Крещение – это возможность реализовать себя

Кре­ще­ние – это Таин­ство паки­бы­тия, как гово­рит Цер­ковь, или, по-русски, нового рож­де­ния. Сам Гос­подь, посы­лая уче­ни­ков, гово­рит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…» (Мф. 28:19).

Кре­ще­ние, как и физи­че­ское рож­де­ние, воз­можно лишь раз. «Один Гос­подь, одна вера, одно кре­ще­ние» (Ефес.4:5); «верую… во едино Кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов» (никео-кон­стан­ти­но­поль­ский Символ веры – 381 год). «Одно рож­де­ние с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смерт­но­сти, а другое от веч­но­сти, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть еди­но­жды» (бл. Авгу­стин).

Древ­няя Цер­ковь не знала слова Кре­ще­ние. Это сла­вян­ское слово, и оно про­из­во­дится от крест. Кре­ще­ние – дословно мисте­рия, таин­ство Креста Хри­стова. Новый Завет знает другое слово – бап­тизо, что озна­чает погру­же­ние, омо­ве­ние. И когда перед свя­тыми отцами стояла задача наиме­но­вать бап­тизо, чтобы выде­лить основ­ные идеи бого­сло­вия этого Таин­ства, в писа­ниях отцов Церкви Кре­ще­ние было названо Про­све­ще­нием. «Про­све­ще­ние есть лучший и вели­че­ствен­ней­ший из даров Божиих. …Мы име­нуем бап­тизо даром, бла­го­да­тию, кре­ще­нием, пома­за­нием, про­све­ще­нием, одеж­дою нетле­ния, банею паки­бы­тия, печа­тию, всем, что для нас все­честно. Име­нуем даром, как пода­ва­е­мое тем, кото­рые ничего не при­вно­сят от себя; бла­го­да­тию, как пода­ва­е­мое тем, кото­рые еще и должны; кре­ще­нием (греч. – погру­же­нием), потому что в воде спо­гре­ба­ется грех; пома­за­нием, как нечто свя­щен­ни­че­ское и цар­ское, потому что пома­зы­ва­лись цари и свя­щен­ники; про­све­ще­нием как свет­лость; одеж­дою как при­кро­ве­ние стыда; банею как омо­ве­ние; печа­тию как сохра­не­ние и зна­ме­ние гос­под­ства. О сем даре сора­ду­ются небеса; его сла­во­сло­вят Ангелы, по срод­ству свет­ло­сти; он есть образ Небес­ного бла­жен­ства; его желаем и мы вос­петь, но не можем…» (св. Гри­го­рий Бого­слов).

«Кре­ще­ние – искуп­ле­ние тлен­ных, про­ще­ние долгов, смерть греха, паки­бы­тие души, свет­лая одежда, непри­кос­но­вен­ная печать, колес­ница на небо, преду­го­тов­ле­ние Цар­ствия, даро­ва­ние сыно­по­ло­же­ния (св. Васи­лий Вели­кий).

Кре­ще­ние подобно новому и сверхъ­есте­ствен­ному рож­де­нию. Рож­де­нию через смерть. Погру­жа­ясь в кре­щаль­ные воды, чело­век сим­во­ли­че­ски уми­рает для преж­ней, гре­хов­ной жизни и вос­кре­сает к жизни новой, святой. Как Хри­стос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой про­слав­лен­ной жизни, так и кре­ща­е­мый после трое­крат­ного погру­же­ния в купель выхо­дит оттуда иным. Все ветхое отверг­нуто, начи­на­ется новая жизнь.

Для древ­них хри­стиан была оче­вид­ной мысль, что Кре­ще­ние это таин­ство абсо­лют­ного обнов­ле­ния. Узнав о том, что неко­то­рые братья и сестры, неко­гда при­няв­шие Христа, грешат, иска­жают Пре­да­ние, ап. Павел недо­уме­ва­ю­щее пишет: «Ибо невоз­можно – одна­жды про­све­щен­ных, и вку­сив­ших дара небес­ного, и соде­лав­шихся при­част­ни­ками Духа Свя­того, и вку­сив­ших бла­гого гла­гола Божия и сил буду­щего века, и отпад­ших опять обнов­лять пока­я­нием, когда они снова рас­пи­нают в себе Сына Божия и руга­ются Ему» (Евр. 6:4–6). Вот это «невоз­можно» явля­ется ярким сви­де­тель­ством того, что в древ­но­сти при­ня­тие Кре­ще­ния мыс­ли­лось совер­шен­ным обнов­ле­нием, пре­об­ра­же­нием.

К Кре­ще­нию гото­ви­лись долгие годы, чело­век, при­сту­па­ю­щий к таин­ству изучал основы веры, Свя­щен­ное Писа­ние… Затем над жела­ю­щими при­нять Кре­ще­ние совер­шался обряд закли­на­ния. Из него изго­няли злых духов. И после всего этого совер­ша­лось Таин­ство. Сего­дня, когда на вопрос: что нужно для того, чтобы кре­ститься?.. в храме часто отве­чают: «сто рублей и поло­тенце», нужно при­знать, что для многих это Таин­ство поте­ряло свой воз­вы­шен­ный мисти­че­ский смысл. Кре­ще­ние для многих пре­вра­ти­лось в обре­ме­ни­тель­ный обряд, после кото­рого зато раз­ре­ша­ется носить натель­ный кре­стик.

Мало кто пони­мает, что Кре­ще­ние – это воз­мож­ность реа­ли­зо­вать себя, стать таким, какими нас хочет видеть Бог, при­об­щиться веч­но­сти. Кре­ще­ние – дверь в Цар­ство Небес­ное, почему же мы, неко­гда войдя в эту дверь, топ­чемся у входа?..

Это как обла­дать неким богат­ством, сокро­ви­щем, но спря­тать его, схо­ро­нить и всю жизнь вла­чить полу­го­лод­ное суще­ство­ва­ние. И так в нищете и уме­реть. Если мы слышим о таком чело­веке, мы его осуж­даем или посме­и­ва­емся над ним. Но не такие ли и мы, доро­гой чита­тель? Имеем небес­ные богат­ства, сокро­вища бла­го­дат­ной жизни, но избе­гаем Церкви, про­ме­ни­ваем пир в Доме Отчем на сухой паек пре­хо­дя­щих и мелких земных удо­воль­ствий.

Сего­дня Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ется во всех храмах, в опре­де­лен­ное время. От кре­ща­е­мых тре­бу­ется иметь веру и жела­ние жить бла­го­че­сти­вой жизнью. Взрос­лый, жела­ю­щий при­нять Св. Кре­ще­ние, должен пом­нить, что в момент кре­ще­ния он про­из­не­сет страш­ные и ответ­ствен­ные слова отре­че­ния от всего злого и бесов­ского. «Дунь и плюнь на сатану» – с такими сло­вами к кре­ща­е­мому обра­ща­ется свя­щен­ник. И акт дуно­ве­ния и плю­но­ве­ния – это не просто дань ува­же­ния седой ста­рине. И сего­дня эти слова и дей­ствия – вызов сатане, жест пре­зре­ния и насмешки. Когда после кре­ще­ния чело­век отхо­дит от купели с усмеш­кой на губах, он не пони­мает, что только что объ­явил войну сатане. Ново­кре­ще­ный, увле­чен­ный жизнью и раз­вле­че­ни­ями, может об этом скоро забыть. Но этого нико­гда не забу­дет диавол.

При­хо­дя­щим к кре­щаль­ной купели я говорю: вы пони­ма­ете, что всегда, именно всегда, будете про­ти­во­сто­ять сатане. Сатана будет всегда вре­дить вам и враж­до­вать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я при­вожу пример. После кре­ще­ния жизнь у чело­века ста­но­виться слож­нее, труд­нее. Все, что раньше полу­ча­лось, – рушится, могут обост­риться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь цер­ков­ная может нас убе­речь от демо­ни­че­ского злого воз­дей­ствия. Кре­ститься и не жить жизнью Церкви – это все равно что объ­явить войну могу­ще­ствен­ному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, кре­стив­шись, еже­дневно про­ти­во­сто­ять разъ­ярен­ному диа­волу, готовы во всем дове­рять Богу, еже­дневно молиться, ходить в храм, как того тре­бует Цер­ковь, упраж­няться в доб­ро­де­ла­нии? И многие из при­хо­дя­щих к кре­ще­нию честно отве­чают: «не готовы» и уходят от купели.

Итак, первым и непре­мен­ным усло­вием при­ня­тия кре­ще­ния должно быть жела­ние вести бес­ком­про­мисс­ную борьбу не на жизнь, а на смерть с врагом рода чело­ве­че­ского – диа­во­лом.

Второе. При­ходя к кре­ще­нию, нужно иметь хотя бы основы рели­ги­оз­ных знаний. Что такое пра­во­сла­вие, зачем нужна Цер­ковь, что значит быть хри­сти­а­ни­ном.

При­ходя к кре­щаль­ной купели, нужно взять себе в помощ­ники, про­вод­ники по путям духов­ной жизни людей опыт­ных, молит­вен­ных, цер­ков­ных. Они назы­ва­ются крест­ными или вос­при­ем­ни­ками.

Мнение, что крест­ные отцы нужны лишь мла­ден­цам – пред­рас­су­док. Все мы, по боль­шому счету, мла­денцы в вере и духов­ной жизни. А значит, всем нам нужны вос­при­ем­ники.

Нако­нец, если вы духовно готовы назы­вать себя уче­ни­ками Хри­сто­выми, готовы взять свой крест и сле­до­вать за Спа­си­те­лем, обра­ти­тесь в храм, где вам назна­чат день кре­ще­ния, день духов­ного рож­де­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки