Геенна

Гее́нна – в исто­ри­че­ском смысле долина на юге Иеру­са­лима, где в период изра­иль­ской монар­хии при­но­сили детей в жертву Молоху и кото­рое впо­след­ствии было пре­вра­щено в свалку, место нечи­стот; в духовно-нрав­ствен­ном смысле – ад, место вечных муче­ний.

1) Гре­че­ское слово «геенна» явля­ется пере­во­дом ара­мей­ского «гехин­нам», кото­рое в свою оче­редь вос­хо­дит к еврей­скому имени Хинном (в Сино­даль­ном – Енном). Так назы­ва­лась долина неко­его «сына Енно­мова» на южной сто­роне Иеру­са­лима, где во вре­мена Вет­хого Завета идо­ло­по­клон­ству­ю­щие иудеи сжи­гали своих детей в честь Молоха (2Пар.28:3, Иер.7:31). Царь Иосия в 620‑е гг. до Р. Х. отме­нил эти жерт­во­при­но­ше­ния, а само место осквер­нил во избе­жа­ние воз­об­нов­ле­ния здесь мерз­кого идо­ло­слу­же­ния. Впо­след­ствии здесь обра­зо­ва­лась свалка, на кото­рой под­дер­жи­вали огонь и где сжи­гали трупы каз­нен­ных пре­ступ­ни­ков и погиб­ших живот­ных, мусор, нечи­стоты. В про­ро­че­ских книгах это место под­вер­га­лось про­кля­тию (Иер.7:32; 19:6; Ис.31:9; 66:24). В апо­кри­фи­че­ской книге Еноха (III–II вв. до Р. Х.) долина Гинном рас­смат­ри­ва­ется как место послед­него суда; впо­след­ствии оно ста­но­вится сим­во­лом ада.
2) В Новом Завете гре­че­ское слово γέεννα упо­треб­ля­ется 11 раз, причем 9 раз в Еван­ге­лиях от Матфея и от Марка. Обо­зна­чает ад, место вечных муче­ний, где червь не уми­рает и огонь не уга­сает (Мк.9:44) (в данном смысле слово «геенна» упо­треб­ля­лось Гос­по­дом или одно, или с при­бав­ле­нием: огнен­ная (Мф.5:29-30, 10:28, Мк.9:43-45, Лк.12:5, Мф.5:22, 18:9, Мк.9:47, Иак.3:6)). Есть мнение, что Гос­подь исполь­зо­вал этот образ пре­иму­ще­ственно в про­фи­лак­ти­че­ском, вос­пи­та­тель­ном зна­че­нии, чтобы про­бу­дить совесть чело­века, вну­шить ему страх перед гневом Небес­ного Судии (Mф.10:28; Лк.12:5). Именно в этом смысле угроза геенны адре­со­вана уче­ни­кам Христа в случае их пре­зри­тель­ного отно­ше­ния к своим бра­тьям (Mф.5:22).

В рав­ви­ни­сти­че­ском иуда­изме в конце I – начале II века по Р. Х. появ­ля­ется мысль об очи­сти­тель­ном огне геенны: сюда направ­ля­ются те, кто имеет доб­ро­де­тели и грехи в равной сте­пени и они про­хо­дят своего рода очи­ще­ние огнем; впо­след­ствии эту мысль принял извест­ный хри­сти­ан­ский бого­слов Ориген.

В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии геенна опре­де­ля­ется как место муче­ния диа­вола и всех людей, непра­ведно живших и не пове­рив­ших во Христа (то есть сино­ним ада).

Цитаты о геене

«Для того именно Бог и создал геенну и угро­жает ею, чтобы мы из страха ее ста­ра­лись быть луч­шими и в нее не впа­дали. Поэтому, кто запре­щает гово­рить о геенне, тот не дости­гает ничего дру­гого, как неза­метно при­го­тов­ляет самому себе, самого же себя обма­ны­вая, гибель в геенне».
свт. Иоанн Зла­то­уст

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки