- Св. Афанасий Александрийский
- Св. Василий Великий
- Св. Кирилл Иерусалимский
- Св. Епифаний Кипрский
- Св. Тарасий Константинопольский
- Св. Августин
- Св. Амвросий Медиоланский
- Св. Иларий Пиктавийский
- св. Святитель Епифаний Кипрский
- Григорий Нисский
- св. Кирилл Александрийский
Аргументированные возражения на утверждение римо-католиков о том, что едва ли не большинство почитаемых Православной Церковью святых отцов учили об исхождении Святого Духа не только от Отца, но от Отца и Сына.
Известно, что согласно Римско-католическому вероучению, Святой Дух исходит не только от Бога Отца, как, собственно, указано в Священном Писании (Ин.15:26) и в Никео-Цареградском Символе веры, но от Отца и Сына. Будучи не в состоянии убедительно аргументировать и подтвердить «истинность» своего учения библейскими свидетельствами, католические богословы, в полемике с православными, нередко ссылаются на тенденциозно подобранные высказывания святых православных отцов. Однако учитывая тот факт, что православным отцам было не свойственно искажать Символ веры, их высказывания подбираются и интерпретируются таким образом, что при поверхностном ознакомлении с ними может сложиться ложное впечатление, будто многие православные отцы, как и католики, действительно учили, что Святой Дух исходит от Бога Отца и от Сына.
В данной статье приводятся цитаты выдающихся отцов Церкви, используемые римо-католиками для «доказательства» своей правоты. В целях демонстрации обратного, представлены комментарии, основанные на православном понимании этих цитат.
Главным образом, в комментариях указывается на следующие особенности православной триадологии:
1) в рамках православного учения выражением «Святой Дух» может обозначаться не только «третья» Ипостась Бога Троицы, но и Божественная благодать (благодать Святого Духа);
2) Божественная благодать всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом;
3) слова Сына Божия «Я и Отец – одно» (Ин.10:30) понимаются православными богословами не так, как его интерпретируют римо-католики, утверждая, что Сын, как и Отец, является Изводителем Святого Духа (согласно православному пониманию, это выражение указывает на единосущие и равносовершенство Сына с Отцом, и не противоречит учению об отличии ипостасных свойств Сына от ипостасных свойств Бога Отца).
Св. Афанасий Александрийский
«Сын есть источник Св. Духа» (О Троице); «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова» («Против Ария»).
Если понимать эту цитату грубо-буквально, в том смысле, что именно Сын является Источником всего, что имеет Святой Дух (Ср.: «все, что Дух имеет, Он имеет от Сына»), следовательно, и бытия, и исхождения, то это противоречит не только православному, но и католическому учению, согласно которому Святой Дух исходит не только от Сына, а от Отца и Сына.
«Дух благоухание и образ (μορφὴ) Сына» («К Серапиону»)
По учению свв. отцов Святой Дух является Выразителем Слова. Это не значит, что Сын является Источником изведения Святого Духа (исхождения, как формы Его бытия) наряду с Отцом.
«Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?»
В данной цитате речь идёт о нераздельности Божеских Лиц. Бог Троица – это не три Бога, а абсолютно один. Он есть Бог неделимый. На это, в частности, указывает такое Его сущностное свойство, как простота.
Св. Василий Великий
«Глаголом Бога есть Сын, глаголом же Сына Св. Дух»; «... ни одно действование Сына не отдельно от Отца, и все, что есть у Сына, не чуждо Отцу. Ибо и сказано: “Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя” (Ин.17:10). Как же Евномий одному Единородному приписывает вину Духа»:
Если понимать эту цитату грубо-буквально, то получится прийти к нелепому выводу: (Господи, помилуй!) Отец безначален, ни от Кого не рождается; следовательно, и Сын безначален, ни от Кого не рождается, но при этом Он всё-таки рождается от Отца. В данной цитате речь идёт не об извращенном понимании догмата о Святой Троице, а о том, что Сын, будучи единосущным Отцу, имеет все те же сущностные свойства, что и Отец, обладает равной (и неделимой) с ним властью и честью. При этом Отец и Сын, разумеется, различаются ипостасными свойствами.
«Как Утешитель, Он показывает в Себе благость пославшего Его Утешителя (т. е. Христа), и в достоинстве Своем являет величие Того, от кого исшел»:
Понятие «посольство Святого Духа в мир» не следует путать с понятием «форма бытия Святого Духа (вечное исхождение от Отца)».
«... естественная благость и естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного, простирается на Духа».
Святой Дух является Выразителем Слова (Сына Божия), рождаемого Отцом. Божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе.
Св. Кирилл Иерусалимский
«Отец дает Сыну, а Сын предает Духу Святому»
Дух – Выразитель Слова. Божественное действие проистекает от Отца через Сына и проявляется во Святом Духе.
Св. Епифаний Кипрский
«Веруем во Христа, от Отца, яко Бог от Бога, исходящего; и в Духа Святого от Христа, поскольку от Обоих исходит»; «Дух Святой, исходящий от Сына»; «Дух Святой исходит от Отца и Сына»; «Он исходит от обоих»; «Он исходит от Отца и Сына».
Иногда под выражением «Святой Дух» подразумевается «третья» Ипостась Пресвятой Троицы, а иногда благодать Святого Духа. Эти понятия следует различать. Благодать преподается от Отца через Сына.
Св. Тарасий Константинопольский
«Верую... и в Духа Святого Господа и Животворящаго, иже от Отца чрез Сына исходящаго»;
Выражение От Отца чрез Сына не означает, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына (филиокве).
Св. Августин
«Что же иное означает это дуновение, – говорит блаж. Августин, – если не то, что Дух исходит и от Него?»
Следует различать понятия «преподание Сятого Духа через дуновение» (Ин.20:21-22) и «исхождение Св. Духа от Отца, как образ Его бытия».
Св. Амвросий Медиоланский
«Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется ни от Отца, ни от Сына».
Вот другие слова св. Амвросия Медиоланского, указывающие на то, что Святой Дух исходит от Отца: «Именованием Святого Духа ты уже назвал и Бога Отца, от Которого Дух исходит, и Сына, так как Дух и Сына тоже» (О Святом Духе).
Что касается процитированных слов, они даны в контексте рассуждения о нисхождении Святого Духа в мир. Св. Амвросий опровергает мнение, что нисходя в мир, Святой Дух отделяется от Отца и Сына и, перемещаясь пространственно, низводится в мир. Понятие «посольство Святого Духа в мир» не следует путать с понятием «исхождение Святого Духа как образ Его бытия».
Вот тот контекст, из которого заимствована цитата:
«Без сомнения, Дух, исходя от Сына, посылается не из места и ниоткуда не исходит. Слова Сына: Я от Отца исшёл (обратим внимание, при грубо-буквальном толковании этих слов может сложиться ложное впечатление, что св. Амвросий Медиоланский учит не о рождении, а об исхождении Сына, но это, разумеется, не так – А. Л.) и пришёл в мир (Ин.8:42) – не допускают понимания, что Он перемещается с места на место как нечто телесное. Подобным же образом, читая, что Бог пребывает внутри или снаружи, мы не пытаемся заключить Бога в одно тело и отделить Его от другого, но, помня всю высоту и непостижимость этой мысли, видим в этом тайну божественной природы.
Премудрость также говорит, что Она исходит (здесь опять говорится об исхождении, но из этого не следует, что св. Амвросий Медиоланский учит, будто образом вечного бытия Премудрости служит исхождение от Отца по подобию и наряду с исхождением от Него Святого Духа - А. Л.) из уст Вышнего, но это не значит, что Она вне Отца. Она у Отца, так как Слово было у Бога (Ин.1:1). И даже не у Отца, а в Отце, как сказано: Я в Отце, и Отец во Мне (Ин.14:10). Когда Сын исходит (! – А. Л.) от Отца, Он ниоткуда не удаляется и ни от чего не отделяется, и находясь в Отце, не поглощается, подобно одному телу другим. Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется от Них: ни от Отца, ни от Сына. Да и как можно отделить от Отца Дух уст Его? Это со всей очевидностью доказывает вечность и единство божества!
Итак, всегда есть и пребывает Дух уст Его. По нашему мнению, нисходит Он, когда мы принимаем Его, чтобы Он обитал в нас, и чтобы мы не были отделены от Его благодати. Но нам лишь кажется, что Он спускается, на самом же деле это наши души восходят к Нему. Мы могли бы остановиться на этом подробнее, если бы нам не пришло на память, что в предыдущих книгах мы уже рассмотрели слова Отца: Сойдём и смешаем языки их (Быт.11:7) – и Сына: Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23)» (О Святом Духе).
Св. Иларий Пиктавийский
«Если верят в то, что есть некое различие между тем, чтобы брать от Сына и происходить (procedere) от Отца, то несомненно, что брать от Сына и брать от Отца – одно и то же. Святой Дух Твой есть из Тебя через Него (Сына), хотя даже умом не постигаю, но однако удерживаю совестью».
От католиков приходилось слышать, что против филиокве цитат нет совсем, за исключением одной, и там вне контекста. В действительности же таких цитат слишком много, чтобы привести их все. Приведем несколько:
«И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а называем Его Духом Сына» (Иоанн Дамаскин). НО – «представь себе Отца, как корень, Сына – как ветвь, а Духа Святого – как плод; ибо в трех одна и та же сущность», «... чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью».
Что касается образов бытия Лиц Пресвятой Троицы, прп. Иоанн Дамаскин Изводителем Святого Духа называл именно Отца, чего не скажешь о римо-католиках, утверждающих, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына: «Отец – Источник и Причина Сына и Святого Духа; но одного только Сына Он – Отец, а Святого Духа – Изводитель.» (Точное изложение Православной веры).
См. также: «Отец – безвиновен и нерожденный, потому что не есть от кого-либо, так как бытие имеет от Самого Себя, и из того, что только имеет, ничего не имеет от другого; напротив того, Он Сам есть для всего начало и причина того образа, как оно от природы существует. Сын же от Отца – по образу рождения; а Святой Дух и Сам также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. И что, конечно, есть различие между рождением и исхождением, мы узнали; но какой образ различия, никак [не знаем]» (Точное изложение Православной веры).
Свт. Григорий Палама: «мы говорим, что не и от ипостаси Сына бытие Святого Духа, а они – что оно и от Сына» (Об исхождении Святого Духа) (Обр. внимание: свт. Григорий Палама противопоставляет православных и католиков в отношении воззрения на исхождение Святого Духа – А. Л.)
Свт. Григорий Палама: «Но мы знаем и равенство Сына с Отцом по природе, и превосходство исповедуем Отца по причинности, которая объемлет собою и то и другое: рождение и исхождение. И самим же изначально написавшим символ веры – при том, что у них [как раз] была борьба за сращенность Сына с Отцом, то есть за равночестность – он показался достаточным без вашего прибавления (Рим.8:9)». На Втором [же Вселенском Соборе], на котором, хотя и не председательствовал папа, но пользовался преимуществами [своей] кафедры, пришел в совершенный вид составленный на Первом Символ Православной Веры, чуждый латинского прибавления, проповедующий Святого Духа от Отца исходящего. Его же сохранил ненарушенным и Третий, на котором начальствовал Кирилл (Александрийский – пер.), который, будучи оговорен Феодоритом Киррским, будто он говорит, что Дух имеет бытие и от Сына, и оправдываясь обличил его (т. е. Феодорита – пер.) как настоящего клеветника».
В оправдание своего учения об исхождени Святого Духа и от Сына римо-католики также приводят нижеследующие доводы и цитаты.
св. Святитель Епифаний Кипрский
Подобно зап. богословам, Е. К. говорит не только об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, но и учит о том, что Св. Дух, будучи «Духом Отца» (πνεῦμα τοῦ πατρός) и «Духом Сына» (πνεῦμα τοῦ υἱοῦ) и исходя от Них Обоих, занимает «срединное положение между Отцом и Сыном» (ἐν μέσῳ πατρὸς κα υἱοῦ – Ancor.) и является «связью Троицы» (σύνδεσμος τῆς τριάδος). Т. о., справедливы выводы совр. нем. исследователя Б. Шульце о том, что Е. К. в IV в. «с ясностью обосновал как истину веры, что Св. Дух исходит также от Сына, и именно в Своем Божественном существовании», и что Е. К. в целом «знает два внутритроичных отношения: Сын происходит от Отца, Св. Дух – от Отца и Сына». Косвенным подтверждением этого служит то, что фрагменты из сочинений Епифания Кипрского цитировались в поддержку западного учения о Filioque на Флорентийском Соборе 1439 г.»
Определения Флорентийского Собора, противоречащие православному вероучению, были отвергнуты Вселенской Православной Церковью и не имеют в сознании православных значения вероучительных ориентиров.
Что касается слов Епифания Кипрского о том, что Святой Дух есть Дух Отца и Дух Сына, эти слова не дают оснований для оправдания римо-католического учения о том, что и Сын, наряду с Отцом, является Изводителем Святого Духа. Вот интересующие нас слова этого отца: «Святым Духом называется единый Дух от Отца и Сына, “Дух истины” (Ин.14:17), “Дух Божий” (Рим.8:9; 1Кор.2:11), “Дух Христов” (Рим.8:9) и Дух благодати» (Слово якорное (Анкорат)). В данном случае особо указывается на единосущие и нераздельность Божеских Лиц, на то, что Отец и Сын и Святой Дух – не три Бога, но один.
Говоря об образе бытия Святого Духа, св. Епифаний Кипрский утверждает, что Святой Дух исходит именно от Отца. Вот его слова: «И Дух есть Святый Дух; а Сын есть Сын; Дух же “от Отца исходит” (Ин.15:26) и от Сына “приемлет” (Ин.16:14–15)».
Выражение «приемлет от Сына» можно объяснить исходя из православного положения, что Святой Дух является Выразителем Слова (Сына Божия).
Григорий Нисский
Раздел Учение о Боге. «Кроме того, ипостасные свойства, согласно Г., различаются по образу бытия (τρόπος τῆς ὑπάρξεως): у Бога Отца образ бытия «нерожденный» (ἀϒεννήτως εἶναι, ἀϒέννητον), т. е. «беспричинный» (ἄνευ αἰτίας εἶναι, μὴ ἐξ αἰτίου εἶναι) и «безначальный» (ἀνάρχως), у Сына – «рожденный» (ϒεννητὸν, μονοϒενῶς, διὰ ϒεννήσεως εἶναι), т. е. «имеющий причину» (αἰτιατῶς, ἐξ αἰτίας εἶναι) непосредственно в Отце, а у Св. Духа – «исходящий» (ἐκπορευόμενον), т. е. также «имеющий причину» в Отце, но не непосредственно, а через посредство Сына.
Образ исхождения Св. Духа от Отца как от единой нерожденной Причины Г. отличал от образа рождения Сына тем, что Св. Дух исходит от Отца не непосредственно, как Сын, а через посредство Сына. Поскольку же Сын в результате рождения от Отца получает от Него божественную нетварную природу, то Его посредничество обеспечивает и Св. Духу «естественное отношение к Отцу», так что Св. Дух «не чужд природе Сына» (Idem. De orat. Dom. 3). Он «сочетается в нетварности» как с Сыном, так и с Отцом и имеет с Ними «общность природы», т. е. единосущен Им. И как Сын соединяется с Отцом, так же и Св. Дух соприкасается с Единородным Сыном, так что если Он и исходит от Отца после Сына, то Сын только в отношении Причины мыслится прежде Него».
Что можно противопоставить католическим интерпретациям слов свт. Григория Нисского? – Ответ, на наш взгляд, очевиден: слова самого Григория Нисского. И вот что говорил об образе бытия Святого Духа свт. Григорий: «Итак, поскольку Дух Святой, от Которого источается на творение всякое подаяние благ, как соединен с Сыном, с Которым нераздельно воспринимается, точно так же имеет бытие, зависимое от Причины – Отца, от Которого Он и исходит, то отличительный признак ипостасного Его свойства есть тот, что по Сыне и с Сыном познается, и от Отца имеет бытие» (подчеркнём, от Отца, а не от Отца и Сына, как учат римо-католические богословы – А. Л). (Письмо 38).
Что касается выражения «посредством Сына» его можно понять в том же смысле, что и многие прочие святоотеческие цитаты: Святой Дух является Выразителем Бога-Слово. С другой стороны, напомним, выражение «посредством Сына» нередко используется в святоотеческом богословии для обозначения образа проистекания благодати Святого Духа, Божественного действия. Вот что на этот счёт говорил свт. Григорий Нисский: «всякую деятельность Святая Троица не приводит в действие раздельно по числу ипостасей; напротив того, происходит одно какое-либо движение и распоряжение доброй воли, переходящее от Отца чрез Сына к Духу» (К Авлавию, о том что не «три Бога»).
св. Кирилл Александрийский
«Итак, коль скоро Дух Святой, оказываясь в нас, показывает нас сообразными Богу, а происходит (πρόεισι) Он и от Отца, и от Сына, то очевидно, что Он – Божественной сущности, сущностно в ней [пребывая] и из нее исходя, как, безусловно, и исходящее из человеческого тела дыхание, хотя этот пример и ничтожен, и не достоин предмета, ибо Бог все превосходит».
Говоря об образе бытия «третьей» Ипостаси Святого Духа, свт. Кирилл Александрийский подчеркивал, что Святой Дух исходит от Отца, но говоря о преподании верующим благодати Святого Духа (благодати Божией, нередко именуемой при помощи выражения «Святой Дух»), утверждал, в соответствии с общим представлением свв. отцов Церкви, что она преподается от Отца через Сына.
На это, в частности, указывает название рубрики его сочинения «О том, что Дух – Бог по природе, и [происходит] из сущности Отца, а чрез Сына подается твари», а также представленное в рамках этого сочинения утверждение: «Итак, коль скоро приемлющие Духа Святого пророчествуют, имея Бога в себе, и потому служат предметом удивления, как же Он будет творением, а не, лучше сказать, относительным причастием (μετάληψις σχετικὴ) высшей всех [прочих сущностей] сущности, естественно (φυσικῶς) распространяющимся от Отца чрез Сына на способных Его принять, подобно тому, как тепло от огня распространялось бы в [некоем физическом] теле?» (Слово 33. О том, что Дух – Бог по природе, и [происходит] из сущности Отца, а чрез Сына подается твари).
«Духом же Сына Его называем: аще же кто Духа Христова не имать, говорит божественный Апостол, сей несть егов (Рим.8:9). И исповедуем, что Он через Сына открылся и раздается нам: ибо дуну, говорит [святой Иоанн Богослов], и глагола Своим ученикам: приимите Дух Свят (Ин.20:22), подобно тому как из солнца и солнечный луч, и свет, ибо само оно есть источник солнечного луча и света; и через солнечный луч нам сообщается свет, и этот есть освещающий нас и воспринимаемый нами. О Сыне же не говорим ни того, что Он – Сын Духа, ни того, конечно, что Он – от Духа».
Дуновение, совершенное Господом Иисусом Христом, не есть то же самое, что и вечное изведение Святого Духа Отцом. Дунув, Господь Иисус Христос преподал апостолам благодать Святого Духа – Божественную благодать.
***
В заключение скажем. Представленные выше цитаты и доводы, используемые римо-католиками, – это всего лишь малая часть той аргументационной и цитатной базы, с опорой на которую католические теологи стремятся оправдать доктрину о филиокве. В рамках данной статьи мы ограничились анализом лишь некоторых из них. Добавим к сказанному, что чтобы не соскользнуть в заблуждение в вопросе об образе бытия Святого Духа, уместно помнить нижеследующие слова Господа Иисуса Христа: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31).
Комментировать