Гипербола

Гипе́рбола — рито­ри­че­ский и лите­ра­тур­ный приём, заклю­ча­ю­щийся в пре­уве­ли­че­нии (иногда — при­укра­ши­ва­нии) свойств, качеств, харак­те­ри­стик чего-либо, кого-либо, с целью созда­ния более силь­ного, более острого впе­чат­ле­ния.

Примеры гипербол Ветхого Завета

И весь народ про­во­жал Соло­мона, и играл народ на сви­ре­лях, и весьма радо­вался, так что земля рас­се­да­лась от криков его. (3Цар. 1:33)

Я знаю скорби его и иду изба­вить его от руки Егип­тян и выве­сти его из земли сей [и ввести его] в землю хоро­шую и про­стран­ную, где течет молоко и мед. (Исх. 3:7–8)

“Потому что Давид делал угод­ное пред очами Гос­пода и не отсту­пал от всего того, что Он запо­ве­дал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хет­те­я­ни­ном” (3Цар.15:5).

“И пла­кала вся земля гром­ким голо­сом” (Цар. 15:23)

Примеры гипербол Нового Завета

Вожди слепые, оце­жи­ва­ю­щие комара, а вер­блюда погло­ща­ю­щие! (Мф. 23:24)

И что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чув­ству­ешь? Или как ска­жешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лице­мер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда уви­дишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Мф. 7:3–5)

У тебя же, когда тво­ришь мило­стыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. (Мф. 6:3)

Если же правый глаз твой соблаз­няет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввер­жено в геенну. И если правая твоя рука соблаз­няет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввер­жено в геенну. (Мф. 5:29–30)

Удоб­нее вер­блюду пройти сквозь иголь­ные уши, нежели бога­тому войти в Цар­ствие Божие. (Мк. 10:25)

Если кто при­хо­дит ко Мне и не воз­не­на­ви­дит отца своего и матери, и жены и детей, и бра­тьев и сестер… тот не может быть Моим уче­ни­ком. (Лк. 14:26)

“И пришли к Иоанну и ска­зали ему: равви́! Тот, Кото­рый был с тобою при Иор­дане и о Кото­ром ты сви­де­тель­ство­вал, вот Он кре­стит, и все идут к Нему” (Ин.3:26). 

***

В каких случаях в Библии употребляются гиперболы?

Доста­точно часто гипер­болы встре­ча­ются в Свя­щен­ном Писа­нии в связи с поэ­ти­че­ским стилем повест­во­ва­ния. Это осо­бенно харак­терно для неко­то­рых песен и псал­мов.

Вместе с тем, в Библии встре­ча­ются и такие фраг­менты, содер­жа­ние кото­рых хотя и напо­ми­нают гипер­болу, однако лишь при поверх­ност­ном осмыс­ле­нии. В случае же более глу­бо­кого тол­ко­ва­ния этих фраг­мен­тов, ста­но­вится оче­видно, что они не только не носят харак­тера пре­уве­ли­че­ния, но и напро­тив, лишь в малой мере отоб­ра­жают то, чему посвя­щены.

Так, напри­мер, волхв Валаам, вос­пе­вая Изра­иль, срав­ни­вал его шатры с доли­нами и садами, алой­ными дере­вьями, вели­че­ствен­ными кед­рами (Чис.24:5–6). Что могло быть пре­крас­ного в этих потре­пан­ных вре­ме­нем, ветром и зноем поход­ных шатрах?

Однако, если учи­ты­вать, что под­ме­чен­ная Вала­а­мом кра­сота изра­иль­ских пала­ток была свя­зана не с палат­ками как тако­выми, но с гораздо более совер­шен­ной и воз­вы­шен­ной кра­со­той, с кра­со­той сияния Славы Гос­под­ней, оценка будет другой. Поскольку вос­хи­ще­ние Вала­ама при­сут­ствием Божьим в стане Изра­иля не могло быть выра­жен­ным во всей пол­ноте при помощи обыч­ного языка, Валаам исполь­зо­вал сред­ства алле­го­ри­че­ской речи.

Опять же, многим пред­став­ля­ются пре­уве­ли­че­нием слова Гос­пода Иисуса Христа отно­си­тельно веры, что если кто, имея веру с гор­чич­ное зерно, скажет горе, чтобы та пере­шла с места на место, то гора перей­дёт (Мф. 17:20).

Каза­лось бы, как же так, ведь зерно гор­чич­ное чрез­вы­чайно мало. Неужели же те хри­сти­ане, чьи жела­ния не сопро­вож­да­ются силой, спо­соб­ной пере­став­лять горы, не обла­дают даже и малей­шей верой? Неужели их внут­рен­няя вера меньше самого малого гор­чич­ного зерна? Но ведь многие их них ходят в храмы, читают духов­ную лите­ра­туру, молятся, помо­гают ближ­ним, однако ни с чем подоб­ным им стал­ки­ваться не при­хо­ди­лось.

Трак­товку слов Христа можно лучше понять, связав их со сви­де­тель­ством апо­стола Павла, пояс­нив­шего, что пере­дви­гать горы (разу­ме­ется, при содей­ствии Божьем, а не соб­ствен­ной силой) может не тот, чья вера в прин­ципе мала, но тот, кто имеет её пол­ноту (1Кор.13:2).

Сле­до­ва­тельно, срав­ни­вая веру с гор­чич­ным зерном, Хри­стос гово­рил о ней не в абсо­лют­ном зна­че­нии, а в сопо­став­ле­нии с потен­ци­ально воз­мож­ной верой пра­вед­ни­ков, святых, кото­рую может достичь чело­век, то есть в срав­не­нии с верой, зна­чи­тельно пре­вос­хо­дя­щей гор­чич­ное зерно.

Как и в преды­ду­щем случае (с Вала­а­мом), сопо­став­ле­ние веры с зерном не явля­ется гипер­бо­лой, но отно­сится к фор­мату алле­го­ри­че­ского языка (см. подроб­нее: Может ли веру­ю­щий пере­дви­гать горы, и не явля­ется ли это утвер­жде­ние кра­си­вым поэ­ти­че­ским пре­уве­ли­че­нием?).

Для того, чтобы отли­чать гипер­болу от алле­го­рии, когда это отли­чие не явно, необ­хо­димо обра­щать вни­ма­ние на свя­то­оте­че­ское тол­ко­ва­ние фраг­мента.

***

См. ТОЛКОВАНИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки