм на Хол­мах. При­ход­ской ли­сток хра­ма Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Кры­лат­ском. 2009. № 1 (17).

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru/

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)