Рассудительная свечница

Рассудительная свечница

прот. Иоанн Суворов
(2 голоса5.0 из 5)

Рассказ о том, как неправильный «акцент» в проповеди может подействовать на слушателей

Несколько лет назад поехал я с моим братом Павлом на один сельский приход. Это недалеко от Шахт. Брату нужно было решить какой-то свой вопрос. В общем, поехали и приехали, куда ехали. А пока он там во дворе с кем-то общался, я зашел в открытый пустой храм. Приложился к иконочке на аналое и хожу, осматриваю простенькую живопись на стенах. И как-то невзначай разговорился с пожилой сотрудницей этого храма. Я так понял, что это была свечница.

С братом Павлом Николаевичем

Что я ей тогда сказал и какую цитату привел из Евангелия или апостольских посланий, сейчас совершенно не помню. Но помню что она, услышав, вдруг оживилась, обрадовалась и даже заулыбалась.

— А вы кто? Батюшка будете? — спрашивает меня.

Я представился. Сложив крестообразно свои ладошки, она подошла под благословение.

— Что вы мне сейчас сказали, — продолжала она, — надо бы всем прихожанам нашему батюшке в проповеди сказать!

— А что, батюшка ваш поучения разве не говорит в воскресенье? — поинтересовался я.

— Да говори-и-ит, говорит. Только говорит-то он не о Христе, а все больше об антихристе!

— Конечно, — продолжает она, — лучше бы, наверное, промолчать и не говорить об этом, ну вам-то уж, пожалуй, можно сказать, — посетовала она.

— Мы, батюшка отец Иоанн, — продолжала она, — так уже устали все это слушать… То штрих-кодами долго пугал нас, потом за паспорта взялся, и что печати на лоб будут ставить, и ни покупать, ни продавать без них нельзя будет, ИНН и подавно нельзя принимать будет… В общем, тема всегда одна и та же, одна и та же… С чего он бы ни начал, окончит обязательно не Христом, а антихристом. Такой скорби в душу нагонит, что уходишь из храма подавленным… Как хочется послушать какое-то живое слово
о Господе, о Христе, о Его заповедях и о любви и спасении… Ну, в общем, как-то чтоб вера укреплялась и мир был в душе…

— Ну так и скажите ему, попросите, чтоб больше говорил вам о Боге, а не о нём, — советую я ей.

— Да говори-и-или уже, и не раз говорили. Но он, понимаете, забывается. Вроде и начнет там притчу какую или житие и как-то, ну, обязательно опять съедет на этого нечестивца. А хочется в храме Божием больше о спасении души, о любви и смирении услышать… как нам нужно учиться друг с другом свои отношения строить… Ну, не мне Вас учить, простите.

— Но, видимо, батюшка ваш, — защищаю я его, — наверное, боится, чтобы антихрист не обольстил нас, когда явится… Да и апостол Павел предупреждает в одном из посланий: пришествие его будет по действию сатаны со всякою силою и знамениями и чудесами ложными…(2 Сол.2:9) Тут нам надо быть все-таки подготовленными.

— Да это та-а-ак, — соглашается она. — Но ведь в Евангелии больше-то о Христе говорится, а не антихристе. — И в послании, может, один раз и упомянул-то апостол, а тут все наоборот… Антихрист, антихрист, только и слышишь о нём.

— Тоже верно, перекос нежелателен.

— А где, Вы сказали, служите? — переспросила она.

— В Туле.

— Далекова-а-то. Ну, всё равно, — опять повеселев, продолжила она, — мы все, прихожане, батюшку нашего любим… привыкли уже за столько лет к нему. И матушку его любим!

— Так ведь это ж самое главное, — говорю ей. — Любовь есть исполнение закона!

Пообщались так еще маленько, вижу, брат заходит:

— Ну ты чего так долго тут? Поехали!

Благословил я эту рабу Божию еще раз, и пошли с ним на выход. В дороге, конечно, рассказал ему о моей беседе в храме. И я сделал вывод для себя: насколько же важно говорить проповедь именно о Христе, о Евангелии!

Это понял и апостол Павел, когда написал в Деяниях: «Узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, — проповедать Евангелие благодати Божией!» (Деян. 20:23–24). То есть благая весть именно о Христе дает благодать в душу, а не страх вселяет.

Интересно бы узнать, если их батюшка тогда еще столько говорил об антихристе, то сейчас-то, в наши дни, что он им проповедует? Может, теперь начал о Христе говорить? Апостол Павел, этот некогда «жестокий гонитель и хулитель» веры нашей, когда уверовал во Христа, сразу точно расставил приоритеты: «И что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса Господа моего» — написал он (Фил. 3:7–8).

Евангелие — это всё! Это радость, это путь и истина, это Свет миру, наконец, это — жизнь вечная!

Комментировать