Любочестие

Аудио-версия статьи

Любоче́стие (калька с греч. φιλοτιμία (фило­ти­миа) – «Тол­ко­вый сло­варь» Даля, а также более совре­мен­ный «Тол­ко­вый сло­варь» Ефре­мо­вой сооб­щают нам, что «любо­че­стие» это уста­рев­шее поня­тие исполь­зу­е­мое для опи­са­ния стрем­ле­ния чело­ве­ком добиться высо­кого поло­же­ния в обще­стве, любовь к поче­стям и стрем­ле­ние их полу­чать, в пере­нос­ном смысле слова – жажда славы. Ана­ло­гич­ное опре­де­ле­ние дан­ного поня­тия мы нахо­дим и в Полном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Гри­го­рия Дья­ченко1. Сино­ни­мом поня­тия «любо­че­стие» с точки зрения обо­зна­чен­ных выше тол­ко­вых сло­ва­рей явля­ется поня­тие «често­лю­бие», а также «тще­сла­вие» и «сла­во­лю­бие». Кроме того, о чём сооб­ща­ется в цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Г. Дья­ченко, зна­че­нием слова «любо­че­стие» может высту­пать: често­лю­бие, чество­ва­ние, ока­за­ние чести.

Про­ти­во­по­лож­ным по зна­че­нию явля­ется исполь­зо­ва­ние тер­мина «любо­че­стие» в трудах прп. Паисия Свя­то­горца, где оно озна­чает «любовь сми­рен­ного чело­века».

Любо­че­стие как грех

Любо­че­стие как сино­ни­мич­ное таким поня­тиям как «често­лю­бие», «сла­во­лю­бие» и «тще­сла­вие» трак­ту­ется в пра­во­слав­ной тра­ди­ции как грех и про­яв­ле­ние стра­сти гор­до­сти. В част­но­сти, в «Слове на празд­ник в честь слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла» свт. Фила­рет (Дроз­дов) гово­рит: «Если не можешь еще воз­лю­бить поно­ше­ние: отвергни по край­ней мере любо­че­стие. Иначе какой ты ученик Апо­сто­лов?»2. В этой фразе любо­че­стию про­ти­во­по­став­ля­ется любовь к поно­ше­нию как форма рас­по­ло­же­ния души, харак­тер­ная для многих подвиж­ни­ков, свя­зан­ная с мона­ше­ской аске­ти­че­ской прак­ти­кой Хри­сти­а­нин не должен стре­миться к сует­ной земной славе, но должен стре­миться к дости­же­нию Божьего Цар­ства Славы (Цар­ства святых).

Любо­че­стие у Паисия Свя­то­горца и про­блема интер­пре­та­ции поня­тия

Про­блема интер­пре­та­ции поня­тия в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике свя­зана с отно­си­тель­ной про­ти­во­по­лож­но­стью ранее  сло­жив­ше­гося зна­че­ния слова «любо­че­стие» и его содер­жа­ния в трудах старца Паисия Свя­то­горца.

Несмотря на то, что поня­тие «любо­че­стие» в Полном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Гри­го­рия Дья­ченко опре­де­ля­ется как често­лю­бие, тще­сла­вие, у него есть и второе зна­че­ние: ока­за­ние чести, чество­ва­ние. Поэтому одно­ко­рен­ное при­ла­га­тель­ное «любо­че­сти­вый» в сло­варе прот. Гри­го­рия опре­де­ля­ется как «любя­щий воз­да­вать честь по досто­ин­ству»3. В под­твер­жде­ние этого автор ссы­ла­ется на исполь­зо­ва­ние поня­тия в ука­зан­ном смысле в слове на день Пасхи свт. Иоанна Зла­то­уста4. Другое, также одно­ко­рен­ное при­ла­га­тель­ное в сло­варе — «любо­чест­ный» опре­де­ля­ется как «любя­щий награж­дать». Также прот. Гри­го­рий при­во­дит наре­чие «любо­честно», что значит «щедро» и «усердно».

После изда­ния на рус­ском языке трудов старца Паисия (Эзне­пи­диса) Свя­то­горца, уча­сти­лось исполь­зо­ва­ние слова «любо­че­стие» не как сино­нима тще­сла­вия или сла­во­лю­бия. Так, в 5‑м томе «Слов» старца Паисия во второй главе под назва­нием «Любо­че­стие – любовь боль­шой бла­го­дар­но­сти» при­во­дятся сле­ду­ю­щие слова геронды: «Любо­че­стие – это эссен­ция доб­роты, любовь боль­шой бла­го­дар­но­сти, вся доб­рота и сми­ре­ние. Это чистая любовь сми­рен­ного чело­века, кото­рый совер­шенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце испол­нено духов­ной утон­чен­но­сти, вос­при­им­чи­во­сти и бла­го­дар­но­сти к Богу и к образу Божию, чело­веку. Любо­чест­ные люди внут­ренне иста­и­вают от бла­го­дар­но­сти к Богу, кото­рую вся­че­ски выра­жают духовно, как чада Божии. Поскольку они оби­тают на Небе в обла­сти сла­во­сло­вия, то с радо­стью при­ни­мают и испы­та­ния. Про­слав­ляют Бога за них, так же как и за бла­го­де­я­ния, и посто­янно при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние Божие. Любо­чест­ные люди – бла­го­род­ные души. Они глу­боко пере­жи­вают малей­шее добро, кото­рое им делают другие, и ста­ра­ются за него отпла­тить, но, что бы они ни сде­лали, чув­ствуют, что этого мало. Они нико­гда не забы­вают сде­лан­ного им добра»5. Данное опре­де­ле­ние всту­пает в полное про­ти­во­ре­чие с клас­си­че­ским пони­ма­нием «любо­че­стия» как сино­нима «тще­сла­вия» и «често­лю­бия». Старец Паисий исполь­зует ана­ло­гич­ное слово «φιλότιμο» из совре­мен­ного гре­че­ского языка для опи­са­ния своей интер­пре­та­ции поня­тия, под­чер­ки­вая, что любо­че­стие — это и хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель (соеди­не­ние сми­ре­ния и веж­ли­во­сти при воз­да­я­нии бла­го­дар­но­сти), и дар Божий6. Таким обра­зом, мы видим пре­це­дент дво­я­кого пони­ма­ния одного и того же поня­тия, име­ю­щего нрав­ствен­ный харак­тер. Стало быть, для пра­виль­ной интер­пре­та­ции слова «любо­че­стие», встре­ча­ю­ще­гося в пра­во­слав­ной духов­ной лите­ра­туре, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на кон­текст.


При­ме­ча­ния:

1 Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь.

2 Мит­ро­по­лит Фила­рет (Дроз­дов) . Слово на празд­ник в честь слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла.

3 Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь.

4 Spuria. На Пасху 1‑е.

5 Старец Паисий Свя­то­го­рец. Любо­че­стие — любовь боль­шой бла­го­дар­но­сти // Слова. Том V. Глава 2.  и Кон­стан­тин Долгов. Любо­че­стие вели­кого старца Паисия Свя­то­горца.

6 Старец Паисий Свя­то­го­рец. О глу­бо­чай­шем смысле жизни // Слова. Том II. Духов­ное про­буж­де­ние.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки