Хитрость

(4 голоса: 5 из 5)

 

Хи́трость — 1) лукавство; изворотливость; притворство; коварство; 2) смекалка, изобретательность, мудрость (Мф.10:16); 3) уловка; неожиданный для окружающих умный замысел, поступок, приём (ср.: военная хитрость).

Чем греховная хитрость отличается от богоугодной?

Несмотря на то, что в обычном словоупотреблении термин «хитрость» часто применяется с негативным оттенком, этот же термин нередко употребляется и в позитивном ключе.

В положительном отношении хитрость может использоваться, например, в рамках частной или профессиональной педагогической деятельности, в рамках научной работы.

Допускается хитрость и религиозно-нравственными нормами. Так, Господь, призывая апостолов к мудрости, выставил им, в качестве аллегорического примера для подражания, змей (Мф.10:16), тогда как бытописатель характеризовал змея как очень хитрое существо: «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт.3:1).

Во времена гонений на Церковь или нападок на верующих со стороны иноверцев благоразумная хитрость христиан не раз способствовала отведению угроз как от них самих, так и от почитавшихся ими святынь.

Положим, хитрость, примененная едесским епископом, замуровывавшим нишу над городскими воротами, где хранился нерукотворный образ Христа, избавила этот образ от поругания язычниками. Хитрость графа Ю. А. Олсуфьева и священника Павла Флоренского, выразившаяся в тайной подмене главы преподобного Сергия Радонежского головой другого усопшего (найденной поблизости) уберегла её от изъятия и осквернения представителями богоборческой власти.

Священное Писание Ветхого Завета содержит примеры богоугодного употребления хитрости верующими в области военного искусства. К числу наиболее ярких и поучительных фактов принадлежит план нападения Гедеона на стан мадианитян (Суд.7:16-22).

Православная аскетическая литература предоставляет массу примеров использования хитрости святыми подвижниками в процессе невидимой брани с лукавыми духами.

Первым признаком богоугодной хитрости может служить богоугодная цель, которую (с помощью этой хитрости) предполагается достичь.

Однако, названный признак не является исчерпывающим.

Допустим, кто-нибудь, сочувствуя нуждающимся (детскому дому, полуразрушенному монастырю), захочет оказать им серьёзную материальную поддержку, но для достижения этой цели, для сбора средств, прибегнет к коварной хитрости, станет обманывать, обездоливать других малоимущих людей. При всей формальной благовидности цели, такая хитрость не должна априори считаться благой.

Стало быть, помимо богоугодной цели богоугодная хитрость предполагает и богоугодные средства для достижения цели.

***

«Хитрость» – это выражение, по общему разуму, означает нечто вымышленное, выдуманное, приноровленное, из многих частей составленное или ко многим целям направленное; и, кто двусмысленно говорит, называется хитрец. Истинные христиане и простонравные не подходят под такое нарицание коварства. Коварство и хитрость есть делание ума, в котором господствует самомнение – близкая родня самонадеянию; ведь корень гордости много имеет близких родичей, и все они, как дым, парят под свод небесный! Уж не солнце ли закоптить хотят? Нет, не закоптят; они рассеются и исчезнут сами собою. Есть хитрость и мудрость злая; а чтобы избежать зломудрия и злоковарной хитрости, есть и другая мудрость и хитрость – спасительная; и сия не умышлениями человеческими совершается, но верою и любовью привлекается от Господа в незлобивые сердца. Так, некоторые святые отцы выражаются: «Из мудростей мудрость, и из хитростей хитрость – монашеская жизнь». В простых сердцах Бог почивает! Здесь всякая мудрость и хитрость поглощается. Я уверен, что вы в сердце своем согласны со святым Иоанном Дамаскиным: он в гармонической своей песне, прославляя Пречистую Деву, Матерь Божью, Которая удостоена быть приятелищем Нестерпимого и селением Невместимого, в глубоком смысле выразился так: «Всех хитрецу – Слову плоть взаимодавшая», не усомнился назвать хитрецом сладчайшее Слово, все горькие хитрости поглощающее. Видите святое выражение, приложенное благоговейно к премудрому Зиждителю, попирающему лукавого хитреца, враждующего зло-коварною мудростью, соплетателя сетей – дьявола… Со страхом и опасностью надлежит нам размышлять о слове Божьем, а не со рвением сердца…
   …Хитрость вражеская побеждена мудростью Слова, воплотившегося от Духа Свята и Девы Марии и вочеловечшася. Вся премудростью сотворил еси (Пс 103:24) – так выражает силу действия Божьего Священное Писание. 

Из письма Георгия, затворника Задонского, М. П. Колычевой.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru