Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Муки адовы

***

Му́ки а́довы — 1) муче­ния душ греш­ни­ков как след­ствие Божьего воз­да­я­ния с одной сто­роны и их внут­рен­него состо­я­ния с другой сто­роны, для­щи­еся с момента завер­ше­ния Част­ного Суда до вре­мени все­об­щего вос­кре­се­ния и после­ду­ю­щего за ним Страш­ного Суда; 2) вечные муче­ния нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков и бесов после завер­ше­ния Страш­ного Суда как резуль­тат опре­де­ле­ния этого Суда, выне­сен­ного в соот­вет­ствии с духовно-нрав­ствен­ным рас­по­ло­же­нием каж­дого осуж­ден­ного (см. подроб­нее: Зачем Богу мучить греш­ни­ков вечным геен­ским огнем?).

Состо­я­ние греш­ни­ков после смерти до Страш­ного Суда

Согласно цер­ков­ному учению, в ад входят души тех греш­ни­ков, кото­рые, по опре­де­ле­нию Част­ного Суда, лиша­ются (как мини­мум вре­мен­ного) упо­ко­е­ния в Цар­стве Славы, тех, напри­мер,  «кто уми­рает, про­гне­вав Бога и отча­яв­шись» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние. Ч. 1, вопрос 68), также, к слову, тех хри­стиан, кто при жизни совер­шал смерт­ные грехи, пока­ялся до смерти, но не принес ника­ких плодов пока­я­ния (Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). В аду они вос­при­ни­мают воз­да­я­ние за грехи.

В чем же состоят муче­ния душ греш­ни­ков в этот период?

Ряд пра­во­слав­ных бого­сло­вов свя­зы­вают формы муче­ния греш­ни­ков в аду с опре­де­лен­ной биб­лей­ской сим­во­ли­кой: с сим­во­ли­кой горе­ния в огне – муки сове­сти, с сим­во­ли­кой червя – про­яв­ле­ния не увра­че­ван­ных гре­хов­ных стра­стей, с сим­во­ли­кой тьмы – чув­ство бого­остав­лен­но­сти.

А, напри­мер, свт. Марк Ефес­ский упо­ми­ная испы­ты­ва­е­мые греш­ни­ками страх, угры­зе­ние сове­сти, неиз­вест­ность буду­щего, лише­ние созер­ца­ния Бога, в своих «Отве­тах на вопросы лати­нян» выра­жает мнение, что греш­ники «еще не терпят муче­ния в геенн­ском огне, но как бы пред очами его имеют; по при­чине же виде­ния и ожи­да­ния впасть в него, несо­мненно, горько стра­дают». Отно­си­тельно вопроса о том под­вер­га­ются ли плен­ники ада всем муче­ниям одно­вре­менно, он гово­рит, что «поскольку эти муче­ния раз­личны и рав­ня­ются соот­вет­ственно чело­ве­че­ским грехам, то для неко­то­рых соот­вет­ствуют все тако­выя муче­ния, для иных же – неко­то­рые из них; и для одних более тяжкия, а для других – более легкия». 

Осно­вы­ва­ясь на свя­то­оте­че­ском учении и виде­ниях загроб­ной участи из цер­ков­ного пре­да­ния, можно отме­тить сле­ду­ю­щее.

«Скорбь и тес­нота всякой душе чело­века, дела­ю­щего злое» (Рим.2:9), – гово­рит апо­стол Павел. Прп. Паисий Свя­то­го­рец рас­кры­вает этот духов­ный закон так: «Мы уже в этой жизни или будем в неко­то­рой сте­пени вку­шать рай­скую сла­дость и отсюда отпра­вимся в рай, или же будем отча­сти пере­но­сить адские муче­ния и — избави нас от этого, Боже — попа­дем в ад. Добро — это есть рай, а зло — это адское муче­ние. Творя добро, чело­век раду­ется, греша — муча­ется. Чем больше добрых дел совер­шает чело­век, тем боль­шую радость он чув­ствует, чем больше творит зла, тем силь­нее томится душой». Осо­зна­ние того, что жизнь была про­жита и загуб­лена поро­ками, непре­стан­ные укоры сове­сти за все совер­шен­ные грехи, тягост­ней­шее осо­зна­ние невоз­мож­но­сти что-либо немед­ленно изме­нить, – все это будет непре­станно тер­зать несчаст­ных. Кроме того, невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить своим гре­хов­ным поже­ла­ниям и стра­стям, при­об­ре­тен­ным при жизни, и кото­рые никуда не исчез­нут, будут жечь этих бедных существ подобно пла­мени.

Души греш­ни­ков пре­бы­вают «в состо­я­нии мрака, скорби и стра­да­ния» (Простр. христ. кате­хи­зис). В аду при­сут­ствуют мрак, тес­нота, доле­та­ю­щие ото­всюду звуки воплей, души лишены воз­мож­но­сти видеть друг друга, однако видят духов злобы в их адском без­об­ра­зии.

Состо­я­ние греш­ни­ков после все­об­щего вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда

В отли­чие от опи­са­ния состо­я­ния души, раз­лу­чен­ной с телом, Свя­щен­ное Писа­ние гораздо подроб­нее сооб­щает об участи греш­ни­ков после Послед­него Суда. Основ­ное отли­чие от посмерт­ной участи будет состо­ять в том, что люди полу­чат совер­шен­ное воз­да­я­ние, где каждый полу­чит соот­вет­ственно тому, «что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). При­го­вор Судии на этот раз будет окон­ча­тель­ным и неиз­мен­ным, потому что придет «время жатвы» (см.: Мф.13:30). Многие греш­ники, и, конечно, умер­шие в пока­я­нии (однако не при­нес­шие достой­ных плодов пока­я­ния) и вере, будут оправ­даны и осво­бож­дены еще до все­об­щего вос­кре­се­ния и суда (см.: Посла­ние восточ­ных пат­ри­ар­хов, член 18). Многие «будут нака­заны нескон­ча­е­мыми муче­ни­ями, одни более, другие менее» (Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ние, Ч. 1, вопрос 63) «в озере, горя­щем огнем и серой» (Откр.21:8).

Слово Божие изоб­ра­жает раз­лич­ные формы муче­ния греш­ни­ков после Страш­ного Суда:

1) Уда­ле­ние греш­ни­ков от Бога и их про­кля­тие. «Идите от меня про­кля­тии» (Мф. 25:41), «не знаю вас.. отой­дите от Меня все дела­тели неправды» (Лк.13:27), – эти слова будут ска­заны Пра­вед­ным Судией нерас­ка­яв­шимся греш­ни­кам. И это уда­ле­ние от Бога и про­кля­тие будет для несчаст­ных само по себе вели­чай­шим нака­за­нием. Как гово­рит свт. Иоанн Зла­то­уст, «нестер­пима геенна и муче­ние в ней, впро­чем, если пред­ста­вить и тысячи геенн, то все это ничего не будет зна­чить в срав­не­нии с несча­стием лишиться оной бла­жен­ной славы, воз­не­на­ви­ден­ным быть от Христа и слы­шать от него: не видя вас, и обви­не­ние, что мы, видя его алчу­щего, не напи­тали! Ибо лучше под­верг­нуться бес­чис­лен­ным ударам молнии, нежели видеть крот­кое лицо Гос­пода, от нас отвра­ща­ю­ще­еся, и ясное око его, не могу­щее взи­рать на нас».

2) Греш­ники будут лишены благ Цар­ствия Небес­ного, кото­рых удо­сто­ятся пра­вед­ники. Гос­подь Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что, тогда «многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном; а сыны цар­ства извер­жены будут во тьму внеш­нюю» (Мф.8:11-12). «Многие без­рас­суд­ные желают только изба­виться геенны, но я считаю гораздо мучи­тель­ней­шим; нака­за­нием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, пла­кать должно не столько о геен­ских муче­ниях, сколько о лише­нии небес­ных благ; ибо это одно есть жесто­чай­шее из всех нака­за­ние», – предо­сте­ре­гает свт. Иоанн Зла­то­уст.

3) Греш­ники будут отправ­лены в место скорби и без­на­деж­но­сти, туда, где они будут оби­тать вместе со злыми демо­нами. Это место назы­ва­ется «без­дной», кото­рого боятся даже демоны (Лк.8:31), «адом» (Лк.16:23), или «стра­ной мрака» (Иов.10:22), «геен­ной огнен­ной» (Мф.5:22), «пещию огнен­ною» (Мф.13:50) «озером огнен­ным» (Откр. 19:20). И в таком месте греш­ники, целую веч­ность, не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы, погу­бив­ших их (Мф.25:41). «Кто на земле грешил, – гово­рит прп. Ефрем Сирин, – и оскорб­лял Бога, и скры­вал дела свои, тот будет ввер­жен во тьму кро­меш­ную, где нет ни луча света; кто таил в сердце своем лукав­ство, и в уме своем зависть, того скроет страш­ная глу­бина, полная огня и жупела; кто пре­да­вался гневу и не допус­кал в сердце свое любви, далее до нена­ви­сти к ближ­нему, тот предан будет на жесто­кое муче­ние анге­лам».

4) Внут­рен­ние муче­ния греш­ни­ков. То, что каса­ется муче­ний души без тела, отча­сти спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к участи людей с вос­крес­шими телами.

5) Внеш­ние (поло­жи­тель­ные) муче­ния греш­ни­ков. То, что греш­ники стра­дают, будучи отлу­чены от Источ­ника жизни и радо­сти, лишены славы пра­вед­ни­ков, тер­за­ются муками сове­сти и рас­ка­я­ния, испы­ты­вают ужас неудо­вле­тво­рен­но­сти гре­хов­ных стра­стей и поже­ла­ний это дей­стви­тельно так, но это только поло­вина правды. Муки геенн­ского огня, как заме­чает об этом свт. Фила­рет Чер­ни­гов­ский, не озна­чают «только внут­рен­ние муче­ния греш­ника – есте­ствен­ное след­ствие грехов. Поло­жи­тель­ного зна­че­ния казней греш­ни­ков никак нельзя исклю­чить из Св. Писа­ния. Так оно ясно и опре­де­ленно выра­жено там: огонь, огонь геен­ский, озеро огня так часто пред­став­ля­ются отдельно от муче­ний сове­сти, что не допус­кать в Писа­нии поло­жи­тель­ных мук озна­чало бы только пре­ступ­ный про­из­вол (Так Откр.20:15; Мф.25:41; 13:42; 5:22; 29:30. Мк.9:44; Ис.66:24; Евр.10:21). Учи­тели Церкви нико­гда не огра­ни­чи­вали казней веч­но­сти одними есте­ствен­ными стра­да­ни­ями греш­ника, и, хотя при­ни­мали многие изоб­ра­же­ния состо­я­ния осуж­ден­ных за несоб­ствен­ные, во огне геенн­ском видели поло­жи­тель­ное нака­за­ние правды вечной». Ком­мен­ти­руя слова апо­стола Павла о том, что «пра­ведно пред Богом — оскорб­ля­ю­щим вас воз­дать скор­бью,  а вам, оскорб­ля­е­мым, отра­дою вместе с нами, в явле­ние Гос­пода Иисуса с неба, с Анге­лами силы Его, в пла­ме­не­ю­щем огне совер­ша­ю­щего отмще­ние не познав­шим Бога и не поко­ря­ю­щимся бла­го­вест­во­ва­нию Гос­пода нашего Иисуса Христа,  кото­рые под­верг­нутся нака­за­нию, вечной поги­бели, от лица Гос­пода и от славы могу­ще­ства Его» (2Фес.1:6-9), свт. Феофан Затвор­ник пишет, что «буду­щие нака­за­ния утя­же­лятся тем, что греш­ные уда­лены будут от лица Божия, зре­нием Коего услаж­даться будут пра­вед­ники, но состо­ять будут не в этом одном. И внеш­нее их поло­же­ние будет без­от­радно не по при­чине только отсут­ствия благ, но и по при­чине поло­жи­тель­ных муче­ний». Свт. Васи­лий Вели­кий предо­сте­ре­гая от совер­ше­ния грехов, реко­мен­дует пред­став­лять себе «страш­ное и нестер­пи­мое суди­лище Хри­стово, где на высо­ком и пре­воз­не­сен­ном Пре­столе вос­се­дает Судия, вся же тварь с тре­пе­том пред­стоит при слав­ном Его явле­нии, и каждый из нас при­во­дится на испы­та­ние соде­лан­ного им в жизни; потом к совер­шив­шему в жизни много худых дел при­став­ля­ются страш­ные и угрю­мые ангелы, у кото­рых и взор огнен­ный, и дыха­ние огнен­ное — по жесто­ко­сти их воли, и лица подобны ночи — по уны­ло­сти и чело­ве­ко­не­на­ви­де­нию; потом непро­хо­ди­мая про­пасть, глу­бо­кая тьма, огонь несвет­лый, кото­рый во тьме содер­жит попа­ля­ю­щую силу, но лишен све­то­зар­но­сти; потом какой-то ядо­нос­ный и пло­то­яд­ный червь, пожи­ра­ю­щий с жад­но­стью, нико­гда не насы­ща­е­мый и своим пожи­ра­нием про­из­во­дя­щий невы­но­си­мые болезни; потом жесто­чай­шее из всех муче­ний — вечный позор и вечный стыд». Таким обра­зом, непра­вильно гово­рить, что муки ада есть лишь есте­ствен­ное след­ствие уда­ле­ния греш­ни­ков от Бога и их внут­рен­него тер­за­ния. Свя­щен­ное Писа­ние и святые отцы вполне четко утвер­ждают поло­жи­тель­ное нака­за­ние греш­ни­ков со сто­роны Судьи.

Что явля­ется источ­ни­ком стра­да­ний греш­ни­ков в аду?

Как было ска­зано выше, муче­ния греш­ни­ков можно раз­де­лить на внут­рен­ние и внеш­ние, душев­ные и физи­че­ские. На осно­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния и учения святых отцов можно выде­лить два источ­ника муче­ний оби­та­те­лей ада – дей­ствие пра­во­су­дия Божия и их внут­рен­нее субъ­ек­тив­ное состо­я­ние. При этом, строго говоря, оба источ­ника явля­ются раз­лич­ными фор­мами одного и того же Боже­ствен­ного воз­да­я­ния. Как пояс­няет свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский, Бог совер­шает Свои суды путем есте­ствен­ных (зало­жен­ных в самой при­роде вещей) и поло­жи­тель­ных наград и нака­за­ний. То и другое устро­ено Богом, Кото­рый сделал так, «что доб­ро­де­тель сопро­вож­да­ется благом, а зло – злом… Мы про­ти­во­по­ла­гаем их (поло­жи­тель­ные нака­за­ния и награды — прим. ред.) есте­ствен­ным, между тем как они не про­ти­во­по­ложны им, ибо они должны быть в рас­по­рядке мира, хотя нам они непри­метны, потому что глу­боко в нем сокрыты. Напри­мер, буду­щее небо ново и земля нова – блага поло­жи­тель­ные, про­изой­дут из сей натуры, сле­до­ва­тельно, осно­ва­ние их поло­жено в сотво­ре­нии мира; равным обра­зом и для нака­за­ний осно­ва­ние лежит в при­роде; тот вечный огнь и теперь должен быть в при­роде, хотя мы его и не видим. Таким обра­зом поло­жи­тель­ного – про­из­воль­ного нет ничего, а все есте­ственно. Поло­жи­тель­ное суще­ствует только для нас, не могу­щих обнять всего устрой­ства миро­вого здания».

Будут ли ско­во­родки в аду?

Несмотря на нали­чие в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии, и в част­но­сти в ико­но­гра­фии, сим­во­ли­че­ских изоб­ра­же­ний муче­ний нече­стив­цев в аду под обра­зом телес­ных истя­за­ний, мнение о том, что в аду чело­век будет жариться бесами на ско­во­род­ках и вер­те­лах, истя­заться цепями и змеями, диа­воль­скими коло­туш­ками, пилами, огнен­ными коле­сами, обя­зано не столько орто­док­саль­ным источ­ни­кам, сколько вооб­ра­же­нию и народ­ному фольк­лору (см.: Рай и ад: два места или два состо­я­ния?).

Состо­я­ние греш­ни­ков в аду, как до Страш­ного Суда, так и после, конечно же, нельзя харак­те­ри­зо­вать иначе чем как мучи­тель­ное. Только муки эти, пред­став­лен­ные в Свя­щен­ном Пре­да­нии в сим­во­лах, не сле­дует сво­дить к грубо физи­че­скому истя­за­нию греш­ни­ков демо­нами, кото­рым, будто бы, опре­де­лена вечная роль нахо­диться в аду на при­ви­ле­ги­ро­ван­ном поло­же­нии мучи­те­лей-пала­чей.

Что каса­ется диа­вола и его анге­лов, все они будут бро­шены в озеро огнен­ное, где и будут мучиться и гореть (Откр.20:10–15). Какова будет сте­пень их вечных муче­ний, знает Гос­подь. Веро­ятно, что эти муче­ния будут пре­вос­хо­дить те муче­ния, кото­рые станут след­ствием пра­вед­ного воз­да­я­ния греш­ни­кам (людям), како­вые, понятно, гре­шили не без под­стре­ка­тель­ства лука­вых демо­ни­че­ских сил.

Разве не жестоко счи­тать, что любя­щий Бог под­верг­нет муче­ниям Свое непо­кор­ное тво­ре­ние?

 Почему-то неко­то­рым людям свой­ственно думать, что Бог обязан соот­вет­ство­вать их пред­став­ле­ниям о Нем и посту­пать так, как они счи­тают пра­виль­ным. Однако Бог явля­ется Все­мо­гу­щим Абсо­лю­том, Кото­рый в прин­ципе не обязан счи­таться с чело­ве­че­ским мне­нием о Нем. Пре­тен­зии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соот­вет­ство­вать лично моему поня­тию о добре и спра­вед­ли­во­сти, а иначе я отка­зы­ва­юсь в Него верить или играть по Его пра­ви­лам», выгля­дят довольно нелепо. «А ты кто, чело­век, что спо­ришь с Богом? Изде­лие скажет ли сде­лав­шему его: зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9:20).

Это недо­уме­ние было бы спра­вед­ливо, если бы сами люди выду­мали ад. Поскольку Сам Бог открыл в Своем Слове реаль­ность Его суще­ство­ва­ния, то Он Сам не счи­тает его про­ти­во­ре­ча­щим Своей бла­го­сти. Напом­ним, что учил о суще­ство­ва­нии ада Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы постра­дать и уме­реть за послед­него греш­ника. Для разъ­яс­не­ния этого недо­уме­ния необ­хо­димо иметь в виду сле­ду­ю­щее.

Бог есть не только Любовь, но и Абсо­лют­ная Правда, воз­да­ю­щая по заслу­гам за добро и зло (Пс.24:8). Отри­ца­ние Боже­ствен­ного Пра­во­су­дия влечет за собой неве­рие в бла­гость Божию, поскольку пре­вра­ща­ется в попу­сти­тель­ство и урав­ни­ва­ние добра и зла. В самом деле, если нет Суда и воз­да­я­ния, то и нет раз­ницы между Гит­ле­ром и Янушом Кор­ча­ком. В таком случае наш нрав­ствен­ный выбор бы обес­це­нился и спра­вед­ли­вость, об отсут­ствии кото­рой в нашем мире гово­рят даже неве­ру­ю­щие, нико­гда бы не вос­тор­же­ство­вала.

Ате­и­сти­че­ские ана­ло­гии с без­жа­лост­ным сади­стом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созда­ний участи в геенне. Гнев и про­кля­тие греш­ни­ков со сто­роны Бога, о кото­рых мы читаем в Библии, не сле­дует вос­при­ни­мать бук­вально и отож­деств­лять с чело­ве­че­скими эмо­ци­ями. «Гнев Божий не есть вол­не­ние Духа Божия, но Суд, кото­рым нала­га­ется нака­за­ние за грех», – объ­яс­няет блж. Авгу­стин (О Граде Божием, книга XV, гл. 25). Поэтому, опре­де­ляя греш­ни­ков в ад, Гос­подь делает это не по злобе и мсти­тель­но­сти в чело­ве­че­ском пони­ма­нии, а совер­шая пра­вед­ный суд над теми, кто не поже­лал отде­лить себя от греха пока­я­нием. По словам свт. Иоанна Зла­то­уста, «для чего же Бог пре­ду­пре­ждает об ужасах, кото­рые наме­рен совер­шить? Для того, чтобы не при­шлось Ему совер­шать то, о чем пре­ду­пре­ждает.. И угро­жает Бог геен­ной не для того, чтобы вверг­нуть в геенну, но чтобы осво­бо­дить от геенны, а если бы он хотел нака­зать, то не угро­жал бы, побуж­дая тем быть осто­рож­нее, чтобы нам избе­жать того, чем угро­жа­ется» (Слово 25, о буду­щем суде). (см.: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду?).

***

прп. Иустин (Попо­вич):
«Доб­ро­вольно соче­тав­ши­еся с гре­хами и про­пи­тан­ные ими во время жизни на земле греш­ные души, не могут от них меха­ни­че­ски осво­бо­диться путем выхода из тела или вступ­ле­ния в загроб­ный мир, а тем более в силу пра­вед­ного при­го­вора част­ного Божия суда, на кото­ром ни одна греш­ная душа насильно не осво­бож­да­ется от любез­ных её грехов, кото­рые во время жизни во плоти она пре­тво­рила как бы в некий состав своего суще­ства. Поэтому состо­я­ние греш­ных душ за гробом — сродни их быв­шему состо­я­нию на земле, с тем только раз­ли­чием, что они, лишен­ные тела, содер­жат в себе всю ужас­ную реаль­ность своих грехов, пере­жи­вают ее как нечто свое соб­ствен­ное, не могут никуда из нее выйти и не имеют вне себя ника­кого пред­мета, на кото­рый бы могли ее пере­не­сти. После част­ного суда греш­ные души немед­ленно отхо­дят в место скорби и муче­ния, причем сила вос­при­я­тия и осо­зна­ния этой скорби и этого муче­ния сораз­мерна сте­пени их гре­хов­но­сти. Кроме того, это муче­ние неполно, так как полное насту­пит лишь после Страш­ного Суда. Эта печаль­ная истина открыта Богом, а не выду­мана чело­ве­ком. О дей­стви­тель­но­сти суще­ство­ва­ния мест муче­ния и самих муче­ний гово­рит Сама Истина — Гос­подь Иисус Хри­стос».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки