Эти слова произнес праведный Иоанн Кронштадтский, когда прочел стихи матушки Таисии, игуменьи Леушинского монастыря. О чем писала монахиня-поэтесса и сохранилось что стало с ее литературным наследием?
Матушка Таисия при всей своей кипучей строительной, административной, миссионерской и просветительской деятельности успела создать немало литературных произведений в разных жанрах. Именно поэтические строки наиболее ярко выражают личность создательницы Леушинского монастыря, глубину ее переживаний и отражают жизненный путь.
В течение всей жизни матушка писала стихи – это было ее духовной потребностью.
В 14 лет она написала рождественский рассказ «Первая на земле елка», который уже отмечен высокой поэтичностью. В годы послушничества в Зверинском Новгородском будущая игумения потрудилась над написанием акафиста св. Симеону Богоприимцу. Это была высшая церковная поэзия.
Во время прохождения монашеского подвига в Званском Знаменском монастыре матушка написала несколько молитвенно-созерцательных стихотворений: в родных пенатах Г. Р. Державина (на месте которых возник Званский монастырь) было положено начало неповторимой молитвенной лирики.
Первый стихотворный сборник вышел в 1892 году под заглавием «Духовные стихотворения игуменьи Таисии, настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря». Эта книга оказалась востребованной широкими читателями, и при жизни матушки переиздавалась четыре раза. Многие стихи из сборника были положены на ноты, в 1900–1910-х были опубликованы три произведения для смешанного хора композитора М. Гольтисона на стихи С. «Как Петр, я в море утопаю», «Светлый гений» и «О. Иоанн Кронштадтский у себя на родине».
Св. прав. Иоанн дал высокую оценку поэтическому творчеству игуменьи Таисии в одном из писем к ней: «Удивляюсь, как ты находчива в мыслях и излияниях своих чувств из глубины сердца своего. Ты, по слову Господа, из глубины сердца своего износишь благое слово, потому что душа твоя полна благими чувствами. Это – твое духовное богатство, которым богаты были все нетленные подвижницы, особенно Синклитикия, житие и подвиги которой описывает Афанасий Великий»[1]
А десятью годами ранее, посылая похвалу стихам, написанным его духовной дочерью, св. прав. Иоанн вознаградил ее словами: «Да, матушка, пять талантов дал тебе Господь, и сторицей ты их возвращаешь».[2]
Как мы сказали выше матушка Таисия была создательницей неповторимой молитвенной лирики, однако, несомненно, что она является и продолжательницей великой церковной традиции. Некоторые ее произведения можно поставить в один ряд с гимнографией великих церковных гимнотворцев древних времен, творения которых звучат на протяжении веков во время церковных богослужений. Особенно нужно отметить пять Гимнов Святой Троице, соединивших в себе подлинную духовную мудрость, богословскую просвещенность и литературное мастерство и свидетельствующих о том, что матушка — по слову св. прав. Иоанна Кронштадтского – был «ум выну зряй Бога».
Везде Ты весь со мной; Тебя я всюду вижу,
Тобою я дышу, Твой голос в сердце слышу.
Он явственно меня всегда к Себе зовет
И в душу грешную жизнь благодатну льет!
В Гимнах, созданных игуменьей Таисий мы слышим отзвуки державинской оды «Бог». Одический жанр был в целом очень близок монахине-поэтессе. В этом жанре написаны многочисленные посвящения св. прав. Иоанну, святым Царственным страстотерпцам (отдельно – Царевичу Алексею), владыкам-митрополитам.
Любила матушка писать баллады – в духе В.А. Жуковского – это мастерски зарифмованные переложения житий св. Иоанна Богослова, св. благ.кн.Владимира, свт.Тихона Задонского, притчевые рассказы из древних патериков. Многие молитвенные воздыхания матушки восходят к жанру духовных стихов – переложения в духе сказительства канонических библейских преданий. Несомненно, центральное место в поэтическом наследии игумении Таисии занимают произведения на евангельские сюжеты.
Как известно, матушка с юношеского возраста знала все Четвероевангелие наизусть, — для того, чтобы выразить свое сопереживание событиям земной жизни Спасителя и Божией Матери, она развила и поэтические украсила краткие строки евангелистов. Так было создана поэма «Прощальная беседа Спасителя с учениками».
«Уже недолго быть Мне с вами,
Друзья мои, — иду к Отцу,
Но не смущайтеся сердцами,
Я скоро к вам опять прииду.
Иду, чтоб приготовить место
Для вас в обителях Отца,
Мое желанье вам известно,=
Чтоб был со мною Мой слуга.
Я – путь, Я – дверь в обитель рая,
Я – миру свет, Я – жизнь его,
Я – правда, истина святая,
Сам предаюсь я за него
И вот Мое вам завещанье:
Любите ближних, как себя;
В любви все ваше оправданье, —
Любите ж, как люблю вас Я…»
Следует отметить, что в то время, когда матушка Таисия создавала свою религиозную поэзию, появилось много русских поэтов, которые назвали себя «богоискателями», они стремились к «новому христианству», к революционным преобразованиям не только в государстве, но и в церкви.
В конце XIX и вначале XX столетия религиозные вопросы становятся главными в творчестве русских писателей. И многие из них, наделенные большим талантом – недаром это время назвали Серебряным веком в русской литературе – писали религиозные стихи, но как они отличаются от кристально-чистых, безукоризненных в отношении догматики произведений матушки Таисии!
Матушка, в отличие от наших знаменитых поэтов, не стремилась к тому, чтобы выразить свое «Я», свою «цветущую сложность», а проще говоря, — запутанность, постоянное ощущение хаоса в своей душе, она стояла на незыблемом камне веры и писала о вечном, нерушимом, неподвластном «духу времени». Она не изобретала свою религиозность и свои молитвы, она мастерски перелагала в стихотворную форму церковные молитвы и псалмы, наполняя их личным переживанием.
Однако, была одна тема, которая не разделяла, а соединяла игуменью-поэтессу с лучшими стихотворцами ее времени – это тема России. Поэты, которых А.Блок назван «сейсмографами», показывающими приближение бури, чувствовали, что «стрелка сейсмографа отклонилась» – и Россия стоит на распутье, ее ждут большие потрясения. Но при этом творцы Серебряного века призывали эту бурю, хотели «старый мир разрушить». Матушка же в своих стихах прозорливо предупреждала:
Верой деды твои величалися.
Верой жили отцы – прославлялися.
Ты ж оставила путь отцов твоих,
Уклонилася в путь «сынов чуждих»,
А сыны-то те – враги чуждые:
Твоей гибели только нужно им.
Вот страдаешь ты, вновь гонимая,
От невров злых, Русь родимая!
Игуменья Таисия до настоящих гонений не доживет, но она, также как и св. прав. Иоанн Кронштадсткий, видела, куда может привести «бытоулучшительное направление», и еретичество творцов новой культуры. Но, все-таки скажем еще раз не о разделениях, а о сближениях.
Со всеми русскими поэтами игуменью Таисию роднит любовь к русскому пейзажу, лирически выраженная. И здесь поэтесса- монахиня не уступает лучшим творцам в богатстве строфики и стихотворных размеров, в напевности. Когда читаешь ее лирические стихи, слышишь музыку, так они мелодичны. Недаром так много современных музыкантов-исполнителей, подбирают музыку для стихотворений игуменьи Таисии.
На берегу реки широкой,
Среди безмолвной тишины,
Сижу я в келье одинокой
В полночи тихие часы.
Ещё не брезжится рассветом
Передо мною небосклон, —
Ночным, таинственным приветом
Дарит природа; всюду сон,
И тишину ту нарушает
Лишь тихий плеск ленивых волн,
Когда веслом их рассекает
Рыбак, влача свой утлый челн.
Мой взор куда-то в даль стремится,
Она покрыта мглой ночной;
И сердце просится молиться,
Легко ему в тиши святой!
О, как далека вся тревога,
Мне словно чуждым стал весь мiр
Я созерцаю в небе Бога,
Я ощущаю в сердце мир!
Вот образец лирического и молитвенного чувства, мастерское изображение пейзажа и безупречность версификации. И недаром эти стихи положены на несколько мелодий разными авторами. Но, повторимся, лучшие страницы поэтического сборника игумении Таисии посвящены молитвенным обращениям к Спасителю и Божией Матери. Вспомним одно из них, которое озаглавлено словами церковного песнопения «Что Тя наречем, о Благодатная»
Какими чистыми устами,
Тебя мы, Дева, ублажим?
Какими чистыми хвалами
Тебя, Пречистая, почтим?!
О, Дева, Дева, чудо девства,
Чудо нетленной красоты,
Ты – Параклитова Невеста,
Ты – совершенство чистоты!
Ты – Дщерь Небесного Отца,
Ты – Матерь Сына, Бога-Слова,
Ты — Храм пресветлый Божества,
Палата Духа Пресвятого!
Ты – всей вселенной украшенье,
Ты – горних ликов похвала,
Ты – земнородных обновленье,
Ты – ликов девственных краса!
Про эти стихи можно сказать «от избытка сердца глаголют уста», они явно написаны на одном дыхании, родились в молитвенном сердце. Стихи матушки Таисии хочется читать и перечитывать – душа пьет их как воду из чистого источника богообщения. До революции они вошли в сборники для церковных школ, дети их учили наизусть. Времена изменились, но и сейчас слова, рожденные любящим Бога сердцем, потрясают и вдохновляют на молитву и покаяние. Именно своим стихотворным творчеством матушка Таисия продолжает служить людям.
[1] Письмо от 16 января 1907 года, опубликовано в Собрании сочинений игуменьи Таисии (Солоповой), т. 1, СПб, Общество памяти игуменьи Таисии, 2017, с. 392
[2] Там же, с. 318
Комментировать