Источник

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся

1. Объяснение седьмой заповеди блаженства

I. Господь, ублажая миротворцев, внушает всем нам искать мира и держаться его; ибо без мира, по апостолу, «никтоже узрит Господа» (Евр.12:14), Который есть мир наш; сказано: «Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино» (Еф.2:14), и Который для того и сошел на землю, чтобы восстановить на ней мир, и положил в Церкви Своей слово примирения (2Кор.5:19). Итак, желающие получить вечное блаженство, должны быть миротворцами.

II. Как же исполнять эту заповедь?

а) Во-первых, каждый из нас не должен попускать страстям возмущать себя, а отражать в самом начале прилоги страстей и всячески соблюдать себя в мирном расположении, как заповедует апостол: «мирствуйте в себе» (1Фес.5:13); «и Бог любве и мира будет с вами» (2Кор.13:11). Отчего происходят между нами ссоры, раздоры, несогласия? Оттого, что мы не научились удерживать порывов страстей в своем сердце, искореняя их в самом зародыше; не научились быть мирными в себе, во глубине своей души. Почему всякий из нас обязан стяжать мирный дух, то есть, привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях, лишениях, которые неминуемо бывают со всеми желающими идти по спасительным стезям Христовым.

И кто не скажет, что люди, стяжавшие такое настроение духа поистине блаженны, потому что стяжали Божественную благодать, источник мира «и радости в Духе Святом» (Рим.14:17), и ничем противным не возмущаются? Св. Феофилакт Болгарский говорит: «Мир, иже к человекам и в душе от страстей, мати бывает Божественные благодати, и рождает сию в нас; возмущаемая же душа и брани творящая с иными человеки и сама с собою, не мню, дабы удостоилась Божественныя благодати» (Феофил. Болгар. Пред. к Ев. от Иоан.). Эту истину знают многие из нас и по собственному опыту. Итак, будем всеми силами заботиться о стяжании мирного настроения духа; стяжем мир от страстей, и мы приобретем Божественную благодать, которая сделает нас блаженными и чадами Божиими. «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф.5:9).

б) Во-вторых, умиротворяя себя, мы должны поступать со всеми дружелюбно, не подавать причины к несогласию и предотвращать его всеми мерами, если оно случится из-за чего-либо, например, из-за оскорбления, несправедливости чьей-либо, или из-за посягательства кого-либо на нашу собственность или права, – всеми мерами стараться это несогласие прекращать, хотя бы при этом нужно было пожертвовать и чем-либо, нам принадлежащим, например, нашей собственностью, нашей честью или первенством; если только это не противно нашему долгу, службе и никому не вредно, должны стараться примирять и других враждующих между собой, если можем; а если не можем, то молить Бога о их примирения: ибо чего не в силах сделать мы, то силен сделать Бог, Который и зверское сердце может сделать агнчим.

в) В-третьих, мы должны быть миротворцами и относительно наших ближних, примирять враждующихся, хотя бы мы и не подали повод ко вражде и не стояли бы ни в каких личных отношениях: ни знакомстве, ни дружбе с нарушителями мира. Если все мы обязаны не «искать своих си, но еже ближняго кийждо» (1Кор.10:24), и споспешествовать истинному благополучию ближних наших (а взаимная вражда между нами есть первое в общежитии зло и бедствие для тех, кто во вражде друг с другом), то истинный христианин не может смотреть равнодушно на состояние ближних, находящихся во вражде, и старается прекращать вражду между ними.

Как, в самом деле, не принять участия в ближних тогда, как горят в пламени раздора не домы их, не имение, но души? Пламень сей – геенский (Иак.3:6, 14–16); он сильнее, мучительнее, истребительнее всякого известного нам вещественного огня. Им поджигает души человеческие, его раздувает в них сам дух злобы, дьявол, производящий раздоры и расторжения людей между собою (Еф.4:27; Ин.6:70, 13:2).

Как же нам, подлинно, не принимать участия в ближних наших в то время, когда напал на них со своим оружием первый наш враг, дьявол! Так, истинный христианин непременно должен быть миротворцем и для других.

III. Трудность подвига миротворцев. Сколько христианский миротворец должен иметь благоразумия, терпения, любви, – одним словом, духа евангельского! Ему надобно тогда:

а) вникнуть в склонности, понятия, виды, свойства, узнать сердце всех тех людей, которых хочет мирить, чтобы направить разные силы души к одной своей цели – к миру;

б) ему надобно взвесить все взаимные тяжести своих ближних, чтобы устранить их страсти, привычки, понятия;

в) прежде всего нужно отвергнуться в таких случаях самого себя, не иметь в виду никаких собственных выгод, кроме блага и пользы ближних своих, чтобы при борьбе с самолюбием других его собственное самолюбие не умножило врагов и вражду. Отсюда открывается, как велико значение и заслуги миротворца в общежитии человеческом, и сколько бы потухало между людьми раздоров, сколько бы уменьшилось дел судных, сколько бы прекратилось бедствий, в которых страждут, как в пламени, не только лица, но и целые семейства, даже целые роды, если бы христиане заботились о примирении враждующих между собой. Посему миротворцам обещано Спасителем блаженство выше всех блаженств. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф.5:9). (См. слова Игнатия, арх. Донского, об обязанностях к ближним. Спб. 1846, стр. 136–148).

IV. Награда миротворцам. Миротворцы нарекутся сынами Божиими: все верующие суть дети одного Отца Небесного (Рим.8:17; Гал.4:5), но особенно миротворцы: «Бог есть Бог мира» (1Кор.14:33); те, кто производит мир между людьми, особенно в этом уподобляются Богу и в особенности достойны быть названы сынами Божиими. Они особенно уподобляются и Богочеловеку, пришедшему на землю именно для того, чтобы примирить Бога и людей, и в сем случае суть истинные чадца Богочеловека (ср. Зл. и Феофил.).

«Миротворцы будут наречены сынами Божиими – это слово нужно понимать в том смысле, что они получат столь великую награду, которую могут получить от Отца Небесного только самые близкие лица142, потому что из всех христиан миротворцы самые близкие и присные Богу, как Его подражатели и Им возрожденные» (сост. по «Полн. собр. соч.» прот. И. Сергиева, т. 1, стр. 214; по «Нрав. богосл.» архиеп. Платона и другим источн.).

2. Важность заповеди о христианском миролюбии

Христиане должны сохранять мир, как следствие взаимной их любви (Ин.13:34–36,14:15), оставленный им Искупителем, как Сам Он о сем завещал. Он говорил: «Мир оставляю вам, Мир Мой даю вам» (Ин.14:27). И Сам Господь Бог, Отец наш, благоволил именовать Себя, по многократному учению апостола (Рим.15:33; 1Фес.5:23; Евр.13:20), «Богом мира». Он и лицезрения Своего, этого высочайшего блага, удостаивает только имеющих мир и святыню со всеми. «Мир имейте и святыню со всеми, – поучает апостол, – ихже кроме никто же узрит Бога» (Евр.12:14). Господь же Иисус Христос и по воскресении Своем, когда уже «дана Ему всякая власть на небеси и на земли» (Мф.28:18), приносит друзьям Своим мир и первее всего приветствует их, как достойным даром этой власти, как высшим счастьем –миром . «Прииде Иисус, – говорит евангелист Иоанн Богослов, – и ста посреде, и глагола им, мир вам» (Ин.20:19). Этим же благом, – благословением мира, – напутствовал Господь апостолов, и сугубо напутствовал их, когда восхотел послать их благовествовать о Себе всему миру. «Рече же им Иисус паки, – повествует тот же возлюбленный ученик Господа, – мир вам, якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин.20:21).

На этом основании Св. Церковь и в начале, и в продолжение всякой церковной службы так часто преподает мир всем и прежде всего молится о мире христиан (сост. по «Паст. соб.», за 1892 г., № 9).

3. Степени миротворства.

Миротворство, как христианская добродетель, имеет три степени: низшую, среднюю и высшую. Низшая степень, которую можно назвать душевным миром, заключается в том, чтобы мы имели мир в душе своей, из которой силой благодати Божией (которой должны искать с просьбой у Бога) и собственного старания изгоняли бы все страсти, производящие в ней борьбу между ветхим и новым человеком, чтобы мы всемерно соблюдали себя в мирном расположении духа, по заповеди апостола: «мирствуйте в себе» (1Фес.5:13).

Средняя степень, которая может быть названа миролюбием, заключается в том, чтобы мы своими словами, действиями, словом, всей своей жизнью, не подавали нашим ближним никакого повода к нарушению христианского мира, чтобы мы, «аще возможно еже от нас, со всеми человеки мир имели» (Рим.12:18).

Высшая степень – собственно миротворство, заключается в том, чтобы мы не только сами не нарушали мира с нашими ближними, но и старались со всем усердием христианской любви восстановить нарушенный мир, прекратить возникшую вражду среди ближних, хотя бы и не состояли с ними ни в каких отношениях дружбы или личного знакомства, действуя со змеиной мудростью и голубиной кротостью, «не ища своих си, но еже ближнего кийждо» (1Кор.10:24). (Свящ. Г. Д-ко).

4. Причины, побуждающие нас к взаимному примирению

Причины, побуждающие нас ко взаимному примирению, суть следующие, по учению св. Тихона Задонского:

1) «Бог повелевает оставлять ближнему обиды и примиряться...

2) Христианская любовь требует, дабы брату нашему, оскорбившему нас по немощи или дьявольскому наущению, не мстить, но умилосердившись, простить, – и не попущать – гневу в злобу и ненависть возрасти; но тотчас начинающееся куриться зло угасить духом кротости и человеколюбия.

3) Да подвигнет нас ко взаимному прощению и друг друга помилованию милосердие Божие, которое на всяк день и час нам согрешающим является... Ибо все мы, кто бы ни были, человеки есмы, грешники есмы, земля и пепел есмы: в сравнении пред Богом, пред Которым весь свет, как капля, мы ничто. Велико ли убо, когда человек человеку согрешает и грешник грешнику прощает?..

4) Да подвигнет нас к прощению ближних собственная наша польза! Ибо кто прощает ближнему, тому удобный приступ к благости Божьей отверзается... а тот, кто не отпускает согрешений брату, как скажет: «Отче наш!.. Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим...».

5) Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни иного чего от нас не приемлет, пока с ближним нашим не примиримся... Словом ближнего твоего ты оскорбил, словом и примирись; смирись перед ним и испроси прощения. Делом ближнего твоего оскорбил; делом и примирись...» (из твор. св. Тихона Задонского).

5. Неосновательность оправдания людей, не желающих примириться между собой

(Из твор. св. Тихона Задонского)

а) «Мне ли у него просить прощения? Он – простец, а я благородный». Но и он человек есть, как и ты: у Бога все по естеству равны...

б) «Он-де злой человек?» Не твое дело его судить; един Бог судит по внутреннему, а не по внешнему.

в)«Он-де моим смирением вознесется?» Неправда; видя твое смирение, и сам смирится.

г)«Я-де ни в чем не виноват; он меня без всякой причины оскорбил!» Бывает сие; но в чем нам виноват Бог? Праведен Господь и несть неправды в Нем; однако же бесстыдно согрешаем и оскорбляем Его: и просим милости и получаем милость. Оставим убо все отговорки, и мир дадим всем (из творений св. Тихона Задонского).

6. Библейские изречения о мире с людьми

Верные должны

хранить мир с людьми: «Любите истину и мир» (Зах.8:19). – «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:18). – «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13:11). – «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). – «Будьте в мире между собою» (1Фес.5:13).

искать мира с людьми : «Удерживай язык свой от зла, и уста свои от коварных слов» (Пс.33:14). – «Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1Пет.3:11). – «Юношеских похотей убегай, а держись правды, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2Тим.2:22).

стараться иметь мир со всеми людьми : «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф.5:25).– «Если возможно, с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). – «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14).

иметь самопожертвование, чтобы иметь мир с людьми : «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку» (Лк.6:29).

Благословения, проистекающие от мира с людьми : «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские» (Пс.132:1–3).

Выгоды мира с людьми : «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч.17:1). – «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» (Еккл.4:6).

Те, которые водворяют мир с людьми, названы детьми Божиими : «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

7. Святоотеческие свидетельства о христианском миролюбии

I. Св. Иоанн Златоуст учит: «Здесь (т. е. в седьмой заповеди блаженства) не только Иисус Христос осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует еще более, – именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других».(Беседа на Ев. Мф., ч. 1, изд. 3, М. 1846 г., стр. 276).

II. Св. Исидор Пелусиот учит: «Спаситель ублажил миротворцев и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, низшее убеждают быть в рабстве у высшего, в таком рабстве, которое лучше всякой свободы и царской власти; потом водворяющие мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом... Удивляюсь ни с чем несравненной щедрости Божия человеколюбия, потому что обещает блага воздаяния не только за труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как верх всего увеселяющего нас есть мир, а без него, когда нарушен он войною, ничто радостотворное не будет иметь силы.

Хорошо также сказано, что «миротворцы... сынове Божии нарекутся»; и такая награда назначена за сей подвиг! Так как Сам Он, как Истинный Сын, умиротворил всяческая, соделав тело орудием добродетели двоякого рода людей, то есть, уверовавшего из иудеев и уверовавшего из язычников сотворив одним новым человеком, небесное соединив с земным; то справедливо сказал, что делающие, по возможности, то же самое, будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства» (Тв. св. отцев, т. 36; тв. св. Исидора Пелус., ч. 3, стр. 66).

8. Мысли о миролюбии

I. «Религия Христова есть религия мира, и последователи ее должны быть поборниками мира» (Прот. Фаворов. Соч. о христ. нравств., стр. 83).

II. «Источником вражды во всех без исключения случаях служат страсти самолюбия, своекорыстия и под.» (оттуда же).

III «Не ждите прочного мира там, где язык болтает без удержу» (Авва Бернард, в «Прав. св. жития», стр. 86).

IV. Как бросающий с берега реки утопающему веревку спасает его от преждевременной смерти и возвращает его к жизни на радость его семьи и всех его родных, так и миротворец своими словами, исполненными христианской любви, вырывает из сетей дьявола души враждующих христиан и приводит их к Царю–Христу, Который со всеми Ангелами и святыми много радуется о погибавших и снова возвратившихся на путь жизни грешниках (Свящ. Г. Дьяченко).

V. Как растение, во время засухи палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь; так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской (он же).

9. Примеры христианского миротворения и миролюбия

Высочайший образец всех миротворцев есть Сам Господь наш Иисус Христос, Который и называется у пророка «Князем мира» (Ис.9:6), а у апостола «миром нашим» («той бо есть мир наш», – говорит св. ап. Павел [Еф.2:14]). Припомним, как водворял Он мир между учениками Своими, когда на Вечере «бысть... пря в них, кий мнится их быти болий» (Лк.22:24), – Господь, чтобы умирить их, принял Сам должность служителя и омывал их ноги. Когда ап. Петр хотел мечом защищать Учителя своего против иудеев, – Он сказал ему: «Вонзи нож в ножницу: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?» (Ин.18:11) – и, исцелив урезанное ножом Петровым ухо Малха, Сам предал себя врагам Своим. Но главная цель Небесного Примирителя была та, чтобы даровать всем человекам мир Божий, примирить грешников с вечным правосудием, и для того, чем не пожертвовал Он? «Себе истощил, зрак раба приим, – смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:7–8).

Жизнь святых угодников Божиих представляет высокие примеры христианского миротворения и миролюбия. Приведем здесь некоторые из них.

I. По прибытии на 1-й Вселенский Собор император Константин Великий был осаждаем некоторыми епископами, которые настойчиво требовали от него выслушать их жалобы друг против друга, и так как эти раздоры не только были недостойны, но и легко могли затруднять собственно делопроизводство на Соборе, то он решился сразу же положить им конец. Назначив день для решения подобных дел, он занял место в качестве судьи и принял все докладные записки, содержавшие взаимные жалобы и взаимные обвинения епископов; затем, после краткого увещания им к единению и согласию, он сжег все эти бумаги, не раскрывая их, «дабы распри священников не сделались известными кому-нибудь» (Rufin, 1, 2). После этого Собор приступил к обсуждению того, для чего он собственно и был созван (извл. из «Истории христ. Церкви» Робертсона, т. 1-й, стр. 191).

II. Св. Григорий Богослов, узнав, что отцы 2-го Вселенского Собора спорят о правах его святительства в Константинополе, добровольно отрекся от этих прав, объявив: «Я не лучше пророка Ионы, ввергните и меня в море, чтобы утихло происшедшее ради меня волнение» (Ч.-М. 26 янв.).

III. Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, живя в скиту вместе, часто между собою спорили. Наконец авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?». На это брат Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня; а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая так, они были мирны и покойны в остальные дни свои (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отц.»).

IV. Один благочестивый пустынник пришел в пустыню Скит и поселился в пустой келье, которую дал ему на время скитский старец. Оба инока сначала жили в братском согласии, но скоро это согласие рушилось: скитский старец позавидовал пришедшему пустыннику в том, что к нему стало стекаться много народа слушать его поучительные беседы. Побуждаемый завистью, скитский старец послал своего юного послушника сказать гостившему пустыннику, чтобы он очистил принадлежащую ему келью. Вместо того послушник, пришед к гостю, поклонился и сказал: «Отец мой приказал испросить у тебя, здоров ли ты?» – «Скажи отцу твоему, – ответил пустынник, – чтобы помолился о мне Господу Богу: я немного болен». Возвратясь, послушник сказал старцу своему, будто пустынник нашел другую келью и скоро уйдет от него. Прошло несколько времени, старец опять послал послушника своего сказать пришельцу, чтобы выходил из кельи, угрожая силой выгнать его. Пришедши опять, послушник сказал: «Отец мой, услышав, что ты болен, прислал меня навестить тебя». – «Скажи отцу твоему, что я молитвами его выздоровел», – сказал гость. Послушник, напротив, передал своему старцу, что гость просит позволения только одну неделю пожить в его келье. Прошла неделя, а пришлец не оставляет кельи; тогда раздраженный старец сам идет выгонять его. Послушник же поспешил вперед и сказал пустыннику, что старец идет звать его к себе на трапезу. Услышав это, гость выходит к старцу навстречу, принимает его с распростертыми объятиями и со взором, исполненным любви, говорит: «Я иду к тебе, любезный о Христе брат! Не трудись идти ко мне». Пораженный незлобием пришельца, старец невольно умиротворился душою, забыл свою досаду, облобызал гостя и увел его в свою келью для угощения.

Проводив гостя, старец узнал, как послушник изменял его приказания, и душевно возрадовался, что избавился от сетей демона, припал к ногам ученика своего и сказал: «Отныне ты мой наставник, а я твой ученик, ибо через твой поступок спасены наши души» (Дост. сказ. о подв. св. и бл. отц.).

V. Св. Иоанн Милостивый, патриарх Иерусалимский, кроме необычайного милосердия ко всем бедным и нуждающимся, отличался еще и глубоким миролюбием. До какой степени простиралось его миролюбие, показывает следующий случай из его жизни: один клирик, наказанный св. Иоанном за некоторый проступок, был в крайнем на него неудовольствии. Святитель думал призвать его для увещаний, но, занятый различными делами, забыл об этом. Вскоре во время служения им литургии, читая слова Евангелия: «Аще... принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23–24), он вспомнил того клирика и, призвавши его к себе, упал к нему в ноги, прося у него прощения и примирения. Пораженный таким смирением своего архипастыря, клирик сам припадает к ногам его и, обливаясь слезами, с своей стороны просит у него прощения. Возвратившись к алтарю, с таким смирением, святитель Христов взывал ко Отцу Небесному: «Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Ч.-Мин. 12 ноября).

VI. К некоторому старцу пришел незнакомый человек и сказал: «Я и брат мой, друг с другом поссорились: но, к несчастью, он не хочет примириться, хотя я всеми силами стараюсь о том. Человек Божий, сделай милость, уговори его!». Старец с радостью принял на себя дело пришельца и, призвав к себе брата его, начал говорить о любви и согласии... Сначала казалось, что ожесточенный брат умягчился, но вдруг он сказал: «Не могу примириться, ибо крестом поклялся вечно враждовать на него». Тогда старец, улыбаясь, сказал ему: «Клятва твоя имеет такую силу: Сладчайший Иисусе! Заклинаю себя Крестом Твоим, что не буду исполнять Твоих заповедей и хочу повиноваться воле врага Твоего – дьявола. Друг мой! Не только должно отвергнуть то, на что мы в злой час решились, но должно раскаяться в этом: должно сокрушаться о том, в чем против души своей согрешили. Если бы Ирод раскаялся, а не поступил по своей клятве, не сделал бы величайшего в свете злодеяния: не умертвил бы Предтечу Христова». Выслушав эти слова из уст старца, незнакомец в тот же час примирился (Из «Пролога»).

VII. Авва Пимен, авва Анув и прочие братья их, числом пять, сыны одной матери, спасшись бегством из пустыни Скита, на которую напало одно варварское племя и многих отшельников убило, пришли в место, называемое Ференуф, и все семь остановились там на время в опустевшем идольском храме, с намерением обсудить избрание места для постоянного жительства. При этом авва Анув сказал авве Пимену: «Сделай милость, ты и братья, исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы». Авва Пимен отвечал: «Сделаем по желанию твоему». Они и поступили так. В храме стояла каменная статуя. Анув, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил в ней и просил прощения. Так делал он в течение всей недели. В субботу братья сошлись вместе, и сказал авва Пимен авве Ануву: «Видел я, авва, что ты в течение этой недели кидал каменьями в лицо статуи, а потом поклонялся ей и просил у нее прощения: верующий во Христа не должен кланяться идолу!». Старец отвечал: «Сделал это я для вас: когда, как вы видели, я кидал камнями в лицо статуи, произнесла ли она что? Рассердилась ли она?». Авва Пимен отвечал: «Нет». Анув продолжал: «Когда я просил у нее прощения, смутилась ли она? Сказала ли: не прощаю?». Авва Пимен отвечал: «Нет». На это сказал авва Анув: «Так и мы семь братьев, если желаем проводить жительство вместе, – будем подобны этой статуе, которая от оскорблений, нанесенных ей, не возмущается гневом, а при смирении, оказываемом перед нею, не тщеславится и не надмевается. Если же вы не хотите вести себя таким образом, – вот четверо врат у этого храма: пусть каждый идет, куда хочет, и выбирает место для жительства, какое хочет». Братия пали ниц перед аввой Анувом, дали обещание поступать по его совету и пробыли вместе в великом смирении и терпении многие годы, с одной целью – стремиться к христианскому совершенству. В ночи они спали четыре часа, четыре часа проводили в псалмопении и четыре в рукоделии. Днем они занимались попеременно молитвой и рукоделием до шестого часа, выделывая разные вещи из пальмовых ветвей; до девятого часа занимались чтением, а после этого приготовляли себе пищу, собирая некоторая полевые травы.

Авва Пимен впоследствии рассказывал: «Мы провели все время жизни нашей в труде, подчиняясь распоряжениям аввы Анува; одному из нас он поручил хозяйство наше: мы ели то, что было предлагаемо нам, никто из нас не позволял себе сказать: “дай мне чего-нибудь другого, или, я этого не хочу”. Таким образом мы провели всю жизнь нашу в безмолвии и мире». (См. «Отечник» еп. Игнатия).

VIII. Преподобный Сергий – как умиротворитель князей. Преподобный Сергий дарован Богом земле русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарские насилия и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. – Смутное, тревожное было то время. Читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь поехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву или тех же татар идти ратью на Москву... Кровь лилась потоками в этих ссорах и раздорах княжеских, и только мудрое, властное слово святителей, да таких великих подвижников, как преподобный Сергий, удерживали князей, и то не всегда, от этих гибельных усобиц и кровопролитных войн.

Приведем несколько рассказов о миротворительных подвигах препод. Сергия:

а) Есть сведение, что еще в малолетство Донского героя, при жизни великого князя Иоанна Иоанновича, в 1368 году преподобный Сергий путешествовал в свой родной город Ростов, чтобы уговорить ростовского князя Константина Васильевича признать над собой власть великого князя московского.

б) В 1363 году мы видим святого игумена опять путешествующим в Ростов. Думают, что преподобный Сергий приходил в Ростов не на богомолье только, но имел еще поручение убедить старого ростовского князя ничего не затевать ко вреду великого князя московского. Действительно, мы видим, что князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимости от великого князя московского.

в) Прошел год, и пустынник – примиритель князей снова должен был отправиться в путь, на этот раз уже в Нижний Новгород. Нужно было убедить князя Бориса Константиновича, самовольно захватившего Нижний Новгород у своего брата Димитрия, оставить город и не враждовать с братом. Когда увещания оказались безуспешными, преподобный Сергий, по данной ему власти, затворил все храмы в Нижнем; богослужение прекратилось. Борис вынужден был покориться, тем более, что из Москвы, под начальством его брата, Димитрия (Суздальского), пришла сильная рать. И Борис вышел навстречу брату с повинной. Это было в 1366 году.

г) Другой беспокойный сосед московского князя был Олег, князь рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и тверским князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда великий князь призвал преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд убедить упрямого князя рязанского к примирению. Поздней осенью 1386 года смиренный старец отправился, по своему обыкновению, пешком, в Рязань. Его кроткие увещания смягчили сердце Олега, который чистосердечно открылся ему в своих замыслах и «взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Димитриевну. Так, при неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия, и благодаря деятельному участию игумена Радонежского, преподобного отца нашего Сергия, постепенно возрастала власть великого князя московского, а под ее знаменем стала постепенно объединяться и русская земля, обессиленная раздорами удельных князей. Мало-помалу эти князья свыклись с мыслью о необходимости подчиниться власти московского князя, а в народе пробуждалось сознание нужды сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное иго татарское. Бог знает: мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле великий князь московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были угодники Божии – митрополит Алексий и богоносный Сергий, игумен Радонежский (извлеч. в сокращ. из книги: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонеж. и всея России чудотворца», архим. Никона).

IX. Известно о св. Тихоне Задонском, что когда гордый и несдержанный помещик ударил его по щеке, то святой епископ, живший в духе христианского мира, тотчас поклонился в ноги своему дерзкому оскорбителю, который бы, напротив, ему-то должен был сделать поклон; дерзкий оскорбитель был поражен и совершенно изменился к лучшему (Ч.-М.).

10. Хотя христианский мир весьма дорог, но не во всех случаях он достижим

Мир в жизни весьма дорог для людей. Сам Спаситель говорил в утешение ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже (не такой, как) мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашается» (Ин.14:27). Но, к сожалению, пока есть упорные, злые люди на земле, полного согласия между людьми, желанного мира мы не в силах достигнуть. Конечно, здесь мы разумеем только такой мир, который ведет не к падению, а к улучшению жизни, которого желает наш Законодатель Христос. В действительности же, люди заключают часто такой позорный мир или союз, которого нужно бояться как огня. Так, никто не посмеет подумать, что желателен союз хищников, развратителей разного рода и т. п. Нельзя же говорить таковым союзникам в угоду им: «хорошо», когда они порождают зло, – тогда зло восторжествовало бы. Сам Спаситель, будучи самоотверженным миротворцем, не переставал, однако, обличать и убеждать заблуждающихся книжников и фарисеев в том, что их поведение вредно для ближних и дружное их учение противно истине. Он не только словом, но и действием вооружался против нарушителей закона. Так, Он с бичом в руках выгнал торговцев из храма.

Это однако же не значит, что Сам Господь не желал примирения с фарисеями, саддукеями и пр. Нет, Спаситель, хотя и «с гневом смотрел на них, скорбя об ожесточении сердец их» (Мк.3:5), но не желал им безвозвратной погибели, а готов был и всех привлечь к Себе, как действительно и привлек из сонмища их Никодима и Иосифа Аримафейского. Спаситель всякого грешника призывал к Себе, только Он не мог ни на йоту изменить истине в угоду человеку, потому что в Сыне Божием нет лжи и не может быть. Вот почему не могло состояться примирение между Сыном Божиим и лживыми фарисеями.

Подобно сему не мог примириться, например, праведный Филарет Милостивый со своей суетной женой, так как она требовала от него ни более, ни менее как того, чтобы он изменил своему святому призванию благотворить бедным, чтобы он перестал надеяться на Господа и более всего заботился бы о себе и о ней143 (сост. по «Воскр. чт.» за 1891 г. № 37–38).

11. Объяснение слов: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18).

Для объяснения сих слов приведем мнения св. отцов, которые говорят, что не всегда возможно иметь мир с людьми, что не всяким миром можно дорожить.

I. «Да не подумают, – пишет св. Григорий Богослов, – будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить, ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единогласие, но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Но когда дело идет о явном нечестии, тогда должно идти скорее на огонь и меч, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к зараженным» (Григ. Богосл. «Слово о мире», в русск. пер., т. 1, стр. 237).

II. «Мир особенно тогда и водворяется, – пишет св. Иоанн Златоуст, – когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется, ибо через сие только и возможно небу соединиться с землей. Ибо и врач тогда спасет части тела, когда отсекает от них неизлечимый член, и военачальник восстановляет спокойствие, когда злонамеренных единомышленников приводит в разногласие. Так было и при столпотворении вавилонском; злой мир разрушен добрым несогласием, и водворен мир... Единомыслие не всегда бывает хорошо; и разбойники бывают согласны» (Злат. на Мф. бес. 25).

III. Св. Исидор Пелусиот так объясняет эти слова: «Есть и брань святая, и мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: «возревновав на беззаконные, мир грешников зря» (Пс.72:3), ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на несделавших им никакой обиды, и волки собираются в стадо, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцею и блудник с блудницею живут в мире. Посему не полагай, что мир везде есть благо; нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто с злословящими Промысл и заключает договоры с людьми негодными по жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию; тогда поселяется он где-то вне и вдали от пределов мира, – почему и Павел (апостол) сказал: «аще возможно144, еже от вас, со всеми человеки мир имейте»; ибо ясно знал, что иногда сие и невозможно» (твор. св. Исид. Пелус., т. II, стр. 424–425).

12. О примирении ссорящихся

«Будем оказывать милосердие и большое человеколюбие ближним, как имуществом, так и делами, – учит св. Иоанн Златоуст. – Если увидим, что кого либо мучат и бьют на площади, и если можем снабдить его деньгами, то снабдим; а если можем окончить дело словами, не поленимся и это сделать. Есть награда и за слова, даже еще и за самые вздохи; и об этом-то блаженный Иов говорил: «Аз... о всяцем немощнем восплакахся, воздохнух же видев мужа в бедах» (Иов.30:25). Если же есть награда за слезы и вздохи, то подумай, каково будет воздаяние, когда присоединятся к ним слова, усердие и другое подобное тому. И мы были некогда враги Богу, и Единородный примирил нас, сделавшись посредником, претерпев за нас раны и самую смерть. Постараемся же и мы избавлять от бесчисленных бедствий тех, которые впадают в оные, а не причинять им бедствий, как ныне поступаем. Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других и окружаем это дьявольское зрелище, которого может ли что быть бесчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – Ужели зверь? – Ужели змей? – Это человек, всегдашний сообщник твой; он брат тебе, он член твой! Итак, не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающего, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище дьявольское и прекратить злобу человеческую!

«Чтобы мне и самому принять побои, – скажешь ты, – и ты это велишь?» Совсем нет! Ты не примешь их; а если и примешь, то это будет тебе вместо мученичества; потому что за Бога претерпишь это. Если же не хочешь принять побоев, то подумай: Сам Господь восхотел претерпеть за тебя крест. Как обижающий, так и обижаемый, от сильного гнева, ими преобладающего, подобны пьяным и потерявшим рассудок; потому имеют нужду в человеке здравомыслящем, который бы им помог: первому – чтобы перестал обижать, а второму – чтобы избавился от побоев. Итак, пойди и подай руку помощи, трезвый – опьянелому; ибо опьянение, происходящее от гнева, гораздо хуже опьянения от вина! Посмотри на корабельщиков: они как скоро видят где-либо кораблекрушение, тотчас, поднявши паруса, спешат, дабы исхитить от волн товарищей по ремеслу. Итак, если имеющие одинаковое ремесло так друг другу помогают, то тем паче надлежит помогать друг другу тем, которые имеют одинаковую природу, ибо здесь кораблекрушение гораздо бедственнее того. Ибо во время ссоры или изрыгают хулы, и таким образом теряют все прежние добрые дела; или в сильном гневе клянутся ложно, и таким образом впадают в геенну; или наносят побои и совершают убийство, и опять подвергнутся такому же кораблекрушению.

Итак, пойди, прекрати зло, спустись в его бурное море и исхити утопающих, и, разрушив зрелище дьявольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны. Если пожар и распространится, огонь усилится, не бойся; ибо многие тебе подадут руку помощи, только начни, и прежде всех поможет Бог мира.

И если ты первый начнешь гасить пламя, то несмотря на то, что многие другие тебе будут помогать, ты один получишь награду за все. Послушай, что говорит Бог иудеям, пресмыкающимся долу: «Если увидишь, – говорит Он, – упадшего осла у врага твоего, не проходи мимо, но подними». Но гораздо легче разнять ссорящихся между собою, нежели поднять упадшую скотину. Если же должно поднимать осла у врагов, то тем более души у друзей, особенно когда последнее падение гораздо бедственнее; ибо души упадают не в грязь, но в огненную геенну, от тяжести гнева. А ты, жестокий и бесчеловечный, видя брата своего, лежащего под тяжким бременем, и дьявола, предстоящего и разжигающего пламя гнева, проходишь мимо! И скот оставлять без помощи небезопасно. Самарянин, когда увидел раненого, совсем неизвестного ему человека, и не имевшего никаких к нему отношений, остановился, посадил его на своего осла, привез в гостиницу, нанял врача и деньги гостинику частью заплатил, частью обещал заплатить. А ты, видя человека, который попался не разбойникам, но полчищу демонов и ярости врага не в пустыне, но среди площади, – когда тебе не нужно ни платить денег, ни нанимать осла, ни далеко идти, но только сказать несколько слов, – ты, жестокий и бесчеловечный, не хочешь помочь, но бежишь мимо? Как же ты надеешься сам когда-нибудь получить милость у Бога?» (из твор. св. И. Злат. см. В. 4. 1889 г. 36).

13. Средства к достижению христианского мира между людьми

I. Обуздывай свои страсти, из-за которых чаще всего нарушается для христиан мир. «Все, еже в мире, похоть плотская, похоть очима и гордость житейская» (1Ин.2:16), и сии страсти как сами не согласны между собою, так и враждебны вере и благочестию. «Откуду брани и свары в вас? – вопрошает апостол Иаков. – Не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих во удех ваших?» (Иак.4:1). Значит, доколе существуют страсти в нашей природе, дотоле не может быть совершенного мира между людьми145.

II. Вооружись терпением. Вот апостольский урок терпения: «Терпение... дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени» (Иак.1:4). «Молю... вас... ходити достойно звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, терпяще друг друга любовью» (Еф.4:1–2). Если так будет устроено терпение христианина, то что может преодолеть его, и чего не может победить оно? Если христианин, укоряем, не противоукоряет, стражда не прещает; если даже тем более связует уста свои для ответа на укоризны, чем сильнее и громче поносят его и клевещут, то стрелы врагов по необходимости должны истощиться, обессилеть и притупиться, пламень ненависти и злобы, не встречая более пищи себе, должен погаснуть. Так побеждал злобу Саула Давид своей кротостью и терпением, и довел его до того, что он сам осуждал себя и говорил: «безумно сотворих, и погреших много зело»146 (1Цар.26:21).

III. Благотвори врагам твоим. С терпением должно соединять благотворение в отношении ко врагам. «Аще... алчет враг, твой ухлеби его: аще ли жаждет, напои его: сие бо творя, углие огненное собиравши на главу его» (Рим.12:20). Если одно терпение не победит зла, то уступит, наконец, благотворительности. Ибо что чувствительнее, что сильнее заставит меня видеть, в каком я опасном состоянии, как если угли огненные сыплются на самую главу мою? Так всего скорее и ощутительнее познаю я несправедливость и виновность моей ненависти против ближнего, когда испытываю его благодеяния, когда вижу, что за ненависть мою он платит любовью, за обиды – благотворением. Такая любовь христианская сильна обезоружить самого ожесточенного врага, смягчить жестокое его сердце, вразумить и даже расположить к раскаянию и примирению. И сию-то любовь заповедал вам Небесный Учитель любви: «Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть» (Мф.5:44).

IV. Молись за врагов, нарушающих христианский мир. Молитва за врагов благотворна для самого молящегося; ибо, молясь о том, чтоб Господь простил грех враждующим, христианин погашает и последние искры озлобления или недоброжелательства, какие могут скрываться в сердце его, и возбуждает сильнее любовь свою к ближним. Благотворна эта молитва и для врагов наших; ибо она умилостивляет правосудие Божие, готовое покарать их, и вместо гнева привлекает к ним милосердие. Молитва за врагов, можно сказать, есть и последнее средство для спасения как обидимых, так и обидящих. В самом деле, где найдет обидимый защиту и помощь, когда не находит ее у людей, где как не у одного Небесного Защитника и Помощника? Он же, испытующий сердца и утробы, один знает, как лучше подействовать на враждующих, как обуздать их зло. Сказано: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16). Как благотворна молитва для болящих телесно, так спасительна и для страждущих духом, каковы все враждующие.

V. Уклоняйся от людей, нарушающих христианский мир. Вспомним древнее правило святых: «уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и» (Пс.33:15).

Люди гордые, раздражительные, преданные плоти и миру, по своему характеру всегда ненавидят мир и постоянно склонны нарушать его. Всеми силами нужно избегать их, дабы и самому не обжечься пламенем вражды.

VI. Имей в памяти живое представление всех преимуществ мира перед враждой. Св. Григорий Нисский, изображая преимущества мира, согласия и примирительности, пишет: «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, чтобы ты ни назвал приятным в жизни, все бывает приятным только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, слуги, друзья, земля и море, доставляющие своего рода богатство. Какая польза в тех благах, когда война препятствует наслаждаться ими? Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни. Даже если случится с нами, как это обыкновенно бывает с людьми, какое-нибудь несчастье во время мира, – и оно бывает сноснее, потому что в сем случае зло умеряется добром... Ты сам по себе рассуди, что за жизнь тех, которые враждуют между собой и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо, и один в другом всего гнушаются; уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого; и, напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему Господь хочет, чтобы ты с таким избытком умножал в себе благодать мира, (чтобы не только сам мог наслаждаться им, но) чтобы твоя жизнь служила врачевством против болезни других... Кто предотвращает других от сего постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может назваться блаженным и достопочтенным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо того вводя общение благ.

Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу... Податель и Господь благ всецело истребляет и совершенно уничтожает все противоестественное и чуждое добру. Подобную же деятельность Он заповедует и тебе; и ты должен погашать ненависть, прекращать войну, истреблять зависть, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие, и вместо него вводить все, что за удалением тех зол является как противоположное. Ибо как по рассеянии мрака появляется свет, так вместо каждого из сих зол приходит плод духовный – любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ, исчисленных апостолом. Итак, не блажен ли тот, кто раздает Божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеяния уподобляются великим дарам Божиим?» (Григ. Нисск. «Слов. о блаженств.», в «Хр. чт.» 1842 г., май, стр. 164–165, 169–170, 177–178).

VII. Приготовляй себя предварительно к перенесению вражды. Перед смертью аввы Романа собрались к нему ученики его и спрашивали: «Как нам после тебя управляться?». Старец отвечал им: «Знаю, что никому из вас я не поручал никакого дела, если прежде не положил в ум своем не гневаться, когда слово мое не будет исполнено. Таким образом, все время наше мы прожили в мире» (из «Достопамят. сказ. о подв. свв. и блаж. отцов»).

VIII. Нe стыдись примириться с ближними, если мир нарушен.

Св. Григорий Двоеслов так развивает эту истину: «Мы часто боимся презрения от ближних; нам неприятно переносить словесные обиды; если, паче чаяния, случится ссора с ближним, то мы стыдимся первые приступить к прекращению ее, потому что плотское сердце, желая славы сей жизни, отвергает смирение. И большей частью тот самый человек, который желает примириться с враждующим, стыдится первым идти на примирение. Размыслим о делах истины, чтобы видеть, где лежат дела нашего возвращения. Если мы члены Верховной Главы, то должны подражать Тому, с Кем соединены, ибо что говорит славный проповедник Павел для примера научения нашего? «По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом» (2Кор.5:20). Вот, мы грехом допустили разногласие между нами и Богом; и, несмотря на то, Бог первый послал к нам Своих посланников, чтобы мы, согрешившие, по просьбе их шли к примирению с Богом. Итак, пусть будет стыдно гордости человеческой, пусть всякий приводится в смятение, если первый не приступает к примирению с ближним, когда Сам оскорбленный Бог через Своих посланников умоляет, после нашей виновности, чтобы мы примирились с Ним» (из 32 беседы Григория Двоеслова на Евангелие).

IX. Убеди себя в том, что в происшедшей ссоре более виноват ты, нежели твой соперник. Это миролюбивое настроение души твоей будет целительным бальзамом для твоего врага и скорее всего склонит его душу к миру.

Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, – сказал ему старец, – отчего обидевший тебя брат не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя, – себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? Не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями (Пролог на 17 сент.).

Итак, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе своей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред тобой, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был перед ним по всему прав. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту, как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот, со своей стороны, будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие (из поуч. прот. Род. Путятина).

X. Удаляйся от словопрений и споров. Два инока, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал между собою: «Буду делать только то, что угодно будет брату моему»; равно и другой говорил: «Буду исполнять волю брата моего». Много лет жили они в полном согласии и любви; враг спасения душ человеческих, увидя это, захотел разлучить их. Для этого пришел он и стал у дверей и одному представлялся голубицей, а другому – вороной. Вот один из братьев сказал другому: «Видишь ли этого голубя?» – «Это ворона», – отвечал другой, и начали спорить между собой, один говорит то, другой – другое. Наконец они встали, дрались до крови к полной радости врага и разошлись. Спустя три дня они пришли в самих себя, просили друг у друга прощения, сказали один другому, чем каждому из них представлялась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После этого они жили уже неразлучно до самой смерти (Достоп. сказ. о подв. св. о., стр. 181).

XI. Возлюби молчание. Молчание – вот главнейшее средство к прекращению вражды. «Как скоро искра беспокойного неудовольствия затлилась внутри тебя, – говорит приснопамятный святитель Филарет, митроп. Московский (т. 1, стр. 167), – тотчас возьми осторожность не дать ей внешнего воздуха, чтобы дым не превратился в пламень и пожар не обнял тебя. От чего бы ни произошло твое внутреннее смущение, закрой бережно сосуд твой молчанием и дай ему стоять в терпении, доколе беспокойное брожение кончится, и вино твое очистится»147.

XII. Уступи для достижения христианского мира часть твоих прав, отложивши всякое себялюбие. В этом главнейший образец для всего рода человеческого Сам Сын Божий. «Он, будучи образом Божиим... равным Богу... уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6, 7, 8). Так, Сын Божий, когда было необходимо (чтобы примирить человека с Богом), принимает образ послушного раба, покорно идет на мучительную смерть, хотя мог бы призвать целые легионы Ангелов (Мф.26:53), чтобы защитили Его, но Он отказывается от этого права ради вечного мира.

Представим здесь несколько примеров такой христианской уступчивости.

а) Преподобный Сергий мало того, что отказался от почестей, но сам рубил дрова, будучи игуменом, и носил воду для каждого из братий, чтоб только они в мире и с терпением переносили все трудности пустынной жизни.

б) Однажды в Киево-Печерском монастыре никто не хотел приготовить дров для кухни; тогда келарь Феодор пришел к преподобному Феодосию – игумену монастыря, говоря: «Повели, отче, кому-нибудь из праздных братьев приготовить дров, сколько нужно». Преподобный отвечал: «Вот, я празден, я иду». Было же тогда время обеда. Блаженный игумен повелел всей братии идти к трапезе, сам же взял топор и начал рубить дрова. По окончании трапезы, братия вышла и видит преподобного своего игумена, секущего дрова. Тогда каждый взял топор, и столько приготовили дров, что их достало уже на долгое время» (Жит. пр. от. Антония и Феодосия печер., изд. Киево-П. лавры 1861 г., стр. 53).

Нам трудно и подумать о том, чтобы стать добровольно из домовладельцев слугой, но это-то, скорее всего, может сделать владыку счастливым.

Не напрасно сказано Спасителем: «князи народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:25–27). Этим-то правилом и достигался тот примерный порядок, тот мир несокрушимый в древних христианских обществах, который удивляет и врагов Христа (см. «Воскресн. чт.» за 1891 г., стр. 37–38).

XIII. Смиряй себя для достижения христианского мира. Смирение есть одно из средств к христианскому миру, который чаще всего нарушается людьми гордыми, не стяжавшими смирения. Гордый и самолюбивый человек чуть не в каждом слове готов видеть оскорбление своего достоинства и всегда этим нарушает христианский мир. – Все святые проводили время земной жизни со всяким смиренномудрием и многими слезами и никогда не подавали повода к нарушению христианского мира.

XIV. Не только отказывайся от мщения, но и оказывай расположение к немиролюбивому. Это самое действительное средство к примирению враждующих с нами.

«Побеждай зло добром», – учит слово Божие (Рим.12:21). В самом деле, «если воздано за рану раной, то произойдет двое раненых вместо одного, и, следовательно, зло удвоено, а не прекращено; потому что обиженный, нанеся рану обидчику, не излечит тем своей раны. Обида, нанесенная за обиду, не только не уничтожает зла сделанного, но и не останавливает хода зла, или даже усиливает оное. В ком было довольно зла, чтобы начать обиду, в том, по всей вероятности, еще более найдется оного, чтоб отвечать на взаимную обиду. Таким образом, должна произойти цепь обид; и поскольку каждый, воздающий за обиду, естественно будет стараться сделать соперника менее способным вредить, то всякая дальнейшая обида должна быть тяжелее и убийственнее предыдущей... Итак, отражать силу силой в настоящем случае значило бы делать брань большей, бесконечной, убийственной; а потому надобно делать напротив, благодетельствовать враждующему против нас. «Аще... алчет враг твой, ухлеби eго: аще ли же жаждет, напои его: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его» (Рим.12:20). Нельзя долго держать горящего угля на голове, чтобы не почувствовать жара, хотя бы кто был и самый нечувствительный человек; так и самый упорный из ненавидящих мира недолго останется бесчувственным, если будешь благотворить ему» (из слов. Филар., м. Моск.).

14. Награда за подвиг миротворства

За трудный и великий подвиг христианского миротворения Господь обещает Своим истинным последователям и величайшую награду: они будут наречены сынами Божиими.

Как нужно понимать это обетование?

а) Все истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа, есть истинные христиане, – суть дети или сыны Божии. Об этом ясно и многократно учит все Св. Писание Нового Завета. «Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12–13). «Все вы , – говорит ап. Павел галатийским христианам (Гал.3:26), – сыны Божии по вере во Христа Иисуса». – «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:4–7).

Но если все христиане, как истинные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа, сыны Божии по вере во Христа и по благодати возрождения, то миротворцы христианские имеют на это преимущественное право, ибо они – нравственно совершеннейшие из христиан. Они обладают не только личными нравственными качествами христианских добродетелей, на которые указал Господь в первых шести заповедях евангельских блаженств и без которых никто не может быть последователем Иисуса Христа, но они выполняют еще и те требования, которые Спаситель указал Своим последователям по отношению к их ближним. Все христиане вообще возрождены от Бога через веру в Иисуса Христа (1Ин.5:1) и через Таинство Крещения – водой и Духом (Ин.3:5); миротворцы, кроме того, от Бога мира (2Кор.13:11) возращены еще и любовью, которая одна побуждает их устроять мир между ближними. «Возлюбленные! – пишет св. Иоанн Богослов, – будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1Ин.4:7; ср. 1Ин.3:9–10).

б) «В чем же состоит то блаженство Богоусыновления, которое Господь обещает христианским миротворцам?» Обыкновенно это блаженство принято понимать в смысле Богоуподобления. Так, – у св. Иоанна Златоуста (Бесед. на Ев. Матф., ч. 1, стр. 276), мы читаем: «Миротворцам Господь предоставляет духовную награду. Какую же? – Яко тии сынова Божии нарекутся, так как и Единородный Сын Божий должен был соединить разделенное и примирить враждующее».

По изъяснению св. Григория Нисского, «Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу».

в) Какая же разница между сыновством всех христиан вообще и будущим Богоусыновлением христианских миротворцев в частности? – Чтобы понять это различие и видеть, в чем именно будет заключаться блаженство миротворцев – их будущее Богоусыновление, – нужно иметь в виду, что слово «сын» у евреев, как и у многих других народов, было употребляемо в разных значениях и смыслах. Так, оно обозначало: 1) сына в собственном смысле, 2) потомка вообще (Иисус Христос назывался сыном Давида и сыном Авраама, Закхей – сыном Авраама и т. п.), 3) усыновленное лицо (ср. Деян.7:21; Евр.11:24), 4) лицо духовно возрожденное и самое близкое (ср. напр. 1Пет.5 и др.). Смысл этого слова зависел от существовавших отношений между лицом, называвшимся сыном, и лицом, которое могло быть обозначаемо, как его отец. Ввиду этого слова Спасителя, что миротворцы будут наречены сынами Божиими, нужно понимать в том смысле, что эти христианские подвижники получают весьма великую награду, какую сыны или самые близкие лица могут только получить от Отца Небесного, потому что из всех последователей Иисуса Христа, Истинного Сына Божия Единородного, миротворцы суть самые близкие и присные Богу, Как Его подражатели и Им возрожденные (сост. по кн. «Нагорная проп. о Еванг. блаж.», прот. Т. Буткевича, стр. 213–216).

* * *

142

Слово «сын» на языке Нового Завета (1Пет.5 и др.) означает лицо, духовно возрожденное и самое близкое к Возродившему.

143

Замечание о ложности мнения гр. Л. Толстого, будто мир с людьми нужно приобретать во что бы то ни стало. Что Спаситель постоянно и настойчиво внушал миролюбие, это – бесспорная истина. Но вопрос в том, мог ли допускать и допускал ли Он, чтобы мир с людьми приобретался во что бы то ни стало (как учит гр. Л. Толстой, превратно толкуя всю Нагорную проповедь И. Христа). Грешно даже и ставить такой вопрос, когда речь идет о Богочеловеке и об Его истинном учении. Ведь для водворения мира между некоторыми людьми весьма часто требуется со стороны одних из них пожертвование даже высшими интересами духа, святейшими для человека истинами и величайшим благом его – христианской религией, и потворство самым низменным и дурным вожделениям и действиям наших ближних. Мир, покупаемый такой ценой, есть гнусное и богопротивное явление. Не создать и не упрочить такой мир между людьми пришел И. Христос, а разрушить и сделать его навсегда невозможным для сколько-нибудь последовательных исповедников Своих. Потому-то Он и говорит о Себе: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение... Отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12:51–53). Не ясно ли из этих слов нашего Божественного Учителя, что вполне законен разрыв даже и с самыми кровными родственниками, коль скоро они враждебно относятся к нашим христианским убеждениям и действиям и требуют от нас, в угоду себе, измены самому священному для нас? Все это очевидно само собой. А если это так, то, значит, вполне законен и гнев, вызываемый упорным попранием священного и дорогого для нас (см. соч. проф. Гусева «Основные религиоз, нач. гр. Л. Толстого», стр. 129),

144

Один французский писатель (Мозер) рассказывает о текинцах, этих разбойниках по самой их профессии, что они никогда не бранятся и не дерутся между собой и таким образом весьма хорошо осуществляют толстовские идеи миролюбия в своей среде (см. Revue des deux mondes за 1885 г., см. «Основ. рел. нач. гр. Л. Толстого», А. Гусева, стр. 131).

145

Средства для очищения себя от страстей. В подвиге борьбы против страстей более всего потребны: 1) Присутствие благодати Божией (Флп.2:13), которая да вразумляет и укрепляет нас в этом духовном подвиге. Ибо человек своею силою ничего доброго сделать не может: «Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти». Благодать же приобретается смирением, через непрестанную молитву и Таинства Церкви. – При благодати нужны также свое старание и труды. 2) Имея в сердце своем страх Божий (живое представление вездесущия и правосудия Божия), трезвись и бодрствуй всегда умом твоим, да вразумляемый и укрепляемый благодатью, и вооружаемый молитвой, удобнее можешь поражать мечом слова Божия злые помыслы, влагаемые духом злобы в самом начале их. От трезвения ума сила страстей видимо ослабевает, и злые помыслы, яко дым, исчезают. 3) Убегая праздности, всегда занимайся благословенными трудами и чтением слова Божия, и писаний св. отец, а особливо тех, которые научают подвигу против страстей. 4) Имей духовного наставника, словом и делом вразумить могущего, каким образом против которой вооружаться страсти и чем которую побеждать. Чистосердечно и почасту открывай все свои помышления и сердечные пожелания, дабы он мог тебя вразумлять и утверждать в духовном твоем подвиге; ибо ты «имже... несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете» (Притч.11:14). При искусном наставнике, боримый страстями, никогда не следуй своей воле и разуму, да не падешь увлеченный самочинием; но последуй наставлению, воле и разуму своего наставника. 5) От бесстрашных и развращенных людей удаляйся, да не навыкнешь с ними угождать порочным страстям своим. Также удаляйся и от тех вещей, случаев и причин, которые возбуждают в тебе страсти (например, от многоядения, вина, легкомысленных женщин, рассеянной жизни и чувств. удовольствий). 6) Если побежден будешь какой-либо страстью, не медли ополчиться и восстать на нее взаимно. Ибо легче исторгнуть молодое растение, нежели с корнем вырвать застарелый терн. «Новая еще теплая рана скоро исцеляется; а через долгое время пренебреженные души нашей язвы (страсти) противное тому являют, хотя их и лечить станут» (Леств., лист 147). 7) Хотя и многократно случается тебе от действия страстей преткнуться, но не расслабляй себя отчаянием, а восставая тотчас от падения, опять мужественно против них ополчайся, призывая в помощь Всесильного Бога, и в ходатайство о себе тех святых, которые, бывши некогда подобострастны нам, теми же самыми страстями обладаемы были (см. кн. «Дух.врачев.», изд. 4. Спб. 1889 г., стр. 11).

146

О необходимости терпеливого перенесения причиняемых нам обид. «Быть может, что ты еще не знаешь, – в чем состоит победа над злом? – спрашивает св. Иоанн Златоуст. – Не в том, – отвечает он, – чтобы отомстить злодею достойным образом: но – незлобиво перенести всякую от него обиду. Как? Ты скажешь: я обижен, а ты велишь терпеть это без огорчения; могу ли так делать? – Можешь, если только захочешь, если помыслишь, что через это уподобишься Сидящему на Херувимах: Он тоже был оскорбляем, и терпел; был унижен и поруган, и не мстил; был пригвожден, как злодей, и при этом Он молился за Своих распинателей. И терпел все это Кто и от кого? – Царь славы, Сый – Благословенный Бог от беззаконной Своей твари. Ты же, от земли взятый, если и потерпел что-либо, то разве только укоризненное слово, лишение какой либо части своего имущества; но помысли, что ты нагим вышел из утробы матери, нагим и пойдешь отсюда. Также сравни и прошедшее с настоящим и увидишь, что обидчик твой не сделал тебе настоящего зла, а напротив, избавил тебя от забот, спас душу твою от ежедневных тревог, на свою же навлек бездну всякого зла: если отнял у тебя имущество, то взял и грехи твои, как случилось с Гиезием, принявшим на себя проказу Неемана, когда выманил у него серебро его. Каких же благ не отдал бы ты, чтобы только отпущены были грехи твои? И это ты можешь получить, если только будешь терпелив и не станешь проклинать обидчика» (Из творений св. Иоанна Златоуста).

147

Польза безмолвия. Св. подвижники не находят слов для восхваления безмолвия. Так, например, Исаак Сирин говорит: «Возлюби безмолвие гораздо паче дел, ибо печаль умная превосходит и телесный труд». Не без причины советует тот же любобезмолвный отец, научая блаженному житию: «Паче всего возлюби молчание; сперва усильно принуждай себя к нему, и тогда родятся в душе удовольствие, которое насильно повлечет тебя к молчанию. Если же начнешь сим способом охранять свое жительство в Боге, то не умею и сказать, сколько света воссияет душе твоей». а) Кто хранит молчание, того душа постоянно беседует с Богом; помыслы чистого ума и желания боголюбивого сердца суть не что иное, как тайные гласы, коими прославляется Испытующий сердца и утробы. Арсений Великий, когда спрашивали его: почто удаляешься от людей? – отвечал: «Не могу быть вместе с Богом и людьми». Значит безмолвие, или молчание и уединение, сближает человека с Богом, а беседа с людьми разлучает. б) Кроме любви к Богу, в безмолвии совершенствуется и любовь к ближнему, как возвещает тот же учитель безмолвной жизни: «Хочешь ли приобресть в душе своей любовь к ближним? – Удались от всякого ближнего, и тогда возгорится в тебе пламень любви ко всякому ближнему, и радоваться будешь при узрении его, как при виде Ангела Божия». – «Для того и надобно нам никуда не выходить, – продолжает учить тот же отец, – чтобы не знать худых дел человеческих, и тогда, в неведении о них, во всех увидим людей добрых и святых». в) От безмолвия вот еще какая польза для души: покуда человек не отстранится от бесед с суетными людьми и не станет углубляться в откровение Господне – не увидит опасности своего положения. Кто же усмотрит погибель души своей и будет проливать о ней слезы, тот, по словам Исаака Сирина, лучше сподобившегося увидеть Ангела. И потому сей отец святой говорит: «Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие; ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства». г) От многоглаголания, как сказано в Писании, «не избежиши греха» (Притч.10:19); безмолвие же предохраняет от греха словом, которым так часто согрешает каждый, из-за злоупотребления которым так часто нарушается между людьми христианский мир (Г. Д.).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle