Вражда

***

Вражда́ — 1) отно­ше­ния двух или более сторон, про­ник­ну­тые непри­яз­нью; 2) нена­висть (Пс.54:22); 3) то же, что ссора, кон­фликт или война; 4) (религ.) вражда против Бога — а) чрез­мер­ное устрем­ле­ние к тлен­ному, сует­ному, мир­скому (Иак.4:4); б) созна­тель­ное, наро­чи­тое про­ти­во­сто­я­ние Богу (напри­мер, через бого­хуль­ство, свя­то­тат­ство, при­вер­жен­ность воин­ству­ю­щему ате­изму, сата­низму и пр.).

Враждует ли Бог против человека?

Бог не созда­вал чело­века склон­ным к вражде с подоб­ными себе. Вражда как форма про­яв­ле­ния непри­язни или нена­ви­сти одного чело­века к дру­гому вторг­лась в жизнь людей после гре­хо­па­де­ния, как след­ствие греха.

Бог есть Любовь (1Ин.4:8), и Ему не свой­ственна нена­висть к чело­веку (нена­висть к людям питает не Бог, но диавол и ангелы его). Между тем, Свя­щен­ное Писа­ние предо­став­ляет немало при­ме­ров, где Бог пове­ле­вал уни­что­жать и даже уни­что­жал целые города.

Так, при втор­же­нии сынов Изра­иля в Обе­то­ван­ную землю, Гос­подь вооду­ше­вил их на войну против мест­ных наро­дов. Уни­что­же­ние Содома и Гоморры про­изо­шло при особом вме­ша­тель­стве Божьем, при участи Анге­лов. Нако­нец, Бог навёл на землю все­мир­ный потоп, уни­что­жив­ший почти всё насе­ле­ние земли, за исклю­че­нием семьи Ноя.

Как это пони­мать? При поверх­ност­ном рас­смот­ре­нии подоб­ного рода биб­лей­ских исто­рий у чита­теля может сло­житься впе­чат­ле­ние, что чело­ве­ко­лю­бие Божье время от вре­мени всё же даёт неко­то­рый сбой и усту­пает место нена­ви­сти в отно­ше­нии людей. В дей­стви­тель­но­сти это не так.

Дело в том, любовь Божья к чело­веку всегда сопря­жена с сооб­ра­же­ни­ями высшей нрав­ствен­ной пользы. При этом мысль Божья о пользе не огра­ни­чи­ва­ется рам­ками вре­мен­ной земной жизни, но про­сти­ра­ется за её пре­делы, каса­ется вечной участи людей.

Так, уни­что­же­ние нече­стив­цев водами потопа предо­хра­нило их от даль­ней­шего зако­сте­не­ния во зле, что в свою оче­редь, ска­за­лось на состо­я­нии их душ. Известно, что сходя после смерти во ад, Хри­стос про­по­ве­до­вал в том числе и для душ нече­стив­цев, погиб­ших во время потопа (1Пет.3:18–20).

Сколько из них ока­за­лись спо­соб­ными, по нрав­ствен­ному рас­по­ло­же­нию, при­нять про­по­ведь Иску­пи­теля, мы не знаем (об этом знает Гос­подь). Ясно лишь, что свое­вре­мен­ная смерть послу­жила к предот­вра­ще­нию их даль­ней­шего озлоб­ле­ния. Может быть это вме­ша­тель­ство Божье помогло многим из них сохра­нить в себе ту искру добра, бла­го­даря кото­рой, затем, они были выве­дены из глубин ада и при­чис­лены к жите­лям Гор­него мира.

Это же можно ска­зать и о граж­да­нах Содома и Гоморры. Смерть от огня поме­шала им дальше вяз­нуть во зле. В этой связи Хри­стос, посы­лая две­на­дцать апо­сто­лов про­по­ве­до­вать веру, отме­чал, что в день Суда Божия сим двум горо­дам будет отрад­нее, нежели тем, что отре­кутся от Бла­го­ве­стия: «отрад­нее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Мк.6:11).

Что каса­ется Божьего пове­ле­ния, дан­ного Изра­илю, вое­вать с жите­лями Обе­то­ван­ной земли, это также сле­дует свя­зы­вать с бла­го­стью. В то время Изра­иль был хра­ни­те­лем веры в Еди­ного Бога, ору­дием Про­мысла Божьего, направ­лен­ного, на Спа­се­ние всех людей (вне зави­си­мо­сти от их наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти).

Жившие же в Пале­стине языч­ники пере­пол­нили чашу дол­го­тер­пе­ния Божьего и под­пали под Суд Правды, как когда-то под­пали и допо­топ­ные нече­стивцы, и жители Содома и Гоморры. Смерть погиб­ших во время войн с Изра­и­лем языч­ни­ков не поз­во­лила им пре­пят­ство­вать Божьему Про­мыслу; с другой сто­роны, она пре­рвала даль­ней­шее их погру­же­ние в бездну греха.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки