Лесть

***

Лесть (человекоуго́дие) — внешне выра­жен­ная форма чело­ве­ко­уго­дия; раз­но­вид­ность обмана; угод­ли­вое, пре­уве­ли­чен­ное (часто: неис­крен­нее, лице­мер­ное) вос­хва­ле­ние кого-либо, чьих либо качеств или дей­ствий (чувств, мыслей, жела­ний и пр.).

…Он не сделал ника­кого греха, и не было лести в устах Его (1Пет 2:22).

***

Почему, если лесть может способствовать налаживанию отношений между людьми, она почитается за грех? Неужели ради хороших отношений нельзя себе позволить “немножечко” польстить?

Под хоро­шими отно­ше­ни­ями под­ра­зу­ме­ва­ются прежде всего те, кото­рые опре­де­ля­ются как хоро­шие не с точки зрения льстеца или того, кому пред­на­зна­чена лесть, а с точки зрения Бога.

Разве это не странно, назы­вать хоро­шими те отно­ше­ни­ями, в основе кото­рых зало­жены ложь и обман? Оче­видно ведь, что под хоро­шими отно­ше­ни­ями сле­дует пони­мать те, кото­рые фор­ми­ру­ются на хоро­шей основе, а не на дурной, и кото­рые раз­ви­ва­ются в соот­вет­ствии с нор­мами добра.

Лесть — оружие обо­ю­до­ост­рое, опас­ное как для самих льсте­цов, так и для тех, кто кто этой лестью услаж­да­ется, кому она лас­кает слух. Первые, зани­ма­ясь этим гре­хов­ным дела­нием, вскарм­ли­вают в себе навыки обмана и чело­ве­ко­по­клон­ства. Вторые, внимая льсте­цам, взра­щи­вают в себе одни из самых тяг­чай­ших стра­стей: гор­дость и тще­сла­вие.

Таким обра­зом, льстец вредит и себе самому, и тому, кому льстит. Что же в этом хоро­шего?

Неко­то­рые выда­ю­щи­еся подвиж­ники, разу­мея духов­ный облик льсте­цов, отме­чали, что они — хуже хищных зверей, так как зверь, будучи хищным внутри, всегда оста­ётся таким и сна­ружи, а льстец, при­тво­ря­ясь радуш­ным и дру­же­люб­ным, умело мас­ки­рует под­лин­ное отно­ше­ние к тому, кому адре­сует свои похвалы, скры­вая гнез­дя­ще­еся в душе зло.

Лесть — одно из наи­бо­лее резуль­та­тив­ных средств, исполь­зу­е­мых диа­во­лом для оду­ра­чи­ва­ния людей (см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?). Тер­мины «пре­лесть» и «обо­льще­ние» близки слову «лесть» даже и в эти­мо­ло­ги­че­ском плане.

Чело­век, наро­чито при­бе­га­ю­щий к лести с целью при­об­ре­те­ния бла­го­склон­ного отно­ше­ния, упо­доб­ля­ется изоб­ре­та­телю лести, сатане, и отда­ля­ется от Источ­ника Правды, от Бога.

Исто­ри­че­ский опыт пока­зы­вает, что на льстеца нельзя пола­гаться как на твёр­дую опору. Сего­дня он демон­стри­рует дру­же­ствен­ные чув­ства, может быть даже пре­дан­ность и покор­ность (если речь, поло­жим, идёт о началь­нике и под­чи­нен­ном), а завтра, в случае изме­не­ния обсто­я­тельств, он может рас­крыться с совер­шенно другой сто­роны.

От льстеца можно ждать и под­воха, и даже пре­да­тель­ства. Одним из наи­бо­лее ярких и поучи­тель­ных при­ме­ров в данном кон­тек­сте служит Иуда Иска­риот, лоб­за­нием пре­дав­ший Спа­си­теля (Лк.22:47–48).

Не слу­чайно Писа­ние предо­сте­ре­гает нас: «Чело­век, льстя­щий другу своему, рас­сти­лает сеть ногам его» (Притч.29:5).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки