Господь Иисус Христос как Спаситель

пре­по­доб­ный Иустин Попо­вич

Боже­ствен­ная Лич­ность Гос­пода Иисуса Христа все­со­вер­шенна и неде­лима. Это сильно ощу­ща­ется во всем, что Хри­стово. В каждой Его мысли, и слове, и деле при­сут­ствует вся Его Бого­че­ло­ве­че­ская Лич­ность – и причем все­цело и нераз­дельно. Во всех Своих внеш­них и внут­рен­них, зримых и сокро­вен­ных выра­же­ниях Лич­ность Бого­че­ло­века едина и неде­лима. Отсюда и вся жизнь Хри­стова на земле состав­ляет одно нераз­рыв­ное орга­ни­че­ское целое. Един­ством и нераз­дель­но­стью Его Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти опре­де­лено един­ство и нераз­дель­ность Его Бого­че­ло­ве­че­ского дела, свер­ше­ния. Нет ничего ни в Лич­но­сти, ни в жизни, ни в дея­тель­но­сти Гос­пода Иисуса Христа, что можно было бы отбро­сить как излиш­нее или ненуж­ное. Он весь – во всем Своем.

 Ни о чем Бого­че­ло­ве­че­ском нельзя ска­зать: в этом нет необ­хо­ди­мо­сти, этим можно пре­не­бречь. Когда апо­стол Петр пред­ло­жил Спа­си­телю устра­нить стра­да­ние из Его Бого­че­ло­ве­че­ского подвига спа­се­ния чело­ве­че­ского рода, Спа­си­тель нарек его сата­ной: отойди от Меня, сатана! (Мф. 16:23). Всё Хри­стово: и вопло­ще­ние, и Кре­ще­ние, и Пре­об­ра­же­ние, и стра­да­ния, и крест­ная смерть, и Вос­кре­се­ние, и Воз­не­се­ние, и дела, и учение – вошло как необ­хо­ди­мая состав­ная часть в гран­ди­оз­ное, кос­ми­че­ское, Бого­че­ло­ве­че­ское дело спа­се­ния людей, и это нельзя отверг­нуть, не повре­див Бого­че­ло­ве­че­ской Хри­сто­вой Лич­но­сти. Одна и та же без­мер­ная Бого­че­ло­ве­че­ская зна­чи­мость и сила про­ни­кает всё Хри­стово, так что из этого нераз­рыв­ного, Бого­че­ло­ве­че­ского целого нельзя выде­лить одну часть и ска­зать: вот именно этим Гос­подь Иисус Хри­стос спас мiр, иску­пил чело­ве­че­ский род. В Бого­че­ло­веке и Его жизни и учении всё бес­ко­нечно важно и нужно, Боже­ственно важно и Боже­ственно нужно. Поэтому Гос­подь Своим святым уче­ни­кам и оста­вил как запо­ведь спа­се­ния призыв о соблю­де­нии всего запо­ве­дан­ного: Шедше убо научите вся языки, кре­стяще их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа: учаще их блюсти вся, елика запо­ве­дах вам (Мф.28:19–20).

 Всей Своей Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­стью и всей Своей Бого­че­ло­ве­че­ской жизнью Гос­подь Иисус Хри­стос совер­шил спа­се­ние чело­ве­че­ского рода, поэтому Ему и наре­чено имя Иисус, что озна­чает Спа­си­тель. Это имя было дано не какой-то Его части и не Его учению, а Его нераз­дель­ной Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти. Он весь – Иисус, весь – Спа­си­тель во всём, что состав­ляет Его Бого­че­ло­ве­че­скую Лич­ность и Его Бого­че­ло­ве­че­ское дело. Бого­дан­ным именем Иисус (см. Мф.1:21) — Спа­си­тель опре­де­лено, обу­слов­лено и Его дело – спа­се­ние.

 Вслед­ствие без­мер­ного богат­ства Своей Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти и раз­но­об­раз­ных даров и благ, Кото­рые Он принес мiру, Спа­си­тель назы­ва­ется раз­ными име­нами: Пас­тырь, Учи­тель, Свет, Путь, Истина, Жизнь, Пер­во­свя­щен­ник, Пророк, Лоза, Гос­подь, Сын Божий, Хри­стос, Камень, Агнец. Многие имена, но одна Лич­ность и одно дело, ведь и как Пас­тырь Он – весь Пас­тырь, и как Учи­тель Он – весь Учи­тель, как Свет Он – весь Свет, и как Истина Он – весь Истина. Посему Его дело искуп­ле­ния и спа­се­ния мiра и чело­века – это не только Его дело как Про­рока, Пер­во­свя­щен­ника и Царя, но и Его дело как единой и неде­ли­мой Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти – такой, какой опи­сы­вают ее и являют все имена, усво­я­е­мые ей в Святом Откро­ве­нии.

 Во всем иску­пи­тель­ном и спа­си­тель­ном Гос­подь Иисус Хри­стос при­сут­ствует весь – во все­це­лой пол­ноте Своей Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти. При этом Его спа­си­тель­ная сила и дей­ствие отчет­ли­вее всего про­яв­ля­ются в неко­то­рых Его делах, как, напри­мер, Кре­ще­ние и Пре­об­ра­же­ние, и дости­гают своей вер­шины в крест­ной смерти, Вос­кре­се­нии, Воз­не­се­нии и соше­ствии Свя­того Духа. Но всё это суть состав­ные части Его Бого­че­ло­ве­че­ской жизни и подвига как еди­ного и неде­ли­мого орга­ни­че­ского целого. Крест вер­хо­вен­ствует лишь на фун­да­менте всего того, что ему пред­ше­ствует. Крест — это пик пира­миды спа­се­ния, но как вер­шина он стоит на всём, что под ним, а то, что Спа­си­тель встроил в пира­миду спа­се­ния, было либо словом, либо мыслью, либо молит­вой, либо воз­ды­ха­нием, либо чудом, либо собы­тием. Вер­шина без осно­ва­ния и без того, что воз­двиг­нуто между ней и осно­ва­нием, не была бы верх­ней точкой. Осно­ва­ние пира­миды спа­се­ния – это вопло­ще­ние Сына Божия; на нем Гос­подь Иисус Хри­стос Своей земной жизнью выстроил Бого­че­ло­ве­че­ский дом спа­се­ния и на его вер­шине поста­вил крест и Вос­кре­се­ние. Гос­подь Иисус воз­ве­стил спа­се­ние всем тем, чем Он как Бого­че­ло­век был, и всем тем, что Он как Бого­че­ло­век соде­лал.

 В самом имени Иисус пред­став­лено всё Бого­че­ло­ве­че­ское дело Хри­стово. Вла­дыка Хри­стос спа­сает, ибо Он – Спа­си­тель. Только как вопло­щен­ный Бог Гос­подь Иисус – и Спа­си­тель, и спа­се­ние. Его Бого­че­ло­ве­че­ская Лич­ность – это и есть всё и вся в спа­се­нии, отчего Гос­подь Иисус Хри­стос и делает спа­се­ние каж­дого чело­века зави­си­мым от Себя как Бого­че­ло­века, говоря: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спа­сется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин.10:9). Всё вхо­дя­щее в Лич­ность и в дело Бого­че­ло­века состав­ляет Еван­ге­лие спа­се­ния. Поэтому ничто Бого­че­ло­ве­че­ское не может быть ни опу­щено, ни отвер­жено. В Спа­си­теле всё спа­си­тельно, всё соте­рио­ло­гично. Что это такое, что можно бы было устра­нить из Гос­пода Иисуса Христа быть как якобы неспа­си­тель­ное? Все слова Спа­си­теля суть дух и жизнь (Ин.6:63). Но они суть дух и жизнь лишь Его Боже­ствен­ной Лич­но­стью. Всегда и во всем Он – одна и Та же Лич­ность. В Свою Боже­ствен­ную Лич­ность Он внес и тело. Что тогда в Нем неспа­си­тельно? Он – Спа­си­тель и как Пас­тырь, и как Пер­во­свя­щен­ник, и как Истина, и как Свет, и как Жизнь, ибо Его Лич­ность всегда едина и неде­лима. Бес­ко­неч­но­сти Его Лич­но­сти соот­вет­ствует бес­ко­неч­ность Его Бого­че­ло­ве­че­ского подвига.

 Во всех момен­тах Своей земной жизни Гос­подь Иисус Хри­стос – непре­станно Спа­си­тель, только Свою спа­си­тель­ную силу Он про­яв­ляет иногда силь­нее, иногда слабее, подчас более явно, а вре­ме­нами более при­кро­венно. Со всех сторон Его Бого­че­ло­ве­че­ской жизни текут и при­бы­вают спа­си­тель­ные силы, дабы, нако­нец, сосре­до­то­читься и слиться в крест­ную смерть и Вос­кре­се­ние как все­объ­ем­лю­щий источ­ник спа­се­ния. Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг спа­се­ния чело­ве­че­ского рода дости­гает своей конеч­ной и совер­шен­ной пол­ноты в крест­ной смерти и Вос­кре­се­нии Спа­си­теля – оттого-то чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь и спешит к этому через все Свои дни и ночи: вот, мы вос­хо­дим в Иеру­са­лим, и совер­шится все, напи­сан­ное через про­ро­ков о Сыне Чело­ве­че­ском, ибо пре­да­дут Его языч­ни­кам, и пору­га­ются над Ним, и оскор­бят Его, и оплюют Его, и будут бить Его, и убьют Его: и в третий день вос­крес­нет (Лк.18:31–33). Впро­чем и прежде Своих спа­си­тель­ных стра­да­ний и Вос­кре­се­ния Гос­подь Хри­стос есть Спа­си­тель, непре­станно спа­са­ю­щий людей Своей Бого­че­ло­ве­че­ской силой. А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крест­ной смерти ска­зать Закхею:Ныне пришло спа­се­ние дому сему, и рас­слаб­лен­ному: чадо! про­ща­ются тебе грехи твои (Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20), и многим: Вера твоя спасла тебя?

 Спа­се­ние чело­ве­че­ского рода, совер­шен­ное досто­чуд­ным Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом, зна­ме­нует собой бес­ко­неч­ную Бого­че­ло­ве­че­скую тайну. В ней спа­си­тельно сопря­жена тайна Бога и тайна чело­века, жизнь Бога и жизнь чело­века. Поэтому в ней всё – Бого­че­ло­ве­че­ское, от начала до конца. Ника­кая люд­ская мысль, сколько бы ни была она укреп­ля­ема бла­го­да­тью, не спо­собна все­цело про­ник­нуть в эту святую Бого­че­ло­ве­че­скую тайну. Воз­не­сен­ный над ней своим вели­че­ствен­ным умом апо­стол Павел закан­чи­вает свои раз­мыш­ле­ния о подвиге спа­се­ния, подъ­ятом Спа­си­те­лем, вос­хи­ще­нием и изум­ле­нием: О, бездна богат­ства и пре­муд­ро­сти и веде­ния Божия! Как непо­сти­жимы судьбы Его и неис­сле­димы пути Его! (Рим.11:33).  В Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг спа­се­ния чело­ве­че­ского рода Гос­подь Иисус внес пре­муд­рость Божию, тайную, сокро­вен­ную, кото­рую пред­на­зна­чил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор.2:7). Тайну Своей воли Три­сол­неч­ный Гос­подь явил нам в Бого­че­ло­ве­че­ском домо­стро­и­тель­стве спа­се­ния, совер­шен­ном Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом (Еф.1:9).

 Единая и неде­ли­мая Боже­ствен­ная тайна про­ни­зы­вает Бого­че­ло­ве­че­скую Лич­ность Гос­пода Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Бого­че­ло­ве­че­ского подвига спа­се­ния благая и крот­кая Хри­стова тайна встре­чает и ведет чело­ве­че­скую душу, напол­няя ее Боже­ствен­ной бла­го­стью и бес­ко­неч­ной радо­стью. Дело Бого­че­ло­века Христа – спасти людей, погиб­ших в грехе (см.: Мф.18:11), изба­вить людей от греха и смерти (см.: Ин.4:34; 6:40; 17:4). Дру­гими сло­вами, Его дело – обно­вить, воз­ро­дить чело­века (см.: Ин. 3, 1–10), про­све­тить его (см.: Ин.1:9; 8:12; 9:5; Еф.5:8; 1Фес.5:5), усо­вер­шить его (см.: Еф.4:13), сде­лать его подоб­ным Христу (букв.: «охри­сто­по­до­бить».– Примеч. пер.), обо­жить (см.: Ин.10:34; 2Пет.1:4–5), соде­лать бес­смерт­ным и oве­ко­ве­чить (см.: Ин.5:21–24; 6:47; 11:25). В это Свое таин­ствен­ное дело Спа­си­тель ввел всю Свою Бого­че­ло­ве­че­скую Лич­ность со всеми ее бес­ко­неч­ными совер­шен­ствами. Испол­нил Он это дело Боже­ственно и совер­шенно всем подви­гом Своей Бого­че­ло­ве­че­ской жизни на земле, от яслей до Воз­не­се­ния. В Лич­но­сти и деле Бого­че­ло­века Христа весь Бог пре­по­дан всему чело­веку. Это – сред­ство к исце­ле­нию чело­века от греха и смерти, сред­ство к освя­ще­нию, к упо­доб­ле­нию Христу, к обо­же­нию, к усво­е­нию бес­смер­тия и к уго­тов­ле­нию чело­века для вечной жизни на этом и на том свете. В этом – при­ми­ре­ние чело­века с Богом, в этом – искуп­ле­ние, в этом – спа­се­ние, и совер­шен­ство, и бла­жен­ство. Этим Бого­че­ло­век соде­лался и навсе­гда пребыл Главой спа­се­ния, Вождем спа­се­ния (ср.: Евр.2:10); оттого и обра­тился Он к Богу Отцу со сло­вами: дело совер­ших, еже дал еси Мне да сотворю (Ин.17:4). Как и Его Бого­че­ло­ве­че­ская Лич­ность, Бого­че­ло­ве­че­ское дело Хри­стово не менее таин­ственно и невы­ра­зимо. Но как Лич­ность, так и дело Бого­че­ло­века Христа состав­ляют единую и неде­ли­мую вели­кую бла­го­че­стия тайну (ср.: 1Тим.3:16), вели­кую тайну спа­се­ния.

 О том, что спа­се­ние чело­ве­че­ского рода уго­то­вано, совер­шено и обу­слов­лено Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­стью и Бого­че­ло­ве­че­ским подви­гом Гос­пода Иисуса Христа выра­зи­тельно сви­де­тель­ствует нам Святое Откро­ве­ние через Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние. В Боже­ствен­ную истину Лич­но­сти Спа­си­теля и Его подвига спа­се­ния рода чело­ве­че­ского ничто так не вводит чело­ве­че­ский дух, как Свя­щен­ное Пре­да­ние, опи­ра­ю­ще­еся на Свя­щен­ное Писа­ние, и Свя­щен­ное Писа­ние, осве­ща­е­мое Свя­щен­ным Пре­да­нием.

 Первая благая весть, с кото­рой начи­на­ется ново­за­вет­ное Откро­ве­ние, — это бла­го­ве­стие Святой Деве послан­ного Богом Архан­гела: о том, что Она родит Сына, Кото­рому наре­кут имя Иисус, то есть Спа­си­тель (см.: Лк.1:31). Этим первым бла­го­ве­стием объята вся Лич­ность и вся дея­тель­ность Бого­че­ло­века Христа. В самом данном от Бога имени Иисус пред­ска­зан и воз­ве­щен весь совер­шен­ный Спа­си­те­лем Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг спа­се­ния людей. Весьма зна­чи­тельно то, что Бог не наиме­но­вал Гос­пода Иисуса Христа ни учи­те­лем, ни пас­ты­рем, ни царем, ни пер­во­свя­щен­ни­ком, не про­ро­ком, но – Спа­си­те­лем, ибо это имя шире всех прочих имен и все их в себе содер­жит. И когда родился вопло­щен­ный Бог, Ангел Гос­по­день воз­ве­щает пас­ты­рям, что родился… Спа­си­тель… Хри­стос Гос­подь (Лк.2:11). А это как раз и озна­чает, что вопло­щен­ное Слово есть Спа­си­тель мiра как Бого­че­ло­век всей Своей Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­стью и дея­тель­но­стью.

 Как Спа­си­тель Гос­подь Иисус Хри­стос есть в то же время и спа­се­ние. Пра­вед­ный Симеон, испол­нен­ный Духа Свя­того, при­ни­мая на руки мла­денца Иисуса, назы­вает Его спа­се­нием  (см.: Лк.2:30; 3:6). Бого­че­ло­век Хри­стос во всей пол­ноте Своей еван­гель­ской, Бого­че­ло­ве­че­ской дан­но­сти – это и есть спа­се­ние. Посему в Свя­щен­ном Писа­нии и гово­рится, что в Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти Гос­пода Иисуса спа­се­ние Божие послано языч­ни­кам (Деян.28:28). Оче­видцы Гос­пода Иисуса и Его дел с вос­хи­ще­нием гово­рят о Нем: мы сами слы­шали и узнали, что Он истинно Спа­си­тель мiра, Хри­стос (Ин.4:42). И Бог, и люди име­нуют Гос­пода Иисуса Христа Спа­си­те­лем, ибо как Бого­че­ло­век Он объ­ем­лет Собою все Боже­ствен­ные и чело­ве­че­ские совер­шен­ства, необ­хо­ди­мые для спа­се­ния чело­века от зла и смерти.

 Во всей исто­рии чело­ве­че­ского рода Бог никого не нарек Спа­си­те­лем, потому что все без исклю­че­ния люди – под грехом и смер­тью. И лишь без­греш­ный Гос­подь Иисус Хри­стос удо­стоен этого имени как един­ствен­ная исто­ри­че­ская Лич­ность, в Кото­рой не обре­лось ни кру­пицы греха, ни атома зла. Во все­со­вер­шен­ной пол­ноте Своей Боже­ствен­ной Лич­но­сти вопло­щен­ный Бог Слово – абсо­лют­ная пол­нота все­объ­ем­лю­щей жизни и света (см.: Ин.1:4) и лишь как Тако­вой Он есть победа над грехом, смер­тью и тьмой (см.: Ин.8:12; 12:35,46; 11:25). Как только Гос­подь Иисус вышел на про­по­ведь, вели­кий Пред­теча Духом Святым воз­ве­щает, что Он естьАгнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мiра (Ин.1:29), берет всей Своей Бого­че­ло­ве­че­ской жизнью.

 Лишь как Бого­че­ло­ве­че­ская Лич­ность Гос­подь Иисус Хри­стос соде­лался для всего чело­ве­че­ского рода пре­муд­ро­стью от Бога, пра­вед­но­стью и освя­ще­нием и искуп­ле­нием  (1Кор.1:30). Он явился как Бого­че­ло­век,чтобы взять грехи наши (1Ин.3:5), то есть осво­бо­дить нас от греха и сде­лать спо­соб­ными к жизни в Божией свя­то­сти и правде. Соблаз­нен­ный духом зла и уни­что­же­ния, чело­ве­че­ский род в своей исто­рии творил больше дела его, нежели свои, — для сего-то и явился Сын Божий, чтобы раз­ру­шить дела диа­вола (1Ин.3:8). Бого­об­раз­ная кра­сота чело­ве­че­ской души была сплошь осквер­нена и загряз­нена гре­хами, поэтому Бог послал Сына Своего очи­стить наши грехи (в синод. тексте: в уми­ло­стив­ле­ние за грехи наши. – Примеч. пер. ) (1Ин.4:10).

 Иисуса Бого­че­ло­века во всей Его исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти воз­вы­сил Бог дес­ни­цею Своею в Началь­ника и Спа­си­теля, дабы дать людям (в синод. тексте: Изра­илю.– Примеч. пер.) пока­я­ние и про­ще­ние грехов (ср.: Деян.5:31). Хотя Он и Боже­ственно совер­ше­нен, Спа­си­тель по-зем­ному ося­заем и по-чело­ве­че­ски досту­пен. Бого­муд­рый апо­стол это четко выра­жает сле­ду­ю­щими сло­вами: От семени Дави­дова (в синод. тексте:из сего-то потом­ства.– Примеч. пер.) Бог по обе­то­ва­нию воз­двиг Изра­илю Спа­си­теля Иисуса (Деян.13:23). Спа­си­тель соде­лался реаль­ным чело­ве­ком, дабы как чело­век спасти чело­века. Если бы не явился Он как истин­ный чело­век, то можно было бы ска­зать, что Он – некий небес­ный при­зрак и нава­жде­ние, меха­ни­че­ски и насильно навя­зы­ва­ю­щее людям спа­се­ние. Своей без­греш­ной чело­ве­че­ской реаль­но­стью Вла­дыка Хри­стос при­вле­кает к Себе чело­ве­че­ские суще­ства, лице­зря­щие в нем есте­ствен­ного и необ­хо­ди­мого Спа­си­теля чело­ве­че­ского есте­ства.

 Лишь как под­линно совер­шен­ный Бог и под­линно совер­шен­ный чело­век Гос­подь есть Спа­си­тель людей инадежда чело­ве­че­ского рода (ср.: 1Тим.1:1). В Своем бес­ко­неч­ном чело­ве­ко­лю­бии Он хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины (1Тим.2:4). Своим Бого­че­ло­ве­че­ским подви­гом спа­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос стал единым и един­ствен­ным Спа­си­те­лем чело­ве­че­ского рода, поэтому –  нет ни в ком ином спа­се­ния, ибо нет дру­гого имени под небом, дан­ного чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жало бы нам спа­стись (Деян.4:11–12). Своей живо­тво­ря­щей силой Бого­че­ло­ве­че­ская Лич­ность Вла­дыки Христа есть в то же время и Спа­си­тель, и спа­се­ние (см.: 2Тим.2:10; 3:15). «Позна­ние спа­се­ния есть позна­ние Сына Божия, Кото­рый дей­стви­тельно есть и нари­ца­ется и спа­се­нием, и Спа­си­те­лем, и совер­ше­нием спа­се­ния. Он – Спа­си­тель, ибо Он – Сын и Слово Божие; Он – совер­ше­ние спа­се­ния, ибо Он – Дух… Он – спа­се­ние, ибо Он – плоть: Слово стало плотию и оби­тало с нами» (Св. Иреней Лион­ский. Против ересей).

Потому как в Бого­че­ло­веке оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно (Кол.2:9), то Он – Спа­си­тель чело­ве­че­ского рода всей Своей Лич­но­стью и всем тем, что в ней, от нее, с ней. «Не Себя пришел спасти бес­смерт­ный Бог, — гово­рит святой Афа­на­сий Вели­кий,— но умерщ­влен­ных; не за Себя постра­дал, но за нас; и посему-то вос­при­нял на Себя наше уни­чи­же­ние и нашу нищету (убо­гость), чтобы даро­вать нам Свое богат­ство. Ибо Его стра­да­ние есть наше избав­ле­ние от стра­да­ния; Его смерть – наше бес­смер­тие, Его слезы – наша радость, Его погре­бе­ние – наше вос­кре­се­ние. Его Кре­ще­ние – наше освя­ще­ние… Язвы Его – наше исце­ле­ние… Нака­за­ние Его – наш мир… Бес­сла­вие Его – наша слава… Соше­ствие Его – наше вос­ше­ствие» (Свт. Афа­на­сий Вели­кий. О явле­нии во плоти Бога Слова и против ариан).

«В том и состоит чудо, что Гос­подь стал чело­ве­ком, и причем чело­ве­ком без греха; поэтому и совер­ши­лось все­це­лое обнов­ле­ние, дабы обна­ру­жи­лось Его могу­ще­ство. И из того, что Он Сам по Своей воле уста­но­вил в есте­стве, Он вос­приял на Себя то, что хотел, то есть: рож­де­ние от жены, воз­рас­та­ние, исчис­ле­ние лет, труд, голод, жажду, сон, печаль, смерть, Вос­кре­се­ние. Поэтому где истле­вало чело­ве­че­ское тело, там Иисус пола­гает Свое соб­ствен­ное тело, и где душа чело­ве­че­ская была удер­жи­ва­ема смер­тью, там Хри­стос пока­зы­вает, что и Его душа – чело­ве­че­ская, дабы Ему как чело­веку не быть дер­жи­мым смер­тью и как Богу раз­ру­шить дер­жаву смерти: чтобы, где было посе­яно тление, про­из­росло нетле­ние; дабы, где цар­ство­вала смерть, Он, Бес­смерт­ный, пред­став в образе чело­ве­че­ской души, явил бес­смер­тие и таким обра­зом учинил нас при­част­ни­ками Своих бес­стра­стия и бес­смер­тия в надежде на вос­кре­се­ние из мерт­вых» (Свт. Афа­на­сий Вели­кий. Против Апол­ли­на­рия).

 Все­це­лым Своим Бого­че­ло­ве­че­ским суще­ством Гос­подь Иисус спас чело­века. Он, по слову бого­муд­рого отца Пра­во­сла­вия, «дал тело за тело, и душу за душу, и совер­шен­ное бытие за всего чело­века» (Там же). Бого­че­ло­век Хри­стос спас нас всем Своим бытием; «спа­се­ние мiру – Сын от Отца» (Он жеТол­ко­ва­ние на псалмы). «Имя Иисус значит – и Спа­си­тель, и спа­се­ние; от Спа­си­теля — спа­се­ние, как от света – осве­ще­ние» (он жеСлово про­стран­ней­шее о вере).

 Тайна спа­се­ния – вся в Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти Гос­пода Иисуса. Лич­ность Спа­си­теля и Его подвиг спа­се­ния чело­ве­че­ского рода состав­ляют одно неде­ли­мое живое целое. С целью обо­же­ния чело­века через спа­се­ние Бог Слово и стал чело­ве­ком, явился и жил как Бого­че­ло­век. Вопло­тив­шись, Вла­дыка Хри­стос при­внес [с Собой] в чело­ве­че­ское есте­ство бес­ко­неч­ные силы Боже­ства, кото­рые и совер­шают спа­се­ние чело­ве­че­ского рода через Его Бого­че­ло­ве­че­скую Лич­ность и Бого­че­ло­ве­че­скую жизнь. «Гос­подь Хри­стос – Бого­че­ло­век,— гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов. — В Нем соеди­ни­лись Бог и чело­век, кото­рые были уда­лены один от дру­гого. Всё соеди­ни­лось в одно за всех и за одного пра­отца: душа за душу непо­слуш­ную, тело за тело, поко­рив­ше­еся душе и с нею осуж­ден­ное; Хри­стос, Кото­рый без греха,— за Адама, кото­рый был под грехом. Ради этого старое заме­нено новым: стра­да­нием при­зван стра­да­лец в пер­во­на­чаль­ное состо­я­ние, каждый наш долг воз­вра­тил Сущий над нами,— и откры­лась новая тайна: чело­ве­ко­лю­би­вое Божие домо­стро­и­тель­ство спа­се­ния пад­шего через непо­слу­ша­ние. Для этого – и рож­де­ние от Девы, для этого — ясли и Виф­леем; рож­де­ние вместо сотво­ре­ния, Дева вместо жены, Виф­леем вместо Едема, ясли вместо рая, малое и види­мое вместо вели­кого и сокро­вен­ного. Для этого – Ангелы, про­слав­ля­ю­щие Небес­ного, став­шего земным; пас­тыри, зрящие славу Агнца и Пас­тыря; звезда – путе­во­ди­тель, муд­рецы – поклон­ники и даро­носцы, чтобы уни­что­жи­лось идо­ло­по­клон­ство. Ради этого Иисус кре­ща­ется и при­ни­мает сви­де­тель­ство Свыше; ради этого Он постится, бывает иску­шаем и побеж­дает побе­ди­теля. Ради этого изго­ня­ются демоны, исце­ля­ются болезни и малым пору­ча­ется вели­кое дело про­по­веди, и они его совер­шают. Ради этого шата­ются языцы, и людие поуча­ются тщет­ным (Пс.2:1). Ради этого древо за древо и руки за руку: руки, муже­ственно рас­про­стер­тые, за руку, невоз­держно про­тя­ну­тую, руки при­гвож­ден­ные – за руку само­воль­ную. Ради этого: воз­дви­же­ние на крест – за паде­ние, желчь – за вку­ше­ние запре­щен­ного плода, тер­но­вый венец – за худое рас­по­ря­же­ние, смерть – за смерть, тьма – за свет, погре­бе­ние – за воз­вра­ще­ние в землю. Вос­кре­се­ние – за вос­кре­се­ние. Всё это было для нас неким Божиим вос­пи­та­нием и вра­че­ва­нием нашей немощи, кото­рое вет­хого Адама воз­вра­щало туда, откуда он ниспал, и при­во­дило его к древу жизни, от кото­рого нас удалил плод древа позна­ния, несвое­вре­менно и нера­зумно вку­шен­ный» (Свт. Гри­го­рий Бого­словСлово 2).

 Про­каза греха обез­об­ра­зила и лишила свя­то­сти всё чело­ве­че­ское. Спа­си­тель должен быть всем, что и чело­век,— всем, кроме греха, и освя­тить Собою всё чело­ве­че­ское. Поэтому святой Гри­го­рий и гово­рит о Спа­си­теле: «Он иногда пре­да­ется и сну, чтобы и сон бла­го­сло­вить; иногда утом­ля­ется, чтоб и труд освя­тить; иногда плачет, чтобы и слезы учи­нить достой­ными похвалы» (Он жеСлово 37).

 Вели­кая тайна совер­ша­ется во имя спа­се­ния чело­ве­че­ского рода. «Обнов­ля­ются есте­ства, и Бог ста­но­вится чело­ве­ком… Сын Божий бла­го­из­во­лит стать и име­но­ваться и Сыном Чело­ве­че­ским, не изме­няя того, чем был (ибо то – неиз­менно), и приняв то, чем не был (ибо Он чело­ве­ко­лю­бив), дабы Невме­сти­мый (Необъ­ем­ле­мый) стал вме­сти­мым (объ­ем­ле­мым), всту­пая в обще­ние с нами через плоть, как через завесу; ибо рож­ден­ное и тлен­ное есте­ство не в состо­я­нии пере­но­сить Его чистое Боже­ство. Для этого соеди­ня­ется несо­еди­ни­мое: не только Бог с рож­де­нием во вре­мени, и ум с плотию, и над-вре­мен­ное с вре­мен­ным, и без­гра­нич­ное с огра­ни­чен­ным, но и рож­де­ние с дев­ством, и вели­чай­шее всякой славы – с бес­сла­вием, и непод­вер­жен­ное стра­да­нию – со стра­да­нием, и бес­смерт­ное – с тлен­ным. Поскольку изоб­ре­та­тель зла мечтал быть непо­бе­ди­мым, уловив нас надеж­дою на обо­же­ние, то сам бывает улов­лен покро­вом плоти, чтобы, набро­сив­шись как будто на Адама, встре­тить Бога. Так новый Адам спас вет­хого, и снято осуж­де­ние с плоти после умерщ­вле­ния смерти плотию» (Он жеСлово 39).

 Через всё Бого­че­ло­ве­че­ское стру­ится спа­си­тель­ная сила, но силь­нее всего она про­яв­ля­ется в стра­да­нии Спа­си­теля за мiр. Когда Гос­поду Иисусу Христу «над­ле­жало постра­дать за мiр спа­си­тель­ным стра­да­нием,— гово­рит святой Бого­слов,— тогда нужно было при­со­еди­нить к стра­да­нию всё отно­ся­ще­еся к стра­да­нию, как-то: явле­ние в мiр, Кре­ще­ние, сви­де­тель­ство с неба, про­по­ведь, сте­че­ние народа, чудеса,— и из всего соста­вить (как бы) одно целое, нераз­рыв­ное и не раз­де­ли­мое вре­мен­ными про­ме­жут­ками. Ибо от Кре­ще­ния и про­по­веди про­изо­шло дви­же­ние народа (см.: Мф.21:10), а от мно­же­ства людей – явле­ние зна­ме­ний и чудеса, при­во­дя­щие к Еван­ге­лию; от чудес же – зависть, от зави­сти – нена­висть, от нена­ви­сти – сговор и пре­да­тель­ство, а от cего – крест и всё, чем мы спа­сены» (он жеСлово 40).

Когда Гос­подь Иисус Хри­стос «увидел, что душе­па­губ­ный грех истре­бил в чело­ве­че­ском теле всё небес­ное, что было вло­жено в него, и что лука­вый змий цар­ствует над людьми, тогда Он, чтобы воз­вра­тить Себе Свое досто­я­ние, не послал против болезни иных помощ­ни­ков (ибо в вели­ких стра­да­ниях слабое вра­чев­ство недо­ста­точно), но Сам, исто­щив славу, кото­рую имел как без­ма­тер­ний Сын Бес­смерт­ного Бога Отца, явился без отца необы­чай­ным для нас Сыном, даже не необы­чай­ным, ибо Он, Бес­смерт­ный, став смерт­ным, пришел через Матерь-Деву, чтобы целому спасти целого чело­века. И так как через пагуб­ное вку­ше­ние пал весь Адам, то, по чело­ве­че­ским и в то же время не чело­ве­че­ским зако­нам вопло­тив­шись в чест­ной утробе жены – Девы, пришел Бог, и вместе – смерт­ный, соче­тав в одно два есте­ства: одно сокро­вен­ное, а другое види­мое для людей, из кото­рых одно было Бог, а другое роди­лось ради нас в послед­ние дни. В двух есте­ствах единый есть Бог – Хри­стос, ибо Он соеди­нен с Боже­ством, и из Боже­ства стал чело­ве­ком, дабы, явив­шись среди людей как второй, Новый, Адам, увра­че­вать Адама преж­него. Но Он явился, покрыв­шись ото­всюду заве­сою, ибо иначе было невоз­можно при­бли­зиться к чело­ве­че­ским немо­щам, и притом нужно было, чтобы змий, почи­та­ю­щий себя мудрым, при­сту­пив к Адаму, неожи­данно встре­тил Бога и о кре­пость Его сокру­шил свою злобу, подобно тому как бурное море раз­би­ва­ется о твер­дую скалу» (он же. Сти­хо­тво­ре­ния дог­ма­ти­че­ские).

