«Светом в окне для меня стала иконопись…»
28 Июн

«Светом в окне для меня стала иконопись…»

Екатерина Дудник
(4 голоса5.0 из 5)

Что нужно для того, чтобы стать хорошим иконописцем? Талант художника, желание трудиться, знание техник и приёмов, или что-то ещё? Ответы на свои вопросы я смогла получить в интервью с членом Союза художников России, иконописцем с многолетним стажем Владимиром Фронтинским.

Из одной академии в другую

– Владимир, для начала расскажите немного нашим читателям о себе. Откуда вы родом и где получили образование?

– Я родом из Санкт-Петербурга. Мои родители были по профессии архитекторами, а также занимались живописью. Папы уже нет. А мама продолжает писать картины.

Я в какой-то момент решил пойти по стопам родителей, потому поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина, выбрав для себя направление «Архитектура». А со временем понял, что урбанистические формы мне не даются. Определённый период времени даже мучился из-за этого.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Владимир Фронтинский (слева)

Однако навыки черчения и рисования, полученные в академии, мне всё-таки пригодились, в частности – в иконописи. Хочу заметить, что этот вид живописи во многом схож с архитектурой, ведь здесь исключаются какие-либо недомолвки и неточности. Кроме того, на иконах тоже имеют место быть архитектурные моменты. Потому я рад, что моя жизнь соприкоснулась с архитектурой. Хотя академию художеств мне так и не удалось окончить.

А потом я ровно год проучился в Санкт-Петербургской духовной академии. Моим педагогом был известный художник, реставратор Сергей Иванович Голубев, ныне уже покойный. Могу сказать абсолютно точно, что за этот год мне удалось существенно развить свои способности к иконописи.

К слову, в 90-е годы, когда было тяжело в финансовом плане, я зарабатывал тем, что расписывал доски. То есть украшал их разными сказочными сюжетами. Это тоже во многом повлияло на развитие моих умений и навыков как художника.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Автор – Владимир Фронтинский

– В итоге, почему вы выбрали из многочисленных видов живописи именно иконопись?

– Когда я забрал документы из академии художеств, то стал интересоваться мотивами древности в живописи. Наверное, это произошло из-за того, что просто надоела цивилизация. Ведь я родился и вырос в большом городе. Всё современное меня тяготило. И тогда же приблизительно у меня начались духовные поиски. Мне было около 30 лет.

А светом в окне для меня стал именно такой вид живописи, как иконопись.

Первые шаги в храме и иконописи

– Владимир, как именно происходил ваш путь воцерковления?

– До того, как заняться иконописью, я ходил в храм, но довольно редко. А вот Евангелие читал углублённо. Эта великая книга оказывала на меня огромное впечатление.

Мне потребовалось время, чтобы понять, что православие для меня крайне важно, что без веры я не могу.

А ещё на мой путь воцерковления во многом повлияла супруга Ольга – человек верующий. Она является мастером церковной вышивки.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Супруга Ольга за работой

– Брали ли вы благословение у какого-нибудь священника, чтобы заниматься иконописью?

– Да, это было в 90-е годы. Я взял благословение у протоиерея Василия Лесняка, который на тот момент служил в Спасо-Парголовском храме. Тогда я работал над копиями голландских пейзажей. А отец Василий увидел мои труды и сказал, что мне нужно учиться иконописи. А ещё подчеркнул, что этот вид живописи я точно освою. В итоге так и получилось.

Кроме того, в начале своего пути как иконописца я часто посещал Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря. Именно там у меня случился духовный подъем, так сказать. Там я убедился, что иконопись – точно моё направление.

А после этого уже стал углубляться в техники написания икон, в живописные приёмы, натуральные пигменты и технологии. Всё это начал изучать с огромным интересом.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Икона Пресвятой Богородицы «Кассопитра». Автор – Владимир Фронтинский

«Это труд, огромный труд»

– Расскажите об особенностях создания иконы, о техниках и цветах. Сколько времени в среднем занимает у вас процесс написания?

– Как я сказал выше, многим техникам и приёмам я обучился в Санкт-Петербургской духовной академии. Именно тогда отдал предпочтение технике яичной темперы, благодаря которой можно использовать большое количество живописных приёмов. А ещё готовый результат всегда получается прочным и долговечным. Также мне близка техника золочения, ведь это прекрасный способ для украшения иконы.

Вообще я придерживаюсь того правила, что при создании иконы должно использоваться всё натуральное – животное, минеральное и растительное. Например, животный клей, мел, дерево, минеральные пигменты. То есть всё то, из чего состоит наш мир.

Время написания иконы существенно может отличаться, зависимо от её размера и сюжета. Где-то приходится и исправлять, и переделывать написанное. Это процесс творческий, потому точное время назвать невозможно. Кто-то ошибочно может подумать, что при написании икон нашей рукой водит Ангел. Нет, это труд, огромный труд.

Что касается цветов, превалирующих в иконах, то их целый ряд. Они работают совместно в гамме. Чаще всего в моём творчестве встречаются коричневый, голубой, белый, зелёный, красный цвета. Отдельного внимания заслуживает золотой цвет, который применяется обычно для фона в иконе и имеет символическое значение – Свет неприступный, в котором живёт Бог.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Воскресение Христово. Автор – Владимир Фронтинский

– Чем прежде всего отличается написание обычной картины от иконы?

– Как правило, в иконах нет мирских сюжетов, а только лишь определённые их детали. И то не всегда. Там посыл более возвышенный и важный, который словами даже трудно объяснить. А ещё иконы рождаются, конечно, от воздействия Святого Духа, от глубоких молитв, от энергии самого иконописца. Я так считаю. То есть происходит передача духовного через материальное. Точно так же церковные службы, песнопения материальны.

– Владимир, где вы черпаете вдохновение и идеи, чтобы создавать очередную икону?

– Иконопись – это довольно традиционное искусство. Я не считаю себя человеком творческим. Могу что-то самостоятельно придумать, что-то готовое позаимствовать. Например, недавно я писал образы святых Матроны Московской и Ксении Петербургской, где смог воплотить определённые свои идеи. Для меня важно, чтобы готовый результат воспринимался современным человеком адекватно, без излишних экспрессивных моментов. Однако всегда я стараюсь помнить о канонах!

На моих иконах можно увидеть и Иисуса Христа, и Богородицу, и многих святых, и Ангелов…

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Святые блаженные Матрона Московская и Ксения Петербургская. Автор – Владимир Фронтинский

Едино для всех – духовность

– Не думали ли вы над тем, чтобы начать передавать свое мастерство ученикам?

– У меня уже был опыт преподавания в разных школах. Например, в Оптинском подворье в Санкт-Петербурге. Я передавал свой опыт группе, состоящей из пятнадцати человек.

Кроме того, работал со студентами из Русской христианской гуманитарной академии имени Фёдора Достоевского.

Также был прекрасный опыт наставничества в одной частной мастерской, в галерее «Матисс Клуб».

Я всегда стараюсь делиться с учениками как теоретическими знаниями и идеями, так и практическими умениями касательно иконописи. С удовольствием отвечаю на их вопросы.

Продолжаю по возможности преподавать и сегодня.

– Владимир, а как вы относитесь к современной иконописи?

– Я рад тому, что много талантливых художников пишут сейчас. Авторы разные, у каждого свои вкусы и предпочтения, мастерство исполнения и характер живописных приёмов. Однако объединяющим для всех является стержень – духовность.

Могу точно сказать, что единого искусства в мире уже не осталось. Есть только поиски. А кто-то делает копии. Но даже в этом случае имеет место быть что-то индивидуальное от автора.

Однако нечто новое уже редко создаётся. Разве что в плане дизайна.

«Светом в окне для меня стала иконопись…»
Иконостас храма св. Силуана Афонского в Тамбове. Автор – Владимир Фронтинский

Дело для души

– Где именно мы можем сегодня ознакомиться с вашими трудами?

– С иконами в электронном виде можно ознакомиться на моей страничке ВКонтакте и на сайте «Азбука Веры». Если говорить о конкретных местах, то это многие храмы Санкт-Петербурга и области: храм Успения Пресвятой Богородицы или Блокадный храм, храмы подворий Валаамского, Зеленецко-Троицкого и Коневского Рождество-Богородичного мужского монастырей, Софийский собор города Пушкина, Церковь-часовня Всех Святых в Земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Тихвинский Успенский мужской монастырь, Храм Святых Царственных Страстотерпцев на улице Бурцева и прочие. А ещё мои труды находятся в различных частных собраниях.

– В завершение беседы скажите, что в вашей жизни сегодня значит иконопись?

– Я заметил, что без работы просто заболеваю. Иконопись – прекрасное поле деятельности для меня. Это не о заработках. Это о деле для души. Смесь духовного и эстетического моментов.

Фото из личного архива автора

Комментировать

Загрузка формы комментариев...

1 Комментарий

  • Екатерина, 28.06.2025
    Благодарю за статью!
    Какая красота!
    Ответить »