Блаженный Исидор Твердислов (Ростовский, Христа ради юродивый)
26 Май

Блаженный Исидор Твердислов (Ростовский, Христа ради юродивый)

Ирина Чеботарева
(20 голосов4.6 из 5)

Святой Исидор — первый из блаженных Русской Церкви, прославленный в чине юродивых Христа ради. Его удивительное житие связано с Ростовом Великим: родившийся в Германии, он поменял веру родителей, славу и материальное благополучие на аскетическую жизнь в русском городе. Как обеспеченный уроженец Пруссии стал ростовским юродивым и почему сегодня, как и 500 лет назад, люди из других стран выбирают для жизни малые города Ярославской области?

«Странный» крестоносец

В небольшом отдалении от центральной достопримечательности Ростова Великого – Кремля, стоит древний храм Вознесения Господня на Валах, расположенный рядом с остатками городских укреплений.

Церковь Вознесения на Валах.

Несмотря на то, что храм входит во все путеводители, он находится вне основного туристического потока, и добираются туристы туда не так уж часто. Другое название храма — Церковь Исидора Блаженного, по имени святого, над могилой которого он был построен, и сегодня это самое старинное здание Ростова. Когда-то на этом месте была хижина святого Исидора, где его и похоронили. Жизнь его удивительна. Блаженный Исидор родился в начале XV в. и происходил из Пруссии, из богатой и знатной семьи католиков города Браннебора (ныне Бранденбурга). Предание сохранило сведения о его принадлежности к роду Великого Магистра Тевтонского рыцарского ордена и участии в крестовых походах.

Какие пути привели его на Русь, точно неизвестно. В житии говорится, что, размышляя о словах Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24), он отправился странствовать. Не имея с собой никакого имущества, он даже избавился от одежды по дороге, прямо следуя совету Христа, данному богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах» (Мк.10:17-21). И если евангельский юноша, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение (Мк.10:22), то блаженный Исидор, также будучи обеспеченным и по земным меркам успешным человеком, воспринял слова Христа всем сердцем и стал не просто странником, но и принял подвиг юродства.

Добравшись до восточных стран, он побывал в разных городах, добровольно терпя насмешки и побои, мороз и жару. Странствия блаженного закончились в Ростове. Днем он продолжал юродствовать, бродя по улицам города, а ночью уединялся для молитвы в убогой хижине-шалаше из хвороста, которую построил прямо посреди небольшого болотца. Болото в этом месте, кстати, существует до сих пор.

Почему блаженный Исидор — «Твердислов»

«Твердислов» — такое прозвище получил святой Исидор от жителей города: слова его часто оказывались обличительными или пророческими. Даром прозорливости и чудотворения блаженный был отмечен еще при жизни. Однажды во время морского путешествия корабль ростовского купца попал в бурю и был близок к потоплению. Мореплаватели бросили жребий: они верили, что так можно узнать, за чьи грехи гибнут, и избавиться от него, выбросив за борт. Выбор пал на хозяина судна. Тогда его бросили на доске в волны, и тут ему явился блаженный Исидор. Купец попросил святого о помощи, и тот помог ему доплыть на доске до корабля и подняться на борт. Спутники купца испугались и обрадовались, увидев чудо. Спасенный, по завету святого Исидора, не рассказывал никому о своем спасении до самой кончины блаженного. Впоследствии, встречая блаженного Исидора на улицах Ростова, купец кланялся ему, но святой знаком напоминал ему об обещании хранить тайну спасения.

Блж. Исидор Твердислов. Фрагмент надгробного покрова. 1571–1585 гг. Мастерская И. Ф. Годуновой (ГМЗРК).

В другой раз святой Исидор, явившись на свадьбу князя Саввы Оболенского, возложил на его голову головной убор из травы со словами: «Вот тебе и архиерейская шапка!» Гости испытали недоумение, но вскоре после рождения первенца князь овдовел, позже принял постриг в Белозерском монастыре и стал Ростовским епископом.

Эти и другие чудеса блаженного Исидора вошли в житие, которое было написано сразу после его смерти: дата кончины святого, по разным сведениям — 1474 или 1484 г, а первое житие датируется 80-ми годами XV века.

О своей кончине блаженный Исидор знал заранее. За несколько дней до этого он уединился в своем шалаше и со слезами молился. А в момент его смерти по всему городу разнеслось благоухание. Почитание блаженного Исидора как святого началось сразу же после его преставления 27 мая (14 мая по старому стилю). Обнаружив в хижине почившего святого, почитатели погребли его в той же хижине, а над могилой возвели деревянную церковь.

«Вознесение» на улице Маркса

Между 1549 и 1563 гг. было установлено общецерковное почитание блаженного Исидора. В 1565 г. на месте его погребения по случаю успешного взятия Полоцка вместо деревянной была выстроена каменная церковь. История сохранила имя строителя на табличке на стене храма — Андрей Малой, что само по себе редкость для того времени.

В 1786 г. к церкви был пристроен теплый придел во имя блаженного Исидора. В 1930-х гг. службы в храме прекратились, он использовался не по назначению. В 50-х гг. XX в. в процессе реставрации были разобраны пристройки разных лет, в том числе и придел. Храм вернули Церкви в 2002 г., а над местом упокоения святого Исидора была установлена рака. Сегодня, по причудливому стечению обстоятельств, храм находится на улице Карла Маркса.

«Ищите прежде Царствия Божия» (Мф.6:33)

Что искали на Руси святой Исидор и другие подвижники? Его пример — не единственный в истории Русской Православной Церкви, когда люди добровольно меняли страну, веру, образ жизни ради Истины: блаженные Прокопий Устюжский, Иоанн Власатый, тоже живший в Ростове спустя 100 лет, — святые, которые нашли в православии смысл жизни.

Исследователь Мария Каган отмечала, что житие святого Исидора «послужило образцом для создания канонической формы жития юродивого». Мотив его «странной» жизни перекликается с историями древних пустынников Востока, противопоставивших себя соблазнам мира: аскетическая жизнь, непрестанная молитва и отказ от малейшего намека на комфорт. Хижина его даже не имела кровли, не защищала от дождя и холода, а стены служили лишь для того, чтобы укрыться от людских глаз на время молитвы: как повествуют жития, спал святой мало, и не в хижине, а прямо на улице, или даже на навозной куче. «Инаковость» блаженного Исидора дополнительно усиливалась его чужеземным происхождением: он мог не знать языка, и его не понимали, что служило лишним поводом для насмешек.

Однако, если преподобные отцы Египта скрывались в пустыню от людей и соблазнов, блаженный Исидор, напротив, пришел к людям, чтобы исповедовать отречение от мира. Величие подвига блаженных и юродивых Христа ради именно в том, что их добровольный подвиг аскезы и смирения совершался под градом насмешек и унижений у всех на виду, а не в дремучих лесах.

Кто имеет уши, да слышит (Мф.13:9): как бывало в истории Церкви и с пророками, и с апостолами, и с Самим Христом, в то время как одни поносили святого Исидора, другие внимали его словам, видя в нем Божьего человека. И именно благодаря им подвижник был прославлен как святой, подвиги и чудеса его описаны по горячим следам.

В «Подлиннике иконописном» облик святого Исидора описан так: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика подоле, риза на нем едина, раздранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы» — примерно в таком виде изо дня в день, зимой и летом, ходил блаженный Исидор среди ростовчан, одним своим видом взывая к покаянию.

Ярославская земля – обетованная?

Блаженный Исидор за время странствий повидал много стран и городов, но выбрал Ростов. Интересно, почему именно этот город? Некоторые жития сообщают, что Ростов привлек его благолепием.

Но настоятель храма Вознесения на Валах, того самого, что построен над могилой святого Исидора, протоиерей Олег Ельцов высказал по этому вопросу неожиданное мнение: «Трудно представить себе Ростов XV века. Одно понятно, что блаженными становились в городах, где была не только святость, но и людские пороки. Юродивые их и обличали».

Житие подвижника XV века — католика, принявшего православную веру и выбравшего русский город духовной родиной, заставляет провести параллели с современными историями. Среди наших современников, последовавших примеру святого Исидора и переехавших в Ростов — бывший программист Джозеф Глисон из США, а ныне православный священник в селе Красном под Ростовом отец Иосиф с женой и 8 детьми; Жеральдо Сильва с супругой, бывший протестант из Бразилии. Многодетный иконописец Силуан Кристофер Кэмбэлл из США, реставратор Ян ден Бизен из Бельгии, пчеловод Беньямин Форстер из Швейцарии, кондитер Жиль Вальтер из Франции и многие другие обосновались в соседнем Переславле-Залесском…

Что здесь особенного: природа, культура, менталитет, темп жизни или что-то еще? У всех свой ответ на этот вопрос, и каждая история — тема для отдельной статьи, но неисповедимыми путями они нашли свое место на Земле именно в ярославской глубинке.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...