 «Хри­стово воче­ло­ве­че­ние – это второе созда­ние чело­века, — гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов, — ибо Бог во плоти постра­дал нашим стра­да­нием. Он пол­но­стью воздал за все наши долги. По мило­сер­дию к Еве Он родился от жены, но от Девы; ибо и первое Его рож­де­ние – от еди­ного Отца… Пови­тие пеле­нами было взамен Ада­мо­вой наготы… Шеству­ю­щая (путе­вод­ная) звезда – это покло­не­ние твари. При­ше­ствие волх­вов – это вступ­ле­ние языч­ни­ков в Цер­ковь. Кре­ще­ние Хри­стово было очи­ще­нием вод для нас. Дух – это засви­де­тель­ство­ван­ное род­ство. Пост – при­го­тов­ле­ние на борьбу с врагом, иску­ше­ние было испы­та­нием Божией пре­муд­рой силы. Тер­но­вый венец и обле­че­ние в баг­ря­ницу – это отъ­я­тие власти (дер­жавы) у диа­вола в откры­той борьбе. Крест – зна­ме­ние победы… Гвозди – это при­гвож­де­ние нашего греха. Рас­про­стер­тые на кресте руки озна­чают то, что Хри­стос объ­ем­лет всё. Вку­ше­ние желчи про­ти­во­по­ложно вку­ше­нию Адамом запре­щен­ного плода. Один из раз­бой­ни­ков спасся – это уве­ро­вав­ший Адам, а другой был худ, хотя и при­гвож­ден ко кресту. Тьма от шестого часа – это плач о Стра­дальце… Вос­кре­се­ние мерт­вых и вхож­де­ние во град – это пре­про­вож­де­ние умер­ших на небо. Кровь и вода, вместе истек­шие из ребра,— это дво­я­кое кре­ще­ние: в купели и в стра­да­нии. Это второе при­но­сят опас­но­сти во время гоне­ний. Мерт­вость Иису­сова – это истреб­ле­ние мерт­во­сти в чело­веке. Вос­кре­се­ние Хри­стово из мерт­вых – это осво­бож­де­ние чело­века из ада. Воз­не­се­ние Хри­стово на небо воз­но­сит и чело­века в горняя» (он же.Сти­хо­тво­ре­ния нрав­ствен­ные).

 Тайна спа­се­ния чело­ве­че­ского рода содер­жит в себе все­це­лую тайну истины, явлен­ную в вопло­щен­ном Боге и Его Бого­че­ло­ве­че­ской жизни. В эту тайну истины и спа­се­ния, по словам свя­того Гри­го­рия Нис­ского, как состав­ные части входят «чело­ве­че­ское рож­де­ние Спа­си­теля, воз­рас­та­ние с дет­ства до совер­шен­но­ле­тия, пища, питие, труд (утом­ле­ние), сон, скорбь, слезы, окле­ве­та­ние Спа­си­теля, суд над Ним, крест, смерть, поло­же­ние во гроб, Вос­кре­се­ние» (Свт. Гри­го­рий Нис­скийБоль­шое огла­си­тель­ное слово).

 Спа­се­ние – это бес­ко­нечно слож­ный подвиг, настолько непро­стой, что только Бог может знать, что в целом должно войти в этот подвиг, и только Он может иметь силы его совер­шить. В Своей досто­чуд­ной Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти Гос­подь Иисус Хри­стос объял и охва­тил как всю тайну Боже­ствен­ной жизни в ее бес­ко­неч­ном раз­но­об­ра­зии, так и всю тайну чело­ве­че­ской жизни в ее зага­доч­ной слож­но­сти –   и тем самым стал Спа­си­те­лем и спа­се­нием рода чело­ве­че­ского. В Его Бого­че­ло­ве­че­ской Лич­но­сти Бог послал нам и Спа­си­теля, и спа­се­ние, посему ни самое поня­тие Спа­си­теля, ни подвиг спа­се­ния не могут быть обособ­лены от исто­ри­че­ской Лич­но­сти Бого­че­ло­века Иисуса (Свт. Афа­на­сий Вели­кийПас­халь­ные посла­ния).

 Рас­смат­ри­ва­е­мая в исто­ри­че­ской хро­но­ло­гии, через Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг совер­шен­ного на земле спа­се­ния, Лич­ность Бого­че­ло­века Христа полу­чает раз­лич­ные наиме­но­ва­ния, кото­рые ей дей­стви­тельно все при­над­ле­жат и в кото­рых, несо­мненно, она вся, но тем не менее они не явля­ются выра­же­ни­ями нашего пони­ма­ния неиз­ре­чен­ной  тайны вопло­щен­ного Бога. Во всем Своем Бого­че­ло­век, без сомне­ния, при­сут­ствует всей Своей Лич­но­стью. Поэтому всё, что Он,— это Спа­си­тель, и всё, что Его,— это спа­се­ние. Бого­че­ло­ве­че­ской бес­ко­неч­но­стью Своей Лич­но­сти и жизни Гос­подь Иисус для нас, по словам свя­того Афа­на­сия Вели­кого,— это «Пас­тырь и Пер­во­свя­щен­ник, Путь и Дверь и всё во всём» (Посла­ния). «Он стал всем ради нас и самыми раз­лич­ными спо­со­бами осу­ществ­ляет наше искуп­ле­ние. Хотя ради нас и терпел Он голод, и жаждал, но все-таки насы­щает и напо­яет нас Своими спа­си­тель­ными дарами. В том – Его слава, в том – чудо Его Боже­ства, что при­роду наших стра­да­ний изме­нил (букв.: «пере­ина­чил».– Примеч. пер.) Он Своей бла­го­стью. Ибо Он, Жизнь, умер, чтобы нас ожи­вить; Он, Слово, стал плотию, чтобы словом научить плоть» (Свт. Гри­го­рий Бого­словСлово 2).

 По при­чине мно­го­гран­но­сти Бого­че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти Гос­пода Иисуса в подвиге спа­се­ния чело­ве­че­ского рода Он раз­лично и раз­но­об­разно про­яв­ляет Себя, но всегда как одну неде­ли­мую и неиз­мен­ную Бого­че­ло­ве­че­скую Лич­ность, нари­ца­е­мую раз­ными име­нами. «Раз­личны наиме­но­ва­ния,— гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов,— кото­рые усво­я­ются Христу, как при­над­ле­жа­щие Ему по Боже­ству, так и при­над­ле­жа­щие Ему по чело­ве­че­ству, а именно: Бог, Сын, Образ, Пре­муд­рость, Истина, Свет, Жизнь, Сила, Дыха­ние, Изли­я­ние (см.: Прем.7:25), Бли­ста­ние, Творец, Царь, Глава, Закон, Путь, Дверь, Осно­ва­ние, Камень, Жем­чу­жина, Мир, Правда, Освя­ще­ние, Искуп­ле­ние, Чело­век,  Раб , Пас­тырь, Агнец, Пер­во­свя­щен­ник, Жертва, Пер­во­рож­ден­ный всякой твари, Пер­ве­нец из мерт­вых. Каждым из этих имен Гос­подь Хри­стос явля­ется и назы­ва­ется» (Свт. Гри­го­рий Бого­слов. Слово 38).

 Бого­че­ло­век име­ну­ется «Сыном, ибо тож­де­ствен со Отцом по сущ­но­сти; и не только тож­де­ствен, но и от Отца. Назы­ва­ется Еди­но­род­ным, ибо не только Единый от Еди­ного и един­ственно Единый, но и един­ствен­ным обра­зом Единый, а не так, как тела. Назы­ва­ется Словом (см.: Ин.1:1,14), ибо так отно­сится к Отцу, как слово к уму, не только по бес­стра­стию рож­де­ния, но и по соеди­не­нию с Отцом, равно как и потому, что воз­ве­щает Отца… Назы­ва­ется Пре­муд­ро­стью (см.: 1Кор.1:25), ибо Он – веде­ние Боже­ствен­ных и чело­ве­че­ских вещей… Назы­ва­ется Силой (см.: 1Кор.1:25), ибо Он – Хра­ни­тель создан­ных тварей и Пода­тель силы, удер­жи­ва­ю­щей их в бытии. Назы­ва­ется Исти­ной (см.: Ин.14:6), ибо по есте­ству – одно, а не много… потому что Он есть чистая печать и все­и­стин­ный Образ Отца… Назы­ва­ется Обра­зом (см.: 2Кор.4:4), ибо еди­но­су­щен с Отцом, потому что Он от Отца, а не Отец от Него, ведь сама при­рода образа состоит в том, чтобы образ был под­ра­жа­нием пер­во­об­разу, обра­зом кото­рого име­ну­ется… Назы­ва­ется Светом (см.: Ин.8:12), ибо Он – свет душ, очи­ща­ю­щихся в разуме и жизни… Назы­ва­ется Жизнью (см.: Ин.14:6) ибо Он – свет, устрой­ство и осу­ществ­ле­ние вся­кого разум­ного есте­ства. Ибо мы Им (в сербск. тексте в Нем. –Примеч. пер.) живем и дви­жемся и суще­ствуем (Деян.17:28) по сугу­бой силе вдох­но­ве­ния: по дыха­нию жизни, кото­рое Он вдох­нул всем, и по Духу Свя­тому, Кото­рого вды­хает в могу­щих Его при­нять, в той мере, в кото­рой отвер­зают они уста разума. Назы­ва­ется Прав­дой (см.: 1Кор.1:30), ибо под­раз­де­ляет людей по досто­ин­ству, пра­ведно судя и тех, кото­рые под зако­ном, и тех, кото­рые под бла­го­да­тью, и душу, и тело, чтобы душа власт­во­вала, а тело нахо­ди­лось под вла­стью, дабы лучшее гос­под­ство­вало над худшим и худшее не вос­ста­вало против луч­шего. Назы­ва­ется Освя­ще­нием (см.: 1Кор.1:30), ибо Он есть чистота, дабы чисто­тою усво­я­лось (вме­ща­емо было) Чистое. Назы­ва­ется Искуп­ле­нием (см.: 1Кор.1:30) как осво­бож­да­ю­щий нас, пора­бо­щен­ных грехом, и как давший Себя за нас в искуп­ле­ние, в жертву очи­ще­ния за все­лен­ную. Назы­ва­ется Вос­кре­се­нием (см.: Ин.11:25) как пере­се­ля­ю­щий нас отсюда и умерщ­влен­ных грехом вво­дя­щий в жизнь.

Эти имена – общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наиме­но­ва­ния, осо­бенно свой­ствен­ные нам и при­над­ле­жа­щие чело­ве­че­скому есте­ству Бого­че­ло­века,— сле­ду­ю­щие.

 Чело­век (1Тим.2:5, и – для того, чтобы Невме­сти­мый (Необъ­ем­ле­мый) телом, по при­чине необъ­ят­но­сти есте­ства, не только стал для тела вме­сти­мым, но и освя­тил бы Собой чело­века, соде­лав­шись как бы заквас­кой для все­це­лого теста, дабы осво­бо­дить чело­века от осуж­де­ния, соеди­нив с Собой осуж­ден­ное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом – всем тем, что было про­ник­нуто смер­тью. Сын Чело­ве­че­ский (Ин.3:18) – и через Адама, и через Деву, от кото­рых родился (от Адама как от пра­отца, от Девы – как от Матери) и по закону и не по закону (cверх закона) рож­де­ния. Хри­стос — по Боже­ству, так как самое пома­за­ние освя­щает чело­ве­че­ство, не соб­ствен­ным дей­ствием, как у других пома­зан­ни­ков, а при­сут­ствием все­це­лого Пома­зу­ю­щего. Cлед­ствием же этого пома­за­ния явля­ется то, что Пома­зу­ю­щий име­ну­ется чело­ве­ком, а пома­зан­ное дела­ется Богом. Путь (Ин.14:6), ибо ведет нас Собой. Дверь (Ин.10:9) как Вво­дя­щий. Пас­тырь (Ин.10:11), потому что пасет на месте злачне и вос­пи­ты­вает на воде покойне (Пс.22:2), воз­во­дит отсюда, защи­щает от зверей, воз­вра­щает заблуд­шего, отыс­ки­вает поте­рян­ного, обвя­зы­вает уязв­лен­ного, сохра­няет креп­кого и настав­ле­ни­ями пас­тыр­ского учения соби­рает в тамош­нюю ограду. Овца (Ис.53:7) как жерт­во­ва­ние (зако­ле­ние). Агнец (1Пет.1:19) как Совер­шен­ный. Архи­ерей (Евр.4:14) как Хода­тай (Посред­ник).Мел­хи­се­дек (Евр.7:3) как рож­ден­ный без матери по есте­ству, пре­вос­хо­дя­щему наше, и без отца – по есте­ству нашему; как царь Салима, то есть царь мiра, и как царь правды… Иисус Хри­стос вчера и сего­дня телесно,Тот же духовно и во веки» (Он же. Слово 37).

 Каждое имя, отно­си­мое ко Гос­поду Иисусу Христу в Его Бого­че­ло­ве­че­ском подвиге, имеет свое соте­рио­ло­ги­че­ское зна­че­ние. «Гос­подь Хри­стос дела­ется всем для всех,— гово­рит святой Гри­го­рий Бого­слов,— чтобы всех при­об­ре­сти… Ибо не только ста­но­вится иудеем, не только при­ни­мает на Себя всякие не подо­ба­ю­щие Ему и уни­чи­жи­тель­ные наиме­но­ва­ния, но, что более всего непри­лично,— назы­ва­ется самим грехом и самим про­кля­тием  (см.: 2Кор.5:21; Гал.3:13). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так име­ну­ется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас осво­бож­дает от греха? И как – про­кля­тие Тот, Кто и нас иску­пает от про­кля­тия закона? Но Он так назы­ва­ется, чтобы и до сей сте­пени пока­зать Свое сми­ре­ние и этим научить нас сми­ре­нию, воз­во­дя­щему к высоте. Таким обра­зом, Он ста­но­вится рыба­рем, ко всем снис­хо­дит, забра­сы­вает сети, всё пере­но­сит, дабы только извлечь из глу­бины рыбу, то есть чело­века, пла­ва­ю­щего по непо­сто­ян­ным и соле­ным волнам жизни» (Там же).

 Гос­подь Иисус Хри­стос нари­ца­ется Словом, но Сам Он выше слова. Он пре­выше света, но име­ну­ется светом. Назы­ва­ется огнем, не потому что под­вер­жен чув­ствам, а потому что очи­щает тон­чай­шее и сквер­ня­щее веще­ство (име­ется в виду – греха – Примеч. ред.). Назы­ва­ется мечом, ибо отсе­кает худое от доб­рого; лопа­той, ибо очи­щает гумно и, отвер­гая всё пустое и легкое, сла­гает в небес­ные жит­ницы всё пол­но­вес­ное; секи­рой, ибо после мно­гого дол­го­тер­пе­ния сру­бает бес­плод­ную смо­ков­ницу, отсе­кая самые корни зла; дверью – по при­чине входа (ввож­де­ния); путем, потому Им мы шествуем прямо; Агнцем, ибо Он – жертва; Пер­во­свя­щен­ни­ком, ибо при­но­сит в жертву тело; Сыном, ибо Он – от Отца (Свт. Васи­лий Вели­кийО Святом Духе).

 Таин­ствен­ное дело спа­се­ния чело­ве­че­ского рода совер­шено един­ствен­ной и непо­вто­ри­мой Лич­но­стью Бого­че­ло­века Христа и Его един­ствен­ной и непо­вто­ри­мой Бого­че­ло­ве­че­ской жизнью. «Поэтому Свя­щен­ное Писа­ние, — гово­рит святой Васи­лий Вели­кий,— повест­вуя о Гос­поде Иисусе Христе, дает Ему не одно имя и не только те имена, исклю­чи­тельно отно­ся­щи­еся к Его Боже­ству и вели­чию, но иногда упо­треб­ляет назва­ния, явля­ю­щие отли­чи­тель­ные при­знаки есте­ства. Ибо Свя­щен­ное Писа­ние знает имя Сына, кото­рое выше вся­кого имени (см.: Флп.2:9), нари­цает Его истин­ным Сыном (ср.: 1Ин.5:20), Еди­но­род­ным Богом (ср.: Ин.1:18), Божией силой и пре­муд­ро­стью (ср.: 1Кор.1:24) иСловом (ср.: Ин.1:1). И опять-таки по при­чине раз­но­об­ра­зия даров бла­го­дати, кото­рые от богат­ства бла­го­сти, по Своей мно­го­раз­лич­ной пре­муд­ро­сти Он пре­по­дает нуж­да­ю­щимся, Свя­щен­ное Писа­ние обо­зна­чает Его несмет­ным числом других имен, назы­вая Его Пас­ты­рем, Царем, Врачом, Жени­хом, Путем, Дверью, Источ­ни­ком, Хлебом, Секи­рой, Камнем. Ведь эти имена озна­чают не есте­ство, а раз­лич­ные образы дей­ствия, кото­рые Он, по мило­сер­дию к Своему соб­ствен­ному созда­нию, являет нуж­да­ю­щимся сораз­мерно свой­ству их потреб­но­сти. Ибо тех, кото­рые при­бегли к Его заcтуп­ле­нию и незло­би­вым тер­пе­нием окрепли в вели­ко­ду­шии, Он назы­вает овцами, а Себя при­знаёт Пас­ты­рем таких овец, кото­рые слу­шают голос Его и не вни­мают уче­ниям чуждым, ибо гово­рит: Овцы Мои слу­ша­ются голоса Моего (Ин.10:27). А Царем нари­ца­ется Он для тех, кото­рые взошли уже высоко, и им нужно закон­ное вла­ды­че­ство. Назы­ва­ется Дверью, потому что право­той Своих запо­ве­дей при­во­дит к делам досто­слав­ным, а к тому же без­опасно вводит во двор Свой тех, кото­рые через веру в Него при­бе­гают к благу позна­ния (веде­ния)… Име­ну­ется Камнем, потому что для верных Он защита силь­ная, непо­ко­ле­би­мая и несо­кру­ши­мая…

 Когда непо­роч­ную душу, не име­ю­щую пятна или порока, Он пред­став­ляет Себе (ср.: Еф.5:27) чистой девой, то назы­ва­ется Жени­хом. А когда при­ни­мает душу, изъ­язв­лен­ную ужас­ными ранами от диа­вола, и исце­ляет ее от тяжкой болезни греха, тогда име­ну­ется Врачом… Когда Гос­подь нари­ца­ется Путем, мы мыслью вос­хо­дим к выс­шему смыслу. Ибо под словом путь разу­меем пре­успе­я­ние в совер­шен­стве, кото­рое посте­пенно и в извест­ном порядке дости­га­ется делами правды и про­све­ще­нием разума, когда мы непре­станно желаем того, что перед нами, и стре­мимся к тому, чего нам недо­стает, пока не достиг­нем бла­жен­ной цели – позна­ния Бога, кото­рое Гос­подь дарует Собою уве­ро­вав­шим в Него. Ибо Гос­подь наш дей­стви­тельно есть Путь благий, надеж­ный и непо­гре­ши­тель­ный, воз­во­дя­щий к истин­ному Благу – к Отцу. Посему и гово­рит Он:никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6)…

 Гос­подь про­све­щает сидя­щих во тьме неве­де­ния, и потому Он есть Свет истин­ный. Он судит, отме­ряя воз­да­я­ние по досто­ин­ству дел, и потому Он – пра­вед­ный Судия… Он воз­дви­гает из про­па­сти пополз­нув­шихся с высоты жизни в грех, поэтому Он – Вос­кре­се­ние (см.: Ин.11:25). Всё это Он про­из­во­дит, дей­ствуя при­кос­но­ве­нием (наи­тием) силы и изво­ле­нием бла­го­сти. Пасет, про­све­щает, питает, путе­вод­ствует, вра­чует, вос­кре­шает, при­во­дит не-сущее в бытие, под­дер­жи­вает сущее. Так от Бога при­хо­дят к нам блага через Сына, Кото­рый в каждом дей­ствует быст­рее, чем это может выра­зить слово» (Он жеПротив Евно­мия).

 «Гос­подь наш Иисус Хри­стос в словах, в кото­рых гово­рит о Себе, откры­вая людям чело­ве­ко­лю­бие Боже­ства и бла­го­дать домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния, обо­зна­чил эту бла­го­дать свой­ствами, усмат­ри­ва­е­мыми в Нем Самом, именуя Себя дверью, путем, хлебом, вино­град­ной лозой, пас­ты­рем, светом – не потому что Он мно­го­име­нен, ведь не все имена имеют между собой одно и то же зна­че­ние. Одно зна­че­ние света, другое – вино­град­ной лозы, одно – пути, другое – пас­тыря. Но, будучи по субъ­екту одним и единой про­стой и неслож­ной сущ­но­стью, Он нари­цает Себя в одном месте так, в другом иначе, при­ла­гая к Себе имена, раз­ли­ча­ю­щи­еся по смыслу. Ибо усво­яет Он Себе разные имена, учи­ты­вая раз­ли­чие дей­ствий и раз­но­об­ра­зие отно­ше­ний к тем, кому Он творит добро. Назы­вает Он Себя Светом мiра, зна­ме­нуя этим именем непри­ступ­ность Божией славы и пока­зы­вая, что светом знания (веде­ния) Он оза­ряет тех, у кото­рых очи­щено око души. Име­нует Себя вино­град­ной лозой, потому что уко­ре­нив­шихся в Нем верой – взра­щи­вает пло­до­но­ше­нием добрых дел. Назы­вает Себя хлебом, ибо Он – пища разум­ных тво­ре­ний, самая подо­ба­ю­щая для под­дер­жа­ния состава души и сохра­не­ния ее качеств: присно вос­пол­няет Он Собою всё недо­ста­ю­щее, не допус­кая душе впа­дать в немощь, про­ис­хо­дя­щую от нера­зу­мия. Итак, если рас­смот­рит чело­век каждое из этих имен, то найдет в них разный смысл, но в сущ­но­сти – один и Тот же субъ­ект» (Свт. Васи­лий Вели­кий.Против Евно­мия).

 Гос­подь Иисус Хри­стос «назвался чело­ве­ком и сыном чело­ве­че­ским,— про­по­ве­дует святой Зла­то­уст,— нарек Себя путем и дверью, наиме­но­вался камнем… Для чего Он назвался путем? Для того, чтобы ты узнал, что через Него мы вос­хо­дим к Отцу. Для чего нарек Себя камнем? Для того, чтобы ты познал истин­ность и непо­ко­ле­би­мость веры. Для чего назвался осно­ва­нием? Для того, чтобы ты осо­знал, что Он носит всё. Для чего наиме­но­вался корнем? Чтобы ты знал, что в Нем мы про­из­рас­таем и цветем. Почему назвался пас­ты­рем? Потому что Он нас пасет. Почему нарек Себя овцой? Потому что за нас принес Себя в жертву и стал уми­ло­стив­ле­нием. Почему назвался жизнью? Потому что вос­кре­сил нас, мерт­вых. Почему нарек Себя светом? Потому что осво­бо­дил нас от тьмы. Почему наиме­но­ван мышцей? Потому что еди­но­су­щен с Отцом. Почему назван Словом? Потому что родился от Отца. Ибо как мое слово рож­да­ется из моей души, так и Сын родился от Отца. Почему наиме­но­ван оде­я­нием? Потому что, кре­стив­шись, я облекся в Него. Почему наре­чен тра­пе­зой? Потому что я вкушаю Его, при­ча­ща­ясь Таин. Почему назван домом? Потому что я в Нем обитаю. Почему наиме­но­ван оби­та­те­лем? Потому что мы дела­емся Его храмом. Почему наре­чен главой? Потому что я стал Его членом. Почему назван жени­хом? Потому что избрал меня Себе в неве­сту. Почему наре­чен непо­роч­ным? Потому что взял меня, деву. Почему назвался Вла­ды­кой? Потому что я – Его раб» (Свт. Иоанн Зла­то­устНа Евтро­пия).

 «Еди­но­род­ный Бог,— по слову свя­того Гри­го­рия Нис­ского,— ради нас соде­лался много чем. Будучи Словом, Он стал плотью; будучи Богом, соде­лался чело­ве­ком; будучи бес­те­лес­ным, стал телом. А сверх того, соде­лался Он и грехом, и про­кля­тьем, и камнем, и секи­рой, и хлебом, и овцой, и путем, и дверью, и многим тому подоб­ным, не будучи ничем из этого по есте­ству, но ради нас став всем этим по домо­стро­и­тель­ству спа­се­ния» (Свт. Гри­го­рий Нис­скийК Сим­пли­кию о вере).

 «Апо­стол Павел указал нам на зна­че­ние имени Хри­стос, сказав, что Хри­стос есть Божия сила и Божия пре­муд­рость. Нарек он Его также и миром, и непри­ступ­ным светом, в кото­ром оби­тает Бог, и освя­ще­нием, и искуп­ле­нием, и вели­ким Архи­ереем, и Пасхой, и очи­ще­нием душ, и сия­нием славы, и oбра­зом сущ­но­сти, и Твор­цом веков, и духов­ной пищей и питием, и камнем, и водой, и Обра­зом неви­ди­мого Бога, и вели­ким Богом, и Главой тела Церкви, и Пер­во­рож­ден­ным новой твари, и Пер­вен­цем умер­ших, и Пер­во­рож­ден­ным из мерт­вых, и Пер­во­род­ным между мно­гими бра­тьями, и Посред­ни­ком между Богом и людьми, и Еди­но­род­ным Сыном, увен­чан­ным славой и честью, и Гос­по­дом славы, и Начат­ком тварей; сверх того – Царем правды, и Царем мiра, и Царем вся­че­ских, и мно­гими дру­гими такими име­нами, кото­рые по при­чине мно­же­ства неудобно и пере­чис­лять. Вместе взятые все эти наиме­но­ва­ния, из кото­рых каждое пред­став­ляет свой смысл в объ­яс­не­ние того, что оно обо­зна­чает, дают нам извест­ное поня­тие о зна­че­нии имени Хри­стос, настолько пока­зы­вая нам неска­зан­ное вели­чие, насколько мы в состо­я­нии своей душой его постиг­нуть (Свт. Гри­го­рий Нис­скийО совер­шен­стве и о том, каким должно быть хри­сти­а­нину).

 Через все Свои мно­го­чис­лен­ные дей­ствия Гос­подь Иисус Хри­стос совер­шает Бого­че­ло­ве­че­ский подвиг спа­се­ния чело­ве­че­ского рода Своей единой и неде­ли­мой Лич­но­стью. «Веруй во Еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия Еди­но­род­ного,— поучает святой Кирилл Иеру­са­лим­ский,— во Еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, чтобы Сынов­ство было Еди­но­род­ным; во Еди­ного, чтобы не пред­став­лял ты дру­гого; во Еди­ного, дабы Его дей­ство­ва­ние, выра­жен­ное мно­гими име­нами, не рас­про­стра­нил ты без­божно на многих сынов. Он назы­ва­ется Дверью… это наиме­но­ва­ние обо­зна­чает дверь разум­ную, живую, рас­по­зна­ю­щую вхо­дя­щих. Назы­ва­ется Путем… веду­щим к Отцу Небес­ному. Назы­ва­ется Агнцем… Чест­ной Своей Кровью очи­ща­ю­щим все­лен­ную от грехов… Этот Агнец име­ну­ется также и Пас­ты­рем, ибо гово­рит о Себе: Аз есмь пас­тырь добрый (Ин.10:11). Агнец Он по есте­ству чело­ве­че­скому, а Пас­тырь – по Боже­ствен­ному чело­ве­ко­лю­бию… Также име­ну­ется Он Львом… ибо как силь­ный Лев из колена Иудина спа­сает верных и попи­рает врагов. Нари­ца­ется Камнем кра­е­уголь­ным; веру­ю­щий в Него не посты­дится (1Пет.2:6; ср.: Пс.33:7).

 Име­ну­ется Он Хри­стом, не руками чело­ве­че­скими пома­зан­ным, а пре­вечно пома­зан­ным от Отца на пер­во­свя­щен­ство, высшее чело­ве­че­ского. Назы­ва­ется Мерт­вым, кото­рый не остался во аде, как все прочие мерт­вецы, но – единым сво­бод­ным среди мерт­вых (см.: Пс.87:6). Назы­ва­ется Сыном Чело­ве­че­ским, полу­чив­шим бытие не от земли, как каждый из нас, но гря­ду­щим на обла­ках судить живых и мерт­вых. Нари­ца­ется Гос­по­дом, не в обык­но­вен­ном смысле, в каком назы­ва­ются люди, но как Име­ю­щий вла­ды­че­ство есте­ствен­ное и вечное. Соот­вет­ственно самой при­роде дела, назы­ва­ется Он Иису­сом, полу­чив это имя от спа­си­тель­ного вра­че­ва­ния. Назы­ва­ется Сыном, не по усы­нов­ле­нию, а по есте­ствен­ному рож­де­нию.

 Многие наиме­но­ва­ния имеет наш Спа­си­тель. Впро­чем дабы мно­же­ство имен не навело нас на мысль, что суще­ствуют многие сыны, как гово­рят заблуж­да­ю­щие ере­тики, что один – Хри­стос, второй – Иисус, третий же – Дверь и т. д., вера предо­сте­ре­гает нас, пра­вильно говоря: «во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа», ибо хотя и многие суть имена, но лицо одно (Свт. Кирилл Иеру­са­лим­скийПоуче­ния огла­си­тель­ные).

 Все­объ­ем­лю­щая и неде­ли­мая Лич­ность Бого­че­ло­века Христа вся в пол­ноте и неде­лимо при­сут­ствует во все­це­лом Бого­че­ло­ве­че­ском подвиге спа­се­ния чело­ве­че­ского рода земной жизнью Спа­си­теля. Орга­ни­че­ская целост­ность Бого­че­ло­ве­че­ского подвига спа­се­ния наро­чито чув­ству­ется и вдох­но­венно выра­жа­ется в молит­вен­ном созна­нии Все­лен­ской Церкви. А сверх всего этого – в святой литур­гии, ибо она – сердце Церкви, сердце, кото­рым живет чудо­твор­ный орга­низм Церкви как живо­тво­ря­щее тело Бого­че­ло­века Христа. Это чрез­вы­чайно сильно ощу­ща­ется и выра­жа­ется в литур­гии свя­того и бого­нос­ного отца нашего Васи­лия Вели­кого, когда перед самим освя­ще­нием Святых Даров мы молимся Богу Отцу: «Егда же прииде испол­не­ние времен, гла­го­лал еси нам Самем Сыном Твоим, Имже и веки сотво­рил еси, Иже сый сияние славы Твоея и начер­та­ние Ипо­стаси Твоея, нося же вся гла­го­лом силы Своея, не хище­ние непщева еже быти равен Тебе, Богу и Отцу; но Бог сый пре­веч­ный, на земли явися и чело­ве­ком спо­живе; и от Девы Святыя вопло­щься, истощи Себе, зрак раба приемь, сооб­ра­зен быв телу сми­ре­ния нашего, да нас сооб­разны сотво­рит образу славы Своея; понеже бо чело­ве­ком грех вниде в мiр, и грехом смерть, бла­го­воли Еди­но­род­ный Твой Сын, сый в недрех Тебе, Бога и Отца, быв от жены, Святыя Бого­ро­дицы и Прис­но­девы Марии, быв под зако­ном, осу­дити грех во плоти Своей, да во Адаме уми­ра­юще, ожи­во­тво­рятся в Самем Христе Твоем; и пожив в мiре сем, дав пове­ле­ния спа­си­тель­ная, отста­вив нас пре­ле­сти идоль­ския, при­веде в позна­ние Тебе, истин­наго Бога и Отца, стяжав нас Себе люди избранны, цар­ское свя­ще­ние, язык свят; и очи­стив водою, и освя­тив Духом Святым, даде Себе измену смерти, в нейже дер­жими бехом, про­дани под грехом; и сошед кре­стом во ад, да испол­нит Собою вся, раз­реши болезни смерт­ныя; и вос­крес в третий день, и путь сотво­рив всякой плоти к вос­кре­се­нию из мерт­вых, зане не бяше мощно дер­жиму быти тле­нием Началь­нику жизни, бысть Нача­ток умер­ших, Пер­во­рож­ден из мерт­вых, да будет Сам вся, во всех пер­вен­ствуяй; и возшед на небеса, седе одес­ную вели­че­ствия Твоего на высо­ких, Иже и при­и­дет воз­дати комуждо по делом его» (Молитва, кото­рую свя­щен­ник читает во время «Свят, Свят, Свят…»).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки