Святыня Северной столицы. Казанская икона Казанского собора

Святыня Северной столицы. Казанская икона Казанского собора

Елена Бутарова
(6 голосов5.0 из 5)

История Казанского собора и чудотворной иконы Божьей Матери «Казанская», находящейся в нём.

Удивительный город Санкт-Петербург. Величественный, имперский, несколько западный по духу, прекрасный и строгий. Он, может быть, был бы даже недоступно-холоден, если бы не великое число храмов, одухотворяющих его пространство. Спас-на-крови, Исаакиевский, Смольный, Никольский морской соборы, множество прекрасных церквей самых разных стилей, от псевдоготики до неорусского…

И, конечно, Казанский собор, кафедральный. Только выходишь из метро на Невском проспекте, и сразу видишь его, утопающий в зелени или окруженный заснеженными деревьями. Грандиозная колоннада, небольшой — по сравнению с ней — легкий купол… И внутри он поражает воображение размерами и великолепием. Но вот проходишь к амвону, становишься слева, вглядываешься в полускрытую окладом икону Божией Матери, в Ее удивительные глаза — и какая-то удивительная тишина возникает вдруг. Словно бы отступает вдаль шум, блеск, роскошь Северной столицы. Перед нами — чудотворная икона Богоматери, чтимый список с Казанского Ее образа.

История этой иконы не до конца нам известна; историки до сих пор спорят о ее происхождении. Самым вероятным представляется, что икона эта — один из ранних списков с самого чудотворного образа, обретенного в Казани в 1579-м году. Потом список принадлежал царскому дому, и в конце XVII-го или начале XVIII-го века его, уже потемневший от времени, отдала на реставрацию царица Парасковья Феодоровна, супруга царя Ивана V (брата Петра I, бывшего одно время его номинальным соправителем и рано умершего).

Когда же в 1703 году царь Петр основал новую столицу, Санкт-Петербург, он пожелал иметь в столь важном городе и образ Заступницы Усердной. Выбор пал на старинную икону, принадлежавшую вдовой невестке; так список оказался в городе на Неве.

По всей видимости, довольно скоро уже люди стали отмечать, что это икона необыкновенная, и через нее Матерь Божья особенно являет Свою помощь. Список находился тогда в небольшой церкви в честь Рождества Божьей Матери, которая стояла практически на том месте, где ныне возвышается Казанский собор; в народе эту церковь, хотя внешне и напоминавшую Петропавловский собор (что в Петропавловской крепости Петербурга), но довольно небольшую, называли Казанским собором — из любви и почтения к той великой святыне, которая в ней хранилась.

Впрочем, немалое значение придавали Рождественской церкви и власти, церковные и светские: в ней довольно часто совершались архиерейские службы, нередко бывали лица из царской династии; здесь в 1739-м г. венчались племянница императрицы Анны Иоанновны, Анна Леопольдовна, и принц Антон Ульрих Брауншвейгский (к слову, Анна Леопольдовна была внучкой той самой царицы Парасковьи Феодоровны, которой некогда принадлежал сей Казанский образ).

В 1773-м году в этой церкви было совершено и другое знаменательное венчание — царевича и наследника Павла Петровича (будущего императора Павла I) и принцессы Гессен-Дармштадтской, во святом Крещении получившей имя Наталия. Именно Павлу I впоследствии суждено будет положить начало делу создания нового храма, нарочно для Петербургского списка Казанской иконы выстроенного — знаменитого Казанского собора.

Мысль о возведении нового, величественного православного храма на главном проспекте Петербурга была вполне естественной — ведь рядом строились роскошные дворцы придворной знати, а кроме того и весьма красивые инославные храмы (костел св. Екатерины и армянская церковь). На их фоне ветшающая Рождественская церковь выглядела странно для православной страны.

Говорят, что император Павел обладал от природы хорошим художественным вкусом; и несомненно то, что изначальная идея будущего кафедрального собора принадлежит ему. Когда Павел Петрович, еще будучи наследником, путешествовал по Европе, его поразил собор святого апостола Петра в Риме, и с тех пор желание создать в России похожий собор, грандиозный, с большой колоннадой, не оставляло Павла Петровича, и вскоре после своего восшествия на престол он объявил конкурс на лучший проект нового собора.

Свои проекты предоставили многие архитекторы, среди них были и весьма известные. Но неожиданно императору больше всего понравился проект почти неизвестного тогда зодчего А.Н. Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова. Он решил непростую задачу, поставленную императором: включить в план собора колоннаду, подобную римской, притом что место для строительства позволяло сделать ее только сбоку — ведь алтарь православного храма должен выходить на восток, а Невский проспект направлен как раз с востока на запад. Не строить же грандиозную колоннаду лицом на боковую улицу, Большую Мещанскую…

Вид Казанского собора в 1821 году. Цветная литография по рисунку Б. Патерсена. Частное собрание

Воронихин сумел расположить колоннаду так, что она скрывала асимметрию церковного здания, при том даже, что большой и единственный купол расположен ближе к востоку. С проспекта эта деталь не видна совершенно, церковное здание выглядит абсолютно гармонично. Проект Воронихина и стал знакомым нам теперь Казанским собором, с одним только отличием — по изначальному проекту собор должен был иметь две колоннады, с северной и южной сторон, но построили только одну, со стороны Невского проспекта.

Строительство заняло целое десятилетие; хотя для такого огромного здания, при тогдашнем фактическом отсутствии строительной техники, это был короткий срок. Строили вдохновенно, старательно, с душой — для Бога и Его Пречистой Матери. Все, включая простых мастеров, работали с полной выкладкой, даже ночью и в мороз, проявляя недюжинный талант и великое усердие к благому делу, которые отмечали даже некоторые жившие тогда в России иностранцы. Принимал участие в строительстве собора и М.И. Кутузов, на момент начала строительства бывший губернатором Санкт-Петербурга; Михаил Илларионович глубоко почитал Казанскую икону Богородицы и с радостью помогал строительству Ее храма. Впоследствии он нашел в нем и вечное упокоение.

Освящение собора было совершено 15 сентября 1811 года митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым), бывшим, кстати, некоторое время до того и Казанским владыкой. С тех пор Казанский собор — один из великолепнейших храмов Санкт-Петербурга, место пребывания Петербургской Казанской иконы.

Тимофей Васильев. Вид Казанского собора со стороны заднего фасада, от Екатерининского канала, 1810. Государственный Эрмитаж, Санкт — Петербург.

В XX-м веке собору довелось пережить много тяжелого — в 1918 году был убит безбожниками настоятель собора, замечательный священник, ныне прославленный в лике святых — сщмч. Философ Орнатский; незадолго до своей мученической кончины о. Философ устроил в крипте (подклетье) собора придел во имя сщмч. Патриарха Ермогена (который некогда участвовал в обретении чудотворного образа в Казани и сам написал службу Казанской иконе); мощи для вновь устраиваемого алтаря привез сам святой Патриарх Тихон во время своего приезда в Петроград.

В 1920-х году собор был захвачен обновленцами. Потом долгие годы в отобранном у Церкви соборе располагался Музей истории религии и атеизма. Даже некоторое время после развала СССР в соборе оставался этот музей, но для богослужений все же предоставлен был южный предел.

В ноябре 1990-го года именно в Казанском соборе совершилось отраднейшее для всей православной России событие: были обретены мощи прп. Серафима Саровского, о которых долгое время не было известно, не уничтожили ли их. Обрели в соборе и спрятанные от гонителей мощи свт. Иоасафа Белгородского.

Казанский собор, наши дни

С 1996 года началось активное возрождение Казанского собора и церковной жизни в нем. Ныне мы можем спокойно прийти в собор и помолиться перед его великой святыней, Казанской иконой. Не напрасно зовут Матерь Божью Заступницей Усердной; Она всегда помогает всем, с верою к Ней обращающимся.

Комментировать