Церковь о разводе: можно ли развенчаться?
17.09.24

Церковь о разводе: можно ли развенчаться?

Виктория Платонова
(6 голосов4.7 из 5)

Протоиерей Александр Дягилев, священник Русской Православной Церкви, Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, семейный психолог в эксклюзивном интервью нашему журналу разъясняет современные канонические положения Церкви, касающиеся развода.

– Отец Александр, расскажите, как Православная Церковь относится к разводам?

– Безусловно, она относится к разводам так же, как наш учитель Иисус Христос, Который к разводам относился негативно. Он сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5, 6; Мк.10:7, 8).

Да, развод – это всегда зло. Но в некоторых ситуациях, к сожалению, приходится выбирать не между добром и злом, а между бо́льшим злом и меньшим злом. Сам Иисус Христос делает исключение, указывая на то, когда может быть разрешен развод – грех прелюбодеяния, как бы указывая нам на то, что исключения возможны.

Десятая глава Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви регулирует «вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Там содержится подробное изложение позиции Церкви по разводу.

Господь сказал: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Почему всё же Церковь может признать брак утратившим каноническую силу, и происходит ли в этом случае разрыв того, что сочетал Бог?

– Апостол Павел, 1-е Послание к Коринфянам: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1Кор.7:39). Здесь указано, что прелюбодеяние и смерть супруга – два условия, когда может быть брак расторгнут.

В документе, который был принят в 2017-м году на Архиерейском соборе, о канонических аспектах церковного брака прямо сказано, что могут быть случаи расторжения брака, которые приравнены к смерти и к прелюбодеянию.

Конечно, ни Церковь, ни человек не может разлучить то, что Бог сочетал. Происходит надрыв, а не разрыв, но всё равно остается связь.

«Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:5).

Подвизаться, греческое слово «атлетика», – изначально понимается как применять усилия добежать до финиша, более позднее значение, когда христиан убивали за веру, – выстоять до конца, ещё более позднее значение слова – подвиг поста, скорее монашеское уже значение. Переводя на наш язык, будет иметь следующие значение: кто бежит дистанцию и не получает награду лаврового венка, бежит не по правилам соревнований. Так и брак – это марафон, который нужно бежать до конца, соблюдая правила, но многие не выдерживают и сходят с дистанции. По слову святителя Иоанна Златоуста, христианский брак – это «таинство любви», вечное единение супругов друг с другом во Христе, вот об этом важно помнить.

В наше время появилась традиция при венчании не надевать на голову венцы, а держать их над головой, в этом есть символизм. Венцы – это то, что ожидает вас в Царстве Небесном. Надо сподобиться своей жизнью, чтобы их приобрести, а они пока над вами, но ещё не ваши, — они как награда победителю.

А когда человек венчается во второй раз, в этом философском понимании что происходит?

– Человек бежит свой марафон заново.

Расскажите об отличиях второго венчания от первого?

– Отличий не так уж и много. Второе венчание менее торжественно. Также читаются другие молитвы. Отличие состоит в том, что повторный брак рассматривается как некое снисхождение к немощи человека, поэтому он носит более покаянный характер.

Были случаи в Вашей практике, когда люди восстанавливали отношения после развода и нужно ли им было вновь венчаться?

– Да были случаи, когда люди разводились, получали документ, о признании церковного брака канонически утратившим силу, а потом через какое-то время понимали, что они сделали глупость и принимали решение семью восстановить. Где-то 3-4 случая таких было в моей практике. Во всех таких случаях митрополит не благословляет повторные совершения Таинства Венчания, а благословляет просто исповедоваться, причаститься, отслужить благодарственный молебен и считать брак восстановленным в канонической силе.

Это то же самое, что если человек отрекается от Христа и веры, то для нас он перестает быть христианином. Но если он раскаялся, осознал, какую глупость он совершил, то возвращается в Церковь. Понятно, что он понесёт епитимию, но его не будут перекрещивать второй раз.

Так и здесь, их не будут второй раз венчать. Этот разрыв происходит не до конца, поэтому мы не перевенчиваем в случае, если люди восстанавливают отношения. Это не Церковь ритуалом разрушила то, что Бог сочетал, это сделали люди грехами своими. И Церковь, признавая брак утратившим каноническую силу, признает, что он был разрушен людьми и грехами, а не Церковью.

Правильно ли понимать, что мужчина и женщина сочетаются Богом исключительно при венчании?

– Давайте для начала разберёмся в терминах: если люди живут вместе, но их брак не зарегистрирован, и они не венчаны, то их отношения называются сожительством. Необходимо напомнить о важном моменте: в 1999-м году Церковь признала зарегистрированный брак и запретила не допускать до причастия людей, которые не венчались, но их брак был зарегистрирован в ЗАГСе. Церковь признала, что в данном случае они живут не в блуде.

В 2000-м году были приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в 2017 году был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», где по сути всё более подробно расписано.

Так вот, согласно этим документам, такой брак считается безблагодатным, поскольку в нём нет той благодати Святого Духа, которая даруется при Таинстве Венчания, но всё-таки это брак.

Расскажите о канонических основаниях для развода, существующих сегодня?

– В настоящее время принят документ на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года, где указаны следующие основания:

  • отпадение одного из супругов от Православия;
  • прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки;
  • вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
  • неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
  • заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
  • медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
  • безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
  • злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
  • совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
  • надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
  • неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  • Некоторые причины, которые были ранее, в наши дни утратили свое значение, например такая причина развода как «снохачество» (связь свекра с невесткой, называемой сноха), а некоторые причины появились не так давно, ранее их не было, например наркомания супруга.

Как проходит процедура церковного развода и является ли она «развенчиванием»?

– Я расскажу о правилах, которые существуют в Санкт-Петербургской епархии. Первое – необходимо расторгнуть брачные отношения в ЗАГСе. Пока брак не будет расторгнут государством, Церковь не принимает никакого решения. Второе – с момента развода должен пройти один год, иногда могут пойти навстречу и признать раньше, если фактически люди больше года вместе не живут.

Есть много людей, которые не живут вместе по каким-то причинам, не расторгают брак и через 10-15 лет вспоминают о том, что венчаны, и это относится к исключительным случаям. Первичное обращение по вопросам расторжения церковных браков осуществляю я. Мне необходимо понять, что за ситуация произошла у супругов и можно ли на неё повлиять. Дальше я пересылаю документы ответственному секретарю по вопросам расторжения церковных браков – игумену Фоме (Василенко), который выдает свидетельство о признании брака канонически не действительным.

Отец Александр с супругой Любовью. В браке 27 лет.

В других епархиях это могут быть церковные суды. Как правило, это небольшие епархии. Поскольку Санкт-Петербург многомиллионный город, а обращаются по вопросам, связанным с темой разводов, все только к одному отцу Фоме, а перед этим ко мне, то получается во всём городе выдает свидетельство о разводе только один человек, поэтому не всегда есть время глубоко разобраться в том, что произошло между супругами. Хотя, понятно, мы стараемся делать всё, что в наших силах, чтобы хоть как-то вникать в каждую ситуацию.

На практике 1-2% обращающихся исправляют ситуацию и отказываются от развода. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для Церкви понятия «развенчание», то есть конкретной процедуры расторжения брака, не существует, так как она отрицает само понятие развода, ставя семью на первое место.

Церковь не выдает документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом. В Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить в епархиальном управлении, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Какие могут быть последствия со стороны Церкви для верующих, принимающих решение о разводе?

– Если развод произошел по вине человека, то он должен раскаяться и понести епитимью, которую налагает духовник. Если не по вине человека, тогда никаких последствий нет.

Были ли случаи в Вашей практике, когда один из супругов был против развода?

– Да, жена была организатором развода, но муж не принял такого решения и также не признавал решение собора, преследовал свою супругу, несмотря на то, что она вышла второй раз замуж. Называл её прелюбодейцей, причём он всё это выкладывал в интернете. Ситуация, когда человек не признает ни гражданский развод, ни канонический и преследует свою супругу. По-человечески можно понять женщину, которая подала на развод.

Сколько церковных браков разрешает Церковь?

– Три раза максимум, в расчет берутся также зарегистрированные в ЗАГСе браки. Сейчас времена изменились, как и сама реальность, и Церкви приходится это отражать. Даже Сам Иисус делал исключение в вине прелюбодеяния: это дает понимание, что есть исключение.

В любом случае Судья – Бог! Поэтому утверждать, что все, кто развелся, пойдут в ад, или, наоборот, что все, кто живут в браке, пойдут в рай, никто не может. Это будет решать только Бог, каждая ситуация индивидуальна.

Мы знаем заповеди, и Господь Бог призывает нас жить по этим заповедям, вот на что надо обратить свое внимание.

Беседовала Виктория Платонова

 

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

6 комментариев

  • чтец Сергий Федоров, 17.09.2024
    Прочитал интервью и в очередной раз убедился, что невозможно оправдывать бракоразводную практику современной Церкви, допускающую повторные браки разведенных вопреки учению Христа, не впадая в противоречия и лукавство. Можно прям по пунктам посчитать сколько раз о. Александр противоречит сам себе в одном интервью.

    1. «Конечно, ни Церковь, ни человек не может разлучить то, что Бог сочетал. Происходит надрыв, но не разрыв, но все равно остается связь».
    Казалось бы, если нет полного разрыва, то и не может быть и речи о повторном браке, поскольку это стало бы прелюбодеянием. Если остается связь, значит любая новая связь — это измена по определению. Но о. Александр, вслед за церковной практикой, это допускает «как меньшее из зол».

    2. Абсурдность этой практики подтверждается и тем, что митрополит не благословляет повторные венчания в случае примирения. Если бы брак действительно «утрачивал каноническую силу», то венчание было бы необходимо вновь. А здесь что-то половинчатое, поскольку невозможно убедительно примирить категоричные слова Христа «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» с фактическим благословением этого разлучения в справке из епархии.

    3. «Это тоже самое, что если человек отрекаются от Христа и веры, то для нас он перестает быть христианином. Но если он раскаялся, осознал какую глупость он совершил, то возвращается в Церковь. Понятно, что он понесёт епитимию, но его не будут перекрещивать второй раз».
    Если быть последовательным в данной аналогии, то нужно признать, что как крещеный не может перестать быть крещеным, так и брак венчанных супругов не может утратить каноническую силу, а значит и невозможно говорить о благословении повторных браков разведенных. Ну не может «каноническая сила брака» зависеть от решения супругов не быть вместе или от подписи епархиального уполномоченного! Никогда ранее Церковь такому не учила.

    4. «Церковь не выдает документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом. В Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить в епархиальном управлении, если человек после распада брака решил вновь создать семью».
    Это неправда. Сам о. Александр признает, что в епархии выдается «свидетельство о признании брака канонически не действительным». Это и есть подтверждение от Церкви, что «вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом».

    5. Евангельская норма известна и неизменна: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучаться с мужем, — если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11). Можно говорить о том, что мир изменился или люди стали слабыми, но это ничего не меняет в самом богословии брака: невозможно разлучить то, что Бог сочетал.
    Ответить »
    • Надежда, 30.01.2025
      Интересно разобраться в моей ситуации. Супруг бывший, с которым венчались, мне изменял, это факт. Но дело вот в чем, перед вторым замужеством беседовала с батюшкой, на мой вопрос он ответил так «развенчания нет как такового в православном мире, но если супруг изменял и это доказано, то он сам нарушил вашу связь». Правда ли это? и как насчет того факта, что я была по старообрядчески «погружена», но после уже второго замужества крестилась в православной церкви?! Имеет ли место венчание в связи с этими событиями с бывшим супругом?!
      Ответить »
      • svirelka, 30.01.2025
        Надежда, чтец Сергий ссылается на 115 Правило Карфагенского собора, и лучше читать такие правила с толкованиями к ним.
        Ответить »
      • чтец Сергий Федоров, 30.01.2025
        115-й канон Карфагенского собора гласит: «Угодно было, чтобы согласно с евангельским и апостольским учением ни муж, оставленный женой, ни жена, покинутая мужем, не вступали в брак с другим лицом, но либо оставались так, либо примирялись между собой. Если они пренебрегут этим, пусть их принудят к покаянию».
        Ответить »
      • чтец Сергий Федоров, 30.01.2025
        Думаю, что здесь многое зависит от того, было ли Ваше старообрядческое крещение действительным. Потому что Таинство Брака может быть только между двумя правильно крещёными людьми. Мне неизвестно, почему Вас крестили дополнительно в Православной Церкви и был ли священник в курсе Вашего первого крещения. Потому что Православная Церковь признает крещение у старообрядцев и не разрешает повторять его. Если же Ваше крещение было изначально правильным и действительным, то факт измены не может отменить венчанный брак, если судить по Евангелию и правилам Древней Церкви.
        Ответить »
  • svirelka, 17.09.2024
    Нецерковным людям вообще лучше не венчаться. Венчаться нужно с только с полным пониманием, что ты делаешь, приступая к этому великому Таинству. А так как венчались из-за моды, из-за выгоды, из-за желания манипулировать верностью супруга в корыстных целях, вот и практика такая, к немощным людям снисходительная, чтобы не впадали в отчаяние. Действительно, Христос беседовал с самарянкой, имевшей 5 мужей. К грешникам Он пришел, спасти нас Своей милостью.
    Ответить »