протоиерей Дионисий Свечников
Как любить Бога: кратко о главном

Как любить Бога? Этим вопро­сом, пожа­луй, зада­ется каждый хри­сти­а­нин, начи­на­ю­щий изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры. О Боге мы знаем, что Он – Творец всего сущего. Знаем, что Он посто­янно про­мыш­ляет о чело­веке. Знаем и то, что Сын Божий иску­пив на кресте грехи чело­ве­че­ства, открыл людям врата рая, кото­рые были затво­рены после изгна­ния Адама. И самое глав­ное, что знаем – Бог любит нас. Сколько всего Бог сделал и делает для нас! Как мы можем быть бла­го­дарны Ему за это? Чем можем отпла­тить Богу за Его неиз­ре­чен­ную милость и любовь?

Обще­ние

Совер­шенно оче­видно, что отве­том на любовь должна быть любовь. Когда гово­рим о чело­ве­че­ских отно­ше­ниях, то пони­маем, что любовь между людьми невоз­можна без лич­ного обще­ния. Дети любят роди­те­лей, муж любит жену, роди­тели любят своих детей, друзья любят друг друга. Такая любовь осно­вана на обще­нии, духов­ном и физи­че­ском кон­такте, и под­дер­жи­ва­ется ими. Откры­вая глаза, ребе­нок познает мир и первое, что он видит – мать, кото­рая любит его. Окру­жен­ный забо­той, ребе­нок растет и познает любовь родных людей. И совер­шенно есте­ственно отве­чает на эту любовь вза­им­ным чув­ством.

Так и во вза­и­мо­от­но­ше­ниях чело­века с Богом, его Твор­цом, любовь начи­на­ется с бого­по­зна­ния. Бого­по­зна­ние – это не выучен­ный еди­но­жды урок, а плод живого духов­ного опыта, длиною в жизнь. Бого­по­зна­ние нераз­рывно свя­зано с бого­об­ще­нием – живым обще­нием с Богом, кото­рое ста­но­вится воз­мож­ным бла­го­даря уча­стию в цер­ков­ных Таин­ствах, личной молитве, изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния, духов­ной лите­ра­туры. Источ­ник под­лин­ного бого­по­зна­ния – Боже­ствен­ная бла­го­дать Свя­того Духа, рас­кры­ва­ю­ща­яся ищущим Бога людям. Этот источ­ник не в силах заме­нить огра­ни­чен­ный чело­ве­че­ский интел­лект. Поэтому ника­кие умство­ва­ния и тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния не могут заме­нить истин­ное бого­по­зна­ние, кото­рое ста­но­вится обра­зом жизни чело­века. И чем больше чело­век откры­вает для себя Бога, тем больше ему откры­ва­ется неиз­ре­чен­ная Боже­ствен­ная любовь к нему лично. Эти личные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом и ста­но­вятся одно­вре­менно и нача­лом любви к Богу и ее про­дол­же­нием.

Испол­не­ние запо­ве­дей

Ребе­нок, воз­рас­тая, учится у взрос­лых, кото­рые имеют гораздо более бога­тый жиз­нен­ный опыт. Роди­тели, любя свое чадо и желая ему добра, учат его тому, что можно, что нельзя, а что нужно делать в жизни. Бог же, забо­тясь о своих чадах, дал запо­веди – инструк­цию как жить так, чтобы после смерти жить вечно. Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о прямой зави­си­мо­сти между соблю­де­нием запо­ве­дей и любви к Богу: «Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцом Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). «Из этих слов Гос­пода видно, что надо так изу­чить еван­гель­ские запо­веди, чтоб они сде­ла­лись досто­я­нием, иму­ще­ством ума: тогда только воз­можно точное, посто­ян­ное испол­не­ние их, такое испол­не­ние, какого тре­бует Гос­подь. Явля­ется Гос­подь испол­ни­телю еван­гель­ских запо­ве­дей духовно, и видит Гос­пода испол­ни­тель запо­ве­дей духов­ным оком, умом, видит Гос­пода в себе, в своих помыс­лах и ощу­ще­ниях, осе­нен­ных Святым Духом», — пояс­няет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Как ребе­нок ста­ра­ется уго­дить роди­те­лям, испол­няя их наказы, и полу­чает за то похвалу от них, так и чело­век, испол­няя запо­веди Божьи, полу­чит мзду от Гос­пода в Веч­но­сти. Дитя сле­дует воле роди­те­лей не из страха перед ними, а по любви к ним и потому испол­не­ние это при­но­сит радость. И лишь нашко­див, ребе­нок пони­мает, что за это может быть нака­зан. Но нака­за­ние это, если и строго, бывает с любо­вью. Кто дерз­нет ска­зать, что мать, нака­зав про­ви­нив­ше­гося ребенка, не любит его? Такое нака­за­ние несет вос­пи­та­тель­ную функ­цию, но побуж­дает к нему любовь. Так и Бог, даже нака­зы­вая чело­века, не хочет ему поги­бели, но в нака­за­нии дает вра­зум­ле­ние. «Строго нака­зал меня Гос­подь, но смерти не предал меня», — вос­кли­цает псал­мо­пе­вец Давид. Такое осо­зна­ние нака­за­ния доступно лишь чело­веку, любя­щему Бога. Бог же, любя вся­кого чело­века, «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим.2:4).

Апо­стол Иоанн Бого­слов гово­рит о соблю­де­нии запо­ве­дей пре­дельно ясно – «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблю­дали запо­веди Его» (1Ин.5:3). Это озна­чает, что любить Бога – это соблю­дать Его запо­веди. Но без помощи Божией это не только трудно, но и невоз­можно. Как роди­тели вся­че­ски помо­гают своему чаду, так и чело­веку, кото­рый стре­мится делом соблю­дать запо­веди, Гос­подь дает необ­хо­ди­мые силы для этой цели. «Запо­веди Гос­пода Иисуса Христа для чело­века, кото­рый Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Гос­пода. И чело­ве­ко­лю­би­вый Бог и Гос­подь Иисус Хри­стос дает всегда щедро чело­веку, кото­рый Ему верит, Свои Боже­ствен­ные силы, кото­рые помо­гают ему легко испол­нять Его Боже­ствен­ные запо­веди», — пишет прп. Иустин (Попо­вич).

Бла­го­да­ре­ние

Когда чадо полу­чает про­си­мое от роди­те­лей, то раду­ется и бла­го­да­рит, будучи научен­ным тако­вому бла­го­да­ре­нию они них. «Спа­сибо» — то слово, кото­рому непре­менно учат роди­тели своего ребенка. Бла­го­да­ре­ние ста­но­вится обыч­ным и есте­ствен­ным делом в тече­ние всей жизни. На всякое доброе дело чело­век обычно отве­чает бла­го­дар­но­стью. Так же должен он бла­го­да­рить и Бога за все его бла­го­де­я­ния. Бла­го­дар­ность Богу – это не только «спа­сибо», когда попро­сил и Гос­подь дал. «За все бла­го­да­рите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апо­стол Павел. За жизнь, за хлеб насущ­ный, за роди­те­лей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог про­мыш­ляет о нас, даже когда грешим и гре­хами своими уда­ля­емся от него – эти и многие другие при­чины побуж­дают бла­го­да­рить Бога за все. Но глав­ная бла­го­дар­ность Богу – за Его любовь. Настолько без­гра­нична любовь Бога к чело­веку, что, по слову свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, «Бог стал Чело­ве­ком, чтобы чело­век стал богом». Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «мы познали любовь, кото­рую имеет к нам Бог, и уве­ро­вали в неё. Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и бла­го­да­рить Его за нее.

Увы, часто чело­век при­вы­кает поль­зо­ваться любо­вью Божией. Люди при­ни­мают пода­ва­е­мое Богом как долж­ное, вос­при­ни­мают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Гос­поди, свечку – а Ты мне дом, машину и хоро­шую работу. Такой подход в корне неве­рен, поскольку Бог – это не слу­жеб­ный дух, а если и подает нечто от Своих бога­тых мило­стей и щедрот, то делает это исклю­чи­тельно по любви к чело­веку. Бла­го­да­ре­ние же Богу за Его мило­сти – это не только бла­го­дар­ствен­ные молитвы, но, в первую оче­редь, соблю­де­ние запо­ве­дей и жизнь по Еван­ге­лию.

Любовь к ближ­нему

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим, и всею кре­по­стию твоею», – вот первая запо­ведь! Вторая подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». Иной боль­шей сих запо­веди нет» (Мк.12:30-31). Самый легкий и самый слож­ный путь любви к Богу – любовь к ближ­нему. Самый легкий потому, что любить того, кто нахо­дится рядом легко. И самый труд­ный потому, что Хри­стос четко дает понять, что ближ­ний – это не только род­ствен­ник или сосед, но всякий чело­век, повстре­чав­шийся на жиз­нен­ном пути (Лк.10:25-37). Трудно осо­знать, что совер­шенно незна­ко­мый чело­век, про­хо­дя­щий мимо – это ближ­ний. Еще слож­ней при­нять то, что нужно его любить. Созна­ние тут же начи­нает сопро­тив­ляться. Как любить? Зачем любить? Ведь знать про­хо­жего не знаю, и знать не хочу. Чужой он чело­век, а ника­кой не ближ­ний. Вот роди­те­лей – люблю. Детей – люблю. Род­ствен­ни­ков – в основ­ном люблю. Друзей – ну да, наверно, люблю. Сосе­дей – ну нет, скорее уважаю, а вот Марью Ива­новну из пятой квар­тиры не люблю. Коллег – нет, тут любо­вью совсем не пахнет, веро­ятно, есть ува­же­ние, а так мы просто вместе рабо­таем. Про­дав­щица из мага­зина напро­тив – поз­вольте, ну с чего это вдруг ее любить надо? И чем дальше, тем меньше любви.

В целом это понятно. Сложно чело­веку объять любо­вью весь мир. Так умеет только Бог. Но это вовсе не озна­чает, что довольно осо­знать свою немощь и огра­ни­читься лишь любо­вью к самым близ­ким. Хри­стос учит: «если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы при­вет­ству­ете только бра­тьев ваших, что осо­бен­ного дела­ете? Не так же ли посту­пают и языч­ники?» (Мф.5:46-47). И, конечно же, нелю­бовь к кому-то – это чув­ство, про­ти­во­по­лож­ное тому, к чему при­зы­вает Гос­подь. Заблуж­да­ется тот чело­век, кото­рый думает, что любит Бога, но при этом не любит людей. Апо­стол Иоанн Бого­слов кате­го­рично заяв­ляет: «Кто гово­рит: «я люблю Бога», а брата своего нена­ви­дит, тот лжец» (1Ин.4:20).

Было бы непра­виль­ным не пояс­нить, что такое любовь. Любовь – это всегда жертва, само­по­жерт­во­ва­ние ради пред­мета любви. «Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих», — гово­рит Хри­стос. Он пока­зал пример высшей жерт­вен­ной любви, «уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Фил.2:7-8).

Само­по­жерт­во­ва­ние не обя­за­тельно должно быть фаталь­ным, оно может быть выра­жено на про­стом быто­вом уровне. Любовь про­ни­зы­вает всю жизнь чело­века, начи­ная с рож­де­ния и закан­чи­вая физи­че­ской смер­тью. На про­тя­же­нии всей жизни чело­век либо любит сам, либо любят его. Даже самые отпе­тые злодеи любят своих близ­ких. И лишь в редких, исклю­чи­тель­ных слу­чаях чело­век дохо­дит до такой сте­пени нена­ви­сти и отри­ца­ния любви в созна­тель­ном воз­расте, что нена­ви­дит всех вокруг.

Чело­ве­че­ская падшая при­рода весьма эго­и­стична – мы любим себя, и наши инте­ресы посто­янно стал­ки­ва­ются с инте­ре­сами других людей. Уязв­лен­ная гор­дыня не дает воз­мож­но­сти закрыть глаза на «вопи­ю­щую неспра­вед­ли­вость». Но Бог, при­зы­вая нас к любви, несо­мненно, знает об этой немощи чело­ве­че­ской. Как только ста­но­вимся на путь хри­сти­ан­ского само­от­вер­же­ния, так сразу появ­ля­ется воз­мож­ность уви­деть пред­мет любви не только в своих близ­ких, но и людях совер­шенно незна­ко­мых. И тут надо много потру­диться, чтобы устра­нить одно за другим те пре­пят­ствия в соб­ствен­ной душе, что мешают любить. Появ­ля­ется выбор – делать или нет. А если есть выбор, то есть и сво­бода. Умение видеть образ и подо­бие Божие в каждом чело­веке и отно­ситься к нему как своему близ­кому – это и есть под­лин­ная хри­сти­ан­ская сво­бода любви. Как сильно она отли­ча­ется от сво­бод­ной любви, что про­па­ган­ди­рует совре­мен­ный мир!

Любовь может быть про­дик­то­вана совер­шенно раз­ными побуж­де­ни­ями. Очень часто она обу­слов­лена эго­из­мом и чув­ством соб­ствен­ни­че­ства. Но под­лин­ная хри­сти­ан­ская любовь – это любовь Христа и ближ­него ради. При­знаки истин­ной любви апо­стол Павел ука­зы­вает сле­ду­ю­щие: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, любовь не пре­воз­но­сится, не гор­дится, не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла, не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине; все покры­вает, всему верит, всего наде­ется, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­стает» (1Кор.13:4–8).

Любовь не появ­ля­ется сама по себе, любовь – то самое чув­ство, что вытес­няет из души эгоизм и гор­дыню. Поэтому любви надо учиться. Любовь – это, опре­де­ленно, дар Божий, посы­ла­е­мый тому, кто усерд­ствует в ней. Прп. Амвро­сий Оптин­ский дает такой совет: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». Все начи­на­ется с жела­ния и про­дол­жа­ется дей­ствием. Пока не попро­бу­ешь любить, то не узна­ешь, как это бывает.

Раб, наем­ник, сын

Раз­де­ляют три сте­пени под­чи­не­ния Богу: раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наем­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние раба – состо­я­ние страха перед нака­за­нием, испол­не­ния запо­ве­дей только лишь из боязни вечных мук. Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» (1Ин.4:18). Если у раба несо­вер­шен­ная любовь, то наем­ник – тот, кто желает за всякое доброе дело непре­менно полу­чить награду. Наем­ник обла­дает боль­шей сте­пе­нью сво­боды, но руко­во­дит им чистый расчет, кото­рый вытес­няет любовь. Сын – несо­мненно, совер­шен­ная и самая благая для чело­века сте­пень, поскольку в этой сте­пени есть сво­бода любви. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет: «Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду — полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим!»

Каждый чело­век, загля­нув в глу­бину своей души, может без­оши­бочно опре­де­лить сте­пень, в кото­рой при­бы­вает. Сделав это, поймет, как посту­пать, чтобы испол­нить завет Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). И через испол­не­ние этой запо­веди полю­бит Бога.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки