Коварство

***

Кова́рство — 1) склон­ность к зло­дей­ству (часто — скры­ва­е­мая или даже мас­ки­ру­е­мая напуск­ной доб­ро­же­ла­тель­но­стью); 2) зло­дей­ский умысел, план или посту­пок; 3) форма хит­ро­сти; злост­ное лукав­ство.

***

Почему хит­рость нередко отож­деств­ля­ется с ковар­ством?

Хит­рость может рас­смат­ри­ваться как ковар­ство. Более того, доста­точно часто эти тер­мины упо­треб­ля­ются как сино­нимы.

Хит­рость, в любых её формах, под­ра­зу­ме­вает изоб­ре­та­тель­ность, умение при­ни­мать неожи­дан­ные для окру­жа­ю­щих реше­ния. Вместе с тем хит­рость может обо­зна­чать и опре­де­лен­ную скрыт­ность.

Зло­дей­ство, не сопря­жен­ное с хит­ро­стью, легче преду­га­дать. От такого зло­дей­ства проще огра­диться, ведь, как пра­вило, стал­ки­ва­ясь с бес­хит­рост­ным, откры­тым зло­деем, чело­век бывает к этому готов.

Совсем другое дело, когда злодей при­кры­вает свою внут­рен­нюю рас­по­ло­жен­ность внеш­ней личи­ной бла­го­че­сти­вого чело­века. Его зло­дей­ство труд­нее преду­га­дать, ведь он посто­янно лука­вит, хитрит. Неиз­вестно, каких именно зол от него ожи­дать. Такая форма зло­дей­ства явля­ется и более изощ­рен­ной, и более опас­ной.

Подоб­ного рода злодеи назы­ва­ются ковар­ными людьми, но коль скоро, совер­шая ковар­ство, они дей­ствуют хитро, то име­ну­ется также и хит­рыми.

В при­ло­же­нии к ним поня­тие «хит­рость» сбли­жа­ется по зна­че­нию с «ковар­ством» (так как их хит­рость направ­лена на зло, а совер­ша­е­мое ими без­за­ко­ние опи­ра­ется на хит­рость).

Выра­зи­тель­ный пример хит­ро­сти, не только лишён­ной ковар­ства, но и направ­лен­ной на дока­за­тель­ство отсут­ствия ковар­ства, встре­чаем в 1‑й Книге Царств.

Когда царь Саул, пре­сле­дуя Давида, зашёл, по нужде, в одну из мест­ных пещер, ока­за­лось, что именно там и скры­вался Давид и его люди. Саул, конечно же, об этом не знал. Люди Давида легко могли рас­пра­виться с ним: ведь он был один, а их много, и они были воору­жены. Но Давид не желал ему зла. Для того, чтобы пока­зать Саулу, что он ему не враг, Давид пред­при­нял хит­рость: тайно под­крался к Саулу и отре­зал край его одежды. Саул этого даже не заме­тил (1Цар.24:3–5). Потом Давид указал ему на слу­чив­ше­еся: «я отре­зал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убе­дись, что нет в руке моей зла, ни ковар­ства» (1Цар.24:12).

Наи­бо­лее ковар­ным из всех Божьих тво­ре­ний явля­ется диавол. В отно­ше­нии чело­века он всегда настроен на зло, а его хит­рость всегда коварна. Даже тогда, когда, каза­лось бы, диавол дей­ствует во благо (см.: подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?), он всё равно вершит зло.

В оценке дея­тель­но­сти сатаны и его анге­лов поня­тия «хит­рость» и «ковар­ство» имеют наи­бо­лее тесную сино­ни­ми­че­скую бли­зость.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки