Так ли просто поменять свою жизнь, повернуть ее ко Христу? Какие искушения встречаются при этом на пути и у новоначальных христиан и как с ними бороться? Расскажу на личном примере и примере своих знакомых.
К Исповеди и Причастию
Как-то проторила я дорожку к одному милому моему сердцу монастырю. По воскресеньям сажусь в машину — и на службу, за 50 километров. Один раз приехала: исповедовалась, причастилась, такая радость на душе, покой и умиротворение! И что вы думаете, на обратном пути у меня сломалась машина, пришлось из города помощь вызывать. Во второй раз задели ее на монастырской стоянке, в третий раз опять что-то подобное случилось.
Сказала батюшке об искушениях, говорю, хоть не ездить к вам, всё время неприятности какие-то. Да и домой после таких происшествий приезжаешь, уже потеряв мирное и благоговейное расположение духа. Хотя вроде бы причастилась Святых Христовых Таин, радоваться бы должна…
— А ты подожди, не переживай, потерпи, это всё для того делается, чтобы тебя от монастыря, от молитвы и причастия отвадить, — сказал мне отец Иона тогда. — Так всегда бывает, особенно у новоначальных. Главное, не отступай, продолжай молиться, почаще исповедуйся, причащайся. Ну, и к нам в монастырь приезжай, раз духовную пользу чувствуешь. Враг и отступит, когда поймет, что ты крепко стоишь на своем пути.

Пользу я, конечно, чувствовала. Монастырская жизнь ведь особенная, приезжая сюда, словно в рай попадаешь. А каждая исповедь здесь — это еще и духовно-полезный разговор с батюшкой. Словно святой водой умоешься, из храма выходишь, как новенькая… Поэтому я очень обрадовалась, когда меня отец Иона поддержал, попросил потерпеть козни вражеские. Сказала я себе тогда: «Всё равно ездить буду, несмотря ни на что!» И ведь правда, после того раза больше подобных случаев не было.
Часто замечала и на примере своих знакомых: пока человек живет во грехе (к примеру, постоянно врет, не гнушается осуждать, а то и приворовывает, или просто далек от духовного), его жизнь со стороны кажется вполне стабильной и спокойной. Он вон и в храм не ходит и милостыню ни разу никому не подал, а живет себе припеваючи: всегда довольный и счастливый. Но стоит ему обратиться к вере, начать воцерковляться, бросить свои греховные привычки, как жизнь словно обратной стороной к нему поворачивается: то уныние нападет, то сомнение душить начнет. Не знаешь, куда и бежать порой, хоть «назад» возвращайся… Вот и у моей давней знакомой такая же история.
— Ведь я теперь и на каждую службу в храм хожу, и причащаюсь, и не пью, и курить бросила, а на душе — не спокойно. Не пойму — почему, что я не так делаю? — жалуется она мне.
И правда, курить-ругаться она бросила, Евангелие купила, старается жить по заповедям: «не убий, не укради…» А в глазах ее порой такая тоска проглядывает… Не дает диавол порадоваться новой жизни, всё время козни свои чинит.

Почему речь идет о диаволе, спросите вы? Да потому что это ему тошно, когда человек после грязи и смрада своей греховной жизни начинает стремиться к свету, к чистоте, другими словами, начинает свой удивительный путь к Богу. Это отец Иона и имел в виду, когда советовал мне потерпеть.
Или вот еще случай. Как-то после длительного перерыва решила всё же исповедоваться и причаститься. Подготовилась, попостилась, накануне прочла положенное Последование ко Святому Причащению. Утром прихожу в храм на Божественную литургию. Стою, молюсь, грехи свои вспоминаю. Чувствую, что-то не так со мной: затошнило, в голове всё закружилось, ноги подкашиваются, хотя дома всё хорошо было. Раза два хотела всё бросить и уйти из храма. Какие только мысли в голову ни лезли: и в другой-то раз я приду, и чего я тут вообще делаю, зачем организм свой мучаю?!
И что вы думаете? Как только начала исповедоваться, нахлынули эмоции: грехи называю, а сама какими-то умилительными слезами обливаюсь. А как только батюшка накинул на голову мне епитрахиль, начал читать разрешительную молитву, вся тошнота, все головокружения куда-то делись. Ну, думаю, сила ты нечистая, не получилось у тебя лишить меня возможности очистить душу свою.
Диавол целится в подвижников
О том, как враг искушает православных, мы много знаем и из истории христианства. Разные искушения испытывали все подвижники. С Божьей помощью они научились и противостоять им.
Паисий Святогорец, к примеру, говорил, что сатана не идет к людям посредственным, он идет к подвижнику, чтобы искусить и «вывести его из строя». Когда человек живет в грехе, лукавому незачем трудиться, ведь грешник и так в его лапах. Пока мы живем в свое удовольствие, далеки от христианской жизни, далеки от Бога, диавол не беспокоится, для него мы — на верном пути. Вот он нас и не трогает.
Конечно, я была далеко не подвижницей, но вот, видимо, почувствовал диавол мое расположение к духовной жизни и давай искушения насылать: то хворь прямо в храме «подкинет», то машину в дороге «поломает». Палки в колеса вставлял, короче говоря.
В книге протоиерея Виктора Гурьева «Пролог в поучениях на каждый день» нашла полезный для себя пример на эту тему.
«Не правда ли же, братие, что подлинно, когда мы обращаемся от греха к добродетели, тогда нам от того трудно бывает, и от того часто тоска и уныние нас гнетут, что в это время диавол объявляет нам непримиримую брань, мучит нас невидимо и тревожит и всеми силами старается совратить с пути спасения на путь погибельный?» — пишет автор.
Вот такую историю приводит протоиерей Виктор в качестве примера. В одном городе жил молодой человек, который за свою недолгую жизнь успел сделать много зла. И ремесло-то ведь какое избрал он для себя — обкрадывал мертвецов! Но вот однажды благий Господь тронул сердце грешника, юноша ужаснулся того, что натворил, и решил остаток жизни провести в покаянии. Он пошел к пещерам, где лежали останки мертвецов, тех самых, которых он грабил. Поплакал над ними и решил затвориться в одной из пещер.
Вот тут и началась против него ужасная бесовская брань. Через неделю бесы, видимо, поняв, что могут потерять душу этого грешника, явились к нему с криками. «Неужели ты думаешь, что после стольких грехов можешь стать христианином?» — спрашивали они его. Всякими словами они пытались заставить его засомневаться в милости Божией и вернуться к грабежу. Но молодой человек, уверовав в неисчерпаемое милосердие Божие к кающимся грешникам, еще сильнее укрепился Божией помощью и силой и бесам на это ничего не ответил.
Не сразу отступили от него враги. Случалось даже, что по попущению Божию начинали бить его и телесно, да так, что он едва жив оставался. Приходили к нему в пещеру и родные, увещевая вернуться домой. Но ни бесы, ни родственники так и не смогли поколебать терпение и мужество юноши, пожелавшего посвятить свою жизнь Богу. Бесы наконец увидели, что с его сильной верой им ничего не сделать, и удалились со словами: «Да, благодатью Божией и своим терпением одолел ты нас!» А юноша тот так до конца своих дней и прожил в пещере.
Оружие против бесов
Мы сегодня не уходим в пещеры, не становимся отшельниками, не совершаем таких подвигов, как тот юноша. И с такой силой, как на подвижников, бесы на нас не восстают. Но всё же они ополчаются на человека, когда он выбирает добро, встает на Божественный путь света и истины. В это время нам бывает скучно, тоскливо и мучительно потому, что диавол объявляет нам жестокую, непримиримую брань.
Тем не менее не всегда и не во всём стоит винить именно диавола. Иногда причина в нас самих, в наших грехах и страстях, в неправильности нашей христианской жизни. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».
Что же делать тем, кто, встав на христианский путь, сразу столкнулся с искушениями? Ответ на этот вопрос содержится в словах Господа Иисуса Христа: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия. (Лк. 9:62) . Это значит, что тот, кто решился следовать по предначертанному Христом пути, не должен сомневаться и оглядываться назад, вспоминая свою прежнюю греховную жизнь. Только тогда есть надежда войти в тесные врата Царства Небесного.
Получается, чтобы быть благонадежным для Христа, не нужно сомневаться в правильности выбранного пути. У русских это звучит просто: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». И я каким-то внутренним чутьем понимала, что не просто так машина ломается, когда еду в монастырь. И не просто так в храме плохо становится. Вот так вот хитро враг рода человеческого действует, порой и не заметишь, что это его дело. Хорошо, что еще не осталась со своими искушениями один на один, а всё рассказала батюшке. А он, как всегда, верно рассудил и помог разобраться в себе. Ну, и с бесом тоже. Исповедь, совет опытного человека — одно из самых сильных средств борьбы с искушениями.
Еще нашла такие слова у Паисия Святогорца. Он говорил, что «если человек поймет, как работает диавол, то он от многого освободится. Нужно наблюдать за собой, своими мыслями и помыслами».
А праведный Иоанн Кронштадтский советовал: «Диавол никогда не теряет надежды ввести тебя в искушение — и вводит часто, а ты никогда не теряй надежды избавиться от его искушений, с Божиею помощию. А чтобы избавиться от его искушений, тебе нужна благодать Духа Святого, святой огнь в сердце, вера несомненная».
Святой Иоанн еще говорил, что искушения неизбежны для тех людей, кто хотел бы жить благочестиво. Поэтому и нужны в таких случаях «терпение и снисхождение к искушающим нас (людям), которые и сами в свою очередь искушаются от своих страстей и от бесов: на общего врага нашего диавола должно иметь всю злобу, а о членах Христовых, то есть людях, христианах, искушаемых им, должно жалеть и молиться, чтобы их Господь избавил от лукавого и не дал им погибнуть ради нас, или от страстей их, ибо все мы страстны и все в бедах».
А это я для себя так поняла. Прихожу, бывает, с воскресной литургии: на душе мир и покой, словно крылья за спиной, только что не Ангел. Дома меня встречает семейство и всем сразу что-то от меня надо. Один сердится на что-то, второй чего-то потерял, найти не может, третий и вовсе в моем лице на весь мир обиделся. Как вот тут рассудить и мудро поступить? Мне кажется, надо помнить, что и через близких людей враг искушать может, радость от молитвы вмиг украдет через ссору с домашними. Потерплю, помолюсь про себя и своим мирным расположением духа постараюсь всех домочадцев утихомирить.
Выходит, главное — не поддаваться диаволу. Господь ведь всегда рядом. Разве не утешит Он, видя наше к Нему стремление? Для нас Он и сказал две с лишним тысячи лет назад, что сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21) Все средства для брани с бесами указал нам Господь. Остается лишь использовать их: молиться, поститься, обязательно исповедоваться, следить за своими мыслями, иметь терпение и призывать помощь Божию. Избави, Господи, нас от враг видимых и невидимых! Дай силы и мужества не сойти с Твоего пути.

Комментировать