Почему Бог «несправедлив»
29 Мар

Почему Бог «несправедлив»

(8 голосов5.0 из 5)

Видя жестокость вокруг, сам подвергаясь несправедливостям, человек, бывает, с обидой говорит Богу: “Почему Ты так жесток?” О тайнах Промысла Божьего на некоторых примерах, с примечаниями и комментариями.

Притча

Начать свой рассказ хотелось бы с притчи.

Муравей с усилием тащит сладкую крошку. Он спешит по своим следам, чтобы к закату успеть в родной муравейник. Но бедный маленький труженик не видит, что за время, которое он провел в пути, на этой дороге развели костер и разбили туристический лагерь. И некому подсказать муравью, что надо идти другой дорогой. Чтобы его не растоптали…

А вот Бог смотрит на идущего человека с высоты Небес, с высоты Своего всеведения и всемогущества. Но смотрит не безучастно. Он невидимо направляет человека по дороге к Небу, по узкой тропе спасения. Тропа эта часто проходит среди стремнин и буреломов. Ветки и острые камни ранят тело. Но если человек, отрывая взгляд от земли, смотрит на небо, он видит путеводную звезду, он видит созвездия, а утром увидит солнце…

Муравей — человек без Бога, путеводная звезда — Новый Завет, созвездия — творения святых отцов, поднятие глаз к небу — молитва, а солнце — причащение Тела и Крови Христовых.

* * *

Люди иногда спрашивают: почему Бог бывает так несправедлив? Почему злые благоденствуют, а добрые терпят скорби? Почему умирают дети? Почему преступники скрываются от правосудия, а невиновные бывают осуждены? И таких вопросов “почему” можно задать множество. Мы, как тот муравей из притчи, не видим, что нас ждет вдали, но трудимся, спотыкаемся под ненужным грузом, не осознавая опасности впереди…

А вот преподобный Исаак Сирский, отвечая на вопрос о кажущейся несправедливости Бога, сказал: “Не дерзни Бога назвать справедливым; ибо какая же это справедливость — мы согрешили, а Он Сына Единородного предал на крест”. И без этой “несправедливости” не было бы спасения человечества. Может, разгадка и других “несправедливостей” Бога кроется в этом? В том, что Он спасает не смертное тело, а бессмертную душу человека?

Давайте попробуем разобраться и понаблюдаем за некоторыми земными событиями, а потом взглянем на них “глазами Бога”.

Мать, потерявшая сына

Вот мать безутешно плачет над умершим сыном.

Вчера она после утренней службы пригласила в свой дом епископов и священнослужителей отпраздновать завершение постройки и освящение храма, возведенного на её средства. Женщина вместе с сыном Иоанном служили дорогим гостям за этой трапезой. Внезапно Иоанн сказал, что плохо чувствует себя, и ушел. Мать в радостной суете не обратила на это внимания. “Ему, наверное, скучно”, — возможно, так подумала она.

Когда гости разошлись, женщина стала звать сына пообедать хотя бы остатками трапезы. Однако он не отвечал. Тогда она поднялась в его комнату. Иоанн лежал на постели в изнеможении — у него был сильнейший жар. Мать испуганно заметалась по дому, готовя лечебные снадобья.

Однако в полночь сын умер. Так радость обернулась внезапным горем…

Несчастная мать побрела в новоосвященный храм и припала к гробнице святого. Всхлипывая и глотая слезы, она стала обвинять мученика:

— Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за то, что я столько потрудилась для тебя? Такую-то помощь ты оказал мне, тогда как я для тебя презрела своего умершего мужа, его тело оставила, а твои мощи перенесла сюда? Ты допустил умереть моему единственному сыну, погубил мою надежду, отнял у меня свет очей моих. Кто теперь пропитает меня в старости? Кто закроет мне очи по смерти? Кто погребет мое тело? Лучше бы мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына, увядшего, как цветок, прежде времени. Отдай мне сына, как некогда Елисей сонамитянке (см. 4Цар.4), или же и меня возьми отсюда, ибо мне от горькой моей печали жизнь стала в тягость.

Устав от плача, женщина забылась тонким сном. Внезапно воссиял яркий свет. Подняв голову, она увидела мученика, державшего на руках её умершего сына живым. Оба они сияли ярче солнца, одетые в чистые белые одежды. Препоясаны они были золотыми поясами, а на головах имели золотые венцы необыкновенной, неземной красоты. Женщина бросилась к их ногам. Но мученик поднял её и сказал:

— О женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели я забыл, как ты послужила мне в Египте и во время путешествия? Или ты думаешь, что я не чувствовал, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама умоляла меня здесь, чтобы я попросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну? Я просил Всеблагого Бога, и Он соблаговолил по неизреченной Своей благости, чтобы твой сын был принят в небесное Его воинство; и вот сын твой, как ты видишь, теперь стал одним из предстоящих Престолу Божию. Если же хочешь, возьми его обратно и пошли его на службу к царю земному и временному. Вижу, что ты не хочешь, чтобы он служил Царю Небесному и Вечному.

Услышав слова святого, отрок крепко обхватил его шею и сказал:

— Нет, господин мой! Не слушай матери моей — не отдавай меня в мир, полный неправды и всякого беззакония, откуда я спасся благодаря твоему заступничеству. Не лишай меня общения с тобой и со святыми.

Потом, обернувшись к матери, ласково сказал:

— Что ты так плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Царя Христа и мне дано право предстоять Ему на Небе вместе с ангелами, а ты теперь просишь о том, чтобы взять меня из Царства в уничижение.

Радостно забилось сердце матери, и она стала просить их взять и её с собой. На это мученик ответил, что пока не время. Она и на земле может быть вместе с ними во время молитвы. Когда же Господь увидит, что наступило должное время, тогда соединит её с ними. После этих слов оба стали невидимы…

Внимательный читатель, наверное, узнал в святом мученика Уара, а в женщине — Клеопатру. События эти происходили в Палестине в начале IV века.

Вот мы увидели на земле неописуемое горе и огромную несправедливость — смерть сына женщины, которая приложила множество трудов для прославления мученика и построения ему храма. Бог по молитвам мученика не дал душе отрока развратиться в этом грешном мире, а забрал его в юном возрасте и причислил к лику ангелов, предстоящих Престолу Его. После временной разлуки здесь, на земле, Он соединил их в блаженной вечности.

Два преступника

А вот описание других “несправедливостей” Бога. Один игумен ехал к архиепископу. По дороге он проезжал мимо места общественных казней. Палач уже готовился привести смертный приговор в исполнение. Преступник плакал и молился Богу, прося у Него прощения. Игумен приказал вознице остановиться. Он вышел из повозки и, подойдя к палачу, стал просить отдать ему преступника на поруки. Народ очень уважал монаха и все закричали:

— Отдайте, отдайте осужденного преподобному отцу нашему!

Казнь отменили, а преступника отдали игумену. Тот же отвез его в свой монастырь на покаяние.

Через некоторое время осужденный принял иночество и, благочестиво пожив в обители, отошел ко Господу с надеждой на спасение души.

В другой раз игумен опять проезжал тем путем. И снова на месте казни готовились привести приговор в исполнение. Родственники и народ, завидев повозку монаха, бросились к нему, умоляя помочь, говоря, что осужденный невиновен. Игумен же приказал вознице не останавливаться.

Долго еще в народе обсуждали: почему монах одного избавил от казни, хотя его никто об этом не просил, а другим пренебрег, хотя его упрашивали об этом. Первый точно был преступник, а о втором все знали, что его оклеветали. Где же справедливость?

Когда же ученики наедине спросили игумена, он не утаил ничего и объяснил им:

— Судьбы Господни — бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения осознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих, ибо кто познал ум Господень? или кто был советником Ему? (Рим.11:34).

Что тут можно добавить к словам святого, которому Господь открыл тайны Своего Промысла? Только то, что эти эпизоды можно найти в житии преподобного Варлаама Хутынского, а события происходили в XII веке в Новгороде, где казнили тогда, сбрасывая преступников связанными с моста в реку.

Да будет воля Божия

Мы понимаем, что иначе всё видит муравей, несущий свою добычу, иначе человек, у которого горизонт пошире, а совсем иначе видит Бог, Который зрит не только прошлое и настоящее, но и будущее как бы уже совершившееся. Мы порой даже прошлое свое воспринимаем не совсем адекватно, не чувствуем тяжести своих грехов, неправильно оцениваем обстоятельства. Богу же открыто не только наше будущее, но и будущее наших близких, будущее всего человечества. Он стремится спасти наши души — самую большую ценность для Него в этом мире.

Потому не надо думать, что Бог несправедлив, неумолим. Он наш Небесный Отец, Который наказывает нас любя. Все святые утверждают, что лучше пострадать здесь немного, в пределах определенного времени, чем страдать в будущем вечно. Потому в скорбях и бедах будем предавать себя и свои обстоятельства воле Божией, моля Его о милости и прощении. Не будем роптать, но, наоборот, благодарить: “Слава Богу за всё”. Эта молитва, повторенная многократно, облегчает душевные скорби. Можно говорить и: “Да будет воля Божия и на мне грешном”, и слова праведного Иова Многострадального: Яко Богу изволися, тако и бысть. Буди имя Господне благословено во веки (Иов.1:21). Так, безропотно смиряясь перед благой волей Божией, обретем узкую тропу спасения в вечности.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...