Мировоззрение

***

Мировоззре́ние — сово­куп­ность прин­ци­пов, взгля­дов, воз­зре­ний, мнений, убеж­де­ний, опре­де­ля­ю­щих отно­ше­ние чело­века к миру и к себе, как к части этого мира.

***

Могут ли Православные христиане иметь отличное друг от друга мировоззрение?

Глав­ные, фун­да­мен­таль­ные поло­же­ния хри­сти­ан­ства суть общие для вся­кого хри­сти­а­нина. Здесь нет и не может быть раз­ли­чий во взгля­дах (напри­мер, мир сотво­рен Богом из ничего; мир управ­ля­ется Боже­ствен­ным Про­мыс­лом; одна­жды насту­пит кон­чина мира, после чего про­изой­дет его обнов­ле­ние).

Вместе с тем, в обла­сти част­но­стей миро­воз­зре­ние одного хри­сти­а­нина может раз­ниться с миро­воз­зре­нием дру­гого.

Иногда это бывает ввиду раз­но­сти в уров­нях знаний. Однако слу­ча­ется, что раз­ли­чие во взгля­дах на мир (про­ис­хож­де­ние мира, миро­устрой­ство) обна­ру­жи­ва­ется даже и среди выда­ю­щихся отцов Церкви.

Так, напри­мер, свя­тыми отцами не было дано одно­знач­ного и бес­спор­ного ответа на вопрос «какова про­дол­жи­тель­ность Дней Тво­ре­ния», хотя со сто­роны исто­рии раз­ви­тия мира этот вопрос кажется очень важным (дело в том, что в ори­ги­наль­ном тексте Писа­ния еврей­ское «иом» — «день» — может интер­пре­ти­ро­ваться и как день, и как период вообще).

Это обсто­я­тель­ство, конечно же, не озна­чает незре­лость их веры. Просто подоб­ные вопросы, важные с точки зрения есте­ство­зна­ния, не прин­ци­пи­альны в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии.

Всё, что необ­хо­димо знать для спа­се­ния, открыто Церкви и предо­став­лено для изу­че­ния веру­ю­щим. Ответы на прин­ци­пи­ально зна­чи­мые рели­ги­оз­ные вопросы можно найти в посо­биях по Дог­ма­тике, Нрав­ствен­ному Бого­сло­вию, другим дис­ци­пли­нам, в ико­но­гра­фии, раз­лич­ных актах и доку­мен­тах.

Мно­же­ство же менее зна­чи­мых вопро­сов, в том числе и вопрос о про­дол­жи­тель­но­сти Дней Тво­ре­ния, отно­сятся к обла­сти част­ных воз­зре­ний и допус­кают раз­лич­ные трак­товки (см.: Тео­ло­гу­мен).

Между тем, слу­ча­лось, что какой-нибудь из отцов выска­зы­вал свое­об­раз­ные, ори­ги­наль­ные суж­де­ния, отлич­ные от общей пози­ции Церкви, касав­ши­еся пер­во­ста­тей­ных вопро­сов веро­уче­ния. Иногда, после тща­тель­ных иссле­до­ва­ний на Собо­рах, эти суж­де­ния опре­де­ля­лись как ложные. В таких слу­чаях выска­зав­шим их авто­рам пред­ла­га­лась воз­мож­ность пока­яться и отка­заться от заблуж­де­ний. В случае несо­гла­сия заблуж­да­ю­щи­еся при­зна­ва­лись ере­ти­ками и отлу­ча­лись от Церкви. Но бывало, что то или иное стран­ное мнение оста­ва­лось без деталь­ного рас­смот­ре­ния.

Одним из таких мнений, по сей день име­ю­щим сто­рон­ни­ков, явля­ется мнение об огра­ни­чен­но­сти про­дол­жи­тель­но­сти буду­щих адовых мук. Согласно этому мнению, все без исклю­че­ния греш­ники одна­жды будут очи­щены, про­щены и войдут в состав пред­ста­ви­те­лей Цар­ства Божьего.

Отно­си­тельно поло­же­ний, опре­де­лен­ных и рас­кры­тых Цер­ко­вью, как дог­ма­ти­че­ские истины, нет и не может быть раз­но­гла­сий. Стало быть, в этих аспек­тах миро­воз­зре­ние одного хри­сти­а­нина должно быть согласно с миро­воз­зре­нием дру­гого.

Что же каса­ется част­ных вопро­сов, не име­ю­щих прин­ци­пи­аль­ного зна­че­ния для спа­се­ния и допус­ка­ю­щих вари­а­тив­ность интер­пре­та­ции, в этих аспек­тах воз­зре­ния могут раз­ниться.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки