Моногенизм

( Моногенизм 2 голоса: 5 из 5 )

Моногени́зм — учение о единстве происхождения человеческого вида, подтверждённое рядом научных концепций, но главное — имеющее твёрдое и бесспорное основание в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов; сообразно этому воззрению все человеческие расы рассматриваются не иначе как внутривидовые подразделения, а все без исключения люди — как обладатели полноты одного (и того же) человеческого естества.

В чём, относительно участи в вечности, состоит влияние одних людей на других?

Наиболее явственно такое влияние проявляется в области непосредственных межличностных отношений. В раннем детстве человек испытывает влияние со стороны родителей, затем — воспитателей, учителей. В продолжении всей сознательной жизни воспринимает воздействие со стороны широкого круга людей: родственников, знакомых, товарищей, друзей.

Большое воздействие на формирование личности оказывают многочисленные традиции: религиозные, культурные, общественные.

Все эти факторы вкупе способствуют или препятствуют развитию тех или иных добрых или греховных черт, сказываясь на земной, а в конечном итоге и вечной жизни.

Помимо перечисленных обстоятельств большое влияние на судьбу каждого человека оказывает родовой или наследственный фактор. 

Иногда роль наследственного фактора обнаруживается с большей очевидностью, чем роль внешнего воздействия. Одним из самых убедительных примеров в этом отношении служит нездоровье детей, рождённых от наркоманов, токсикоманов или хронических алкоголиков.

Протоиерей Олег Стеняев рассказывал: «Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи эти дети, мне отвечали: сын алкоголика, сын наркомана и так далее. Грех – это не твое личное дело. Когда церковь говорит: “Не греши, старайся исправиться!”, то имеется в виду следующее: если исправишься ты, исправится и ситуация вокруг тебя. Не можешь уладить какие-то конфликты в семье – иди в храм, на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах. Это будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своему дому, своей семье».

В некоторых случаях выявить и оценить степень влияния наследственного фактора на человека бывает крайне затруднительно. Положим, это бывает тогда, когда человек связан с греховной средой и происхождением, и через воспитание. В этом случае на его нравственность влияет не только наследственность, но и множество внешних условий. Какое именно из них является преобладающим, это — вопрос.

Наиболее очевидным подтверждением воздействия наследственного фактора на человека является присущий всем людям, потомкам Адама и Евы (за исключением Христа), первородный грех.

Особое значение в деле влияния социума на вечную участь того или иного человека имеют посмертные молитвы и совершение в память об умершем добрых дел. Важность такого попечения о грешниках сложно переоценить. Это подтверждается как Священным Писанием, так и многовековым опытом Церкви.

Наконец, на вечную жизнь человека влияют и души почивших святых, к которым мы обращаемся в наших молитвах.

Возможно ли преодолеть влияние наследственного фактора?

Ни наследственный, ни какой-либо внешний фактор не может служить безусловным и непреодолимым препятствием для стяжания праведности и соединения человека с Богом.

Из библейской истории нам известно множество примеров, когда от одних и тех же родителей происходили дети с диаметрально противоположными нравственными качествами. Это Авель и Каин, Иаков и Исав, Иосиф и его братья-предатели. Подобными примерами богата и светская история.

Фактор наследственности всего лишь воздействует на нравственность человека, однако не лишает его свободы произволения, не блокирует разум, не парализуют нравственное чувство.

При помощи Всемогущего Творца человек в состоянии победить любой грех, раскрыть присущие его естеству черты образа Божьего, развить индивидуальные дарования, приобрести и взрастить добродетели.

Была ли у Адама жена, предшествовавшая Еве?

Ряд представителей современных «религиозных» течений, в том числе адепты «сатанизма», опираясь на сведения, почерпнутые из древних литературных памятников и более поздние интерпретации этих сведений, настаивают: первой женой Адама была не Ева, а некая Лилит; отказавшись слушаться мужа, она пошла на сознательный разрыв отношений и переселилась в другую страну; в результате, по воле Божьей, у Адама и появилась вторая жена — Ева. Утверждают, что Лилит была создана из земли, как и Адам; что именно она, а не Ева, стала матерью Каина ).

Священное Писание Ветхого Завета не даёт для такого предположения ни малейших намёков и однозначно свидетельствует о Еве как о первой женщине вообще и вместе как о втором человеке, созданном Богом из ребра первого и единственного существовавшего тогда человека, Адама (Быт.2:22). Как Адам именуется родоначальником всех людей, так и Ева названа матерью всех живущих (Быт.3:20).

В Новом Завете единство происхождения человеческого рода от единого корня зафиксировано не менее чётко: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян.12:26).

Почему Бог сотворил жену не из земли, а из ребра Адама?

Ева была сотворена Богом после того, как Адам, дав имена животным, осознал необходимость в таком друге и помощнике, который был бы особенно близок ему по способностям, с кем он мог бы общаться, как бы «на равных» (Быт.2:20). Факт того, что жена создана из ребра Адама, побуждал его изначально смотреть на жену не как на соперника, но, словно бы, как на часть самого себя: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23).

Применительно именно к этому факту Писание впервые употребляет распространенную ныне формулу единства супругов, прочности супружеского союза, основанного на любви: «и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Во времена Нового Завета это положение подтвердил Господь Иисус Христос (Мк.10:8). На него же, обращаясь к Ефесянам, опирался святой апостол Павел (Еф.5:31).

В нравственном отношении значимость происхождения всех людей (в том числе праматери) от единого источника усматривается в том, что по сути все люди должны относиться друг к другу как братья, чего не скажешь ни о древнем, ни о современном обществе. Виной всему являет грех. Вспомним, что первый же сын Адама и Евы, Каин, проявил к брату, Авелю, настолько враждебные чувства, что сделался братоубийцей, и в результате был проклят Богом. Хам, вскоре после потопа, проявил неуважение к отцу. А единоплеменники Спасителя, не приняли Его и убили, несмотря на то, что именно к Его Пришествию их готовили закон и пророки.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru