Добродетель как путь посреди страстей
9 Июл

Добродетель как путь посреди страстей

(27 голосов4.7 из 5)

Человек, приходящий в Церковь, поневоле задумывается над трудностью приобретения добродетели. Почему нам так просто впадать в грех и так нелегко идти путем исполнения заповедей Божиих? Кто-то ответит: это все является следствием грехопадения прародителей, – и будет совершенно прав. Но давайте попытаемся выяснить душевные причины этого явления, так сказать, его психологический механизм. Не исключено, что это поможет нам в устройстве нашей христианской жизни.

Добродетель как экватор между двумя полюсами

Грех и добродетель представляются нам обычно как некие полюса, как объекты, находящиеся на крайних, противоположных одна другой точках. В нравственном смысле все так и есть. Но, если мы рассмотрим этот вопрос в рамках святоотеческой психологии, то окажется, что одной греховной страсти противостоит другая страсть, а добродетель находится посредине. Описанную ситуацию можно проиллюстрировать на примере нашей планеты: два полюса земли – Арктика и Антарктика – представляют собой огромные ледяные пустыни, а наиболее теплая часть нашей планеты располагается на одинаковом расстоянии от обоих полюсов.

Похожую ситуацию мы можем наблюдать и в человеческой душе. Согласно святым отцам, добродетель находится посредине крайностей, к которым склонен человек, подверженный страстям. Поэтому отцы называют путь к стяжанию добродетелей царским или срединным путем, утверждая, что «умеренному деланию цены нет». Вот как, к примеру, обозначает преподобный Петр Дамаскин душевное расположение четырех главных добродетелей – мудрости, целомудрия, мужества и правды: «Каждая из них находится между двух страстей (сущих) вне естества. Мудрость – выше чрезмерного мудрствования и ниже неразумия. Целомудрие – выше окаменения (сердца) и ниже невоздержанности. Мужество – выше дерзости и ниже боязливости. Правда – выше недостаточности и ниже излишества»[1].

Если мы внимательно вдумаемся в святоотеческое поучение, то увидим, что, действительно, страсти представляют из себя крайности, между которыми приходится буквально балансировать христианину, стремящемуся следовать путем добродетелей.

Преподобный Петр Дамаскин

Между тщеславием и унынием

К примеру, добродетелью, противоположной страстям гордости и тщеславия, считается смирение. Между тем, среди страстей мы можем найти страсть, полярно противоположную гордости, а именно – уныние. Человек зачастую и проживает свою жизнь между полюсами тщеславия и уныния. Если обстоятельства жизни складываются благоприятно, то редкий человек способен признать себя недостойным этого («ведь я этого достойна!»). Обычно, таковые обстоятельства ведут к возвеличиванию счастливчиком собственных талантов, реальных или мнимых. Но в случае, когда тот же самый человек встречается в своей жизни с реальными скорбями, он легко впадает в уныние, кляня себя, судьбу, доходя до ропота на Самого Бога, полагая что он не заслужил ничего подобного («за что мне это?»).

«Человек, как жук, – говаривал преподобный старец Амвросий Оптинский. – Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: “Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!” А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: “Не спихни!”»[2]

«Тщеславие». Джон Уильям Уотерхаус

Вот и получается, что человек проживает свою жизнь в страстях, кидаясь от одной крайности в другую, от тщеславия к унынию и обратно. Выйти из этого замкнутого круга он может только через добродетель смирения, которая служит как бы спасательным кругом, который одновременно не дает улететь в облака гордости и погрузиться в пучину отчаяния. Достигшие этой добродетели по-настоящему счастливы, точнее – блаженны, но достигнуть ее нелегко. Для этого нам нужно последовать Божественному совету, который был дан преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся»[3]. Только путем смирения человек способен, не потерпев вреда, пройти между чудовищем тщеславия и бездной уныния.

Из приведенного отрывка мы можем сделать вывод, что добродетель уподобляется узкой тропе, пролегающей между двумя пропастями. Поэтому, повторимся, добродетель и порок как душевные состояния не являются полюсами. Полюсами в этом случае являются противоположные страсти.

Ту же картину мы увидим, если внимательно вдумаемся в приведенное выше поучение преподобного Петра Дамаскина о мужестве и трех других добродетелях.

Между дерзостью и боязливостью

То, что боязливость чужда мужества, это явно всем, но и бездумная храбрость, которая обозначена преподобным под термином «дерзость», не есть мужество. Бездумное бесстрашие, бесшабашность, фанатизм, действия, совершенные в состоянии истерического срыва или под влиянием химических веществ, мужеством не являются, поскольку эта добродетель требует рассудительности, трезвомыслия и способности владеть собой.

Классический пример мужества в античном мире – Сократ, который, даже отступая на поле боя, не терял самообладания, но вместе со своим боевым товарищем отходил «“чинно глядя то влево, то вправо”, то есть спокойно посматривал на друзей и на врагов, так что даже издали каждому было ясно, что этот человек, если его тронешь, сумеет постоять за себя, и поэтому они оба благополучно завершили отход. Ведь тех, кто так себя держит, на войне обычно не трогают, преследуют тех, кто бежит без оглядки»[4].

«Иоанн Креститель обличает Ирода». Джон Роджерс Герберт

Наиболее яркий образец христианского мужества явили собой мученики, ради Христа претерпевшие страдания и смерть. Но и христианское мученичество имеет в истории подмену в форме известной партии циркумцеллионов, которые и представляют собой яркий пример безумного фанатизма, одной из форм ложного мужества: «Во дни Августина, если язычники совершали у себя какой-либо праздник, то циркумцеллионы нападали на них с надеждою, в которой они очень редко и обманывались, что их убьют за веру. И действительно, их очень часто убивали. Если же не было столь благовидного предлога для страдания за веру, то циркумцеллионы не задумывались и пред другими способами. Иногда они делали нападения на вооруженных путешественников и грозно требовали от них, чтобы они их умертвили, и в случае отказа угрожали заколотить их самих своими дубинами до смерти. Иногда циркумцеллионы нападали на приезжавших начальников провинций, так называемых judices, и с угрозою требовали, чтобы они отдали приказ сопровождавшим их солдатам или палачам казнить их. Был случай, когда один judex обманул их; он приказал сопровождавшим его солдатам связать их будто для казни и, оставив их связанными, удалиться. Если же невозможно было умереть от руки какого-либо другого человека, циркумцеллионы бросались в воду или разложенные ими костры. Подобного рода смерть казалась им шуткою, которую они проделывали чуть не ежедневно. Они полагали, что этим исполняются слова апостола 1Кор.13:3: предам тело мое, во еже сжещи е»[5].

Похожее рассуждение мы можем предложить и в отношении к добродетелям мудрости, целомудрия и правды, каждая из которых, выражаясь словами преподобного Петра «выше недостаточности и ниже излишества».

Тропа между канавами

Получается, что добродетель подобна узкой тропе, пролегающей между глубокими грязными канавами, наполненными сточными водами. Упав в такую канаву, человек естественным образом плывет по течению, увлекаемый грязными потоками, несущими его в бездну. Чем дальше он остается в такой канаве, тем сильнее поток и выше края, тем труднее ему выбраться. А продвижение по пути добродетели требует постоянного внимания, сосредоточенности и усилий. С обеих сторон такого пути находятся страсти-канавы. И не важно, в какую сторону ты упадешь, оступившись. Падение в любую сторону таит в себе смертельную опасность, особенно если упавший медлит с возвращением на путь спасения, поскольку поток будет увлекать его все с большей скоростью.

Таким образом, путь христианина требует непрестанного балансирования между безднами страстей и пороков, как бы прохождения между Сциллой и Харибдой, этими чудовищами древнегреческой мифологии. Это путь среди непрестанных опасностей, на котором, по слову уже упомянутого старца Амвросия, «побежишь от волка, нападешь на медведя»[6]. Но это именно тот путь, к которому призывает нас Христос: потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:14). Конечно же, если бы не помощь Божия, никто не смог бы пройти этим путем. Но, как убеждает нас Сам Господь: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10:27).

Сказанное выше позволяет нам сделать практический вывод, который объясняет, по какой причине человеку насколько легко увлечься страстями, настолько же трудно стяжать добродетель, и почему нам необходимо внимательно относиться к своим не только поступкам, но и мыслям и чувствам, следуя апостольской заповеди: со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Филип. 2:12).


[1] Петр Дамаскин, сщмч. Творения. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. С. 47, 48.

[2] Амвросий Оптинский, прп. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. Духовная жизнь.

[3] Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан Афонский. Часть вторая. Писания старца Силуана: XIX. Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками.

[4] Платон. Пир. Собр. Соч. в 4 тт. Т. 2. – М.: Мысль. – С. 132 (221 b).

[5] Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – Репринт. – М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь. – Т. 2, 1994. – С. 406-407.

[6] Амвросий Оптинский, прп. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. Терпение.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

3 комментария

  • Сергей Питрофф, 29.09.2025
    Как непросто понять данное утверждение, кто бы прокомментировал поподробнее :
    《Вот как, к примеру, обозначает преподобный Петр Дамаскин 
    душевное расположение четырех главных добродетелей – мудрости, целомудрия, мужества и правды: «Каждая из них находится между двух страстей (сущих) вне естества. Мудрость – выше чрезмерного мудрствования и ниже неразумия. Целомудрие – выше окаменения (сердца) и ниже невоздержанности. Мужество – выше дерзости и ниже боязливости. Правда – выше недостаточности и ниже излишества»[1].》
    Статья в https://azbyka.ru/life/dobrodetel-kak-put-posredi-strastej/ Добродетель как путь посреди страстей
    Андрей Горбачёв 5 июля ; год 2025-й ??
    Ответить »
    • Андрей Горбачев, 04.10.2025
      Здравствуйте, Сергей! В статье частично дан ответ на Ваш вопрос, по крайней мере — о добродетели мужества. По этому типу мы можем разобрать и остальные 3 добродетели, «Мудрость – выше чрезмерного мудрствования и ниже неразумия». То, что неразумие или глупость далеки от мудрости, понятно всем. Что касается чрезмерного мудрования, то под этим можно понимать изыскания философов, которые опираются не на Божественное откровение, но на свои догадки предположения, рациональные доводы, полагая себя способными собственными силами познать тайны мироздания и даже Божественной жизни. Целомудрию чужд блуд, но и «окаменение сердца» не свойственно этой добродетели. То есть, целомудренный — это не бесчувственный и надменный человек, но — тот, в ком отсутствие греховных чувств соединены с добрым и сострадательным отношением ко всем людям, в том числе и к грешникам. Нечто похожее мы можем сказать и о правде. Человек праведный и справедливый строг к себе и милостив к ближним. Его справедливость растворена любовью, поскольку «милость превозносится над судом».
      Ответить »
      • Сергей Питрофф, 11.10.2025
        Благодарю покорно за развёрнутый ответ!
        Ответить »