Грехи предков

См. раздел: О ГРЕХАХ

***

Грехи́ пре́дков — бого­слов­ское поня­тие, свя­зан­ное с уче­нием о рас­про­стра­не­нии послед­ствий гре­хов­но­сти пред­ков на их потом­ков.

1) В первую оче­редь это пред­став­ле­ние соот­но­сится с гре­хо­па­де­нием пра­ро­ди­те­лей, в резуль­тате кото­рого люди стали рож­даться тлен­ными и смерт­ными, повре­ждён­ными по душе и по телу, склон­ными ко злу. Исклю­че­нием явля­ется только один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, — зача­тый и рож­ден­ный сверхъ­есте­ствен­ным спо­со­бом, вос­при­няв­ший тлен­ность и смерт­ность, но не пер­во­род­ный грех.

2) В про­цессе при­умно­же­ния чело­ве­че­ского рода послед­ствия гре­хо­па­де­ния Адама и Евы, пере­да­ва­е­мые от пред­ков к потом­кам, варьи­ро­ва­лись в част­но­стях и усу­губ­ля­лись в силу допол­ни­тель­ных причин, среди кото­рых можно выде­лить две: наслед­ствен­ный фактор и родо­вые тра­ди­ции.

В древ­но­сти связь между стар­шими и млад­шими поко­ле­ни­ями, свя­зан­ными узами кров­ного род­ства, счи­та­лась настолько серьёз­ной, что по этому поводу сло­жи­лась особая посло­вица: «отцы ели кислый вино­град, а у детей на зубах оско­мина» (Иез. 18:2).

Вере в истин­ность этой идеи спо­соб­ство­вало свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ное Боже­ствен­ное откро­ве­ние: «Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того рода, нена­ви­дя­щих Меня» (Исх. 20:5).

Вспо­мо­га­тель­ным импуль­сом послу­жило биб­лей­ское повест­во­ва­ние о про­кля­тии Богом Хана­ана за грех его отца, Хама, неува­жи­тельно ото­звав­ше­гося о своем отце — Ное (Быт. 9:25), кото­рое под­креп­ля­лось тем фактом, что и весь Хана­ан­ский народ сде­лался сим­во­лом зла и нече­стия.

В дей­стви­тель­но­сти же Гос­подь Сам в Себе есть Чистей­шее Добро. И поэтому спи­сы­вать на Его про­кля­тие при­умно­же­ния зла в целом народе — недо­пу­стимо. Божье про­кля­тие — не фатум, не рок, а одна из форм про­яв­ле­ния гнева, спра­вед­ли­вого и ори­ен­ти­ро­ван­ного на благо.

Оче­видно, что Ханаан, вскорм­лен­ный и вос­пи­тан­ный грубым отцом, не являл собой идеал доб­ро­де­тели. Это можно ска­зать и о его потом­ках, уна­сле­до­вав­ших черты своего предка и вос­пи­ты­вав­шихся далеко не в лучших педа­го­ги­че­ских тра­ди­циях.

Вот почему, говоря о грехах пред­ков и имея в виду выше­при­ве­дён­ную посло­вицу, нельзя остав­лять без вни­ма­ния Боже­ствен­ное предо­сте­ре­же­ние от лож­ного, грубо-юри­ди­че­ского тол­ко­ва­ния Его слов:

«Живу Я! … — не будут вперед гово­рить посло­вицу эту в Изра­иле… Душа согре­ша­ю­щая, та умрет. Если кто пра­ве­ден и творит суд и правду, …посту­пает по запо­ве­дям Моим и соблю­дает поста­нов­ле­ния Мои искренно: то он пра­вед­ник, он непре­менно будет жив, гово­рит Гос­подь Бог… Если у кого родился сын, кото­рый, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подоб­ного им: …испол­няет Мои пове­ле­ния и посту­пает по запо­ве­дям Моим, — то сей не умрет за без­за­ко­ние отца своего; он будет жив» (Иез. 18:3–17).

3) Какой из двух фак­то­ров, наслед­ствен­ный или педа­го­ги­че­ский, — более силь­ный, одно­значно не ска­жешь. Очень часто они про­яв­ля­ются вкупе.

Заме­тим, что вли­я­ние родо­вых тра­ди­ций на инди­ви­ду­ума может быть отсе­чено в случае, если фор­ми­ро­ва­ние его лич­ност­ных качеств осу­ществ­ля­ется вне рамок рода. А вот фактор наслед­ствен­но­сти — не исклю­чим; впро­чем, вред от дурных задат­ков, при­об­ре­тён­ных наслед­ствен­ным путем, можно мини­ми­зи­ро­вать.

Это значит, что между гре­хов­но­стью пред­ков и нрав­ствен­ным состо­я­нием потом­ков не сле­дует искать слиш­ком жест­кую при­чинно-след­ствен­ную связь. Как Писа­ние, так и агио­гра­фи­че­ская лите­ра­тура предо­став­ляют нам мно­же­ство исто­рий о детях, имев­ших общее про­ис­хож­де­ние, но обла­дав­ших прин­ци­пи­ально раз­ными набо­рами духовно-нрав­ствен­ных черт. Кроме того, мы имеем перед гла­зами при­меры, когда у греш­ных роди­те­лей были зна­чи­тельно менее греш­ные или даже достой­ные дети.

4) а) Так, роди­те­лями Каина и Авеля были одни и те же люди: Адам и Ева. Но Авель был пра­вед­ни­ком, а Каин — бра­то­убий­цей, отва­жив­шимся дер­зить Самому Богу (Быт. 4:1–9).

б) Братья Исав и Иаков не просто имели общих роди­те­лей, но были близ­не­цами. Первый отли­чался свое­воль­ным нравом, а второй был чело­ве­ком крот­ким. Даже отно­ше­ние к ним со сто­роны отца и матери было раз­лич­ным: «Исаак любил Исава.., а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25:28).

в) Мате­рью Иеффая была блуд­ница, а сам он про­мыш­лял гра­бе­жами и раз­боем. Когда Иеффай был постав­лен Гала­ад­скими ста­рей­ши­нами и наро­дом в вожди, он, уходя на сра­же­ние, дал обет Богу, что в случае победы при­не­сет в жертву то, что выйдет ему навстречу из ворот его дома. И вот досада, первой, по воз­вра­ще­нии Иеффая с побе­дой, вышла его един­ствен­ная дочь. Каза­лось бы, и в силу наслед­ствен­ного фак­тора (бабушка — блуд­ница, отец — раз­бой­ник), и в силу вос­пи­та­ния она должна была вырасти грубой, дерз­кой и амо­раль­ной деви­цей. Между тем, оче­видно другое. Узнав об обете отца, дочь отве­тила: «отец мой! Ты отверз уста твои пред Гос­по­дом — и делай со мною то, что про­из­несли уста твои, когда Гос­подь совер­шил чрез тебя отмще­ние врагам твоим Аммо­ни­тя­нам» (Суд. 11:1–36).

***

Как понять цитату из Ветхого Завета: «Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ.14:18)?

Прот. Петр Анд­ри­и­ев­ский:
Это значит, что Гос­подь может нака­зать детей за грехи отцов. Притом гово­рится не о кон­крет­ном отце и его потом­ках, а о целом народе. Но из него не сле­дует, что грех, совер­шен­ный роди­те­лем ска­зы­ва­ется в детях. При этом нужно рас­смот­реть это изре­че­ние в кон­тек­сте с преды­ду­щими и после­ду­ю­щими изре­че­ни­ями. В 14 главе рас­ска­зы­ва­ется о ропоте народа Изра­иль­ского на Моисея и Аарона в пустыне после исхода из Египта. При­ве­ден­ное выра­же­ние при­над­ле­жит Моисею, кото­рый гово­рит о воз­мож­ном нака­за­нии роп­щу­щего народа Изра­иль­ского и даже их потом­ков. Но при этом Моисей просит Бога про­стить Изра­иль: «Прости грех народу сему по вели­кой мило­сти Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Гос­подь [Моисею]: прощаю по слову твоему» (Числ.14:19–20).
И все. Гос­подь внял просьбе Моисея и не только не нака­зал Изра­иль до 3–4 рода, но даже до пер­вого. И даже самих отцов не нака­зал, но про­стил их. Почему отцы и учи­теля Церкви и не уви­дели в этом повест­во­ва­нии ничего необыч­ного.

***

«Одному Богу при­над­ле­жит власть оправ­ды­вать и осуж­дать, поскольку Он знает и душев­ное устро­е­ние каж­дого и силу, и образ вос­пи­та­ния, и даро­ва­ния, и тело­сло­же­ние и спо­соб­но­сти; и сооб­разно с этим судит каж­дого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епи­скопа и иначе пра­ви­теля мир­ского, иначе судит дела игу­мена и иначе уче­ника, иначе ста­рого и иначе юного, иначе боль­ного и иначе здо­ро­вого. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотво­рив­ший всех, всё создав­ший и всё веду­щий».
авва Доро­фей. Душе­по­лез­ные поуче­ния. Поуче­ние 6‑е

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки