Хитрость

***

Хи́трость — 1) лукав­ство; изво­рот­ли­вость; при­твор­ство; ковар­ство; 2) сме­калка, изоб­ре­та­тель­ность, муд­рость (Мф.10:16); 3) уловка; неожи­дан­ный для окру­жа­ю­щих умный замы­сел, посту­пок, приём (ср.: воен­ная хит­рость).

пре­по­доб­ный Ефрем Сирин:
Для при­ня­тия запо­ве­дей Божиих имей про­стоту, а для отра­же­ния козней про­тив­ника — хит­рость. Умно отда­ляйся от вред­ных встреч, чтобы пре­красно поко­ился (твой) внут­рен­ний чело­век.

***

Чем греховная хитрость отличается от богоугодной?

Несмотря на то, что в обыч­ном сло­во­упо­треб­ле­нии термин «хит­рость» часто при­ме­ня­ется с нега­тив­ным оттен­ком, этот же термин нередко упо­треб­ля­ется и в пози­тив­ном ключе.

В поло­жи­тель­ном отно­ше­нии хит­рость может исполь­зо­ваться, напри­мер, в рамках част­ной или про­фес­си­о­наль­ной педа­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти, в рамках науч­ной работы.

Допус­ка­ется хит­рость и рели­ги­озно-нрав­ствен­ными нор­мами. Так, Гос­подь, при­зы­вая апо­сто­лов к муд­ро­сти, выста­вил им, в каче­стве алле­го­ри­че­ского при­мера для под­ра­жа­ния, змей (Мф.10:16), тогда как быто­пи­са­тель харак­те­ри­зо­вал змея как очень хитрое суще­ство: «Змей был хитрее всех зверей поле­вых» (Быт.3:1).

Во вре­мена гоне­ний на Цер­ковь или напа­док на веру­ю­щих со сто­роны ино­вер­цев бла­го­ра­зум­ная хит­рость хри­стиан не раз спо­соб­ство­вала отве­де­нию угроз как от них самих, так и от почи­тав­шихся ими свя­тынь.

Поло­жим, хит­рость, при­ме­нен­ная едес­ским епи­ско­пом, заму­ро­вы­вав­шим нишу над город­скими воро­тами, где хра­нился неру­ко­твор­ный образ Христа, изба­вила этот образ от пору­га­ния языч­ни­ками. Хит­рость графа Ю.А. Олсуф­ьева и свя­щен­ника Павла Фло­рен­ского, выра­зив­ша­яся в тайной под­мене главы пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского голо­вой дру­гого усоп­шего (най­ден­ной побли­зо­сти) убе­регла её от изъ­я­тия и осквер­не­ния пред­ста­ви­те­лями бого­бор­че­ской власти.

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета содер­жит при­меры бого­угод­ного упо­треб­ле­ния хит­ро­сти веру­ю­щими в обла­сти воен­ного искус­ства. К числу наи­бо­лее ярких и поучи­тель­ных фактов при­над­ле­жит план напа­де­ния Гедеона на стан мади­а­ни­тян (Суд.7:16–22).

Пра­во­слав­ная аске­ти­че­ская лите­ра­тура предо­став­ляет массу при­ме­ров исполь­зо­ва­ния хит­ро­сти свя­тыми подвиж­ни­ками в про­цессе неви­ди­мой брани с лука­выми духами.

Первым при­зна­ком бого­угод­ной хит­ро­сти может слу­жить бого­угод­ная цель, кото­рую (с помо­щью этой хит­ро­сти) пред­по­ла­га­ется достичь.

Однако, назван­ный при­знак не явля­ется исчер­пы­ва­ю­щим.

Допу­стим, кто-нибудь, сочув­ствуя нуж­да­ю­щимся (дет­скому дому, полу­раз­ру­шен­ному мона­стырю), захо­чет ока­зать им серьёз­ную мате­ри­аль­ную под­держку, но для дости­же­ния этой цели, для сбора средств, при­бег­нет к ковар­ной хит­ро­сти, станет обма­ны­вать, обез­до­ли­вать других мало­иму­щих людей. При всей фор­маль­ной бла­го­вид­но­сти цели, такая хит­рость не должна апри­ори счи­таться благой.

Стало быть, помимо бого­угод­ной цели бого­угод­ная хит­рость пред­по­ла­гает и бого­угод­ные сред­ства для дости­же­ния цели.

Допускает ли православное богословие, что Бог способен хитрить?

Будучи Бес­ко­неч­ным, Совер­шен­ней­шим Духом, Бог обла­дает всеми воз­мож­ными совер­шен­ствами, вклю­чая все­ве­де­ние и пре­муд­рость. Поскольку Он Все­ве­ду­щий и Пре­муд­рый, постольку в мире нет и не может быть никого, кто мог бы Его пере­хит­рить. Так как в обы­ден­ной жизни того, кого трудно или нельзя пере­хит­рить, нередко назы­вают более хитрым (или даже самым хитрым), то неко­то­рые люди, имея это в виду, при­пи­сы­вают хит­рость и Богу. Между тем, в тра­ди­ци­он­ном упо­треб­ле­нии хит­рость нередко отож­деств­ля­ется с лукав­ством, лице­ме­рием, ковар­ством, обма­ном. А это совер­шенно чуждо Бла­гому, Пра­вед­ному, Свя­тому, Чело­ве­ко­лю­би­вому Творцу: «Бог не чело­век, чтоб ему лгать» (Чис.23:19).

Однако, иногда слово «хит­рость» исполь­зу­ется и в других зна­че­ниях. Скажем, ана­ло­гом этого тер­мина может слу­жить гре­че­ское «τέχνη», бук­вально озна­ча­ю­щее: «ремесло», «худо­же­ство» (Апок.18:22), «искус­ство», «умение».

Опять же, иногда поня­тие хит­рость может сбли­жаться по смыслу с поня­тием «муд­рость» (ср., напри­мер, Цер­ковно-сла­вян­ский и Сино­даль­ный пере­воды фраг­мента Книги про­рока Варуха, где исполь­зо­ван­ное в первом вари­анте выра­же­ние «пути хит­рост­наго» (Вар.3:27) во втором обо­зна­чено как «пути пре­муд­ро­сти» (Вар.3:27).

Назы­вать Бога Худож­ни­ком или Пре­муд­рым, конечно же, не запре­щено, но, разу­ме­ется, если в эти слова вкла­ды­ва­ется зна­че­ние, соот­вет­ству­ю­щее Его сущ­ност­ным свой­ствам.

***

«Хит­рость» – это выра­же­ние, по общему разуму, озна­чает нечто вымыш­лен­ное, выду­ман­ное, при­но­ров­лен­ное, из многих частей состав­лен­ное или ко многим целям направ­лен­ное; и, кто дву­смыс­ленно гово­рит, назы­ва­ется хитрец. Истин­ные хри­сти­ане и про­сто­нрав­ные не под­хо­дят под такое нари­ца­ние ковар­ства. Ковар­ство и хит­рость есть дела­ние ума, в кото­ром гос­под­ствует само­мне­ние – близ­кая родня само­на­де­я­нию; ведь корень гор­до­сти много имеет близ­ких роди­чей, и все они, как дым, парят под свод небес­ный! Уж не солнце ли закоп­тить хотят? Нет, не закоп­тят; они рас­се­ются и исчез­нут сами собою. Есть хит­рость и муд­рость злая; а чтобы избе­жать зло­муд­рия и зло­ко­вар­ной хит­ро­сти, есть и другая муд­рость и хит­рость – спа­си­тель­ная; и сия не умыш­ле­ни­ями чело­ве­че­скими совер­ша­ется, но верою и любо­вью при­вле­ка­ется от Гос­пода в незло­би­вые сердца. Так, неко­то­рые святые отцы выра­жа­ются: «Из муд­ро­стей муд­рость, и из хит­ро­стей хит­рость – мона­ше­ская жизнь». В про­стых серд­цах Бог почи­вает! Здесь всякая муд­рость и хит­рость погло­ща­ется. Я уверен, что вы в сердце своем согласны со святым Иоан­ном Дамас­ки­ным: он в гар­мо­ни­че­ской своей песне, про­слав­ляя Пре­чи­стую Деву, Матерь Божью, Кото­рая удо­сто­ена быть при­я­те­ли­щем Нестер­пи­мого и селе­нием Невме­сти­мого, в глу­бо­ком смысле выра­зился так: «Всех хит­рецу – Слову плоть вза­и­мо­дав­шая», не усо­мнился назвать хит­ре­цом слад­чай­шее Слово, все горь­кие хит­ро­сти погло­ща­ю­щее. Видите святое выра­же­ние, при­ло­жен­ное бла­го­го­вейно к пре­муд­рому Зижди­телю, попи­ра­ю­щему лука­вого хит­реца, враж­ду­ю­щего зло-ковар­ною муд­ро­стью, сопле­та­теля сетей – дья­вола… Со стра­хом и опас­но­стью над­ле­жит нам раз­мыш­лять о слове Божьем, а не со рве­нием сердца…

…Хит­рость вра­же­ская побеж­дена муд­ро­стью Слова, вопло­тив­ше­гося от Духа Свята и Девы Марии и воче­ло­веч­шася. Вся пре­муд­ро­стью сотво­рил еси (Пс. 103:24) – так выра­жает силу дей­ствия Божьего Свя­щен­ное Писа­ние. 

из письма Геор­гия, затвор­ника Задон­ского, М. П. Колы­че­вой.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки