Лесть

(3 голоса: 5 из 5)

 

Лесть (человекоуго́дие) — внешне выраженная форма человекоугодия; разновидность обмана; угодливое, преувеличенное (часто: неискреннее, лицемерное) восхваление кого-либо, чьих либо качеств или действий (чувств, мыслей, желаний и пр.).

Почему, если лесть может способствовать налаживанию отношений между людьми, она почитается за грех? Неужели ради хороших отношений нельзя себе позволить «немножечко» польстить?

Под хорошими отношениями подразумеваются прежде всего те, которые определяются как хорошие не с точки зрения льстеца или того, кому предназначена лесть, а с точки зрения Бога.

Разве это не странно, называть хорошими те отношениями, в основе которых заложены ложь и обман? Очевидно ведь, что под хорошими отношениями следует понимать те, которые формируются на хорошей основе, а не на дурной, и которые развиваются в соответствии с нормами добра.

Лесть — оружие обоюдоострое, опасное как для самих льстецов, так и для тех, кто кто этой лестью услаждается, кому она ласкает слух. Первые, занимаясь этим греховным деланием, вскармливают в себе навыки обмана и человекопоклонства. Вторые, внимая льстецам, взращивают в себе одни из самых тягчайших страстей: гордость и тщеславие.

Таким образом, льстец вредит и себе самому, и тому, кому льстит. Что же в этом хорошего?

Некоторые выдающиеся подвижники, разумея духовный облик льстецов, отмечали, что они — хуже хищных зверей, так как зверь, будучи хищным внутри, всегда остаётся таким и снаружи, а льстец, притворяясь радушным и дружелюбным, умело маскирует подлинное отношение к тому, кому адресует свои похвалы, скрывая гнездящееся в душе зло.

Лесть — одно из наиболее результативных средств, используемых диаволом для одурачивания людей (см. подробнее: Что такое прелесть бесовская и что собой представляют диавольские козни?). Термины «прелесть» и «обольщение» близки слову «лесть» даже и в этимологическом плане.

Человек, нарочито прибегающий к лести с целью приобретения благосклонного отношения, уподобляется изобретателю лести, сатане, и отдаляется от Источника Правды, от Бога.

Исторический опыт показывает, что на льстеца нельзя полагаться как на твёрдую опору. Сегодня он демонстрирует дружественные чувства, может быть даже преданность и покорность (если речь, положим, идёт о начальнике и подчиненном), а завтра, в случае изменения обстоятельств, он может раскрыться с совершенно другой стороны.

От льстеца можно ждать и подвоха, и даже предательства. Одним из наиболее ярких и поучительных примеров в данном контексте служит Иуда Искариот, лобзанием предавший Спасителя (Лк.22:47-48).

Не случайно Писание предостерегает нас: «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч.29:5).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс