Кондак

Аудио-версия статьи

***

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента) – неболь­шое пес­но­пе­ние (в одну-две строфы), в парал­лель тро­парю рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность празд­ника.

Тро­парь празд­ника рас­кры­вает его сущ­ность и вос­пе­вает его. Тро­парь, посвя­щен­ный свя­тому, рас­кры­вает осо­бен­но­сти подвига свя­того, про­слав­ляет его житие и свя­тость. Кондак, вос­пе­вая то же собы­тие или то же свя­щен­ное лицо, допол­няет, раз­ви­вает основ­ную тему тро­паря.

Это можно наглядно уви­деть, срав­ни­вая тро­парь и кондак кон­крет­ного празд­ника. При­ве­дём пример тро­паря и кондака Пасхи:

Тро­парь: Хри­стос воскре́се из мерт­вых, смер­тию смерть поправ, и сущим во гробех живот даро­вав.

Кондак: Аще и во гроб снизше́л еси, Без­смертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Побе­ди­тель, Христе Боже, жена́м миро­но­си­цам веща́вый: Радуй­теся!, и Твоим апо­сто­лом мир да́руяй, падшим подая́й вос­кре­се­ние.

В каноне поме­ща­ется после 6‑й песни и сопро­вож­да­ется икосом.

Древ­ние кондаки – мно­го­строф­ные (ок. 20–30) поэмы. Строфы объ­еди­ня­лись единым рефре­ном и единым мет­ри­че­ским сло­же­нием. Первая строфа явля­лась вступ­ле­нием, послед­няя – обоб­ще­нием нази­да­тель­ного харак­тера. Строфы читал кано­нарх, рефрен пел народ.

Осно­во­по­лож­ни­ком конда­ков явля­ется Роман Слад­ко­пе­вец (556г.), непре­взой­ден­ный автор боль­шин­ства конда­ков…

***

«Осно­ва­те­лем такого рода цер­ков­ной песни счи­та­ется прп. Роман Слад­ко­пе­вец (VI в.), сириец, певец Кон­стан­ти­но­поль­ской св. Софии, и первым конда­ком его, по пре­да­нию, спетым по осо­бому небес­ному вдох­но­ве­нию, был кондак на Рож­де­ство Хри­стово «Дева днесь», – разъ­яс­няет М. Ска­бал­ла­но­вич. – К этому кондаку при­ло­жены 24 икоса с тем же заклю­че­нием, что в кондаке: «Отроча младо Пре­веч­ный Бог», име­ю­щие акро­стих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (сми­рен­ного Романа гимн); число 24 соот­вет­ствует коли­че­ству букв греч. алфа­вита и имеет соот­вет­ствие в пс. 118, состо­я­щем из 22 отде­лов, начи­на­ю­щихся по порядку всеми бук­вами еврей­ского алфа­вита. Еще более соот­вет­ствуют постро­е­нию этого псалма кондак и икосы Бла­го­ве­ще­нию, состав­ля­ю­щие так назы­ва­е­мый ака­фист, рас­по­ло­жен­ные по алфа­виту и при­пи­сы­ва­е­мые раз­ными иссле­до­ва­те­лями то прп. Роману, то пат­ри­арху Кон­стан­ти­но­поль­скому Сергию I (610–638 г.), то его рефе­рен­да­рию и диа­кону св. Софии Геор­гию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытес­ня­ется кано­ном. Число строф кондака сокра­ща­ется. В совре­мен­ном бого­слу­же­нии сохра­ни­лись две строфы, назы­ва­е­мые конда­ком и икосом, кото­рые чита­ются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак чита­ется на часах. Исклю­че­ние состав­ляет сохра­нив­шийся полным кондак, кото­рый поется и чита­ется при отпе­ва­нии свя­щен­ника или архи­ерея.

Конда­ками также назы­ва­ются строфы ака­фи­ста.

«Кондак, в его тепе­реш­нем облике и объеме – неболь­шое пес­но­пе­ние в одну-две строфы, очень похо­жее на тро­парь и даже у рус­ских поемое по тро­пар­ной мело­дии и поме­ща­е­мое после 6‑ой или после 3‑ей песни канона. Оно повто­ря­ется и на литур­гии, и на пове­че­рии. Совсем иное пред­став­лял собою кондак по своему про­ис­хож­де­нию и древ­нему упо­треб­ле­нию. Исто­рия его поучи­тельна, хотя и не вполне еще изу­чена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον неко­то­рые про­из­во­дят от κόνταζ (как его умень­ши­тель­ное) – «копье»; но веро­ят­нее про­из­во­дить его от κοντός – палочка, на кото­рую нама­ты­вался свиток пер­га­мента, назы­вав­шийся ίλητάριον. Сбор­ники та­ких «конда­ков» назы­ва­ются конда­ка­ри­ями.

Но если в наших совре­мен­ных бого­слу­жеб­ных книгах это пес­но­пе­ние зани­мает самое скром­ное место и теря­ется в обшир­ных песнях канона, то в древ­но­сти, до появ­ле­ния кано­нов, кондак зани­мал совер­шенно исклю­чи­тель­ное место в суточ­ном и годич­ном бого­слу­же­нии. Он вовсе не огра­ни­чи­вался одной стро­фой, а пред­став­лял собою само­сто­я­тель­ное и боль­шое поэ­ти­че­ское про­из­ве­де­ние, так сказ., целую бого­слов­скую поэму. Древ­ний кондак в его клас­си­че­ском облике – это цепь из 20–30 строф, посте­пенно раз­ви­ва­ю­щих одну общую тему. В этой поэме надо раз­ли­чать сле­ду­ю­щие состав­ные части: началь­ная строфа, κουκούλιον, напи­сан­ная одним, необыч­ным для всего про­из­ве­де­ния, раз­ме­ром; икосы, числом чаще всего 24, напи­сан­ные одним общим для всех их раз­ме­ром; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот явля­ется послед­ней фразой всту­пи­тель­ной строфы, «кукуля». Ини­ци­алы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акро­стих, «крае­гра­не­сио». Икос, οίκος, по-гре­че­ски значит «дом». Как пока­зало науч­ное иссле­до­ва­ние, кондаки пер­во­на­чально про­ис­хож­де­ния сирий­ского; а по-сирий­ски «Deth» – дом – может озна­чать и строфа; точно также, как по-ита­льян­ски «Stanza» значит и строфа и ком­ната. Таким обра­зом, весь кондак фигу­рально упо­доб­ля­ется боль­шой постройке, чер­тогу, постро­ен­ному по осо­бому плану с мно­же­ством отдель­ных комнат.

Пре­да­ние свя­зы­вает про­ис­хож­де­ние конда­ков с именем преп. Романа Слад­ко­певца, совре­мен­ника импер. Ана­ста­сия I (491–518). Этот поэт был, пови­ди­мому, про­ис­хож­де­ния сирий­ского, родом из Верита (Бей­рута). Кондаки его пред­став­ляют сложно постро­ен­ную бого­слов­скую поэму. И дей­стви­тельно, кондаки Романа Слад­ко­певца во многом схожи с про­по­ве­дями. Так как их содер­жа­ние не было свя­зано ни с какой зара­нее данной темой, как это потом слу­чи­лось с кано­нами, при­вя­зан­ными по содер­жа­нию своих песен биб­лей­ским, то кондаки поз­во­ляли их автору сво­бодно раз­ви­вать свою тему. Твор­че­ское даро­ва­ние поэта сво­бодно созда­вало образы, раз­ви­вало основ­ную мысль празд­ника или жития дан­ного свя­того, бого­слов­ство­вало в стихах.

Со вре­ме­нем, под вли­я­нием вхо­див­шего в обиход канона, тоже литур­ги­че­ской поэмы, но уже с зара­нее дан­ными рам­ками для каждой песни, при­уро­чен­ными к песням биб­лей­ским, кондак посте­пенно стал усту­пать место новому облику цер­ков­ного пес­но­твор­че­ства и был им почти совер­шенно вытес­нен».

Наш тепе­реш­ний кондак, как уже ска­зано, мало чем отли­ча­ется от тро­паря. Дей­стви­тельно, при беглом на него взгляде, он, также как и тро­парь, гово­рит о данном празд­нике или святом. Это и неуди­ви­тельно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», кото­рая дает только основ­ную тему, а все ее раз­ви­тие, весь бого­слов­ский и поэ­ти­че­ский узор исчез из вни­ма­ния совре­мен­ных бого­моль­цев. Но все же при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии можно заме­тить и неко­то­рое раз­ли­чие. Как ука­зы­вает Ска­бал­ла­но­вич, кондак дает обычно другую сто­рону празд­ну­е­мого собы­тия, чем тро­парь: если тро­парь дает кар­тину внеш­ней сто­роны собы­тия, то кондак – внут­рен­ней или наобо­рот; кроме того, кондак это собы­тие изоб­ра­жает полнее. При­ме­ром могут послу­жить кондаки и тро­пари Рож­де­ства Хри­стова, Кре­ще­ния, Воз­не­се­ния, Пре­об­ра­же­ния.

Самые позд­ние по про­ис­хож­де­нию кондаки, это – кондаки и икосы вос­крес­ные. О них упо­ми­на­ется только в руко­пи­сях XI в., а нынеш­него своего места они не имеют в неко­то­рых руко­пи­сях и XVI в., как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич. Этих вос­крес­ных конда­ков нет еще в Евер­ге­ти­дском уставе и в Сту­дий­ском. Их заме­нял тогда или кондак свя­того минеи, или седа­лен».

Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия.

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки