Любочестие

Литература по теме

Любоче́стие (калька с греч. φιλοτιμία (филотимиа) – «Толковый словарь» Даля, а также более современный «Толковый словарь» Ефремовой сообщают нам, что «любочестие» это устаревшее понятие используемое для описания стремления человеком добиться высокого положения в обществе, любовь к почестям и стремление их получать, в переносном смысле слова – жажда славы. Аналогичное определение данного понятия мы находим и в Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко1. Синонимом понятия «любочестие» с точки зрения обозначенных выше толковых словарей является понятие «честолюбие», а также «тщеславие» и «славолюбие». Кроме того, о чём сообщается в церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко, значением слова «любочестие» может выступать: честолюбие, чествование, оказание чести.

Противоположным по значению является использование термина «любочестие» в трудах прп. Паисия Святогорца, где оно означает «любовь смиренного человека».

Любочестие как грех

Любочестие как синонимичное таким понятиям как «честолюбие», «славолюбие» и «тщеславие» трактуется в православной традиции как грех и проявление страсти гордости. В частности, в «Слове на праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла» свт. Филарет (Дроздов) говорит: «Если не можешь еще возлюбить поношение: отвергни по крайней мере любочестие. Иначе какой ты ученик Апостолов?»2. В этой фразе любочестию противопоставляется любовь к поношению как форма расположения души, характерная для многих подвижников, связанная с монашеской аскетической практикой Христианин не должен стремиться к суетной земной славе, но должен стремиться к достижению Божьего Царства Славы (Царства святых).

Любочестие у Паисия Святогорца и проблема интерпретации понятия

Проблема интерпретации понятия в современной православной публицистике связана с относительной противоположностью ранее  сложившегося значения слова «любочестие» и его содержания в трудах старца Паисия Святогорца.

Несмотря на то, что понятие «любочестие» в Полном церковнославянском словаре прот. Григория Дьяченко определяется как честолюбие, тщеславие, у него есть и второе значение: оказание чести, чествование. Поэтому однокоренное прилагательное «любочестивый» в словаре прот. Григория определяется как «любящий воздавать честь по достоинству»3. В подтверждение этого автор ссылается на использование понятия в указанном смысле в слове на день Пасхи свт. Иоанна Златоуста4. Другое, также однокоренное прилагательное в словаре — «любочестный» определяется как «любящий награждать». Также прот. Григорий приводит наречие «любочестно», что значит «щедро» и «усердно».

После издания на русском языке трудов старца Паисия (Эзнепидиса) Святогорца, участилось использование слова «любочестие» не как синонима тщеславия или славолюбия. Так, в 5‑м томе «Слов» старца Паисия во второй главе под названием «Любочестие – любовь большой благодарности» приводятся следующие слова геронды: «Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утонченности, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку. Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно, как чада Божии. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие. Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра»5. Данное определение вступает в полное противоречие с классическим пониманием «любочестия» как синонима «тщеславия» и «честолюбия». Старец Паисий использует аналогичное слово «φιλότιμο» из современного греческого языка для описания своей интерпретации понятия, подчеркивая, что любочестие — это и христианская добродетель (соединение смирения и вежливости при воздаянии благодарности), и дар Божий6. Таким образом, мы видим прецедент двоякого понимания одного и того же понятия, имеющего нравственный характер. Стало быть, для правильной интерпретации слова «любочестие», встречающегося в православной духовной литературе, следует обращать внимание на контекст.


Примечания:

1 Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.

2 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово на праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

3 Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.

4 Spuria. На Пасху 1‑е.

5 Старец Паисий Святогорец. Любочестие — любовь большой благодарности // Слова. Том V. Глава 2.  и Константин Долгов. Любочестие великого старца Паисия Святогорца.

6 Старец Паисий Святогорец. О глубочайшем смысле жизни // Слова. Том II. Духовное пробуждение.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки