Коварство

(3 голоса: 5 из 5)

 

Кова́рство — 1) склонность к злодейству (часто — скрываемая или даже маскируемая напускной доброжелательностью); 2) злодейский умысел, план или поступок; 3) форма хитрости; злостное лукавство.

Почему хитрость нередко отождествляется с коварством?

Хитрость может рассматриваться как коварство. Более того, достаточно часто эти термины употребляются как синонимы.

Хитрость, в любых её формах, подразумевает изобретательность, умение принимать неожиданные для окружающих решения. Вместе с тем хитрость может обозначать и определенную скрытность.

Злодейство, не сопряженное с хитростью, легче предугадать. От такого злодейства проще оградиться, ведь, как правило, сталкиваясь с бесхитростным, открытым злодеем, человек бывает к этому готов.

Совсем другое дело, когда злодей прикрывает свою внутреннюю расположенность внешней личиной благочестивого человека. Его злодейство труднее предугадать, ведь он постоянно лукавит, хитрит. Неизвестно, каких именно зол от него ожидать. Такая форма злодейства является и более изощренной, и более опасной.

Подобного рода злодеи называются коварными людьми, но коль скоро, совершая коварство, они действуют хитро, то именуется также и хитрыми.

В приложении к ним понятие «хитрость» сближается по значению с «коварством» (так как их хитрость направлена на зло, а совершаемое ими беззаконие опирается на хитрость).

Выразительный пример хитрости, не только лишённой коварства, но и направленной на доказательство отсутствия коварства, встречаем в 1-й Книге Царств.

Когда царь Саул, преследуя Давида, зашёл, по нужде, в одну из местных пещер, оказалось, что именно там и скрывался Давид и его люди. Саул, конечно же, об этом не знал. Люди Давида легко могли расправиться с ним: ведь он был один, а их много, и они были вооружены. Но Давид не желал ему зла. Для того, чтобы показать Саулу, что он ему не враг, Давид предпринял хитрость: тайно подкрался к Саулу и отрезал край его одежды. Саул этого даже не заметил (1Цар.24:3-5). Потом Давид указал ему на случившееся: «я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства» (1Цар.24:12).

Наиболее коварным из всех Божьих творений является диавол. В отношении человека он всегда настроен на зло, а его хитрость всегда коварна. Даже тогда, когда, казалось бы, диавол действует во благо (см.: подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?), он всё равно вершит зло.

В оценке деятельности сатаны и его ангелов понятия «хитрость» и «коварство» имеют наиболее тесную синонимическую близость.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru