Моно­ге­низм

Моногени́зм — учение о един­стве про­ис­хож­де­ния чело­ве­че­ского вида, под­твер­ждён­ное рядом науч­ных кон­цеп­ций, но глав­ное — име­ю­щее твёр­дое и бес­спор­ное осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого и Нового Заве­тов; сооб­разно этому воз­зре­нию все чело­ве­че­ские расы рас­смат­ри­ва­ются не иначе как внут­ри­ви­до­вые под­раз­де­ле­ния, а все без исклю­че­ния люди — как обла­да­тели пол­ноты одного (и того же) чело­ве­че­ского есте­ства.

***

В чём, отно­си­тельно участи в веч­но­сти, состоит вли­я­ние одних людей на других?

Наи­бо­лее явственно такое вли­я­ние про­яв­ля­ется в обла­сти непо­сред­ствен­ных меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. В раннем дет­стве чело­век испы­ты­вает вли­я­ние со сто­роны роди­те­лей, затем — вос­пи­та­те­лей, учи­те­лей. В про­дол­же­нии всей созна­тель­ной жизни вос­при­ни­мает воз­дей­ствие со сто­роны широ­кого круга людей: род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых, това­ри­щей, друзей.

Боль­шое воз­дей­ствие на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ока­зы­вают мно­го­чис­лен­ные тра­ди­ции: рели­ги­оз­ные, куль­тур­ные, обще­ствен­ные.

Все эти фак­торы вкупе спо­соб­ствуют или пре­пят­ствуют раз­ви­тию тех или иных добрых или гре­хов­ных черт, ска­зы­ва­ясь на земной, а в конеч­ном итоге и вечной жизни.

Помимо пере­чис­лен­ных обсто­я­тельств боль­шое вли­я­ние на судьбу каж­дого чело­века ока­зы­вает родо­вой или наслед­ствен­ный фактор. 

Иногда роль наслед­ствен­ного фак­тора обна­ру­жи­ва­ется с боль­шей оче­вид­но­стью, чем роль внеш­него воз­дей­ствия. Одним из самых убе­ди­тель­ных при­ме­ров в этом отно­ше­нии служит нездо­ро­вье детей, рож­дён­ных от нар­ко­ма­нов, ток­си­ко­ма­нов или хро­ни­че­ских алко­го­ли­ков.

Про­то­и­е­рей Олег Сте­няев рас­ска­зы­вал: “Недавно мне дове­лось посе­тить интер­нат для сла­бо­раз­ви­тых детей, детей с атро­фи­ро­ван­ными конеч­но­стями, кото­рые ползли нам навстречу за рож­де­ствен­скими подар­ками. И когда я спра­ши­вал, чьи эти дети, мне отве­чали: сын алко­го­лика, сын нар­ко­мана и так далее. Грех – это не твое личное дело. Когда цер­ковь гово­рит: “Не греши, ста­райся испра­виться!”, то име­ется в виду сле­ду­ю­щее: если испра­вишься ты, испра­вится и ситу­а­ция вокруг тебя. Не можешь ула­дить какие-то кон­фликты в семье – иди в храм, на испо­ведь, рас­скажи свя­щен­нику о своих про­бле­мах. Это будет самая лучшая помощь, кото­рую ты можешь ока­зать своему дому, своей семье”.

В неко­то­рых слу­чаях выявить и оце­нить сте­пень вли­я­ния наслед­ствен­ного фак­тора на чело­века бывает крайне затруд­ни­тельно. Поло­жим, это бывает тогда, когда чело­век связан с гре­хов­ной средой и про­ис­хож­де­нием, и через вос­пи­та­ние. В этом случае на его нрав­ствен­ность влияет не только наслед­ствен­ность, но и мно­же­ство внеш­них усло­вий. Какое именно из них явля­ется пре­об­ла­да­ю­щим, это — вопрос.

Наи­бо­лее оче­вид­ным под­твер­жде­нием воз­дей­ствия наслед­ствен­ного фак­тора на чело­века явля­ется при­су­щий всем людям, потом­кам Адама и Евы (за исклю­че­нием Христа), пер­во­род­ный грех.

Особое зна­че­ние в деле вли­я­ния соци­ума на вечную участь того или иного чело­века имеют посмерт­ные молитвы и совер­ше­ние в память об умер­шем добрых дел. Важ­ность такого попе­че­ния о греш­ни­ках сложно пере­оце­нить. Это под­твер­жда­ется как Свя­щен­ным Писа­нием, так и мно­го­ве­ко­вым опытом Церкви.

Нако­нец, на вечную жизнь чело­века влияют и души почив­ших святых, к кото­рым мы обра­ща­емся в наших молит­вах.

Воз­можно ли пре­одо­леть вли­я­ние наслед­ствен­ного фак­тора?

Ни наслед­ствен­ный, ни какой-либо внеш­ний фактор не может слу­жить без­услов­ным и непре­одо­ли­мым пре­пят­ствием для стя­жа­ния пра­вед­но­сти и соеди­не­ния чело­века с Богом.

Из биб­лей­ской исто­рии нам известно мно­же­ство при­ме­ров, когда от одних и тех же роди­те­лей про­ис­хо­дили дети с диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ными нрав­ствен­ными каче­ствами. Это Авель и Каин, Иаков и Исав, Иосиф и его братья-пре­да­тели. Подоб­ными при­ме­рами богата и свет­ская исто­рия.

Фактор наслед­ствен­но­сти всего лишь воз­дей­ствует на нрав­ствен­ность чело­века, однако не лишает его сво­боды про­из­во­ле­ния, не бло­ки­рует разум, не пара­ли­зуют нрав­ствен­ное чув­ство.

При помощи Все­мо­гу­щего Творца чело­век в состо­я­нии побе­дить любой грех, рас­крыть при­су­щие его есте­ству черты образа Божьего, раз­вить инди­ви­ду­аль­ные даро­ва­ния, при­об­ре­сти и взрас­тить доб­ро­де­тели.

Была ли у Адама жена, пред­ше­ство­вав­шая Еве?

Ряд пред­ста­ви­те­лей совре­мен­ных «рели­ги­оз­ных» тече­ний, в том числе адепты «сата­низма», опи­ра­ясь на све­де­ния, почерп­ну­тые из древ­них лите­ра­тур­ных памят­ни­ков и более позд­ние интер­пре­та­ции этих све­де­ний, наста­и­вают: первой женой Адама была не Ева, а некая Лилит; отка­зав­шись слу­шаться мужа, она пошла на созна­тель­ный разрыв отно­ше­ний и пере­се­ли­лась в другую страну; в резуль­тате, по воле Божьей, у Адама и появи­лась вторая жена — Ева. Утвер­ждают, что Лилит была создана из земли, как и Адам; что именно она, а не Ева, стала мате­рью Каина).

Свя­щен­ное Писа­ние Вет­хого Завета не даёт для такого пред­по­ло­же­ния ни малей­ших намё­ков и одно­значно сви­де­тель­ствует о Еве как о первой жен­щине вообще и вместе как о втором чело­веке, создан­ном Богом из ребра пер­вого и един­ствен­ного суще­ство­вав­шего тогда чело­века, Адама (Быт.2:22). Как Адам име­ну­ется родо­на­чаль­ни­ком всех людей, так и Ева названа мате­рью всех живу­щих (Быт.3:20).

В Новом Завете един­ство про­ис­хож­де­ния чело­ве­че­ского рода от еди­ного корня зафик­си­ро­вано не менее чётко: «От одной крови Он про­из­вел весь род чело­ве­че­ский для оби­та­ния по всему лицу земли» (Деян.12:26).

Почему Бог сотво­рил жену не из земли, а из ребра Адама?

Ева была сотво­рена Богом после того, как Адам, дав имена живот­ным, осо­знал необ­хо­ди­мость в таком друге и помощ­нике, кото­рый был бы осо­бенно близок ему по спо­соб­но­стям, с кем он мог бы общаться, как бы «на равных» (Быт.2:20). Факт того, что жена создана из ребра Адама, побуж­дал его изна­чально смот­реть на жену не как на сопер­ника, но, словно бы, как на часть самого себя: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23).

При­ме­ни­тельно именно к этому факту Писа­ние впер­вые упо­треб­ляет рас­про­стра­нен­ную ныне фор­мулу един­ства супру­гов, проч­но­сти супру­же­ского союза, осно­ван­ного на любви: «и будут [два] одна плоть» (Быт.2:24). Во вре­мена Нового Завета это поло­же­ние под­твер­дил Гос­подь Иисус Хри­стос (Мк.10:8). На него же, обра­ща­ясь к Ефе­ся­нам, опи­рался святой апо­стол Павел (Еф.5:31).

В нрав­ствен­ном отно­ше­нии зна­чи­мость про­ис­хож­де­ния всех людей (в том числе пра­ма­тери) от еди­ного источ­ника усмат­ри­ва­ется в том, что по сути все люди должны отно­ситься друг к другу как братья, чего не ска­жешь ни о древ­нем, ни о совре­мен­ном обще­стве. Виной всему являет грех. Вспом­ним, что первый же сын Адама и Евы, Каин, про­явил к брату, Авелю, настолько враж­деб­ные чув­ства, что сде­лался бра­то­убий­цей, и в резуль­тате был про­клят Богом. Хам, вскоре после потопа, про­явил неува­же­ние к отцу. А еди­но­пле­мен­ники Спа­си­теля, не при­няли Его и убили, несмотря на то, что именно к Его При­ше­ствию их гото­вили закон и про­роки.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки