Национа́льность –
1) принадлежность к определённой народности;
2) гражданская принадлежность.
Слово Божие сообщает, что Господь «от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). Разные народности образовались после Всемирного Потопа, и произошли от сынов Ноя: Хама, Сима и Иафета. Библейское повествование о построении Вавилонской башни дает объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным научным пониманием развития языков человечества. Расселившиеся по земле люди постепенно стали забывать своих праотцов-родоначальников, обосабливаться и образовывать отдельные народы, со своими обычаями и языком, отдельные нации.
Как православный христианин должен относиться к своей национальности?
Церковь Христова по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. Господь Иисус Христос, давая наставление Своим ученикам, указал на призвание в Церковь всех народов: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (М.28:19-20). Члены Земной Православной Церкви представляют собой единый народ Божий (Новый Израиль): «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет.2:9), объединенный не единством языка или государственных границ, но единой верой, единою целью, единым Главой – Господом Иисусом Христом, единой благодатью Святого Духа (Ср.: Кол.3:11).
На это указывают и слова апостола Павла: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:27-28).
Таким образом, православный может оставаться русским, греком или американцем по своему происхождению, месту рождения, языку и культурным особенностям (которые могут находить свое выражение в богослужении, церковном искусстве и пр.), но при этом он должен осознавать себя представителем единого христианского народа, единой Церкви. Духовное Отечество всех христиан – «вышний» Иерусалим (Гал.4:26). См.: Отечество.
Является ли способствование сохранению и развитию национальной культуры, народного самосознания безусловной обязанностью христианина?
Нет. В некоторых случаях это является даже делом греховным, если, к примеру, эта культура языческая, включающая традиции поклонения идолам.
Цитаты о национальности
«Когда Евангелие говорит, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, это не значит, что христиане не признают национальностей или что они (национальности) исчезают после крещения. Их нет во Христе, потому что нет иного критерия, по которому ты можешь или не можешь принадлежать к христианству, помимо исповедания Христа Спасителем и вкушения Его Тела и Крови».
В.Р. Легойда, церковный и общественный деятель
«Национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон».
Основы социальной концепции РПЦ
«Бог Сам родил Церковь крещением и сам сделал ее невестою Своею. Слушай, Дщерь, и смотри (Пс.44:1). Он даровал ей два блага: учение в словах и видение в чудесах и вере; притом одно уже даровал ей, а другое обещал. Послушай, говорит, слов Моих, посмотри на чудеса и дела Мои и внимай увещаниям. Какую же заповедь дает Он ей прежде всего? Забудь народ Твой и дом отца Твоего (Пс.44:11). Так как Он избрал ее из язычников, то прежде всего заповедует отвергнуть это родство, забыть о нем, исторгнуть его из души, не только бежать от него, но и не вспоминать о нем. Забудь народ Твой и дом отца Твоего. Словами: народ и дом пророк выражает все, там у них происходящее, и жизнь, и учение».
свт. Иоанн Златоуст
«Любой человек, входящий в лоно Православной Церкви, должен оставить свою национальность перед дверью в храм. Не существует священного языка или священной страны. Существует только святая Православная Церковь, единая святая невеста Христова».
митрополит Павел (Салиба)
«Нам дороги русские святые, русские святыни – по аспекту святости, а не по аспекту национальности. Потому, что они святые, а не потому, что они русские. Иначе, это язычество».
священник Алексий Шляпин
Комментировать