Миротворец

Миротво́рец — 1) Бог; 2) Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос; 3) рели­ги­оз­ный, поли­ти­че­ский или обще­ствен­ный дея­тель, про­сла­вив­шийся в исто­рии борь­бой за мир или устро­е­нием мира; 4) всякий миро­лю­би­вый чело­век, ста­ра­ю­щийся избе­гать ссор и раз­до­ров; стре­мя­щийся, по мере умест­но­сти и воз­мож­но­сти, при­ми­рять кон­флик­ту­ю­щих, бра­ня­щихся, враж­ду­ю­щих людей; 5) чело­век, спо­соб­ству­ю­щий ста­би­ли­за­ции мира.

***

Может ли миротворец опираться в своей миротворческой деятельности на военную силу? Может ли миротворец творить мир с мечом в руке?

Первым Миро­твор­цем в самом точном и исклю­чи­тель­ном смысле этого слова явля­ется Бог, всегда дей­ству­ю­щий на осно­ва­нии побуж­де­ний к добру и нико­гда — из побуж­де­ний вражды. Он и назван в Писа­нии Богом мира (1Кор.14:33).

Гос­подь Иисус Хри­стос, испол­няя волю Отца, при­ми­рил между собою «земное и небес­ное». Когда Он совер­шал Свое обще­ствен­ное слу­же­ние, Он при­зы­вал всех людей к мир­ному сосу­ще­ство­ва­нию и вза­им­ной любви, неза­ви­симо от их наци­о­наль­ных, соци­аль­ных, поло­вых, воз­раст­ных отли­чий. В Еван­гель­ских запо­ве­дях бла­жен­ства миро­твор­цам обе­щана вечная жизнь с Богом (Мф.5:9). Апо­стол Павел, опи­ра­ясь на учение Христа, также при­зы­вал людей жить в мире между собой (1Фес.5:13).

Но мыс­лимо ли, чтобы миро­творцы, осу­ществ­ляя миро­твор­че­скую дея­тель­ность, при­бе­гали к силе оружия? Не про­ти­во­ре­чит ли это Боже­ствен­ному Домо­стро­и­тель­ству? — Вопрос слож­ный. Здесь многое зави­сит от теку­щих обсто­я­тельств, бли­жай­ших целей при­ме­не­ния оружия и усло­вий его исполь­зо­ва­ния.

Свя­щен­ное Писа­ние предо­став­ляет нам при­меры, когда Бог, забо­тясь о мире, исполь­зо­вал в каче­стве орудия Своего Про­мысла воору­жен­ных людей. Напри­мер, уста­нов­ле­нию мира при Гедеоне пред­ше­ство­вало воору­жен­ное напа­де­ние его войска на стан врага. В итоге враг потер­пел сокру­ши­тель­ное пора­же­ние, а после победы насту­пил мир, в резуль­тате кото­рого земля «поко­и­лась» долгих сорок лет (Суд.8:28). Но ведь Гедеона при­звал к брани именно Гос­подь (Суд.6:12).

Держа это в уме, важно отме­тить и другое. Несмотря на подоб­ные биб­лей­ские при­меры, мы всё же должны созна­вать, что в целях дости­же­ния мира оружие можно исполь­зо­ваться лишь как край­нее сред­ство: тогда, когда другие спо­собы исчер­паны или же бес­по­лезны, бес­смыс­ленны.

В этом отно­ше­нии харак­терны слова предо­сте­ре­же­ния, адре­со­ван­ные Гос­по­дом уче­нику вместе с тре­бо­ва­нием вер­нуть меч на своё место: «взяв­шие меч, мечом и погиб­нут» (Мф.26:52).

Как пред­став­ля­ется, лучший метод исполь­зо­ва­ния оружия в миро­твор­че­ских целях — демон­стра­тив­ный, тот, посред­ством кото­рого у потен­ци­аль­ного про­тив­ника даже и не воз­ни­кает жела­ния напа­дать.

***

А.И. Иса­енко, воен­ный наблю­да­тель ООН в 1973–1976 гг.

Beati pacifici quoniam fili Dei vocabuutur (Mt 5,9).

Слова «миро­тво­рец», «миро­твор­че­ская дея­тель­ность» часто упо­ми­на­ются в насто­я­щее время в свет­ской прессе. Что они озна­чают с тео­ло­ги­че­ской точки зрения?

Обра­тимся к Цер­ковно-Сла­вян­скому сло­варю. В нем гово­рится, что миро­тво­рец — тот, кто и сам не подает ника­ких пово­дов к раз­дору и несо­гла­сию, и других враж­ду­ю­щих между собою при­ми­ряет и согла­шает, упо­доб­ля­ясь по дея­тель­но­сти сыну Божию, при­ми­рив­шему небо с землею, Бога с чело­ве­ком, он и назы­ва­ется сыном Божиим[1].

Рас­смат­ри­ва­е­мая запо­ведь бла­жен­ства счи­та­ется седь­мой. Еван­гель­ские бла­жен­ства — девять запо­ве­дей, данных Иису­сом Хри­стом в Нагор­ной про­по­веди (Мф. 5:3–12 и Лк. 6:20–23) и содер­жа­щих в себе суще­ствен­ные черты хри­сти­ан­ского учения. Бла­жен­ствами эти изре­че­ния Иисуса Христа названы потому, что в них содер­жаться не кате­го­ри­че­ские пове­ле­ния, а лишь ука­за­ние тех наград-бла­женств, кото­рые даны будут от Бога обла­да­ю­щим тою или иною доб­ро­де­те­лью. Подроб­ные тол­ко­ва­ния еван­гель­ских бла­женств даны отцами церкви: Гри­го­рием Нис­ским, Зла­то­устом, бла­жен­ным Авгу­сти­ном и дру­гими[2].

В книге Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия за 1870 год даются неко­то­рые экзе­ге­ти­че­ские пояс­не­ния. Миро­творцы: те, кото­рые, живя в мире со всеми, упо­треб­ляют свои сред­ства, свое вли­я­ние, свои усилия для уми­ро­тво­ре­ния людей в каких бы то ни было отно­ше­ниях, предот­вра­щают распри, раз­доры, мирят про­тив­ни­ков и тому подоб­ное[3]. Сыны Божии все веру­ю­щие суть дети одного отца небес­ного (Рим. 8:17; Гал. 4:5), — но осо­бенно миро­творцы. Бог есть Бог мира (1Кор. 14:33); то есть, кто про­из­во­дит мир между людьми, осо­бенно в сем упо­доб­ля­ется Богу и в осо­бен­но­сти достойны быть названы сынами Божи­ими. Они осо­бенно упо­доб­ля­ются и Бого­че­ло­веку, при­шед­шему на землю именно для того, чтобы при­ми­рить Бога и людей и — в этом случае суть истин­ные чада Бого­че­ло­века (ср. Зла­то­уст). Наре­кутся: то есть будут дей­стви­тельно тако­выми.

«Бла­женны миро­творцы», — сказал Гос­подь. Поэтому жела­ю­щие быть бла­жен­ными, счаст­ли­выми, войти в цар­ство небес­ное, должны быть миро­твор­цами, то есть должны тво­рить мир и, прежде всего, в душе своей. Мы должны уми­ро­тво­рить самих себя, то есть при­ве­сти себя в такое состо­я­ние, чтобы дух наш ничем не воз­му­щался[4]. Мы должны совер­шенно спо­койно отно­ситься к лише­ниям, обидам и вообще ко всему тому, что может нару­шить душев­ное рав­но­ве­сие, мир души.

Уста­но­вить посто­ян­ный, ничем невоз­му­ти­мый мир внутри себя; мы должны всеми силами стре­миться к тому, чтобы мир был и внутри нас, среди ближ­них наших; для этого мы должны пода­вать пример другим, должны со всеми посту­пать дру­же­любно, не пода­вать повода к несо­гла­сию, предот­вра­щать его всеми мерами и мирить враж­ду­ю­щих; а если не можем сами поми­рить их, то молить Бога о их при­ми­ре­нии.

Будьте в мире между собою, и Бог любви и мира будет с вами. Так учил Апо­стол Павел (1Фес. 5:13; 2Кор. 13:11).

Св. Гри­го­рий Нис­ский гово­рил: «Из всего, чем люди домо­га­ются насла­ждаться в жизни, есть ли что сла­дост­нее мирной жизни? Все, что бы ты не назвал при­ят­ным в жизни, при­ятно бывает только тогда, когда соеди­нено с миром. Пусть будет все, но не будет мира, — что пользы в том? Ты сам рас­суди, что за жизнь тех, кто враж­дует между собою и подо­зре­вает друг друга? Посему, кто предот­вра­щает других от этого порока, тот ока­зы­вает вели­чай­шее бла­го­де­я­ние и спра­вед­ливо может назы­ваться бла­жен­ным, тот творит дело силы Божией, уни­что­жая в при­роде чело­ве­че­ской зло. Гос­подь потому и назы­вает миро­творца сыном Божиим, что достав­ля­ю­щий такое спо­кой­ствие чело­ве­че­скому обще­ству дела­ется под­ра­жа­те­лем Истин­ному Богу»[4].

Бла­жен­ный Авгу­стин писал в «Испо­веди» о своей матери Монике: «Где только не ладили между собой и ссо­ри­лись, там она появ­ля­лась — где могла уми­ро­тво­ри­тель­ни­цей»[5].

Посмот­рим, как изла­га­ется данный вопрос в Тол­ко­вой Библии А.П.Лопухина за 1913 год.

Что под миро­твор­цами разу­ме­ются не одни только мирные, спо­кой­ные люди, кото­рые и сами никого не тро­гают, и их никто не тро­гает, но и люди тру­дя­щи­еся в целях дости­же­ния и водво­ре­ния мира на земле, в этом едва ли можно сомне­ваться.

Иеро­ним под миро­твор­цами разу­меет таких «кото­рые сперва в сердце своем, а потом и среди несо­глас­ных между собою бра­тьев водво­ряют мир. Что пользы, если ты уми­ро­тво­ря­ешь чужих, а в душе твоей борятся пороки?» Но Иеро­ним не объ­яс­няет, почему миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими. Какая связь между миро­тво­ре­нием и сынов­ством? Почему назо­вутся сынами Божи­ими только миро­творцы? Что такое сыны Божии? Когда миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими?

Нужно при­знать, что выра­же­ние Христа ори­ги­нально и соче­та­ние «миро­твор­ства» с сынов­ством при­над­ле­жит только Ему. Что он сказал и хотел ска­зать, объ­яс­нить трудно. Вос­поль­зу­емся теми объ­яс­не­ни­ями, какие дают Зла­то­уст и Фео­фи­лакт. Первый гово­рит: «Дело Еди­но­род­ного Сына Божия заклю­ча­лось в том, чтобы соеди­нить раз­де­лен­ное и при­ми­рить враж­ду­ю­щее». Сле­до­ва­тельно, миро­творцы назо­вутся сынами Божи­ими потому, что под­ра­жают Сыну Божию.

Фео­фи­лакт гово­рит, что здесь «не только разу­ме­ются живу­щие в мире с дру­гими, но и при­ме­ря­ю­щие других соря­щихся. Миро­творцы суть и те, кото­рые своим уче­нием врагов Божиих при­во­дят к Богу. Они суть сыны Божий. Ибо и Еди­но­род­ный при­ми­рил нас с Отцом»[6].

Бла­жен­ство соеди­не­ния людей вместе.

Рас­смот­ре­ние седь­мого бла­жен­ства мы можем начать с выяс­не­ния неко­то­рых про­блем зна­че­ния[3].

Во-первых, слово «мир». В гре­че­ском это слово «эйрене», а в древ­не­ев­рей­ском — «шалом». В древ­не­ев­рей­ском мире нико­гда не значит отсут­ствие непри­ят­но­стей и вол­не­ний; он всегда значит все то, что спо­соб­ствует выс­шему благу чело­века. Когда на Востоке один чело­век гово­рит дру­гому «селям», он не только желает чело­веку, чтобы у него не было ника­ких непри­ят­но­стей, а он желает ему дей­стви­тельно всего хоро­шего.

В Библии мир значит не только отсут­ствие непри­ят­но­стей; это значит поль­зо­ваться всем добрым.

Во-вторых, надо особо ука­зать, что выра­жает это бла­жен­ство. Бла­женны миро­творцы, а не обя­за­тельно миро­лю­би­вые. Чело­век часто непра­вильно про­яв­ляет свое миро­лю­бие, спо­соб­ствуя больше воз­ник­но­ве­нию непри­ят­но­стей, чем мира. Многие пола­гают, что любят мир, тогда как сами нагро­мож­дают про­блемы для буду­щего.

Библия счи­тает бла­жен­ным не тот мир, что явля­ется резуль­та­том ухода от про­блемы, а тот, что явля­ется резуль­та­том оценки дей­стви­тель­но­сти и ее про­блем, их реше­ния и пре­одо­ле­ния. Это бла­жен­ство тре­бует не пас­сив­ного при­ня­тия про­блем из страха перед труд­но­стями, оно тре­бует актив­ного пре­одо­ле­ния про­блем и миро­твор­че­ства даже в том случае, когда путь к миру лежит в борьбе.

В рус­ской Библии, как и в гре­че­ском тексте, ска­зано, что миро­творцы будут названы сынами Божи­ими. Это типично древ­не­ев­рей­ское выра­же­ние. В древ­не­ев­рей­ском не очень много при­ла­га­тель­ных, и потому в нем часто упо­треб­ля­ется не при­ла­га­тель­ное, а выра­же­ние «сын» и роди­тель­ный падеж абстракт­ного суще­стви­тель­ного. И поэтому чело­век может быть назван «сын мира» вместо «мирный (миро­лю­би­вый) чело­век». Так, имя Вар­нава значит «сын уте­ше­ния», а не уте­ша­ю­щий чело­век. Это бла­жен­ство звучит так: бла­женны миро­творцы, ибо они будут наре­чены сынами Божи­ими.

Это значит сле­ду­ю­щее: бла­женны миро­творцы, потому что они будут делать Боже­ствен­ное дело. Чело­век, тво­ря­щий мир, делает то же самое, что делает и творит Бог (Рим. 15:33; 2Кор.13:11; 1Фес.5:23; Евр. 13:20).

Смысл этого бла­жен­ства искали по трем глав­ным направ­ле­ниям.

Было выска­зано пред­по­ло­же­ние, что если слово «шалом» значит все, что спо­соб­ствует выс­шему благу чело­века, то это бла­жен­ство значит: бла­женны те, кото­рые делают мир лучше для жизни людей, кто поднял мир на сту­пеньку выше.

Многие бого­словы ранней церкви пони­мали это бла­жен­ство в чисто духов­ном смысле и счи­тали, что оно имеет такое зна­че­ние: блажен чело­век, уста­но­вив­ший мир в своем сердце и в своей душе. В каждом из нас идет внут­рен­няя борьба между добром и злом, и нас всегда тянет сразу в две сто­роны. Счаст­лив чело­век, добив­шийся внут­рен­него мира, в кото­ром пре­кра­ти­лась внут­рен­няя борьба и кото­рый отдал свое сердце Богу.

Слово мир имеет ещё одно зна­че­ние. О нем рас­суж­дали рав­вины, и Иисус, воз­можно, имел в виду именно это зна­че­ние. Высшая цель, кото­рую может достичь чело­век, — это уста­но­вить пра­виль­ные отно­ше­ния между людьми.

Неко­то­рые люди часто явля­ются источ­ни­ком непри­ят­но­стей, обид, раз­до­ров. С другой сто­роны, есть люди, кото­рые наво­дят мосты между враж­ду­ю­щими, могут уте­шать в горе. Такие люди делают Божье дело, ибо вели­кая цель Божья заклю­ча­ется в том, чтобы уста­но­вить мир между людьми и Богом, а также между самими людьми. Чело­век, соеди­ня­ю­щий людей, выпол­няет Божье дело.

Лите­ра­тура

[1] Полный Цер­ковно-Сла­вян­ский Сло­варь. Г. Дья­ченко. М., 1993, стр. 306.
[2] Энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Ф.А. Брок­гауза. Стр. 189.
[3] Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия от Матфея. Уильям Баркли. БСБ — 1986, стр. 116.
[4] Тол­ко­вое Еван­ге­лие. М., 1870.
[5] Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия. Б.И. Глад­ков. Спб., 1907, стр. 118.
[6] Тол­ко­вая Библия. Том 3. А.П. Лопу­хин. Петер­бург. 1911—1913, стр. 86.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки