«Если помолиться, то душа успокаивается». Как настроить ребенка на учебу

«Если помолиться, то душа успокаивается». Как настроить ребенка на учебу

Елена Бутарова
(6 голосов5.0 из 5)

Нина Бутарова, преподаватель Воскресной школы, созданной известным петербургским духовником протоиереем Василием Ермаковым, размышляет о том, как настроить ребенка на начало учебного года, о «молебне на начало обучения отроков».

— Нина Николаевна, Вы воспитали несколько поколений детей: от тех, кто росли в трудные 90-е, до наших вольных детишек 2020-х. Воскресная школа, в которой Вы трудились — в Санкт-Петербурге, при храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Я знаю, что Вы всегда умели привлечь детей, даже в подростковом возрасте, к посещению храма и Воскресной школы. В чем секрет такой притягательности?

— Наша Воскресная школа основана о. Василием, он очень любил детей, на приходе их было множество. Я уверена, что все то, что, при помощи Божьей, удалось сделать — по его молитвам. Мы имели счастье быть духовными детьми замечательного священника, прот. Василия Ермакова — одного из удивительных подвижников недавних лет, к нему за советом отправлял петербуржцев отец Иоанн (Крестьянкин), с которым у батюшки была духовная дружба. И при батюшкиной жизни, и после его кончины школа работала по принципам, заложенным им.

Отец Василий был глубокий традиционалист, воспитанный духовно опытными священниками, прошедшими сталинские лагеря, общался с прп. Серафимом Вырицким; батюшка был строгим, но очень любящим духовным отцом. Он как-то успевал следить за всеми, видел, что делают и дети, и взрослые. Подправлял, часто шутками-прибаутками, народ смеялся, но понимал прекрасно, что шутки попадали в самую точку. А бывало, что батюшка говорил очень серьезно, строго, грозно даже. И мы чувствовали, что эта строгость его — от любви, трепетного отношения к делу спасения души каждого из нас.

Батюшка не терпел расхлябанности, уныния. Было у него выражение «внимательный, отточенный христианин». Вот такими он и хотел нас видеть — подтянутыми (телом и душой), внимательными, радостными. Кто-то из прихожан подметил — «мы идем со службы — всегда улыбаемся, словно со свадьбы». Отец Василий сам показывал (нет — являл) нам радость веры, счастье быть со Христом. И дети, разумеется, чувствовали эту жизнь на приходе — очень радостную, осмысленную, наполненную. Батюшка всех нас любил, но мне казалось, что ко мне у него какое-то особенное, свое отношение. Потом я от разных людей слышала — у них так же было.

Звучит немного необычно, но именно эта-то удивительная, строгая и радостная любовь отца Василия (и, надеюсь, наши попытки ее передать) привлекала детей, даже уже почти взрослых. Так они мне сами говорили.

— Воскресная школа для многих детей начинается с молебна — он служится каждый раз в начале учебного года. Мы привыкли к этому, но, может быть, не очень часто задумываемся, зачем он, один и тот же в течение многих лет? Кому он нужен и для чего он — детям, родителям?

— Важно, чтобы человек понимал — без Бога не до порога. Не только воскресное утро, но и вся наша жизнь должна быть освящена молитвой и благословением. Мы везде должны быть христианами, не только в храме, и вести себя соответственно. Школьная жизнь для ребенка, конечно, очень важна — и учеба, и отношения с одноклассниками, учителями. Нужно вести себя по-христиански, не лениться, не задираться, не осуждать, не сплетничать, мириться по-доброму, если с кем поссорился, не обижать никого. Это непросто, вот и попросим помощи Божией. Только не должно быть языческой «торговли» — я отстою молебен, а Бог мне даст пятерку по математике. Мы просим благословения и помощи на наши труды.

А от родителей школьная жизнь их чад требует терпения и мудрости — тоже есть о чем помолиться…

— Среди множества детей, которых Вы учили, были те, кто рассказывал Вам потом, что молитва перед учебой — на молебне или частная — помогла им?

— Вопрос сложный. Чудеса, конечно, случаются и в наши дни, но тут нужно быть очень осторожным в пересказе… Здесь какая-то тайна, тайна отношений Бога и конкретной человеческой души.

Но могу рассказать об одной моей ученице, очень старательной, но переживательной ужасно. Она мне говорила, что перед экзаменами даже собраться толком не может — так нервничает. Хотя даже все и выучивает. Но, когда помолится подольше (особенно она любила акафист прп. Сергию Радонежскому и молитвы прп. Амвросию Оптинскому), то душа успокаивается, Господь явно дает благодатные силы. Получается собраться и все хорошо сдать.

— Что нужно сделать, чтобы ребенок не «простаивал» время молитвы, молебна, а действительно обратился к Богу?

— Это вопрос не только про молебен, но и вообще — как научить ребенка молиться. Внимательно, благоговейно, искренне. Наверное, в первую очередь — самим так молиться, по крайней мере стараться, насколько можем. Например, любимый писатель отца Василия, Владимир Солоухин, вспоминал, как в детстве — а он вырос в патриархальной крестьянской семье — мама рано-рано утром вставала на колени перед иконами и молилась. Видимо, так искренне, что и детское сердечко тоже тянулось помолиться. Он слезал с печки и пристраивался на коленках рядом с мамой. Потом была сложная взрослая жизнь в советском обществе, отход от веры, но в конце концов Солоухин вернулся к вере благодаря маминым молитвам и памяти о тех детских утренних обращениях к Богу вместе с мамой. Это я для примера, конечно, а не для того, чтобы все утром вставали на колени и детей ставили.

Дети чувствуют, что для нас важно, по-настоящему, не на словах важно. И это в детской душе остается. Родители говорят друг с другом и с детьми о вере; обсуждают, как по-христиански поступить; в нашей, взрослой жизни есть место Богу — тогда и ребенок будет серьезно относиться. Конечно, нужно говорить, объяснять, рассказывать.

— Вообще, с точки зрения Православия, что такое учеба? Имеет ли она какую-то вероучительную оценку?

— Для ребенка учеба то же, что для взрослых — работа. Это тот труд, который ему поручен, и относиться к нему надо по-христиански, честно. В житиях новомучеников мы читаем, что в концлагерях охранники знали, что «церковники» работают ответственно, в отличие от «социально близких» уголовников. Если священника поставить на склад, все будет честно, а уголовник разворует. Даже в условиях богоборческой власти, в неправедном заключении, они все равно честно выполняли свою работу; не за страх, а за совесть, как перед Богом. А мы на кого хотим быть похожими — на новомучеников или?..

— Не секрет, что многие дети не любят школу, большинство ценят общение с друзьями, но никак не уроки. Вы сами — мама, да и к Вам, как преподавателю Воскресной школы, наверняка много раз обращались другие родительницы с вопросом: как настроить ребенка на учебу?

— Мы уже говорили и о совести, и о дисциплине. Наверное, готовых рецептов нет, дети все разные.

Можно и нужно давать интересные книжки по разным темам, подбирать нужные по возрасту и настрою. Не запускать, особенно сложные предметы, языки, потому что стоит несколько тем не выучить, как все становится непонятно, просто руки опускаются — «Мне это никогда не выучить». Родителям нужно держать руку на пульсе, вовремя вникать, помогать.

— Ребенок взрослеет, какие-то предметы его перестают интересовать. Как убедить его, что нужно и их учить хорошо, пока не кончится 9-й (или 11-й) класс? И нужно ли это, на самом деле?

— Если честно, во взрослой жизни тоже есть много лишнего, того, что не интересно и делать не хочется. Надо и это учиться выполнять — «за послушание». Может быть, потом окажется, что этот нудный предмет пригодится. Или пригодится умение распределить время и силы, собраться и быстро, но качественно сделать нелюбимый предмет.

Не мы придумали школьную программу. Да, она далеко не идеальна; если есть возможность перевести ребенка в специальную школу по его интересам — прекрасно, но большинство учится в общеобразовательных школах. Какой тут выход? Разрешить ребенку сказать «не хочу, не буду»? Нет, конечно. Здесь воспитывается послушание, терпение, смирение, дисциплина, воля.

Где-то я читала, что крестьяне, жившие до революции недалеко от монастыря (кажется, речь шла про Валаам, но утверждать не буду), отдавали своих сыновей-юношей трудниками в монастырь на год. Там тоже не все работы были любимыми, да и вообще — «Зачем мне все это, я же не монах»? Но возвращались домой мальчики повзрослевшими, в том числе и умеющими смирять свое «хочу — не хочу». Помнится, в тех местах и девушки охотнее замуж шли за тех, кто потрудился в монастыре.

— Многие молятся об учебе прп. Сергию Радонежскому, св. прав. Иоанну Кронштадтскому. И в самом деле, хорошо помолиться им, скажем, перед экзаменом; как Вы, кстати, недавно упомянули. Но как избежать молитвы без веры, как просто обряда?

— Проблема непростая, каждый из нас с ней все время сталкивается. Как помолиться утром и вечером, а не «вычитать» правило? Святые отцы говорят: основа молитвы — внимание и благоговение. И для детей, и для взрослых. А для взрослых — еще и покаяние…

А про прп. Сергия и прав. Иоанна — нужно постараться, чтобы эти святые стали близкими для ребенка, чтобы теплое чувство к ним было. Тут, как и всегда, важно, чтобы и у родителей было это теплое чувство, эта близость к святому.

Расскажите детям житие; а оба жития удивительно интересные. В жизни прп. Сергия, который жил 700 лет назад и был монахом, есть эпизоды удивительно современные, точнее — на все времена: и трудности в учебе, и проблема отцов и детей, и взаимоотношения со старшим братом…

Со святым прав. Иоанном еще интереснее — ведь он жил не так давно, и свидетельств сохранилось очень много. Читайте о нем, и то, что вас впечатлило, с живым чувством перескажите ребенку. И он будет чувствовать, что это святой, которого мама (или папа) любит, знать, как много чудес он сотворил — значит, и мне непременно поможет. Не обязательно именно так, как я хочу, но поможет. Тем более что сам-то я, по правде сказать, очень редко знаю, что мне нужно, а что нет (что полезно, а что — нет). А святой знает.

— В начале Вы рассказали немного о своем общении с прот. Василием (Ермаковым). Может быть, Вы еще немного дополните — какие акценты он расставлял в вопросе детей, школы, воспитания?

— Отец Василий очень часто говорил о семейных проблемах, о великой силе материнской молитвы, родительского благословения. Вспоминал, как в глухие 1930-е годы, когда все было запрещено, его родители всегда благословляли детей — его самого и двух его сестер: «Иди и учись с Богом!»

Много раз я слышала в проповеди, что в страшные годы войны их с сестрой (подростков) угнали немцы, и только родительская молитва спасла от смерти.

С болью говорил, что многие в эти дни (перед 1-м сентября) купили ребенку новую красивую форму, цветы дали, но не дали самого важного — не привели в храм.

Батюшка очень строго запрещал отпускать детей «в толпу» — на дискотеки, гульбища всякие — «Поближе к Богу, подальше от толпы!». Очень строго относился к «компаниям», к «приятелям» и «приятельницам». Учил нас: «Храм, школа, дом — и все. И помогать родителям».

Грозно и громогласно звучало батюшкино «не»: «я не буду курить, ругаться! Я не возьму рюмку, не стану колоться!» И от родителей батюшка требовал такой же строгости — не потакать детям, а приучать, говорить, объяснять, водить в храм: «Где ваши дети? С 6-7-го класса их нет в храмах», – говорил он с болью.

Говорил, что ребенка нужно воспитывать, пока он поперек лавки; кажется, что он еще маленький, не видит, не понимает — нет, он все чувствует, все впитывает, и «все идет из семьи». Что «несчастна жизнь того человека, на которого в колыбели не смотрели с любовью глаза матери». Говорил мамам: «Вот цель твоей жизни, вот твой долг — дать дите на служение Богу, принося в храм, причащая, молясь, благословляя!».

Женщинам, мамам батюшка повторял: «Материнская молитва со дна моря подымет»; говорил нам: «Все святое, могущественное воспитывается у груди материнской. Так вы дайте им сердце, дайте ум, дайте веру в Бога, личным примером, а не расхлябанностью, не равнодушием!», «В вашем сердце колоссальная сила — воспитать могущество народа». Вот так, ни больше, ни меньше.

Беседовала Олеся Ланская

Комментировать