Главная » Алфавитный раздел » Любовь
Распечатать

Любовь Божественная

AAA

 

Любовь Божья в отношении Самого Бога

Бог есть любовь (1Ин.4:8). В отношении Самого Бога Божественная любовь проявляется в том, что Каждая Ипостась любит Себя сверхсовершенной любовью и все Они пребывают во взаимной сверхсовершенной Любви.

Поэтому выражение «Бог есть любовь» следует понимать в первую очередь в том смысле, что любовь есть образ Божественного бытия. То, что Бог любящий — уже следствие этой Триединой Божественной любви.

Любвь Бога к Себе не следует сравнивать с греховным эгоистическим чувством самолюбия, себялюбия, свойственного многим людям. Бог и человека располагает к любви к самому себе, но к любви не эгоистической, а возвышенной: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39), «любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28). 

Любовь Божья по отношению к миру

Любовь Божья простирается на мир. Бог любит Свое творение неизмеримо больше, чем любят свои самые любимые творения самые лювеобильные люди. «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин.3:16). Бог создал мир по благости, чтобы Его творение смогло разделить с Ним радость бытия. Связь творения с Творцом составляет самую глубинную основу существования мира.

Святые отцы сравнивали божественную Любовь с доверху наполненной чашей. Божественная Любовь не помещается в этой чаше, начинает переливаться через край. И эта чаша — неисчерпаема. Избыток божественной Любви – причина сотворения нашего мира. 

Любовь Божья в отношении человека

Трудно найти человека, который бы не хотел, чтобы его любили. Потребность в том, чтобы быть любимым, нормальна для людей.

В сознании множества людей не укладывается, почему, если Бог — Человеколюбец, Он наказывает людей, угрожает вечными муками, хотя мог бы их просто взять и простить. Для того, чтобы это понять, важно знать, что в отличие от любви человеческой Божественную всесовершенную любовь нельзя осмысливать как любовь слепую, такую, которая покрывала бы любую безответственность человека (проявляемую в мыслях, желаниях, словах и действиях).

Бог-Творец — создавший мир, по Своей благости наделил человека даром свободы, то есть имеющим возможность самостоятельно определять свою волю к добру или злу. Он любит человека — как человека, не только нравственно свободного, но и нравственно ответственного (перед Богом, совестью, ближними). Любя человека, Бог действует в отношении него как Премудрый Воспитатель, и, как Премудрый Воспитатель, проявляет там, где считает нужным, определенную строгость.

***

диакон Андрей:
«Самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Такой любви к людям не открывает ни один богословский образ во внеевангельском мире. И мы спрашиваем Бога Евангелия: “Как Ты любишь людей?” И Он отвечает: “До Моей смерти…” Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам Закон. Его любовь не только даровала нам пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался – Он стал человеком. “Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя” (Ф. Тютчев). И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до жертвы и смерти.
Этот Бог – есть Любовь; Он не просто любит, Он есть Любовь. Он не просто имеет любовь, не просто проявляется в любви: Он есть Любовь».

Христос Яннарас:
Священное Писание удостоверяет, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:16). Речь не идет о том, что Бог «обладает» любовью, что любовь является неким качеством, атрибутом Бога, но о том, что Бог – сама любовь, что образ Божественного бытия есть любовь. Божественная Троица представляет Собой в то же время жизненную Монаду, ибо триипостасная жизнь не сводится к задаче выживания, к задаче удержать собственное бытие, но динамично осуществляется как любовь, как нерасторжимое единство любви. Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого» но отдает Себя другим Ипостасям, так что все Три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение (perichoresis), так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога осуществляется как со-бытие, как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей.

преподобный Силуан Афонский:
Никто не может знать от себя, что есть любовь Божия, если Дух Божий не научит; но в Церкви нашей любовь Божия познана Духом Святым, и потому мы говорим о ней.

иерей Александр Пикалев:
«Любовь Бога это не сюсюканье, не заигрывание с человечеством, не потакание его слабостям. Любовь Бога направлена к одной цели – избавить человека от власти греха и даровать ему жизнь вечную. И иногда эта любовь подобна любви хирурга к своему пациенту, который режет по живому, чтобы избавить больного от смерти».

Клайв Льюис:
«В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем желание, что бы мы были счастливы любой ценой. Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Хотя, даже сейчас мало кто из отцов скажет: Пускай будет мерзавцем, лишь бы ему хорошо жилось».
Наши чувства появляются и исчезают, Божья любовь неизменна. Она не становится меньше из-за наших грехов или нашего безразличия и потому не слабеет, когда хочет излечить нас от греха, чего бы это нам не стоило и чего не стоило бы Богу».

Н. Лосский:
«Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения. Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал